Образы
гармонического языки музыки
(
план - конспект интегрированного урока по предмету «Сольфеджио».
Возраст
участников – 5 класс, 10-12лет )
Дутова
О.А.
преподаватель
дополнительного образования
МОУ
ДОД «ДШИ р.п. Тельма
р.п.Тельма,
Усольский район, Иркутская область
2015г.
План-конспект
урока
Преподаватель: Дутова Ольга Анатольевна
Предмет: сольфеджио
Тема
урока: Эмоционально-образное
восприятие гармонического языка на уроках сольфеджио.
Форма проведения: коллективная
Тип урока: урок совершенствования знаний и умений
Цель урока: Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха на
уроках сольфеджио через эмоционально – образное восприятие.
Задачи:
Образовательные:
-
закрепление знаний о теоретических правилах построения аккордов;
-
знакомство с основными закономерностями гармонического языка;
-
овладение навыком грамотной записи аккордов;
-
овладение умением осуществлять гармонический анализ нотного текста;
-
овладение навыками жанрового варьирования;
-
овладение навыками трёхголосного пения;
-
формирование начальных навыков вокальной импровизации;
-
закрепление умение проводить слуховой анализ.
Развивающие:
- развитие музыкальной памяти, внимания, воображения;
- развитие
внутреннего, гармонического слуха.
Воспитательные:
- развитие коммуникативной культуры поведения и общения;
- воспитание эмоциональной отзывчивости.
Методы:
- наглядно-образный;
- словесный;
- аналитический;
- объяснительно- иллюстративный;
- проблемно – поисковый.
Реализуемые
педагогические технологии:
- личностно-
ориентированные (развивающего обучения);
-
информационно-коммуникативные;
-
предметно-ориентированные;
- групповой
деятельности.
Оборудование: фортепиано; доска с магнитами.
Наглядные
пособия: Цветные карточки с изображением Короля,
Королевы, Принцессы и придворных.
Раздаточный
материал:
- Карточки с
обозначениями аккордов (Т53, Т6, Т64; S53, S6, S64; D53, D6, D64) количество
комплектов по количеству учащихся;
- Карточки - ноты;
- Альбомные листы
форматом А3 с изображением нотного стана и скрипичного ключа по количеству
учащихся;
- Листы со стихами
каждому учащемуся.
- Нотный материал:
План урока
1. Организационный
момент. Приветствие, сообщение названия темы и цели
урока.
2. Основная часть
- беседа о гармонии.
- интонационная настройка в Ре мажоре.
- повторение основных закономерностей гармонического языка,
определение "краски" аккордов.
- гармонический анализ нотного текста.
- игра аккордовой цепочки в другом жанре - в жанре польки.
- слуховая работа и запись аккордовой цепочки на слух.
- пение трёхголосной последовательности.
- вокальная импровизация на аккордовую цепочку.
3. Заключительная часть
- подведение итогов: формулировка вывода, выставление оценок.
- формулировка домашнего задания - сочинение мелодии на данную
аккордовую последовательность в разных жанрах: полька, вальс, марш.
- рефлексия
учеников.
Конспект урока
На доске заготовлены наглядности.
Преподаватель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами
отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое
Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте
вспомним, что такое гармония?
Ученики:
- Это аккорды, последовательность аккордов,
цепочки аккордов.
Преподаватель:
- А что такое аккорд?
Ученики:
- Аккорд - это сочетание трёх и более
звуков.
Преподаватель:
- Ребята, а какие вы знаете аккорды?
Ученики:
- Трезвучие, септаккорд, секундаккорд:
Преподаватель:
- Королевство Гармонии большое, сегодня мы
перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из
трёх звуков?
Ученики:
- Трезвучие, секстаккорд и
квартсекстаккорд.
Преподаватель:
- Открываем тяжёлую дверь замка и сразу
видим объявление: "Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день
Ре мажора".
- Итак, настраиваемся, поём главные
трезвучия в Ре мажоре.
Ребята поют, преподаватель прикрепляет
на доске карточки с названием аккордов Т53, S53 D53
Преподаватель:
- Итак, Тоническое трезвучие - это Король,
он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие -
Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие - Принцесса,
она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней
и сразу определяем "краску" трезвучий.
Ученики поют и определяют
"краску": II53 - минорное, III53 - минорное, VI53 - минорное, VII53 -
уменьшенное.
Учитель на доске прикрепляете карточки с
названиями аккордов под изображениями придворных. Вместе с детьми подбирают
карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней.
Преподаватель:
- Итак, всё королевство
в сборе. Однако, можно использовать трезвучия не только в основном виде, но и в
виде секстаккордов и квартсекстаккордов (прикрепляет надписи на доску). Надо
помнить, что сочетать аккорды нужно в определённом порядке: соблюдать плавное
голосоведение и исключить ход
D - S. Ребята, повторим, что такое плавное
голосоведение?
Ученики:
- Общие звуки аккордов остаются на месте.
Преподаватель:
- А теперь посмотрим, в каком порядке
выстроились перед нами Король, Королева и придворные замка Трёхзвучных
аккордов. Давайте проведем Гармонический анализ - определение аккордов второй
половины периода в Сонатине Ре мажор, композитор Плейель.
Один Ученик выходит играть к инструменту.
Преподаватель:
- Ребята, по нотной записи подписываем
каждый аккорд, находим кадансовый оборот (определение вешает на доску)
Ученики выполняют задание.
Преподатель:
- Где используется кадансовый оборот и из каких
аккордов он состоит?
Ученики:
- Кадансовый оборот используется для
завершения всего музыкального произведения, его частей или отдельного периода.
- Каданс состоит из T-S-D-T или T-S-T-D-T.
Преподаватель вместе с ребятами
проверяют правильность выполнения гармонического анализа.
Преподаватель:
- Хорошо ребята, а сейчас переходим к
следующему заданию. Теперь нужно сыграть эту аккордовую последовательность в
жанре польки.
Ученик играет подписанную цепочку
аккордов в жанре польки.
Преподаватель:
- А сейчас слуховая работа. Надо Записать
по слуху аккордовую цепочку в Ре мажоре.
Учитель играет аккордовую
последовательность
Т53 - D6 - VI53 - III6 - S53 - К64 - D6 - T53
Преподаватель:
- Ребята я играю, а вы
показываете а затем записываете ноту которая в басу и обозначения аккордов. Затем
расшифровываем, расписываем нотами все аккорды и поём по голосам, затем
трёхголосие.
Ученики по слуху
определяют ноту которая в бас, показывают ее на карточках, затем записывают бас
и обозначение аккордов, далее строят аккорды. Один ученик выходит к доске и
выполняют задание.
Далее все поют по
голосам по очереди: нижний, средний, верхний. Затем поют "змейкой":
первый аккорд - снизу вверх, второй - сверху вниз и т.д. Затем распределяются
по голосам и поют трёхголосно.
Преподаватель:
- ребята молодцы. Вы
успешно справились с заданием. Следующее задание будет такое: Нужно сыграть эту
последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё
мелодию. Перед вами стихотворение, мысленно, про себя, внутренним слухом
напойте мелодию на данную аккордовую последовательность.
Один ученик играет,
остальные неслышно поют - про себя.
Стихи
То вверх, то вниз, где воздух чист,
Слетает желтый лист.
В старинном замке, при свечах,
Играет пианист.
Преподаватель:
- Кто хотел бы показать, что получилось?
Один ученик играет, другой поёт.
Преподаватель:
- На этой интересной
вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии. Домашнее
задание сегодня будет следующим: на данную аккордовую последовательность
сочинить инструментальную мелодию в разных жанрах: полька, вальс, марш и записать
ее в тетрадь.
- На этом наш урок
подошел к концу. Ребята давайте сделаем вывод о том, что мы сегодня делали на
уроке (идет беседа о приемах развития гармонического слуха. которые использовали
на уроке). Таким образом, можно сказать. Что цель сегодняшнего урока была достигнута,
задачи выполнены.
Всем спасибо. До
свидания.
Список источников информации и иллюстраций:
Литература:
1. Белая Н.В. Нотная грамота: элементарная
теория музыки – игры на уроках, часть 1 – СП.б.: Композитор, 1999 – 42 С.
2. Осколова Е.Л. Сольфеджио, часть1 – М.:
Владос, 2002.- 208С.
3. Фридкин Г. Практическое руководство по
музыкальной грамоте – М.: Музыка. 1981.- 271С.
4.Фролова Ю. Сольфеджио 5 класс – Ростов - на
– Дону: феникс, 2033.- 111С.
Сайты в
Интернете:
1. http://www.all-2music.com/solfedgio_forms_ryzhkov.html
2. http://festival.1september.ru/articles/602269
3. http://www.shatkovsky.ru/urok_solfedjio.htm
Иллюстрации:
1. http://images.yandex.ru/yandsearch?text
2. http://vasenka-garasenka.forum2x2.ru/t93-topic
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.