Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПлан-конспект внеурочного занятия (кружок «Азбука православной культуры»)? Тема: «Рождественские святки»

План-конспект внеурочного занятия (кружок «Азбука православной культуры»)? Тема: «Рождественские святки»

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3» г. Белгорода

 

 

План-конспект

  внеурочного  занятия

 

(кружок «Азбука православной культуры»)

 

Тема: «Рождественские святки»

 

Дата проведения: 19.12.2013 г.

 

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Боголюбова Виктория Юрьевна

 

 

 


2013-2014 учебный год


 

Цель:

Способствовать развитию познавательных интересов к событиям православной старины и их значению для христиан.

Задачи:

·        познакомить детей с христианскими праздниками   Рождество Христово, Святки;

·        познакомить детей с рождественскими обычаями и традициями;

·        познакомить с играми деревенских детей;

·        развивать умение общаться в коллективе,  в группе через игры

 

Планируемые результаты:

 

Предметные результаты

                           Метапредметные результаты  и деятельность учащихся

·         научиться определять характерное поведение через перевоплощение героев этюдов;

·          сопоставлять особенности православного праздника с собственными наблюдениями;

·         объяснять явления природы и поведение людей через пластику тела.

Познавательные:

·        общеучебные осуществлять смысловое поведение на сценической площадке;

·        предметныезнакомиться с историей происхождения праздника, с поведением людей во время праздничных дней.

Регулятивные:

·        планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Коммуникативные:

·        планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные:

самоопределение проявление детальной наблюдательности к явлениям природы и православным праздникам.

Тип  занятия получение новых знаний и умений

Форма проведения внеурочное занятие

 

 

Оборудование:

демонстрационный вариант: компьютер и проектор для демонстрации презентации и теста; карточки для работы в паре, цветная бумага, ножницы.

 

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые ( эвристические),

 словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению (познавательная игра).  

 

Этапы занятия

Ход занятия

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

 

Ι. Актуализация знаний

 

 

1.     Организационный момент.

Психологический настрой учащихся.

В начале занятия на экране слайд с изображением зимнего храма. Звучит колокольный звон.

(слайд 1) Дети тихонечко встают.

Учитель:

Садитесь, ребята!

Сегодня у на не простое занятие, а волшебное. Мы с вами совершим путешествие в прошлое.

Наш поезд отправляется. Возьмите каждый своего соседа по парте за руку, пожелайте хорошего настроения и счастливого пути.

Звучит тропарь Рождества Христова.

(Слайд 2)

 

Познавательные УУД:

·        общеучебные осуществлять смысловое поведение на сценической площадке;

·        предметныезнакомиться с историей происхождения праздника, с поведением людей во время праздничных дней.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

2.      Постановка темы, цели занятия.

Скажите, кому из Вас знакома эта мелодия?

Дети отвечают…(да, это  в храме поют, когда идет праздник Рождества…)

Правильно! Тогда кто скажет, какая тема занятия у нас с вами сегодня прозвучит?

(«Праздник Рождество Христово»…)   (слайд 3)

Подскажите, цели урока.

(дети определяют цели и задачи урока)

3.       Изучение нового материала.

Мы продолжаем путешествие, а Вифлеемская звезда поможет нам в пути и будет указывать дорогу.

(слайд 4)Учитель передает звезду ученику, который начинает вести сам урок.

           С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за городом,  в вертепе, где пастухи укрывали свой скот от грозы.

(слайд 5) Ученик передает звезду следующему ученику.

           В вертепе (или, по-русски, пещере) и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота.

(слайд 6) Ученик передает звезду следующему ученику.

         В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

(слайд 7) Ученик передает звезду следующему ученику.

И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.

(слайд 8) Ученик передает звезду следующему ученику.

           Волхвы увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ.

(слайд 9) Ученик передает звезду следующему ученику.

         Евангельский рассказ о необыкновенной звезде, восшедшей над Вифлеемом, уже более 2000 лет волнует человечество. В древние времена появление или исчезновение звезд связывалось с рождением или смертью великого человека, именно от таких представлений сохранилось крылатое выражение «взошла звезда и погасла звезда».

(слайд 10) Ученик передает звезду следующему ученику.

         В существование зависимости жизни людей от небесных тел верили греки, римляне, персы и другие народы. Однако может показаться странным, что восточные мудрецы-звездочеты, увидев необыкновенную звезду, немедленно отправились на поиски Царя именно в Иерусалим.

(слайд 11) Ученик передает звезду следующему ученику.

        Волхвы, предание сохранило их имена: Гаспар, Мельхиор и Валтасар, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».

(слайд 12) Ученик передает звезду следующему ученику.

      Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну.

(слайд 13) Ученик передает звезду следующему ученику.

        Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет.

(слайд 16) Ученик передает звезду следующему ученику.

     Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

(слайд 17) Ученик передает звезду следующему ученику.

         Иосиф немедленно исполнил повеление Божье: посадил на осла Марию с Младенцем Христом на руках и отправился в Египет. Ирод же через некоторое время заболел и умер в страшных мучениях. Тогда ангел вновь явился к Иосифу и сообщил ему, что теперь можно возвратиться в Иудею.

(слайд 18) Ученик передает звезду следующему ученику.

   На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник.

(слайд 19) Ученик передает звезду следующему ученику.

       К празднованию Рождества верующие приготовлялись сорокадневным постом. Пост предписывал воздержание не только от пищи скоромной, но и от дурных поступков. В это время не проводились венчания, не справлялись праздники, которые сопровождались весельем и разгульем. Последний день поста был особенно тяжелым. До первой вечерней звезды вообще ничего нельзя было есть. Поздно ночью начиналась долгая рождественская служба. Она заканчивалась в 5 часов утра. Те, кто не шел в церковь на рождественское богослужение, готовились к восходу звезды дома.

(слайд 20) Ученик передает звезду следующему ученику.

       В крестьянском быту к рождественскому сочельнику хозяйки

прибирали избы и горницы : мыли, белили своё жилище, завершали

Варку хмельного и травяного пива для святочных гуляний, а так же

приготовления пищи и сдобной выпечки. Старались засветло
сходить в баню и встречать праздник в новой одёжке.

(слайд 21) Ученик передает звезду следующему ученику.

           Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Этот день проводился в самом строгом посте. Постились целый день - "до звезды", которая указала путь волхвам к новорожденному Мессии. В этот день, по церковному уставу, разрешается употреблять в пищу вареную крупу без масла, то есть сочиво, поэтому день называется сочевником, а в народном произношении - сочельником. Употребляли в пищу также постные пироги, пшеничный хлеб, сушеные фрукты, мед.

(слайд 22) Ученик передает звезду следующему ученику.

       С 18 века  Рождество стало  неразрывно связано ещё и с

подарками, ёлками, радостным ожиданием чуда, праздничным

семейным застольем.

(слайд 23) Ученик передает звезду следующему ученику.

       На закате солнца, после первой звезды, хозяин со всеми домочадцами становился на молитву. После молитвы старейший в доме приносил охапку сена, расстилал ее в красном переднем углу на лавке. Сено покрывалось чистой скатертью, и на этом месте, прямо под божницею, ставились необмолоченный сноп ржи или пшеницы и кутья - каша из зерен пшеницы, ячменя или риса. Начиналась вечеря - ужин.

(слайд 24) Ученик передает звезду следующему ученику.

      По окончании вечери - колядование. Коляда состояла в том, что деревенская молодежь - парни, девушки, подростки - собирались в группы, рядились в костюмы, маски и ходили по домам.

(слайд 25) Ученик передает звезду следующему ученику.

       Переходя от одного дома к другому, под окнами или в избах, они пели песни в честь праздника, то как поздравление, величание хозяев, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги.

 

ΙΙΙ. Применение нового знания

(слайд 26) Ученик передает звезду следующему ученику.

 

4.     Игра колядки 

На столах у ребят лежат карточки для работы в группах.

Дети сидя, 4 человека представляют, что идут колядовать, вместе хором читают слова колядок

(слайд 27) Ученик передает звезду следующему ученику.

   Половину собранных денег полагалось отнести в церковь. В городах также с песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями, делали из различных материалов страшные маски. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганы, карусели, рынки, чайные палатки.

5.     Физминутка

(слайд 28) Дети встают   и под музыку имитируют игру в снежки

 (слайд 29)

Горожане катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы. Москвичи на Рождество отправлялись гулять в Петровский парк, Марьину рощу, Останкино, Сокольники.

(Давайте и мы с вами сядем, представим, что мы сели в сани и поехали…..Звучит музыка…

 

6.     Закрепление нового материала.

(слайд 30)

На второй день Рождества начиналась самая веселая и таинственная для молодежи пора - Святки, святые дни, которые продолжаются от Рождества до Крещения, пора   особых обрядов.

 

 (слайд 31)

 Это было одно из важных праздничных событий января, время веселых и окрыляющих забот и забав, наполненных торжественным духовным смыслом. В это время каждый получает возможность обновиться заново вместе с рождением Божьего Сына и наступлением Нового года . 

 (слайд 32)

  Рождественский вертеп - это своеобразный кукольный театр, который показывали на Рождество Христово и на святках. Это действо начало бытовать в России, в Украине и Белоруссии  более 200 лет назад. Ходили по домам христославы, славившие рождение Спасителя, а среди христославов - группа ребят, показывавших вертеп. В некоторых семьях его представляли как маленький семейный театр, на представления которого приглашали соседей и близких друзей.

(слайд 33)

 

Любовь к празднику выражалась и числом храмов и монастырей, возводимых в честь праздника Рождества Христова. Самый известный храм в России, посвященный этому Празднику - храм Рождества Христа Спасителя в Москве

(слайд 34)

   Рождественские службы и  песнопения происходят во всех

православных храмах России. Служба начинается вечером и

заканчивается  рано утром, сменяясь торжественной литургией.

 

7.     Работа в парах

У вас на столах карточки, надо вспомнить события разложить их по порядку. Что зачем идет. Преступили.

(презентация 2 для самопроверки)

 

Коммуникативные УУД:

 Формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

формируем умение работать в паре;

Оформлять  устный рассказ - описание:

описывать объект (передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка).

Регулятивные УУД:

 Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Удерживать цель деятельности до получения  результата;

планировать решение учебной задачи;

анализировать и корректировать собственную работу; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано», «что я знаю и чего не знаю»).

 

Личностные УУД:

1) формируем умение выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

8.     Закрепление изученного материала.

 

Тест - подарок

            (презентация 3)

 

Книжная шкатулочка

 

10. Итог занятия

С чем познакомились?

-Чему учились  ?

-Что узнали нового?

- Что понравилось?

 

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…

 

Рефлексия

Благая весть о рождении  Иисуса облетела весь мир. Все радовались

  этому событию. И в честь рождения Иисуса было принято наряжать

  вечнозелёную ель.

   Ангел достал с неба самую яркую звезду и посадил её на  макушку

  ели. Поэтому ёлочка – это символ не только Нового года, но и символ

  Рождества.  А сейчас мы с вами соберём  и украсим символ Рождества – ёлочку

 Возьмите Ваши елочные игрушки по цветам, по вашему настроению.

Красный - мне все понравилось,

Синий - мне что-то было не совсем понятно,

Желтый – мне не понравилось.

И выходим наряжать нашу елочку.

 

Спасибо всем, вы молодцы!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План-конспект внеурочного занятия (кружок «Азбука православной культуры»)? Тема: «Рождественские святки»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель научной организации

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель:

Способствовать развитию познавательных интересов к событиям православной старины и их значению для христиан.

Задачи:

·        познакомить детей с христианскими праздниками   Рождество Христово, Святки;

·        познакомить детей с рождественскими обычаями и традициями;

·        познакомить с играми деревенских детей;

·        развивать умение общаться в коллективе,  в группе через игры

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 819 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 404
    • DOCX 100.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Боголюбова Виктория Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Боголюбова Виктория Юрьевна
    Боголюбова Виктория Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 9
    • Всего просмотров: 16331
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 307 человек из 56 регионов

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 254 человека из 50 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона

Мини-курс

Психология развития и воспитания детей: особенности и подходы

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мастерство влияния и успешных переговоров

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 14 регионов

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе