2.
Постановка
темы, цели занятия.
Скажите, кому из Вас знакома эта мелодия?
Дети отвечают…(да, это в храме поют,
когда идет праздник Рождества…)
Правильно! Тогда кто скажет, какая тема
занятия у нас с вами сегодня прозвучит?
(«Праздник Рождество Христово»…)
(слайд 3)
Подскажите, цели урока.
(дети определяют цели и задачи урока)
3.
Изучение нового материала.
Мы продолжаем путешествие, а Вифлеемская звезда поможет нам в
пути и будет указывать дорогу.
(слайд 4)Учитель передает звезду ученику, который начинает
вести сам урок.
С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные
события. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество
народу, и свободных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь
за городом, в вертепе, где пастухи укрывали свой скот от грозы.
(слайд 5) Ученик передает звезду следующему ученику.
В вертепе (или, по-русски, пещере) и появился на
свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли
для скота.
(слайд 6) Ученик передает звезду следующему ученику.
В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились
ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о
сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей
вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
(слайд 7) Ученик передает звезду следующему ученику.
И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.
(слайд 8) Ученик передает звезду следующему ученику.
Волхвы
увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно
восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир
Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ.
(слайд 9) Ученик передает звезду следующему ученику.
Евангельский рассказ о необыкновенной звезде,
восшедшей над Вифлеемом, уже более 2000 лет волнует человечество. В древние
времена появление или исчезновение звезд связывалось с рождением или смертью
великого человека, именно от таких представлений сохранилось крылатое
выражение «взошла звезда и погасла звезда».
(слайд 10) Ученик передает звезду следующему ученику.
В существование зависимости жизни людей от небесных
тел верили греки, римляне, персы и другие народы. Однако может показаться
странным, что восточные мудрецы-звездочеты, увидев необыкновенную звезду,
немедленно отправились на поиски Царя именно в Иерусалим.
(слайд 11) Ученик передает звезду следующему ученику.
Волхвы, предание сохранило их имена: Гаспар, Мельхиор
и Валтасар, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать
Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей,
взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды,
а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как
соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно
разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти
поклониться Ему».
(слайд 12) Ученик передает звезду следующему ученику.
Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема,
где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ
Востока: золото, ладан и смирну.
(слайд 13) Ученик передает звезду следующему ученику.
Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в
Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Разгневанный Ирод, обнаружив,
что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать
смерти всех младенцев мужского пола до двух лет.
(слайд 16) Ученик передает звезду следующему ученику.
Иосиф, получив во сне
предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где
Святое семейство и находилось до смерти Ирода.
(слайд 17) Ученик передает звезду следующему ученику.
Иосиф немедленно исполнил повеление Божье: посадил на
осла Марию с Младенцем Христом на руках и отправился в Египет. Ирод же через
некоторое время заболел и умер в страшных мучениях. Тогда ангел вновь явился
к Иосифу и сообщил ему, что теперь можно возвратиться в Иудею.
(слайд 18) Ученик передает звезду следующему ученику.
На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Издавна это был
тихий и спокойный праздник.
(слайд 19) Ученик передает звезду следующему ученику.
К празднованию Рождества верующие приготовлялись
сорокадневным постом. Пост предписывал воздержание не только от пищи
скоромной, но и от дурных поступков. В это время не проводились венчания, не
справлялись праздники, которые сопровождались весельем и разгульем. Последний
день поста был особенно тяжелым. До первой вечерней звезды вообще ничего
нельзя было есть. Поздно ночью начиналась долгая рождественская служба. Она
заканчивалась в 5 часов утра. Те, кто не шел в церковь на рождественское
богослужение, готовились к восходу звезды дома.
(слайд 20) Ученик передает звезду следующему ученику.
В крестьянском быту к рождественскому сочельнику
хозяйки
прибирали избы и горницы : мыли, белили своё жилище, завершали
Варку хмельного и травяного пива для святочных гуляний, а так
же
приготовления пищи и сдобной выпечки. Старались засветло
сходить в баню и встречать праздник в новой одёжке.
(слайд 21) Ученик передает звезду следующему ученику.
Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и
во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Этот день проводился в
самом строгом посте. Постились целый день - "до звезды", которая
указала путь волхвам к новорожденному Мессии. В этот день, по церковному
уставу, разрешается употреблять в пищу вареную крупу без масла, то есть
сочиво, поэтому день называется сочевником, а в народном произношении -
сочельником. Употребляли в пищу также постные пироги, пшеничный хлеб, сушеные
фрукты, мед.
(слайд 22) Ученик передает звезду следующему ученику.
С 18 века Рождество стало неразрывно связано ещё и с
подарками, ёлками, радостным ожиданием чуда, праздничным
семейным застольем.
(слайд 23) Ученик передает звезду следующему ученику.
На закате солнца, после первой звезды, хозяин со всеми
домочадцами становился на молитву. После молитвы старейший в доме приносил
охапку сена, расстилал ее в красном переднем углу на лавке. Сено покрывалось
чистой скатертью, и на этом месте, прямо под божницею, ставились
необмолоченный сноп ржи или пшеницы и кутья - каша из зерен пшеницы, ячменя
или риса. Начиналась вечеря - ужин.
(слайд 24) Ученик передает звезду следующему ученику.
По окончании вечери - колядование. Коляда состояла в
том, что деревенская молодежь - парни, девушки, подростки - собирались в
группы, рядились в костюмы, маски и ходили по домам.
(слайд 25) Ученик передает звезду следующему ученику.
Переходя от одного дома к другому, под окнами или в
избах, они пели песни в честь праздника, то как поздравление, величание
хозяев, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали
им угощенье и деньги.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.