Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПисьма нежные очень мне нужны...(урок письма).

Письма нежные очень мне нужны...(урок письма).

Скачать материал

 

Склярова Ольга Федоровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 30 г. Пятигорска

Ставропольского края

 

 

                               УРОК ПИСЬМА

 

- Тук-тук! Тук-тук!

- Кто там?

- Это я, почтальон Печкин, принес истории для девочек и мальчиков!

-Здравствуйте, дорогой Печкин, вы как нельзя кстати, потому что урок наш сегодня так и называется «УРОК ПИСЬМА». А какое же письмо без почтальона?

- Что верно, то верно: письмо без почтальона – никуда. Но минуточку!

 Вы сказали, что у ребят сегодня урок письма. Это что же?  Они будут учиться писать? А я думал, что дети в школе учатся писать в первом классе.

- Ой, Печкин, вы, конечно же, правы: дети учатся писать в первом классе. И слово «письмо» в данном случае как « процесс писания». А наши ребята сегодня будут учиться писать письма, то есть, те сообщения в конверте, которые вы, дорогой Печкин, приносите своим адресатам. Мы с вами, ребята, сегодня заглянем в историю эпистолярного жанра, узнаем, какие виды писем существуют, научимся писать деловое письмо, письмо личного характера.

И я думаю, что почтальон Печкин нам в этом поможет.

- Конечно же, помогу! Ведь я к вам, ребята, для этого и пришел. Вот скажите, дорогие мои, кто из вас часто получает письма? Поднимите, пожалуйста, руки. О-о-о! А больше никто?  А теперь скажите, а кто пишет письма хотя бы раз в неделю? О-О-О! Теперь я понимаю, почему вы не получаете писем! А потому что вы их не пишете!  Ой, ребята, я, кажется, сейчас заболею, и заболею я от жалости к вам. Почему? Сейчас объясню: ребята, если бы вы знали, как это приятно - получать письма!!! Вот только представьте: заходишь в подъезд, открываешь почтовый ящик, а там - письмо, а с обратной стороны еще и приписка: «Лети с приветом, вернись с ответом».Ты стремглав взлетаешь на свой этаж, быстро открываешь дверь квартиры, забегаешь к себе в комнату, запираешься на ключ( письмо ведь лично тебе), вскрываешь  конверт и читаешь: «Здравствуй, дорогой мой внучек!» Или «Привет, Вовка!» Это уж, смотря от кого письмо. И ты, читая, снова пробегаешь по тем  же тропкам, по которым летом у бабушки ранним-ранним утром шел на рыбалку, или с другом Сережкой еще раз забиваешь решающий гол в ворота команды из соседнего города. И эти волшебные превращения происходят благодаря письму, так ожидаемому тобой. И ты, прочитав его, быстро садишься писать ответ. Ведь это так неприятно, когда «Ни ответа - ни привета».

-Дорогой Печкин! Ты так заразительно рассказывал, что нам самим захотелось получить письмо.

- О, это только начало. Я серьезно намерен «заразить вас эпистолярной болезнью». Слушайте дальше.

Эпистолярный жанр развился из бытовой переписки. Сегодня мы будем говорить об искусстве составления писем. Такое дело никак нельзя пускать на самотек. И тут от вас потребуются определенные усилия по изучению некой теории о том, как правильно писать письма. Вы будете смеяться, но в XV веке в университетах Европы изучали   эпистолографию  - науку писать письма. При этом рассматривались совершенно разные виды писем: деловые, дружеские, письма с вызовом на дуэль, богословские письма и даже любовные, которые полагалось составлять по довольно жестким законам. Изысканное приветствие, восхваление красоты адресата, пожелание здоровья и процветания и в завершение - препоручение судьбы в руку Всевышнего. Позже эта наука была отменена, хотя, я считаю, напрасно. Ведь умение писать письма - это то, что необходимо практически всем. Причем с развитием Интернета подобное умение становится все более и более актуальным, потому что электронные письма - это основа основ общения в Интернете. Не имеет значения, пишете ли вы письмо по e-mail или излагаете свои мысли в форумах и чатах. Есть старая пословица: по одежке встречают, по уму провожают. В Интернете ваш стиль написания писем - та самая одежка, по которой встречают. А содержание писем, те мысли, которые вы в них вкладываете, - тот самый ум, который нужно продемонстрировать. По нему и будет видно, продолжат ли с вами общаться.  Форма писем и посланий (эпистол) позволяет в непринужденной доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью.

- Письма, в зависимости от своего предназначения, бывают официальными, деловыми и личными. Как вы думаете, ребята, официальные, деловые письма относятся к какому стилю речи? Правильно, к официально-деловому. Давайте вспомним основные признаки официально - делового стиля.

- Официально-деловой стиль речи употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.

- Ему характерна точность высказываний, неличный характер, стандартизированность, долженствующе - предписывающий характер.

 - Верно.  В лексике делового письма широко используются стандартные обороты речи, специальная терминология, устойчивые словосочетания неэмоционального характера. Все деловые документы ( и письма в том числе) лишены эмоциональности, экспрессивности. Поэтому в них мы не найдем изобразительных средств языка.                                                                                Итак, давайте с вами сформулируем общие требования, предъявляемые к деловому письму: Точность, краткость, ясность излагаемого содержания

юридическая обоснованность, единая внешняя форма, общепринятое, стандартное расположение частей текста или реквизитов.          Обратите внимание на доску. В правом верхнем углу делового письма указываются реквизиты: куда, кому и от кого письмо.

                                                   

                                                                Директору МОУ СОШ № 100

                                                                г. Солнцегорска

                                                                Иванову И.И.

                                                                директора турфирмы «Кавказ»

                                                                Петрова В.В.     

 

 

 На Ваш запрос от 18.05.2005г. сообщаем, что проспекты  туров нашей фирмой были отправлены в ваш адрес 20.05.2005г.

 

 

 

 25.05.2006 года.                                                      Петров В.В.

 

 

 

 

          - Ребята,  вы, наверное, заметили, что письмо совершенно лишено эмоциональности, написано сухим  «канцелярским» языком.

  Да, ребята, писать деловые письма не очень весело, но учиться  этому все же необходимо. Вы согласны со мной?

-Конечно, согласны, ведь неприятно чувствовать себя профаном, когда требуется написать какое - либо заявление, автобиографию или другую деловую бумагу.

-Да и в будущем, когда мы станем  взрослыми и будем уже работать, нам это пригодится.

-Совершенно верно! А теперь перейдем к следующей части нашего урока.

Письма личного характера, частные письма. Их получать и читать приятно.

В их лексике слова, имеющие часто разговорную окраску, много слов и фразеологизмов с экспрессивно-эмоциональной окраской, редко встречается иноязычная, терминологическая лексика, книжные слова. И относятся частные письма к разговорному стилю речи.

- Я напомню, ребята, вам, что и здесь есть своеобразные каноны, нормы, которые соблюдаются неукоснительно. Давайте подумаем, какие?                   - Письма обычно начинаются словами: «Здравствуйте…! Здравствуй….!

- А заканчиваются словами: «До свидания! До встречи! До скорой встречи!»

 - Это верно! Когда-то после приветствия писали: «Во первых строках своего письма хочу сообщить ( или сообщаю…)

Нередко в конце письма стоят такие интересные буковки: Р.S. Это постскриптум, так называемое послесловие, когда автор письма уже попрощался, но вспомнил о какой-то упущенной детали.

Ну, что, ребята, в общих чертах вы представляете, как писать деловое письмо, письмо частное? Дома вы попробуете написать и то, и другое. Темы я дам позднее, а пока наш дорогой почтальон Печкин хочет с вами поиграть.

- Ребята, я начну стихотворение, а вы закончите:

Кто  стучится в дверь ко мне                                                                                       с толстой сумкой на ремне,                                                                                                                с цифрой «пять» на медной бляшке,                                                                                   в синей форменной фуражке?

Ребята хором:

         - Это он, это он - ленинградский почтальон!

-Эх, ребята, были времена, когда сумка распухала от писем, почтальона все уважали, ждали  как друга. А сейчас вы и в лицо-то не знаете своих почтальонов: газет и журналов вы не получаете, писем не пишете.  Неужели умрет наша профессия? Как грустно! А ведь когда- то великие мира сего без эпистолярного жанра обойтись не могли. Письма вершили суд, участь народов, начало и конец войн. Все вы  хотя бы по фильмам помните некие свитки или уже конверты, скрепленные печатью. У многих великих была печатка с вензелем, оттиск которой оставался на воске или сургуче. И никто не вскроет конверт, не повредив печати. И доставлялись письма не самолетом, пароходом или железнодорожным транспортом, а все на лошадях, «летя в пыли на почтовых», как писал великий русский поэт и писатель А.С.Пушкин. Кстати, многие поэты обращались к жанру письма.

Давайте вспомним названия этих произведений.                                                  -«Письмо матери» С.Есенина, «Сын солдата» Е.Благининой, «Маме» Э.Асадова,  «Солдатское письмо» П.Астахова, «Тебе» В.Кушнир, «Привет» Т.Державиной., «Письмо» Х.Радевского, «Ты пишешь письмо мне» И.Уткина.

-Одно из таких произведений прочитает Артем. Это стихотворение Е.Благининой «Сын солдата»:

-Здравствуй, папа, ты опять мне снился,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивился:

До чего ты прежний был во сне.

Папа! Ты вернешься невредимый!

Ведь война когда-нибудь пройдет.

Миленький, голубчик мой родимый!

Скоро майский праздник к нам придет.

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю всей душою

Поскорей фашистов одолеть.

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб, как раньше, можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить!

Чтоб над всем таким огромным миром

Днем и ночью был веселый свет…

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет,

Пожелай им всякую удачу,

Пусть идут на немцев как один…

Я пишу тебе и чуть не плачу.

Это так, от радости…

                                   Твой сын.

-Мы не зря взяли стихотворение - письмо военной тематики, ведь  для нас, русских людей, это такая животрепещущая тема .Маленькие солдатские треугольники в годы Великой Отечественной войны ждали с нетерпением, в них солдаты рассказывали о своих радостях и боли потери друзей, о великой любви к близким и к матери- Родине. «Дорогая моя. На переднем у нас передышка. Спят в окопах друзья. Тишина на крутом берегу. Дорогая моя, поцелуй ты крепче сынишку. Знай, что вас от беды я всегда сберегу….» И читая эти письма, мы снова и снова проходим по горячему снегу фронтовых дорог, еще и еще раз преклоняясь перед силой духа русского солдата. Письма эти не давали душе зачерстветь, помогали бороться с врагом, не щадя крови и самой жизни.

Письма…  Как много они могут поведать о человеке…

      « Моя ласковая мамочка! Я от вас далеко, но всеми своими мыслями, моя родная, я всегда с тобой, со всей семьей. Послезавтра мой день рождения. Мне 21 год. В этот день, день моего рождения, я с особенной любовью и лаской вспоминаю тебя. Ту незабываемую, которая ночей не спала, всю свою жизнь и здоровье отдала нам… Все делалось твоими руками, мамочка родная. А ведь я, когда был маленький, думал, что мамы не знают усталости.

Хочется обнять тебя, поцеловать свою милую, стареющую маму. Ведь дома я на ласки был скупой. Уж такая участь родителей: дети никогда не отплатят

за все ласки и заботы полностью. Знаю, что каждый день, проведенный мною на фронте, ты переживаешь, и он оставляет неизгладимый  отпечаток на твоем здоровье и на тебе… Ваш младший сын Вова».

 -Вы должны знать, ребята, что стихотворение К.Симонова  «Жди меня…» переписывали солдаты и от своего имени отправляли в письмах своим любимым.

А сколько песен написано о письмах! Это все говорит о том, что письмо необоснованно забыто. Давайте вспомним, ребята, песни, чтобы там звучало слово «письмо».

-«Напиши мне письмо, хоть две строчки всего, чтобы я иногда прочитать мог его…»

-«Письма нежные очень мне нужны, я их выучу наизусть…»

-«Письма, письма лично на почту ношу, словно я роман с продолженьем пишу…»

-«Письмецо в конверте погоди, не жги, не везет мне в смерти, повезет в

любви…»

-«Ты получишь письмо, как обычно, без марки, солдатское…»

-Молодцы, ребята, знаете и стихи, и песни, и, надеюсь, после сегодняшнего урока вам захочется еще больше узнать об эпистолярном жанре. Конечно, на этом урок письма еще не закончится, мы  с вами впоследствии познакомимся с шедеврами эпистолярного жанра, шире и глубже коснемся его особенностей.

-Да, ребята, если вы захотите, я тоже приду снова к вам в гости и расскажу новые истории. И, я думаю, мы вместе возродим российские традиции эпистолярного жанра, не дадим кануть в лету такую интересную и нужную профессию - почтальон. А я буду рад принести вам ответы на ваши первые письма, вы сами почувствуете, каково это - получать письма.

- Итак, ребята, наш урок письма подходит к концу. Давайте подведем итоги. С чем же мы сегодня познакомились?

-На сегодняшнем «Уроке письма»  мы познакомились с эпистолярным жанром.                                                                                                                              - Научились различать письма деловые и письма частные, личные.

-А чем же они отличаются?

- Они даже к разным стилям речи относятся: деловые письма - к официально-деловому стилю, а частные письма - к разговорному.

- Лексика делового и личного письма совершенно различна. В первом случае сухая, лишенная эмоциональной окраски, а во втором - много слов и фразеологизмов с экспрессивно-эмоциональной окраской.

-А теперь, ребята запишите домашнее задание:

1.Написать деловое письмо.

2.По выбору пишем «Письмо моему другу». «Письмо моей семье», «Письмо президенту», «Пишу тебе письмо о том, как мы можем построить лучшее будущее», «Письмо ветерану».

Мы благодарим нашего дорогого Печкина за то, что он помог открыть нам сокровищницу эпистолярного жанра, и будем рады снова встретиться с ним.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Письма нежные очень мне нужны...(урок письма)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок письма. Знакомство учащихся с эпистолярным жанром. Урок-путешествие в каждый вид письма: деловое, личное.Почтальон Печкин знакомит учащихся с историей эпистолярного жанра, а потом следит вместе с ребятами за его развитием. Дети учатся писать вместе с Печкиным деловое письмо, рассматривают его составные части, стиль, а потом рассматриваются разные виды личных писем с примерами из художественной литературы. Многие дети никогда не получали писем и не знают, что это такое и зачем они нужны. Почтальон Печкин своими эмоциями показывает, каково это: получить личное письмо. Он "заражает" учениковлюбовью к эпистолярному жанру.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 685 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 324
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 610
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 479
    • DOCX 59.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Склярова Ольга Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Склярова Ольга Федоровна
    Склярова Ольга Федоровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1425
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1528 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 880 человек

Мини-курс

Эффективная работа с Wildberries: от создания личного кабинета до выбора продукта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов

Мини-курс

Технологии и автоматизация в машиностроении

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и профессиональное развитие

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов