МБОУ
ДОД Детская музыкальная школа им. Г.Г.Шендерева городского округа Судак
ПЛАН
– КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА НА ТЕМУ: «Комплексный
подход к музыкальному восприятию юного пианиста»
Преподаватель по
классу фортепиано Исаева Гаяна Анриковна
Характеристика
учащейся.
Решетникова Арина
- учащаяся 2-го класса фортепиано, 9 лет. Имеет отличные музыкальные данные:
устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный
слух, достаточно обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную
память. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура.
Серьезна, самокритична. Несмотря на возраст, обладает внутренней культурой и
интеллигентностью. Отлично учится по всем предметам в музыкальной школе,
успевает на «хорошо» и «отлично» в общеобразовательной школе. Посещает кружок
эстрадных танцев. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой
относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей.
Справляется с репертуаром повышенной сложности. Любит выступать на сцене,
хорошо справляется с эстрадным волнением. Игровые приемы усвоены ею в полном
объеме, руки свободны и хорошо организованы для игры на инструменте. Есть
небольшое неудобство в постановке рук – низкая кисть, что обусловлено слабостью
ладонных мышц. Арина многого уже добилась, чтобы исправить это неудобство,
продолжает активно работать над постановкой рук. Очень ответственна и
работоспособна, умеет ставить цели и добиваться их выполнения. Может
продуктивно работать самостоятельно.
Тема:
Комплексный подход к музыкальному воспитанию ученика-пианиста.
Тип
урока: Обобщение и закрепление знаний, умений
и навыков. Применение знаний на практике
Цель
урока: Воспитание
художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.
Задачи
урока:
Образовательные:
● Расширить багаж
музыкальных впечатлений учащейся
● Продолжить
знакомство с музыкой русского композитора П.И.Чайковского
● Познакомить с
содержанием музыкального альбома «Детский альбом»
● Продолжить
работу над рациональными приемам игры на фортепиано
● Научить грамотно
читать нотный текст
● Продолжить
работу над подбором по слуху мелодий с сопровождением
Развивающие:
● Развитие
музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
● Развитие
двигательно-игровых навыков
● Развитие навыка
игры по нотам
● Развитие
мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
● Развитие чувства
ритма
● Развитие навыка
подбора по слуху и транспонирования
Воспитательные:
● Воспитание
интереса и любви к предмету и инструменту
● Воспитание
чувства любви и уважения к классической музыке
● Воспитание
чувства ответственности за результаты своей работы
● Воспитание
навыков самоконтроля
● Воспитание культуры
поведения за инструментом
Принципы:
● принцип единства
воспитания, обучения, развития.
● принцип связи с
жизнью.
● принцип
научности.
● принцип
увлеченности.
● принцип
активности, самостоятельности и сознательности.
Этапы урока:
1. Организационный
этап. 1 мин
● Приветствие.
Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной
темы.
Комплексное
развитие ученика-пианиста включает в себя следующие элементы:
-воспитание
двигательно-игровых навыков, работа над техникой и пластикой движений
(несколько упражнений на различные виды техники).
- развитие навыка
игры по нотам (проигрывание этюдов, чтение с листа).
-развитие
музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора, накопление
слуховых представлений.
- развитие всех
компонентов музыкального слуха.
- развитие чувства
ритма (несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка
по карточкам и на слух)
- развитие навыка
подбора по слуху и транспонирования (проигрывание коротких пьес классом ниже)
Без хорошего
развития все этих качеств не может состояться хороший музыкант-исполнитель.
2 Основной этап.
На этом этапе
применялись различные методы:
- словесный
(объяснение, беседа)
- наглядный (обсуждение
репродукций картин в альбоме)
- практический
(слушание музыки, игра на инструменте, решение пианистических и художественных
задач.)
- творческий (подбор
по слуху, транспонирование, поиск средств выразительности для образного
воспроизведения программных произведений)
- репродуктивный (воспроизведение
выученного текста)
- метод игры
- метод
музыкального наблюдения
● Игра упражнений
. 2
мин
В начале урока
целесообразно подготовить руки к игре на инструменте. Для этого играем
несколько упражнений на различные виды техники: позиционные упражнения
Ш.Ганона, гаммообразные упражнения, упражнения на крупную технику (октавы,
аккорды).
● Работа над
этюдами. Преодоление пианистических неудобств: 10 мин
- Ф.Лекуппе Этюд соч.17№ 6
- А.Шитте Этюд№ 12
- К.Черни (ред.Гермера) Этюд № 5 2 тетр
При исполнении
этюдов перед учащейся ставились различные практические задачи: качественно и
быстро делать позиционные переносы рук, соблюдать хорошую координацию рук в
разных регистрах (Ф.Лекуппе Этюд соч.17 № 6), смена рук, выполнение
ритмических задач(А.Шитте Этюд № 12), качественно, ровно и верной аппликатурой
исполнять в среднем темпе длинные гаммообразные пассажи, не прогибая запястье
(К.Черни Этюд № 5).
При исполнении
всех этюдов важно следить за положением обеих рук.
Учащаяся успешно
справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.
● Чтение с листа в
ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного
текста
3 мин
Прежде чем
начинать играть по нотам, с учащейся были повторены ноты басового ключа,
сделано несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического
рисунка по карточкам (отдельно каждой рукой и двумя руками вместе), а также на
слух.
Перед игрой пьесы
с листа был сделан краткий анализ нотного текста: музыкальный размер,
тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса «
Болезнь куклы» была исполнена. С заданием Арина справилась хорошо.
Игра в ансамбле
при чтении с листа мобилизует все внимание учащегося, не дает расслабляться и
останавливаться, звучание при этом более яркое и насыщенное, чем при сольном
исполнении. Такая форма работы очень нравится ученикам и хорошо развивает навык
игры по нотам. Со слабыми учениками можно исполнять не ансамблевые пьесы, а
двуручные, играя при этом партию одной руки, а ученику поручить партию другой
руки.
● Игровая гимнастика
для всего игрового аппарата - 2 мин
Она позволила
учащейся расслабиться и переключить внимание.
● Подбор по слуху
мелодии русской народной песни «Как под горкой» и транспонирование ее в
тональности первой степени родства. - 3
мин
● Беседа о
творчестве П.И.Чайковского. Краткое содержание альбома «Детский альбом» - 4 мин
● прослушивание записей
музыкальных пьес из «Детского альбома»
- «В церкви»,
«Нянина сказка» - 4 мин
Анализ средств
выразительности, характеристика образов, отраженных в этих произведениях.
● Просмотр детских
рисунков и художественных репродукций, иллюстрирующих музыкальные
фрагменты - 1
мин
● Игра на
фортепиано учащейся муз. фрагментов «В церкви», «Нянина сказка» -
5 мин
Арина постаралась
передать художественные образы, воспринятые ею при прослушивании этих
произведений. Игра была эмоционально окрашена, убедительна, образна.
● Слуховая
разминка. Игра «Угадайка». 2 мин
Даны задания на
нахождение по слуху отдельных нот, угадывание направления и характера движения
мелодии, определение интервалов.
● Игра на
фортепиано любимого произведения: Майкапар «Токкатина» - 2 мин
● Анализ жанровой
принадлежности, настроения произведения. - 2 мин
3.Заключительный
этап 4 мин
● Подведение
итогов
● Оценивание
работы учащейся.
Работа оценена
положительно, ученица получила отличную оценку за урок.
● Домашнее
задание: продолжать работу над произведениями с учетом поставленных на уроке
задач. Ознакомиться с пьесой «Новая кукла» П.Чайковского в фортепианном
изложении. По желанию: нарисовать рисунок к понравившейся пьесе.
В процессе урока
учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи,
поставленные преподавателем, выполнялись творчески, осмысленно.
Цель урока - воспитание
художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов,
считаю, достигнута.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.