Инфоурок Другое Другие методич. материалыПлан-конспект открытого урока по дисциплине НХК

План-конспект открытого урока по дисциплине НХК

Скачать материал

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

РАЗДЕЛ 4

«ФОЛЬКЛОР – ДРЕВНЕЙШАЯ ФОРМА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

ТЕМА:  «ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ, ОТРАЖЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ОБРЯДАХ КАЛЕНДАРНОГО КРУГА»

Цель занятия:

·        Ознакомление студентов с традиционными русскими народными христианскими праздниками, их происхождением, назначением и обычаями;

Задачи:

Образовательные:

·        познакомить студентов с  праздниками Троицко – Купальской обрядности;

·        изучить исторические аспекты (языческие и христианские)  возникновения праздника Ивана Купалы;

·        исследовать обряды праздника;

·        современный способ проведения праздника

Развивающие:

·        Совершенствовать профессиональное мастерство и исполнительскую культуру в области народного песенно-танцевального искусства;

Воспитательные:

·        Способствовать возрождению русской народно-художественной культуры;

В результате усвоения темы студент должен  иметь представление:

- о традиционных формах и худо­жественных традициях календарных обрядов и праздников.

уметь:

- анализировать обряды и праздники в произведениях устного народного творчества;

- применять традиционные обрядовые и праздничные формы при разработке сценарных планов;

- пользоваться литературой различного направления.

 знать:

- истоки русской народной об­рядово-праздничной культуры;

- традиционные формы, худо­жественные традиции народных обрядов и праздников.

Формируемые компетенции:

-       ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-       ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-       ОК  4.   Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-       ОК 8.  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

-       ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки.

-       ПК1.4. Анализировать и использовать произведения народного художественного творчества в работе с любительским творческим коллективом.

-       ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников. 

 

 

Тип урока: комбинированный урок. Урок изучения нового материала.

Оборудование:  Хрестоматия В.Аникина «Русское устное народное творчество»; слайдовая презентация по теме; сборник «100 русских песен» в обр. Н.А.Римского-Корсакова;  шаблоны сценариев;  научно – популярный журнал «Народное творчество»; музыкальный инструмент (фортепиано); компьютер.

План урока:

Этап урока

Цель

Время

Методы и приемы

Организационный момент

Положительный настрой на изучение темы

2 мин.

Рассказ

Мотивация и целеполагание

Сформулировать цели и задачи урока

4 мин

Рассказ. Записи в тетради.

Актуализация знаний

Проверить исходный уровень знаний по пройденному разделу

14 мин

Фронтальная беседа.

Изучение нового материала

Ознакомить студентов с традициями и обычаями праздника ИванаКупалы

30 мин

Объяснение. Демонстрация слайдов. Самостоятельная работа с  литературой.

Закрепление изученного материала

Научиться выполнять практические задачи по изученной теме

16 мин

Абстрагирование, моделирование. Запись в тетради

Первичная проверка усвоения материала

Проверить знания по теме

10 мин

Аналогия, сравнение, моделирование

Рефлексия

 

2 мин

Беседа

Домашняя работа

 

2 мин

Сообщение

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на занятии по дисциплине «Народная художественная культура».

2. Мотивация и целеполагание.

Духовно-нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость и актуальность.  И сегодня эту задачу необходимо осмыслить как входящую в круг важнейших приоритетов национальной безопасности страны. В настоящее время у молодых людей происходит утрата духовно-нравственных ориентиров, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в обществе. Современная массовая культура все дальше уводит людей от фольклора, традиций, формируя у подрастающего поколения низкопробный художественный вкус. Естественным следствием этого являются искаженные представления о таких ценностях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, патриотизм. Для формирования духовно-нравственных качеств необходимо приобщение молодежи к народной культуре и традициям, то есть народная культура может быть средством самовыражения и самопознания.

Цель нашего сегодняшнего занятия  – ознакомиться с  традиционным христианским праздником Ивана Купалы, его традициями и обычаями.

3. Актуализация знаний.

Для достижения цели занятия нам необходимо вспомнить материал прошлых лекций.

Фронтальная беседа.

- Что такое традиция, ритуал, обычай, обряд?

- Назовите основные  астрономические даты народного земледельческого календаря.

- Перечислите  христианские и народные праздники зимнего цикла.

- Как называются дни масленичной недели.

- Назовите основные даты христианских праздников ранневесеннего цикла.

- Какие приметы и поверья связаны с христианским праздником Благовещенье?

- Обозначьте основной ход праздника Красная горка.

 4. Изучение нового материала.

Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарём славян. Их называли календарными или годовыми праздниками, так как, начинаясь в декабре, когда «солнце поворачивалось на лето», они продолжались весь год, и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая. Главными среди них были: Святки, Масленица, Семицкая Неделя, Иваново-Купальские празднества.

Основные праздники Троицко-купальской обрядности

Троицко-купальский обрядовый комплекс является важнейшим в календарно-земледельческом цикле восточных славян. Обряды этого периода по своему содержанию призваны в ритуальной форме продемонстрировать смену весеннего сезона на летний, провести четкую границу между ними.

Календарные сроки троицко-купальского цикла варьируются в различных традициях по-своему, и в достаточно широких пределах: например, от Вознесения до Троицы, от Вознесения до Петровских заговин, от Троицы до Ивана Купалы, от Троицы до Петрова дня.

В целом, обряды весенне-летнего  пограничья основаны на смешении двух культов – культа растений и культа заложных покойников.

(Выступления студентов).

Культ растений

Среди растительной символики первостепенное место восточнославянской мифологии отведено березе. Она олицетворяет женское начало (символ девушки) и связана с душами умерших (является вместилищем их душ). Женщины отправлялись в лес или рощу, определить место для предстоящего праздника. Выбирали березку, которую украшали или завивали. Из леса несли обрядовую зелень – березовые деревца и ветки, ветки клена, рябины. Так же под березой проходит ритуальная  троицкая  трапеза с пением обрядовых песен и вождением хороводов.

Культ заложных покойников (Региональные разновидности) Смоленско-брянское пограничье

Персонифицированный символ – кукушка. Материал и форма могут быть различными в локальных традициях. Проводят похороны кукушки – ее либо закапывают, либо разрывают на части и разбрасывают. Песни, сопровождающие данный обряд, стилистически близки духовским песням. Заметную роль играют хороводы.

Самарская область

Персонифицированный символ - Костромушка  (мифическое существо, символизируемое соломенной куклой, которое кладут в корыто и топят в реке). Костромушкой мог именоваться и персонаж ряжения – конь. Его сопровождала процессия. Такое шествие называлось "водить Костромушку" и сопровождалось песнями с соответствующей жанровой «поправкой».

Русско-украинское пограничье

Мифологический персонаж – русалка. Образ русалки: чучело из тряпок, соломы, веток и  мифический персонаж, представитель нечистой силы. С русалкой водили хороводы. Проводы русалки: если русалка чучело, то его уничтожали (могли сжечь, разбросать, утопить, закопать), если русалка представитель нечистой силы, то его изгоняли в символической форме. Русальные песни по своему музыкальному складу родственны духовским, менялось только содержание песен: в них поется об изгнании русалок из деревни в лес, чтобы они не причинили зла человеку, посевам, скоту.

Спасибо, ребята.

А сейчас я расскажу вам о празднике, который имеет очень древнее происхождение. Праздник этот очень любили  и почитали славяне. Исторически он связан с языческим божеством Купалой, а после принятия христианства на Руси его стали отождествлять с Иоанном Крестителем, чей день отмечается 7 июля. Это был день летнего солнцеворота, когда у нас самый длинный день и самая короткая ночь в году.  По народным поверьям в эту ночь активизировалась вся нечисть: ведьмы, русалки, змеи, поэтому нельзя было ложиться спать.

Давайте теперь  с вами рассмотрим обряды этого праздника.

Культ воды

Обязательным обычаем Иванова  дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. Так же, в Иванов день топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы и используя ивановские веники. И вода и травы наделяли человека силой и здоровьем.

Солярный культ

Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активным всякая нечисть. Костер обладал магической силой, способной отгонять эту нечисть, особенно ведьм. Помимо костров, в некоторых местах в купальскую ночь поджигали колеса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.

Культ растительности

Характерная примета Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в этот день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии. Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник. С этим цветком, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь Иванова дня, можно видеть все клады. Кроме того, одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-Марья, который символизировал магический союз огня и воды.

А теперь вы должны сделать практическое задание.

Для этого мы организуем малые группы и выполняем задание.

 

Практическое задание

-из  хрестоматии по устному народному творчеству выписать приметы, загадки, гадания, связанные с этим днем.

-в журнале «Народное творчество» найти методический материал по хореографии  для составления сценария.

- из сборника русских песен подобрать нотный материал для разучивания хороводной песни.

h4JwP-_uYe4

IMG_0820.jpg

 

IMG_0826.jpg

5. Закрепление изученного материала

Для того чтобы поставить хоровод, давайте разучим  песню «Уж ты хмели, ты мой хмели».

Сначала послушайте мелодию, которую я вам наиграю на инструменте. Затем попробуем спеть ее со словами.

Теперь сделаем игровой хоровод на основе тех рисунков, которые предложила вторая группа. Это будет вашим творческим заданием. (5 минут)

 

Получившуюся композицию снимают на видеокамеру.   

6. Первичная проверка усвоения материала.

По предложенному шаблону сценария разработайте сценарные блоки праздника Ивана Купалы (групповая работа).

7 . Рефлексия.

- Что заинтересовало вас сегодня на занятии более всего?

- Как вы усвоили пройденный материал?

- Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?

- Помогло ли сегодняшнее занятие лучше разобраться в вопросах раздела?

- Пригодятся ли вам знания,  и практический опыт, полученные сегодня на занятии?

8. Итоги урока. Оценки за урок.

 

9. Задание для внеаудиторной самостоятельной работы:

Вопросы для самоконтроля:

1.     Раскройте понятия: зимний, весенний, летний цикл обрядов и праздников.

2.     Дайте характеристику русскому народному земледельческому календарю.

Задания для самостоятельной работы:

1.     Подготовить обзор периодических изданий проведения календарных праздников и обрядов в регионе. 

2.     Составить народный календарь праздников и обрядов.

Рекомендуемая литература:

1.      Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учеб. для вузов / В.П. Аникин – 2-е изд., испр.  идоп. –   М.: Высшая школа, 2004.

2.     Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народная художест­венная культура: Учебник. – М.: МГУКИ, 2000.

3.     Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник. – М, 2002.

4.     Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники, ритуалы: Справочник / Ф.С. Капица. – 3-е изд., испр. и  доп. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 216 с. 

5.     Русский народный календарь / О.В. Третьякова, Н.В. Тверитинова. – М.: Метафора, 2006. – 608 с.

6.     Русский народный календарь: пословицы, приметы, обычаи, обряды, имена / Авт.-сост. Н.И. Решетников. –  М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2005. – 608 с. 

7.     Русские обычаи и обряды. / Автор-сост. Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2005. – 320 с.  

Интернет-ресурс

 

1.Российский этнографический музей

http://www.ethnomuseum.ru/

2.Новосибирский государственный областной Дом народного творчества

http://www.sibculture.ru/…

3.Государственный республиканский центр русского фольклора

 http://folkcentr.ru/sample-page/

4. Сайт журнала «Русская традиционная культура»

http://www.ru.narod.ru/crf

 

 

 

Вывод:

Важность возрождения, сохранения  и развития народной художественной культуры обусловлена, в первую очередь, ее воздействием на духовный мир человека. Заботясь о ее сохранении, возможно сформировать в людях чувство принадлежности к своему народу, не потерять те нравственные ценности и идеалы, которые были выработаны предыдущими поколениями.

 

Спасибо за внимание!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План-конспект открытого урока по дисциплине НХК"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель образовательной организации

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

План-конспект открытого урока  по дисциплине  "Народная художественная культура", раздел 4 "Фольклор- древнейшая форма народной культуры", тема "Христианские праздники, отражение мировоззрения в обрядах календарного круга".Цель занятия - ознакомить студентов с традиционными русскими народными христианскими праздниками,их происхождением, назначением  и обычаями.

В результате освоения темы студенты должны уметь анализировать обряды и праздники в произведениях устного народного творчества;применять традиционные обрядовые и праздничные формы при разработке сценарных планов и уметь пользоваться литературой различного направления.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 513 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 763
    • DOCX 1.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Широкова Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 48063
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 477 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 319 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Мини-курс

Волонтерство: история, типы и роль в образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе