Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПЕТЕРБУРГ В ТВОРЧЕСТВЕ ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА

ПЕТЕРБУРГ В ТВОРЧЕСТВЕ ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА

Скачать материал

Петербург в творчестве Осипа Мандельштама.

Он умудрился быть последним бытописателем Петербурга,

ярким, беспристрастным, неповторимым. Он безошибочно передает

и воздух Петербурга, и звук петербургских мостовых.

Его восприятие Петербурга сливается с восприятием мира вообще.

Анна Ахматова.

Цели:

Раскрыть значение образа Петербурга в русской литературе начала XX века;

Углубить знания учащихся о творчестве Осипа Мандельштама;

Показать сложность, многоплановость, изменчивость города;

Развивать восприятие Петербурга, создаваемого литературой в контексте культуры;

Воспитывать интерес к прошлому Петербурга, любовь к произведениям русских писателей и поэтов.

1 этап урока

 « Какой-то город явный с первых строк,

Растет и отдается в каждом слове»- так восторженно писал Борис Пастернак в стихотворении «Анне Ахматовой»

Да, конечно, это Петербург, город, который войдя в русскую литературу со дня возникновения, стал восприниматься не только как конкретный  город, не только как новая столица, но и как символ новой России, символ его будущего.

Достаточно взглянуть на содержание этой книги, чтобы убедиться: к теме Петербурга обращались десятки русских поэтов. Среди них были и гении и поэты второго или даже третьего ряда.

На прошлом уроке мы говорили с вами о Петербурге в творчестве Анны Ахматовой. Сегодня мы продолжим с вами говорить о Петербурге.

Наша задача посмотреть, каким видит Петербург современник А. Ахматовой Осип Мандельштам.

Проследить по стихотворениям как меняется отношение Мандельштама к Петербургу.

 

Анна Ахматова и Осип Мандельштам живут в одно время, бродят по одним и тем же улицам. Более того, они принадлежат к одному и тому же литературному направлению – акмеизму, хотя как большие поэты оба выходят за его рамки.

И все же, Петербург в их творчестве – разный. Но при всем различии есть в их отношении к этому городу и нечто общее:

Петербург воспринимается ими как сердце российской культуры и как символ близкого обоим уходящего века, как нечто облагораживающее, упорядочивающее, стихийное существование человека.

- В Петербурге мы сойдемся снова-

Словно солнце похороним в нем-

И блаженное, бессмысленное слово

В первый раз произнесем:

-В черном бархате советской ночи,

В бархате всемирной пустоты

Все поют блаженных жен родные очи,

Все живут бессмертные цветы

Дикой кошкой горбится столица.

На мосту патруль стоит.

Только злой мотор во мгле промчится

И кукушкой прокричит.

Мне не надо пропуска ночного,

Часовых я не боюсь.

За блаженное бессмысленное слово

Я в ночи советской помолюсь.

 

-Это стихотворение написано Осипом Мандельштамом 24 ноября 1920 года…Написано словно в продолжение чего-то, употреблённое в первой строке слово «снова» отсылает нас к прошлому. Ведь тема Петербурга звучала в творчестве Мандельштама и ранее.

- В каких стихотворениях? (ребята перечисляют стихотворения)

Осип Эмильевич Мандельштам возник в предреволюционной России как сугубо городской поэт, точнее поэт «северной столицы»

В основе детских и юношеских впечатлений Мандельштама – две противостоящие друг другу действительности:

С одной стороны – утробный хаос иудейского мещанского быта еврейской семьи; с другой – петербургская архитектура, как видение властной, повелительной гармонии – образ строгого порядка.

2 этап

 О петербургском величии он пишет в «Шуме времени»

(зачитать…) «Весь массив Петербурга, гранитные и торцовые кварталы…»

- Архитектура Петербурга в восприятии Мандельштама противостоит хаосу, который он всегда смутно ощущает, и которого страшится.

Архитектура - божественное искусство, ведь в любой мифологии сотворение мира – это упорядочение хаоса, превращение его в организованный космос.

Архитектура для Мандельштама – символ гармонии, она способна бороться с пустотой, она связана с памятью о прошлом, несет в себе дух умерших эпох, связывает человека с культурой.

 

 

3 этап

Для раскрытия этого мотива показательно стихотворение «Адмиралтейство» (выразительное чтение)

Анализ стих.  «Адмиралтейство»

4 этап

Классицизм привлекает Мандельштама правильностью линий, возвышенностью гармоний и одухотворенностью его зданий.

В сборнике «Камень» вместе с образами Петербургской архитектуры появляется образ Рима, не античного, а католического. Это также противовес хаосу. Ключевым словом в образе Рима становится слово «свободный».

Образ Рима и Петербурга смыкаются в стихотворении, посвященном Казанскому собору, напоминающему поэту собор Св.Петра в Риме :

На площадь выбежав, свободен

Стал колоннады полукруг…

Соприкасаясь с собором и его рощей портиков» поэт чувствует себя «иностранцем», “русским в Риме».

Легкость, свобода Римского собора влекут Мандельштама больше чем тяжелый блеск Исаакия – духовного центра Петербурга, тесно смыкающегося с площадью Сената и Медным всадником.

В литературе сложилась традиция по которой Петербург связан желтым цветом, но у Мандельштама он черно-желтый – это цвета императорского стандарта. Очень хорошо эти цвета представлены в «Петербургских строфах»

5 этап

В «Петербургских строфах» возникает мотив тяжести, жестокости, появляется желтизна правительственных зданий. Здесь мы види столкновении двух Петербургов – императорского и человеческого «Тяжка обуза северного сноба…».

Хаос слишком силен, его темные волны всегда готовы пог7латить ограду культуры, как разлившаяся в наводнении Нева, порой бросающаяся на великий город.

В стихотворении «Дворцовая площадь» появляется «желчь двуглавого орла» и «черный омут столицы».

Анализ стих.  «Петербургские строфы»

6 этап

В более поздней книге «Тристия» Петербург, город Петра, классический и имперский, превращается в Петрополь – тонущий, погибающий.

Греческое имя словно приравнивает город к исчезнувшей уже цивилизации, он становится подобен Атлантиде. Ведь классическая культура не может уже спасти, не может устоять перед надвигающимся хаосом.

В книге появляется другой образ города. Гибнущий Петербург уподобляется Иерусалиму, Иудее, распявшей Христа. Иерусалим и Петербург соединены черным и желтым цветом. Имперская тяжесть, прочность, уступают место призрачности, прозрачности, хрупкости.

Образы сна, стекла, зеркала, воды соединяются с темой холода, смерти.

«В Петрополе прозрачном мы умрем»

 и хотя в конце книги «Тристия» поэт ещё надеется на то, что Петербург не умер – эта призрачная надежда быстро рассеивается

7 этап

Анализ стих.

В Петербурге мы сойдемся снова…

Но эта надежда быстро растворяется.

 

8 этап

В стихах 1921-1925 г. Петербург поворачивается уже не имперским, а бытовым лицом.

Это уже не соборы и правительственные здания,  а «шоколадные кирпичные, невысокие дома». Гостиный двор, каток, запах кофе и мандаринов, трамвайное тепло.   Уютный, какой-то сказочный , детский Петербург возникает в стихотворении «Вы с квадратными окошками…»

9 этап

Вся эта позолота быта стирается ещё быстрей. Поэт понимает, что век-волкодав давит на плечи не только поэтам, но и обычным людям.

В поздних стихах нет камня, собора, есть «халтурные стены» «злого жилья». Нет Петербурга, есть Ленинград. Остается только цветовая гамма, все то же сочетание черного и желтого.

1930 г.  Мандельштам возвращается в Ленинград, где его не ждут, и жить негде…

Анализ стихотворения «Ленинград»

Лирический герой стихотворения заново встречается с тем городом, где он состоялся как человек, где жили друзья, с которыми уже встретиться не суждено. Поэт чувствует свою кровную связь с городом (до прожилок, до детских…)

Чувствуется связь с культурным пространством города (рыбий жир) с пригородным ландшафтом, с людьми (у меня ещё есть адреса).

Такая связь может быть разорвана только насильственно, теми и «дорогими гостями», которые приходят ночью, без приглашения… Это лирический монолог, где герой обращается к самому себе самому. А в середине стихотворения появляется обращение к Петербургу! До конца не понятно отношение поэта к названию города. Здесь явно слышан намек на то, что город не имеет четкой доминанты и сам поэт в ожидании чего-то страшного..

Названный волкодавом век буквально выталкивал человека. Почти во всех его стихах, написанных в это время, так настойчиво, так неотвязно преследует его ощущение своей загнанности, обреченности, сознание неизбежной гибельности своего пути. И все же он рад встрече с родным, до боли, городом

Именно эту радость возвращения почувствовала в свое время Пугачева и написала к этому стихотворению музыку в ритме вальса, эта мелодия, как мне кажется, очень гармонично сочетается со стихотворением.

 Радость от возвращения в родной город и ожидание не минуемой смерти, надо успеть, успеть почувствовать радость, даже в мрачном декабрьском дне, в расплывчатом, желтоватом свете фонарей…

Послушайте, пожалуйста.

Я думаю, что это очень хорошо, когда поэзия прошлого находит свое продолжение в эстраде.

Пожалуй во все времена принято ругать время, в котором живешь. И мы с вами не исключение…оглядываясь по сторонам находим минусы нашего бытия: и экология не та, и нравы ужасные….Но, думаю, что никто из на не согласился бы жить в 30-е годы и с постоянным напряжением поворачивать голову к окну, как только послышался шум подъезжающего автомобиля….Это стихотворение Мандельштама позволяет нам, живущим спустя семьдесят с лишним лет после описанных событий, понять психологию человека в страшные и трагические годы.

10 этап

Осип Эмильевич Мандельштам всю свою жизнь был предан Петербургу, сюда,  где бы ни был, стремился, как в тихую гавань, как в надежное пристанище. Анна Ахматова сказала о нем: «Он умудрился быть последним бытописателем Петербурга, ярким, беспристрастным, неповторимым. Он безошибочно передает и воздух Петербурга, и звук  петербургских мостовых. Его восприятие  Петербурга сливается с восприятием мира вообще».

 

Д/З

Подумайте и ответьте на следующие вопросы:  

1.                                Почему названный Ленинградом город дважды в обращении именуется Петербургом?

2.                                Выделите метафоры, которые служат образному закреплению кровной связи поэта с родным городом.

3.                                Найдите и охарактеризуйте образы, которые создают представление об атмосфере эпохи.

4.                                Охарактеризуйте эмоциональную тональность стихотворения, создаваемую метафорами, эпитетами, введением бытовых реалий, выступающих в роли примет страшного времени (письменно).

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ПЕТЕРБУРГ В ТВОРЧЕСТВЕ ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Он умудрился быть последним бытописателем Петербурга,

ярким, беспристрастным, неповторимым. Он безошибочно передает

и воздух Петербурга, и звук петербургских мостовых.

Его восприятие Петербурга сливается с восприятием мира вообще.

Анна Ахматова.

Цели:

Раскрыть значение образа Петербурга в русской литературе начала XX века;

Углубить знания учащихся о творчестве Осипа Мандельштама;

Показать сложность, многоплановость, изменчивость города;

Развивать восприятие Петербурга, создаваемого литературой в контексте культуры;

Воспитывать интерес к прошлому Петербурга, любовь к произведениям русских писателей и поэтов.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 637 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Краткосрочные курсы" Происхождения фамилии"
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
  • 30.09.2020
  • 412
  • 0
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 6845
    • DOCX 47 кбайт
    • 55 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Никитина Эльмира Талгатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Никитина Эльмира Талгатовна
    Никитина Эльмира Талгатовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14211
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 545 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 767 человек

Мини-курс

Методики воспитания и развитие в СПО

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Мини-курс

Figma: продвинутый дизайн

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 24 регионов