I. Организационный момент
|
Фронтальная. Словесный. Слово
учителя
|
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку
|
Приветствуют учителя. Организуют
свое рабочее место
|
Быстрое включение в деловой ритм
|
|
II. Проверка выполнения домашнего
задания
|
Фронтальная. Словесный,
наглядный. Беседа, работа с картой, иллюстрацией, рассказ
|
Организует беседу по вопросам,
работу с картой, предлагает объяснить значение терминов, описать рисунок
(вопросы и задания к § 1)
|
Участвуют в об-
суждении вопросов; характеризу-
ют условия и образ
жизни древнейших людей,
показывают на карте места их расселения; раскрывают значения терминов;
описывают рисунок по плану
|
Регулятивные: оценивают результат
работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
осознают качество и уровень усвоения.
Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи
|
Беседа по вопросам, работа с
картой, иллюстрацией, рассказ
|
III. Постановка учебной задачи
|
Фронтальная. Словесный. Слово
учителя
|
Знакомит с темой урока.
– Сегодня нам предстоит узнать,
как
и почему изменились орудия труда и жизнь древнейших людей и завершилось
формирование человека современного типа, что такое родовая община, каковы ее
признаки
|
Слушают учителя, записывают тему
урока
|
Регулятивные: принимают учебную
задачу, сформулированную учителем
|
|
IV. Усвоение новых знаний и
способов действий.
Овладение огнем
|
Фронтальная.
Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ, работа с иллюстрациями,
беседа
|
Рассказывает о страхе диких
животных и древнейших людей перед огнем, о том, как им овладел человек, как древнейший
человек добывал огонь путем трения одного куска сухого дерева о другой,
предлагает учащимся потереть одну ладонь о другую.
– Что вы чувствуете? (См.
Приложение 1.)
|
Осознают, каким огромным
несчастьем была для человека потеря огня
|
Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают
причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют
доказательство; овладевают умением восприятия рассказа учителя
|
Беседа по вопросам
|
Каменный век. Наступление
ледникового периода. Занятия и образ жизни первобытных людей в период
похолодания
|
Парная, фронтальная. Словесный,
наглядный, практический. Работа с текстом, учебными картинами, аппликацией
(слайдами), иллюстрациями, беседа, рассказ
|
Рассказывает о каменном веке
(определение, свойства камней, новые орудия труда). (См. Приложение 2.)
Знакомит с наступлением
ледникового периода (100 тыс. лет назад).
Предлагает, работая в парах,
найти
в тексте ответы на вопросы 1–3, 5
к § 2.
Организует проверку выполнения
заданий
|
Характеризуют каменный век, новые
орудия труда, условия и образ
жизни первобытных людей в период
похолодания. Запоминают дату наступления ледникового периода. Находят ответы
на вопросы в учебном тексте
|
Познавательные: находят ответы на вопросы
в тексте, иллюстрациях; устанавливают причинно-следственные связи; строят
логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: принимают участие в
работе парами; контролируют действия партнера
|
Работа с текстом, беседа по
вопросам, рассказ
|
Расселение первобытных людей
|
Фронтальная. Словесный,
наглядный. Рассказ учителя, работа с картой
|
Показывает по карте расселение
первобытных людей по холодным странам Европы и Азии, предлагает найти и
показать самостоятельно
в атласах места расселения
|
Читают карту
с опорой на легенду; показывают по карте расселение первобытных людей по
холодным странам Европы и Азии
|
Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи
|
Работа
с картой
|
Появление «человека разумного».
Родовая община
|
Фронтальная.
Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с картиной,
иллюстрациями, беседа
|
Рассказывает о появлении
«человека разумного» (40 тыс. лет назад).
Используя аппликации, картину
«Родовая община», иллюстрации, характеризует родовую общину как новую форму
человеческого коллектива (см. Приложение 3). Предлагает определить признаки
родовой общины
|
Запоминают дату, определяют
отличительные черты «человека разумного». Из рассказа учителя извлекают
признаки родовой общины
|
Регулятивные: принимают и сохраняют
учебную задачу, соответ-ствующую этапу обучения.
Познавательные: извлекают необходимую
информацию из прослушанного рассказа и иллюстративного материала
|
Беседа по вопросам
|
V. Закрепление знаний
и способов действий
|
Фронтальная. Словесный,
проблемный.
Беседа
|
– Почему древние люди не погибли
во время похолодания на Земле? Перечислите основные причины.
– Почему только сплоченная группа
людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей?
– Какие признаки родовой общины выражает
слово «община»? А какие признаки выражает слово «родовая»?
|
Рассказывают устно об
исторических событиях; раскрывают смысл, значения важнейших исторических
понятий; излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий
|
Познавательные: устанавливают
причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: формулируют собственное
мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания
|
Беседа по вопросам
|
VI. Рефлексия
|
Фронтальная. Словесный. Беседа
|
– Какие цели, задачи стояли перед
нами в начале урока?
– Смогли ли вы их достичь?
– Какой материал был трудным,
непо-нятным?
– А что воспринималось легко?
– Попробуйте дать оценку уроку.
|
Отвечают на вопросы
|
Регулятивные: проявляют открытость в
осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и
сотрудничества
|
Беседа по вопросам
|
VII. Информация о домашнем
задании
|
Фронтальная. Словесный. Сообщение
учителя
|
Комментирует задание.
§ 2, вопросы, термины, контурная
карта. Индивидуальное сообщение о находках мамонтов на территории России (по
учебнику и ресурсам Интернета). Задания 5–11 в рабочей тетради
|
Воспринимают задание, уточняют
|
Регулятивные: принимают цель,
содержание и способы выполнения домашнего задания
|
Сообщение,
вопросы, термины, контурная
карта, задания в рабочей тетради
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.