План-конспект
урока литературного
чтения по
произведению Леонида Пантелеева «Две лягушки»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: 1) познакомить детей с биографией
и с творчеством Л. Пантелеева; совершенствовать навыки чтения (правильность,
беглость, осознанность, выразительность);
2)
обогащать словарный запас учащихся;
3)
развивать умения анализировать характер героев с опорой на сюжет, понять
мотивацию поведения.
Формы и методы работы: фронтальный
опрос, групповая работа, самостоятельная работа.
Оборудование: компьютер,
проектор, интерактивная доска SMART Board, книжная выставка, использование
презентации в Power Point «Леонид
Пантелеев «Две лягушки».
Ход урока
I.
Организационный
момент. Создание эмоционального настроя. (1мин)
-
Приветствие, проверка готовности к уроку.
- Руки? – на месте
- Ноги? – на месте
- Локти? – у края
- Спинка? -
прямая
II.
Введение
в тему. Постановка целей урока. (2 мин)
-
Откройте содержание учебника и прочитайте главную учебную задачу.
-
Кто нас конкретно интересует в тексте? (автор и его герои)
-
Сегодня мы познакомимся с новым автором.
III.
Изучение
нового материала.
1.
Знакомство с биографией и с творчеством Л. Пантелеева. (3 мин)
- Прочитайте имя
автора, с произведением которого мы будем сегодня знакомиться.
- Давайте
немного узнаем о нем. (сведения об авторе)
- Какие
произведения вам уже знакомы? («Карусели», «Как поросенок говорить
научился»)
2.
Определения главных героев произведения. (3 мин)
-
А чтобы узнать имя главного героя нового произведения, отгадайте загадку:
Скачет завирушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
-
Как называют лягушку в сказках? (квакушка)
-
Что вы знаете о лягушках? (сведения о лягушках)
- Лягушки -
удивительные животные, они земноводные. Земноводных называют амфибиями.
Рождаются они в воде, и первую часть жизни живут в воде, а потом выходят на
сушу. Это безвредные животные.
- Чем они
питаются? (Комарами)
- А вы знаете, что
в средней полосе России встречаются всего четыре вида лягушек: озерная и
прудовая (зеленой окраски), а так же травяная и остромордая (коричневой
окраски). Их длина достигает 17 см.
3. Послушайте
внимательно стихотворение и скажите, о скольких лягушках будем читать? (3
мин)
Зелёные старушки
На болоте у опушки
Жили – были две
старушки-
Две
толстушки-хохотушки
И от пяток до
макушки зелёные.
У старушек в
кладовушке
Есть запасы, но в
кадушке
Не чернушки, не
волнушки,
А кузнечики и
мушки солёные.
Что за странные
старушки?
Е.
Явецкая.
4. Подготовка
к восприятию. (3 мин)
а).
Выполнение упражнений, расположенных перед текстом.
ПО-БУЛ-ТЫ-ХА-ЛАСЬ
- ПОБУЛТЫХАЛАСЬ
БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ
– БАРАХТАТЬСЯ
ЗА-ХЛЕБ-НУ-ЛАСЬ
– ЗАХЛЕБНУЛАСЬ
ДО-ГА-ДА-ЛАСЬ
– ДОГАДАЛАСЬ
ПО-ГРЕБ
– ПОГРЕБ
КА-НА-ВА
– КАНАВА
б).
Выяснение значений слов.
-
Что означает слово ПОБУЛТЫХАЛАСЬ? (Бултыхаться – падать, бросаться,
плескаться о стенки сосуда, находясь в жидкости).
-
Что означает слово БАРАХТАТЬСЯ? (Барахтаться – делать беспорядочные
движения, находясь в жидкости).
-
Это слова синонимы.
-
Погреб – помещение ниже уровня земли для хранения припасов.
5.
Прослушивание текста произведения в аудиозаписи. (5 мин)
6.
Беседа по первым впечатлениям. (2 мин)
-
К какому литературному жанру относится это произведение? (Авторская
сказка о животных).
-
Какая лягушка вам понравилась и чем?
IV.
Физминутка (3мин)
Мы
— лягушки-кваксы,
Ночь
чернее ваксы...
Шелестит
трава. Ква!
Развевайте
пасти,—
Больше,
больше страсти!
Громче!
Раз и два! Ква!
Красным
помидором
Месяц
встал над бором.
Гукает
сова... Ква!
Под
ногами кочки,
У
пруда — цветочки.
В
небе — синева. Ква!
Месяц
лезет выше.
Тише-тише-тише,
Чуть-чуть-чуть-едва:
Ква!..
V.
Закрепление
изученного.
1. Повторное
чтение сказки детьми по цепочке.
Работа по
содержанию. (6 мин)
-
Где жили две лягушки-подружки? (Они жили в одной канаве.)
-
Что случилось однажды с лягушками?
-
Как они оказались в горшке со сметаной?
-
Что сделала первая лягушка, лентяйка? (Она немножко поплавала, побултыхалась
и захлебнулась.)
-
Как повела себя вторая лягушка? (Она была очень настойчивая, все время
работала лапками и взбила сметану в масло.)
2.
Составление характеристики героев. Анализ произведения. (3 мин)
-
Как вы понимаете значение слов ПЕССИМИСТ и ОПТИМИСТ?
-
Что можете сказать о лягушках? какие они? (разные по характеру)
-
Давайте посмотрим, как эти разные по характеру лягушки повели себя в одинаковой
ситуации?
3.
Определение главной мысли. (2мин)
-
Чему учит эта история? ( Быть терпеливым, храбрым, старательным, стремиться
справиться с трудностями).
-
В каких словах содержится главная мысль сказки? (… пока силы есть, буду
бороться. Я ведь ещё живая – значит, надо жить).
VI.
Итог урока. Рефлексия. (2мин)
-
Литературные произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас,
доставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то
научить, рассказать о качествах человеческого характера.
VII.
Домашнее задание. (1мин)
-
Найти и прочитать произведение одного из данных авторов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.