Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыПо предмету "Духовное краеведение Подмосковья", проведенное с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей по теме: «Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»

по предмету "Духовное краеведение Подмосковья", проведенное с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей по теме: «Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»

Скачать материал

Древнерусское зодчество:

внешний вид и духовный смысл православного храма

(На уроке духовного краеведения Подмосковья)

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть отражение догматов христианства в памятниках древнерусского зодчества на основе изучения внешнего облика и внутреннего устройства православного храма.

Средства обучения:

   учебное пособие «Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие))». Под. редакцией JI.H. Антоновой. М., 2007.»

   иллюстративный материал «Храмы древней и средневековой Руси»

   атлас Московской области

   раздаточный материал «Устройство православного храма»

План урока:

1.Организационный момент

2.Проверка знаний

3.Изучение нового материала

4.Закрепление

5.Домашнее задание

Проверка знаний по материалу урока «Символы христианской культуры» организуется в форме фронтальной беседы по вопросам домашнего задания:

1.Назовите с какими символами христианского искусства мы познако­мились на прошлом уроке. Учащиеся должны назвать крест, голубь, нимб, рыба.

2.Объясните значение слова «символ» в христианской культуре. Уча­щиеся воспроизводят определение, данное в учебном пособии и выпи­санное в тетрадь.

3.Какой из символов христианской культуры самый главный? Почему? Учащиеся говорят, что главным символом христианской религии и культуры является крест — символ искупительной жертвы Иисуса Христа и воспроизводят материал в рамках учебного текста и до­полнительного материала пособия.

Изучение нового материала: Подготовка к изучению нового материала учащимися включает в себя актуализацию тех отрывочных знаний о христиан­ском храме, которые учащиеся уже получили из кура Духовное краеведение Подмосковья и привлечение их личного опыта.

Учитель в небольшом вводном слове определяет для учащихся тему урока «Православный храм» и говорит им о том, что в течение занятия они узнать как и почему именно так устроен христианский храм, увидят и научаться понимать не только внешнюю красоту древнерусского зодчества, но и внутренний глубинный смысл христианского храма как образа мира земного и мира Небесного.

Для активизации познавательного интереса учащихся учитель ставит перед учениками проблемное задание:

Ученики нашей школы по моей просьбе провели небольшое исследова­ние. Они задали один и тот же вопрос ученикам, учителям и родителям: «Что такое древнерусский храм?» и получили следующие ответы:

1.Храм - это памятник русской культуры, который надо бережно со­хранить.

2.Храм - это дом Бога.

3.Храм - один из символов христианской веры.

4.Храм - место, где священник совершает богослужение.

Как ты считаешь, какой из ответов правильно и точно отражает смысл и значение храма в русской православной культуре?

В ходе обсуждение учащиеся приходят к выводу, что все представленные ответы верны. Варианты должны быть записаны на доске под темой урока, что­бы в течение всего занятия быть перед глазами учащихся и мотивировать их к размышлению.

После выполнения проблемного задания учитель рассказывает учащимся историю возникновения христианских храмов.

История возникновения христианских храмов восходит к такому важ­нейшему событию, как Тайная вечеря Иисуса Христа со своими учениками. Так как история Нового Завета уже изучалась, учитель может предложить кому-нибудь учеников кратко описать это событие или повторяет рассказ о нем сам.

Так были заложены основы христианского храма как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, совершение таинств и христианского богослужения. Во времена распространение христианства в Римской империи местом молитвенных собраний христиан служили дома богатых верующих или особые постройки в их имениях - базилики. Это большие прямоугольные зда­ния с плоским потолком и двускатной крышей, украшенное изнутри и снаружи рядами колонн. С одной из меньших сторон имелся вход, а с противоположной стороны здания полукруглая ниша - абсида.

Однако гонения на христиан заставили их искать более безопасные места Для собраний и богослужений. Такими местами стали катакомбы - большие подземелья, в стенах которых хоронили умерших. По размерам они делились на кубикулы - небольшие квадратные помещения, похожие на часовни, крипты - помещения средних размеров, предназначенные не только для погребений, но и для собраний и богослужений и самые большие по размерам подземные храмы – капеллы.

Подземный христианский храм представлял собой прямоугольное поме­щение, с восточной стороны которого устраивалась обширная полукруглая ни­ша, отделенная от остального храма решеткой. Затем следовала средняя часть храма, где собирались верующие, и отдельная часть для тех, кто еще не прошел обряд крещения (их называли оглашенными) и кающихся. С тех давних пор все христианские храмы устраивают точно также.

Рассказ учителя может сопровождаться показом иллюстраций с изо­бражениями подземных храмов и базилик.

По окончании рассказа учитель предлагает ученикам записать названия древних христианских храмов в тетрадях.

Строительство православных храмов на Руси началось с принятием хри­стианства. Первые русские храмы строились по образцу храма Святой Софии в Константинополе. Рассмотрим подробнее их внутреннее устройство.

Учащимся предлагается самостоятельная практическая работа с разда­точным материалом: Начертить в тетрадях план православного храма и выпи­сать основные элементы его внутреннего устройства (см. приложение 1).

По окончании самостоятельной практической работы учитель подробно рассказывает о самой важной части храма - алтаре. Для христиан это место особого присутствия Божиего и символ Царствия Небесного. В центре алтаря находиться Святой Престол, символизирующего собой гроб Самого Спасителя.

Здесь уместно спросить у учащихся кого и почему в христианской куль­туре именуют Спасителем.

После ответа учитель продолжает рассказ и говорит о том, что слово ал­тарь в переводе с латыни означает возвышенное место. И действительно во всех христианских храмах алтарь расположен выше основной части храма, где находятся верующие.

В середине абсиды, напротив престола находиться возвышение, которое называют «Горнее место», на котором во время богослужения незримо присут­ствует Господь. Справа от Горнего места располагается жертвенник. В той части храма совершается главное таинство христианства - Таинство Причащения.

Алтарь отделен от остальной части храма (ее называют еще четверик) специальной алтарной преградой - иконостасом. Почему? Мы уже говорили, что христианский храм символизирует вселенную: мир земной и мир Небес­ный. Учитель предлагает учащимся подумать над вопросом:

                             Как вы думаете, какая часть храма является символом мира Небесно­го? Почему она с древности отделялась от остальной части храма?

Далее учитель зачитывает учащимся слова Павла Флоренского:

«Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не казался для нас как ничто. Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма...»

В центре алтарной преграды расположены широкие двери - Царские вра­та. Через них присутствующие на богослужении верующие могут видеть Свя­той престол и Горнее место.

Далее учитель предлагает ученикам совершить воображаемое путешест­вие в христианский храм с помощью текста учебника. Но прежде чем совершить

наше путешествие, говорит он, следует запомнить правила поведения в

                       Находясь в храме следует вести себя тихо. Шум, посторонние разгово­ры, смех, хождение оскорбляют святость этого места.

                       В храме мужчины снимают головные уборы, а женщины напротив должны входить в храм с покрытой головой.

А теперь давайте войдем в храм. Учитель предлагает кому-нибудь из уче­ников с хорошей дикцией и умеющему читать выразительно прочесть текст о внутреннем убранстве храма (с. 73-74). Если ученики плохо читают, лучше прочесть текст самому.

После прочтения текста учитель спрашивает учеников:

                         Какие чувства они испытали посетив храм? Почему?

                         Почему в храме красиво? Как он украшен?

Далее учащиеся по рисунку в раздаточном материале (приложение 2) знакомятся с правилами украшения храма - канонами. Работа с рисунком со­провождается комментариями учителя.

По окончании работы учитель предлагает записать в словарь новые слова и понятия, изученные на этом уроке:

Алтарь

Четверик

Иконостас

Клирос

Канон

Изучив внутренне устройство храма и узнав о его духовном смысле, об­ратимся к внешнему облику русских православных храмов. Не смотря на то, что внутренне устройство храма, следуя древней традиции и священному смыслу, подчинено строгому порядку, по внешнему своему облику православ­ные храмы очень разнообразны и красивы.

Внимание учащихся обращается на иллюстративный материал «Храмы древней и средневековой Руси», представленный на доске.

На основании этого материала учитель кратко характеризует различные архитектурные стили храмов Руси (крестово-купольный, шатровый, нарышкин­ское барокко), так как этот материал уже знаком ученикам из курса истории и МХК.

Основное внимание уделяется символичности облика этих построек:

         Однокупольный храм — символ единства Бога, совершенство творения

         Два купола символизируют двойственную природу Иисуса Христа

         Три — Святую Троицу

         Четыре купола — символ четырех евангелистов

         Пять с одним возвышающимся - Христос и 4 евангелиста

         Семь — 7 таинств Церкви

 

Не только количество куполов, но сама форма построек имела символи­ческое значение:

              Храмы, имевшие в плане форму креста (крестово-купольные) символизи­ровали Крест Христов

              Храмы, имевшие в плане форму круга, символизировали Вечность Церк­ви (круг - символ вечности)

              Храмы, в виде восьмиугольной звезды - Вифлеемскую звезду

              Строились храмы в виде прямоугольника - символ корабля.

Учитель предлагает ученикам внимательно рассмотреть фотографии пра­вославных храмов, представленные в пособии и ответить на вопросы:

                   Каков облик православных храмов? Почему они красивые?

                   Несмотря на разнообразие архитектуры, по каким архитектурным осо­бенностям мы сразу узнаем православный храм? (купола, кресты)

Учитель обращает внимание учащихся и на другие общие элементы в ар­хитектуре православных храмов, предлагает им прочитать их правильные на­звания на стр. 73 учебника и внимательно рассмотреть рисунок схему на стр 72.

После выполнения этого задания учащимся предлагается записать эти термины в тетрадь, дополнив словарь урока.

Закрепление нового материала:

Учащиеся предлагается выбрать один из православных храмов, изобра­женных на иллюстрациях учебника или на иллюстративном материале «Храмы древней и средневековой Руси», представленном на доске и написать неболь­шое сочинение по теме: «Православный храм».

Предполагается, что при выполнении этой работы учащиеся используют все новые знания полученные на уроке, осмыслят и обобщат их.

Учитель при проверке этого задания получает возможность проверить уровень усвоения материала урока и эмоциональное восприятие учениками этой темы, определив таким образом успешность выполнения целей урока.

Домашнее задание:

Домашнее задание предлагается разного уровня сложности с учетом дифференцированного подхода к учащимся:

                  Выполни творческий проект (можно групповой) по вопросам 1-5 к теме 4.

                   Составить кроссворд по материалу темы

                   Используя атлас Московской области составить маршрут духовного краеведения по храмам, освященным в честь Спасителя или Богородицы. Подготовить небольшой устный рассказ по событиям Священной исто­рии, отраженной в названиях найденных храмов.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "По предмету "Духовное краеведение Подмосковья", проведенное с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей по теме: «Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

План-конспект открытого урока по предмету "Духовное краеведение Подмосковья", проведенное с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья в структурном подразделении ГБПОУ МО "СТТ" г. Дрезна по теме: «Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»

(На уроке духовного краеведения Подмосковья)

Тип урока:комбинированный

Цель урока:раскрыть отражение догматов христианства в памятниках древнерусского зодчества на основе изучения внешнего облика и внутреннего устройства православного храма.

Средства обучения:

   учебное пособие «Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие))». Под. редакцией JI.H. Антоновой. М., 2007.»

   иллюстративный материал «Храмы древней и средневековой Руси»

   атлас Московской области

   раздаточный материал «Устройство православного храма»

План урока:

1.Организационный момент

2.Проверка знаний

3.Изучение нового материала

4.Закрепление

5.Домашнее задание

Проверка знанийпо материалу урока «Символы христианской культуры» организуется в форме фронтальной беседы по вопросам домашнего задания:

1.Назовите с какими символами христианского искусства мы познако­мились на прошлом уроке. Учащиеся должны назвать крест, голубь, нимб, рыба.

2.Объясните значение слова «символ» в христианской культуре. Уча­щиеся воспроизводят определение, данное в учебном пособии и выпи­санное в тетрадь.

3.Какой из символов христианской культуры самый главный? Почему? Учащиеся говорят, что главным символом христианской религии и культуры является крест — символ искупительной жертвы Иисуса Христа и воспроизводят материал в рамках учебного текста и до­полнительного материала пособия.

Изучение нового материала:Подготовка к изучению нового материала учащимися включает в себя актуализацию тех отрывочных знаний о христиан­ском храме, которые учащиеся уже получили из кура Духовное краеведение Подмосковья и привлечение их личного опыта.

 

Учитель в небольшом вводном слове определяет для учащихся тему урока «Православный храм» и говорит им о том, что в течение занятия они узнать как и почему именно так устроен христианский храм, увидят и научаться понимать не только внешнюю красоту древнерусского зодчества, но и внутренний глубинный смысл христианского храма как образа мира земного и мира Небесного.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.12.2014 491
    • DOCX 24.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пучкова Нина Яновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пучкова Нина Яновна
    Пучкова Нина Яновна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10241
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 93 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 250 человек

Курс повышения квалификации

Организация профориентационной работы в школе

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 218 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 551 человек

Курс повышения квалификации

Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 782 человека из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 991 человек

Мини-курс

Теория и практика инвестиций в контексте устойчивого развития

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами и стоимостная оценка в современном бизнесе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Информационные технологии и безопасность

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек