ТЕМА: Защита от оружия
массового поражения
План-конспект
составил
Учитель
ОБЖ МБОУ СОШ с. Виноградное
Моздокского
района РСО-Алания
Цугкиев
Таймураз Васильевич
Занятие. ПРИБОРЫ
РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ И ДОЗИМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.
Цель.
Ознакомить
учащихся с устройством приборов радиационной, химической разведки и
дозиметрического контроля,
дать им
навыки в работе с радиометром-рентгенометром и ВПХР
Учебные вопросы:
1. Назначение,
устройство и принцип работы приборов радиационной разведки.
2. Войсковой
прибор химической разведки(ВПХР).
Время. 45
мин.
Место. –
кабинет (поле).
Метод.
Рассказ и
практический показ устройства, приемов подготовки и работы с приборами.
Материальное обеспечение.
Дозиметрический прибор ДП-5А, ВПХР, таблицы.
Порядок
проведения занятия и методические советы
Вводная
часть—2 мин.
-
сообщение темы, цели занятия и порядка его проведения.
- краткий
опрос по правилам поведения на зараженной местности.
1-й
учебный вопрос—5 мин.
Кратко
объясняю ионизационный метод обнаружения и измерения радиоактивных излучений.
- Радиоактивные
излучения ионизируют воздух, т. е. расщепляют его молекулы и атомы на
положительные и отрицательные ионы. Под действием электрического напряжения
ионы приходят в движение: положительные—к аноду, отрицательные — к катоду. В
результате этого возникает ионизационный ток. По силе ионизационного тока
определяется интенсивность радиоактивных излучений.
Устройство
ДП-63-А, подготовка прибора и работа с ним изучаются практически. Для этого
необходимо называю и показываю обучаемым основные части прибора, объясняю их
назначение и принцип действия, показываю порядок подготовки прибора к работе:
проведение внешнего осмотра, установка стрелки микроамперметра на отметку «О»
верхней шкалы и «5» нижней шкалы, подключение источников питания. После этого
1—2 ученика под руководством преподавателя поочередно готовят прибор к работе и
измеряют им уровни радиации на местности.
Прежде
всего разъясняю учащимся, что прибор ДП-5А предназначен для измерения
уровней гамма-радиации на местности и радиоактивной зараженности различных
предметов по гамма-излучению; по своему на значению он является универсальным.
Мощность гамма-излучения измеряется этим прибором в рентгенах или
миллирентгенах в час. Затем показываю на таблице и приборе поддиапазоны I и II
для измерения уровней радиации на местности в пределах 5— 200 Р/ч и более и
поддиапазоны «ХЮ00», «ХЮО», «ХЮ», «XI», «Х0,1» для измерения степени
зараженности предметов в миллирентгенах (мР/ч).
Далее
объясняю устройство ДП-5А, показав его основные части на приборе и
таблице 15, на которой они даны в крупном плане; учащиеся, читая наименования
частей приборов на таблице, быстрее их запомнят и лучше усвоят устройство при
бора. После этого поочередно вызываю нескольких учащихся к прибору и повторно
рассматриваю с ними его устройство.
Убедившись,
что учащиеся усвоили устройство прибора, перехожу к изучению подготовки его к
работе и проведению измерений уровней радиации на местности и радиоактивного
заражения различных объектов.
Для этого
организую с ними практическую отработку порядка подготовки прибора к
работе.
Вначале
обучаемым показываю на приборе порядок подготовки его к работе — от установки
стрелки микроамперметра на «О» до проверки работоспособности аппарата по
контрольному аппарату, а также последовательной установки переключателя поддиапазонов
в положения: «Х1000», «XlOO», «XlO», «Xl», «ХОД».
Затем
показываю учащимся порядок измерения уровней радиации на местности по шкалам
«О—5» и «О—200», а также порядок определения степени заражения кожных покровов
людей, одежды, техники, транспорта, продовольствия, воды и других предметов,
пользуясь поддиапазонами «X1000», «Х100», «XlO», «Xb, «ХОД».
В конце
отработки данного учебного вопроса целесообразно предложить учащимся решить
1—2 задачи, например:
1. Какова
степень заражения кожного покрова человека, если
показание прибора на верхней шкале 3,2 мр/ч, а переключатель
поддиапазонов находится в положении «Х10»?
Решение:
3,2 мР/чХ 10 = 32 мР/ч.
2. Какова
зараженность объекта, если суммарная
зараженность 280 мР/ч, а величина гамма-фона 220 мР/ч?
Решение:
280 мР/ч—220 мР/ч=60 мР/ч.
Решаемые
задачи могут быть включены в раздаточный мате риал,, который предлагается
учащимся на этом уроке.
После
рассмотрения устройства и работы прибора ДП-5А учащимся следует указать, что
дозиметрические приборы хранятся в шкафах или на стеллажах в помещениях с
температурой от +10 до +25°С, влажностью 50—65%. Источники питания приборов
хранятся отдельно в сухом прохладном месте (температура от —6 до +5°С).
Дозиметрические
приборы нельзя подвергать длительному воз действию прямых солнечных лучей,
дождя или снега. Их надо очищать от грязи и пыли, защищать от ударов.
Запрещается вскрывать.
2-й
учебный вопрос—12 мин.
Отрабатывается
методом рассказа и практического изучения. Вначале знакомлю обучаемых с
назначением войскового прибора химической разведки и кратко излагаю его
устройство, используя для наглядности учебную таблицу и образец прибора. Особое
внимание надо обратить на устройство и назначение индикаторных трубок трех
видов, которые входят в комплект прибора.
Объясняю
обучаемым, что обнаружение в воздухе отравляющих веществ и установление их
концентрации осуществляется обычно в два этапа. Сначала определяют наличие ОВ
типа зарина в опасных концентрациях. После этого устанавливают наличие в воздухе
других ОВ.
Вначале
используют две трубки с красным кольцом и красной точкой. Показываю приемы
работы с этими трубками, после чего учащиеся отрабатывают эти приемы на приборе.
Так же определяется наличие этих ОВ в воздухе в безопасных концентрациях.
На втором
этапе определение ОВ осуществляется трубкой с зелеными кольцами. Беру трубку с
тремя зелеными кольцами и показываю порядок обнаружения в воз духе фосгена,
хлорциана и синильной кислоты, затем на трубке (Г одним желтым кольцом — паров
иприта.
Учащиеся
одновременно с рассказом руководителя отрабатывают приемы работы с прибором по
обнаружению ОВ.
В
заключение учащимся кратко разъясняю порядок определения ОВ на местности и на
различных предметах, а также порядок хранения и сбережения приборов химической
разведки.
Заключительная
часть.
-
обобщение изученного учебного материала.
-
подведение итогов занятия.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.