№
|
Этап
урока,
время
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
УУД
|
1.
|
Самоопределение
к учебной деятельности и проверка домашнего задания
(6
мин)
|
- Сегодня на нашем необычном открытом уроке мы будем
говорить об истории. А что такое историюя?
(Учитель выслушивает ответы детей. Делает вывод, что это
нам необходимо, так как это история нашей Родины, наших предков, имена тех
людей, которые оставили значительный след в становлении нашего государства.)
- На прошлом уроке мы говорили о расцвете Древнерусского
государства. Приготовьте листочки. Мы выполним графический диктант по
пройденному материалу.
1. Князь – глава Древнерусского государства.
2. Столица Древней Руси – Новгород.
3. Рюрик – варяг, новгородский князь, родоначальник
династии.
4. Прозвище князя Владимира Святославовича – Красное
солнышко.
5. Первым принял христианство князь Олег, по прозвищу Вещий.
6. В 988 году князь Владимир крестил киевлян в Днепре.
7. Византия – государство, религию которого приняла Древняя
Русь.
8. При Владимире и Ярославе количество русских городов
уменьшилось.
-Давайте
проверим тест… Поднимите руки те, кто дал все
правильные ответы.
- А теперь те, кто сделал 1-2 ошибки.
- Молодцы, всем остальным будет дана
возможность получить хорошие оценки за устную работу на уроке.
|
Дети высказывают своё мнение.
- История- наука, которая изучает прошлое человека.
(Ученик читает отрывок)
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
|
-самоопределение;
смыслообразование
-
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено;
-
оценка работы товарища;
-
сотрудничество с учителем и учащимися.
|
2.
|
Актуализация
опорных знаний и подготовка к восприятию
(1
мин)
|
- Нужно ли нам знать прошлое нашей
страны?
(Учитель выслушивает ответы детей.
Делает вывод, что это нам необходимо, так как это история нашей Родины, наших
предков, имена тех людей, которые оставили значительный след в становлении
нашего государства.)
|
(Дети свободно высказываются.)
|
- целеполагание;
- извлечение необходимой информации из
текстов;
- осознанное и произвольное построение
речевого высказывания;
- выражение своих мыслей с достаточной
полнотой и точностью;
- аргументация своего мнения и позиции в
коммуникации;
- учёт разных мнений;
- построение логической цепи рассуждений;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
|
3.
|
Постановка
учебной проблемы
(
2 мин)
|
Мы сегодня на уроке будем говорить о
древнерусской культуре. Слайд 1.
-А что такое культура?
Учитель подводит итог : ( см. Слайд
2)
- Что мы на уроке должны узнать?
|
Дети высказываются.
- Мы узнаем, что такое древнерусская
культура и как она развивалась.
|
- целеполагание;
- планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- формулирование проблемы;
- осознанное и произвольное построение
речевого высказывания;
- выражение своих мыслей с достаточной
полнотой и точность.
|
4.
|
Построение
проекта выхода из затруднения
(8
мин)
Физминутка.
(2
мин)
|
- Перед нами на рисунке крестьянский
дом. Такие дома строили на Руси в 11 веке. Почему не очень долговечны эти
дома?
- Как вы думаете, в 10-11 веках какие произошли изменения в
строительстве?
(Дети высказываются.)
- С 10 века в городах стали появляться первые каменные
соборы.
Слайд 3.
Давайте послушаем рассказ учениц.
Слайд 4. Смотрим на фото
Новгородского храма святой Софии. Слушаем подготовленный рассказ второго
ученика.
Слайд 5, 6. Смотрим на фото
Дмитриевского собора в Владимире.
- Древняя Русь славилась
своими богатыми и красивыми городами, в которых было множество архитектурных
памятников. Строительство каменных храмов повлекло за собой развитие новых
видов прикладного искусства. Кроме храмов, соборов до нас дошли иконы,
фрески, мозаика. Стало развиваться кузнечное дело, резьба по камню,
изготовление церковной утвари. На Руси появились зодчие, художники, ювелиры, вышивальщицы.
Они создавали высокохудожественные изделия. Сохранившимися изделиями того
времени до сих пор любуемся мы. Слайд 7,8.
- Иконами знаменитых русских художников восторгаются люди до
наших дней.
(Фонограмма:
звон колоколов.) Слайд 9.
«О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская!
Многими красотами прославлена ты. Всем ты преисполнена, земля Русская…Сильна
ты святынями своими, культурой древнерусской, любовью к своему народу.
Русь-матушка! Сколько глубины в тебе и духовности! Сила твоя в традициях, в
культуре твоей древней и в истоках твоих христианских..»
|
Выслушать высказывания детей.
Дети высказываются.
- Стали появляться каменные строения в
городах.
Дети рассказывают о Софийском соборе в
Киеве.
Ученицы рассказывает о Новгородском храме.
Слушаем рассказ ученика о Дмитриевском храме
в Новгороде.
|
- осознанное и произвольное построение
речевого высказывания;
- выражение своих мыслей с достаточной
полнотой и точностью;
- осознание ответственности за общее дело;
- адекватное использование речевых средств
для решения коммуникативных задач;
- формулирование и аргументация своего мнения
и позиции в коммуникации;
- учёт разных мнений, координирование в
сотрудничестве разных позиций;
-использование критериев для обоснования
своего суждения;
- достижение договорённостей и согласование
общего решения;
- разрешение конфликтов.
|
5.
|
Этап
реализации построенного проекта
(6
мин)
|
- Сейчас мы говорили с вами о том, как на Руси развивалась
материальная культура.
- А что такое духовная культура. Как развивалась она?
- В этот период стало широко развиваться устное народное творчество.
- Что такое устное народное творчество? Назовите жанры
устного народного творчества.
- Примерно в 11 веке появились песни-сказания – былины.
Предлагаю послушать былину. (Разыгрывается сценка. Ученик,
переодетый в гусляра, изображая игру на гуслях, читает нараспев отрывок из
былины «Илья Муромец и Святогор». Какие другие былины вы знаете?
- Давайте посмотрим на картину В. Васнецова «Три богатыря». Слайд
10.
- Какие былинные богатырей вы узнали?
|
Ответы детей.
- Сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки,
прибаутки и т.д.Эти произведения передавались из уст в уста.
- Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
|
-использование знаково-символических
средств;
- контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
- осознанное и произвольное построение
речевого высказывания;
- выражение своих мыслей с достаточной
полнотой и точностью;
- умение работать в паре с товарищем;
- умение прислушиваться к мнению других.
|
6.
|
Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону
(7 мин)
|
- А
сейчас вы будете работать в группах, парах. Обсудите, кто такие богатыри и
для чего они были нужны на Руси.
- Почему же былины стали являться памятниками культуры?
- На этой выставке представлены былины, прочитав которые вы
можете узнать много нового, интересного. Это будет следующая тема
внеклассного чтения. Все книги на выставке из нашей библиотеки. Обращайтесь к
Елене Анатольевне после 12 февраля. Я думаю, что эта тема будет актуальна в
преддверии Дня защитника Отечества.
- Что способствовало развитию письменности на Руси.
Слайд
11.
- Давайте прочитаем в учебнике статью «Сборники вечной
мудрости» с. 18.
- На Руси грамотного человека всегда ценили и уважали. Кто
из русских князей первый организовал школу?
-
Так на чём же писали в древности?
-
На следующем Слайде мы видим глиняную дощечку, дощечку, покрытую воском. На
этой дощечке процарапывали писалом буквы. Позже стали использовать бересту. Слайд
12.
- Во
время раскопок в Новгороде были найдены берестяные грамоты. На них 800 лет
назад рисовал и писал ваш ровесник Онфим. Слайд 13,14,15.
|
После обсуждения в группах и высказывания мнений учащихся
ребята сделали вывод : богатыри - собирательный образ, сильные, мужественные,
преданные защитники государства, которые охраняли и освобождали Русь от
врагов, нападавших со всех сторон. На границах стояли богатырские заставы.
Это произведения искусства, народного творчества. Былины
отражали жизнь того времени, подвиги богатырей.
- Известно, что с принятием христианства на Руси в южных
славянских землях монахи Кирилл и Мефодий создали славянское письмо на основе
греческого алфавита. Буквы, которые мы читаем, созданы в это время. Конечно, алфавит
развивался и усовершенствовался в следующие столетия.
- Князь Владимир, в Киеве.
Выслушать версии детей.
|
- осознанное и произвольное построение
речевого высказывания;
- выражение своих мыслей с достаточной
полнотой и точностью;
- формулирование и аргументация своего
мнения и позиции в коммуникации;
- учёт разных мнений, координирование в
сотрудничестве разных позиций;
- использование критериев для обоснования
своего суждения.
|
7.
|
Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи
(
5 мин)
|
-
К сожалению, подходит к концу урок. В конце урока я хочу обратить внимание на
пословицу: «Родная земля и в горсти мила». Как вы понимаете смысл пословицы?
-
А какое отношение она имеет к нашей теме? (открыть слайд 2)
Домашнее
задание с. 14-23, с 23 в. 1 и 3.
|
Дети
высказываются.
-
Нужно изучать, знать и беречь культуру своего народа.
|
- осознанное и произвольное построение
речевого высказывания;
- выражение своих мыслей с достаточной
полнотой и точностью;
- умение работать в группе;
- умение прислушиваться к мнению других;
- формулирование и аргументация своего
мнения и позиции в коммуникации;
- учёт разных мнений, координирование в
сотрудничестве разных позиций;
- использование критериев для обоснования
своего суждения;
- достижение договорённостей и согласование
общего решения;
- разрешение конфликтов.
|
8.
|
Рефлексия
(4
мин)
|
-
Выскажите своё мнение об уроке.
-
Давайте сочиним синквейн на тему Русь. На приготовленных листочках дети
сочиняют синквейны и зачитывают их всему классу.(Разрешить работу в парах по
желанию.)
-
О чём мы сегодня говорили на уроке?
-
Что вам было интересно?
-
Чью работу вы могли бы отметить?
-
Благодарю детей за хорошую работу. Объявляю и выставляю оценки.
|
|
--адекватное использование речевых средств
для решения коммуникативных задач;
- контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
- следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
- рефлексия.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.