Инфоурок Русский язык Другие методич. материалы«Первые главы романа «Мастер и Маргарита» - камертон всего произведения М. А. Булгакова. Как соединяется в них время и пространство?»

«Первые главы романа «Мастер и Маргарита» - камертон всего произведения М. А. Булгакова. Как соединяется в них время и пространство?»

Скачать материал

План-конспект урока по литературе

Тема:

«Первые главы романа «Мастер и Маргарита» - камертон всего произведения М.А.Булгакова. Как соединяются в них время и пространство?»

 

 

Вид урока:

Исследование первых трёх глав романа с целью выявления художественных средств, структурных  и композиционных особенностей, помогающих автору  рассмотреть, как соединяются пространство и время в романе через параллельное изображение Москвы 20-х годов и Ершалаима 29 года.

Цели:

1.      Познакомиться с первыми главами романа

2.      Воспитание интереса учеников к романуМ.А.Булгакова

 

Ход урока:

Определение темы урока

Отрывок из романа:

«В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появилось двое граждан. Первый из них – приблизительно сорокалетний, одетый в серенькую летнюю пару, - был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нёс в руке, а аккуратно выбритое лицо его украшали сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе. Второй – плечистый рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и чёрных тапочках».

- Знакомы ли вам, ребята, эти строки?

( Да, это начало первой главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Сегодня мы на уроке открываем первые страницы романа «Мастер и Маргарита»

( на экране появляется заставка фильма А.Бортко, звучит сопровождающая его музыка) – это помогает настроиться на произведение, вносит в проведение урока сильную эмоциональную волну.

:Тема урока звучит так«Первые главы романа  «Мастер и Маргарита» - камертон всего произведения М. А. Булгакова». Они соединяют пространство и время через параллельное изображение Москвы 20-х годов и Ершалаима 29 года, 1,2,3 главы. Они нам помогут прийти к прочтению всего романа и показать,  как пространство и время соединятся в вечности.

Камертон - инструмент, используемый при настройке большого оркестра перед выступлением. Так и эти главы помогут нам прийти к прочтению и пониманию всего романа.

-Ощущали вы время, когда  его читали?

- А что такое время?

(Ответы учащихся)

На экране

Философский словарь даёт нам такое определение времени:

«Время – длительность существования материальных образований и        соотношение каждого из них с предшествующим и последующим  материальным образованием. Время  необратимо, одномерно, однонаправленно ( от прошлого через настоящее к будущему)».

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова даёт нам такое толкование этого понятия:

Время – последовательная смена событий и состояний; продолжительность, длительность чего-либо;

промежуток деятельности;

определённый момент;

пора дня, года;

в истории – период   существования кого-либо, чего-либо.

Психологический словарь даёт такое определение:

ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ — отражение в психике системы временных отношений между событиями жизненного пути.

 

Эти определения времени связаны друг с другом?

( Да, связаны….)

Мы с вами остановимся на понятии психологическое время. Это время наших внутренних переживаний.

Да, время – важнейший фактор существования мира и человека. Мы можем не ощущать времени, когда чем-то увлечены. Так были увлечены вы, при чтении романа Булгакова. Но вообще-то время - это всеобщая категория. В каких сферах жизни, в каких науках  оно проявляется и необходимо ли  вести ему счёт?

(Ответы учащихся: биология, психология, астрономия, физика, химия, история, музыка, математика, язык, литература)

Когда вы читали роман, вы  не замечали времени, и оно пролетело незаметно?

А что значит время в литературе?

      В каждой культуре существует сакральное (священное) время и земное (повседневное) время. Сакральное время – это Вечность, в которой живут боги и бессмертные герои. Оно неподвижно или движется по кругу. Его нельзя измерить. А земное время определяется движением звёздного неба, его отмеряют часы, удары колокола. Оно напоминает линию, уходящую в бесконечную даль.

Какие главы романа Булгакова  мы можем отнести к сакральному времени, а какие к земному?

Ответы…

Вывод учителя: Да, я согласна с вами, что все московские главы мы можем отнести к земному времени, а ершалаимские -  к сакральному. Ребята, а давайте попробуем перечислить героев московских и ершалаимских глав.

Ответы ребят…

-Я тоже попыталась сделать это на слайде. Но подскажите мне, кого  из героев романа мы  не можем отнести ни к московским, ни к ершалаимским главам? И почему?

Ответы учеников

Вывод: Воланд находится в романе вне времени.

Докажите это?

 Вы правильно сказали, что он присутствовал при допросе Иешуа Понтием Пилатом, и он же появляется  в Москве на Патриарших. Этот образ у Булгакова многомерен. Он одновременно и характер, и идея, он и реален, автор наделяет его многими реалистическими подробностями, и он, безусловно, существо иного мира, фантастического, потустороннего. Ему же подвластна и категория пространства, так как она тесно связана с категорией времени. Что такое пространство?

На экране:

Философский словарь даёт нам такое определение пространства:

       «Пространство-протяжённость материальных образований и соотношение каждого из них с другими материальными образованиями; пространство трёхмерно. Наряду со временем является одной из объективных форм существования материи».

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова даёт нам такое толкование этого понятия:

Пространство - одна из форм существования материи, характеризующаяся

                          протяжённостью;

                          протяжённость, место, не ограниченное пределами;

                          промежуток между чем-либо и чем- либо.

Психологический словарь

Психологическое пространство – это свободное пространство вокруг человека, необходимое ему для душевного комфорта.

Психологическое пространство –это мир каждого индивида как динамическое жизненное пространство, состоящее из областей, представляющих все состояния дел, людей, цели объекты, желания, поведенческие тенденции

Что объединяет эти понятия?

Вывод:

Пространство так же многообразно, как и время. И Воланд многообразен, непредсказуем, он вне времени и пространства. Он над добром и злом. Он испытывает людей в их порочности, высмеивая и уничтожая всё, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, утратило высокий идеал. Воланд восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру.

В каких сферах жизни, в каких науках   проявляется пространство?

Что значит пространство в астрономии?

В астрономии пространство трёхмерно и анизотропно, т.е. в космосе нет «верха» и «низа». Так же как и в романе.

В культурологии    есть понятие сакрального (священного)  и бытового пространства. Сакральное пространство – это центр, где находится святое место ( «пуп земли», храм, Кремль).

Что значит пространство в живописи?

  В живописи пространство – это перспектива, густой голубовато-коричневый фон, символизирующий бесконечность.

Что значит пространство в географии?

В географии пространства – это территории с определёнными географическими характеристиками, например, материки и океаны, климатические пояса и т.п.

 Что значит пространство в истории?

 В истории  пространства  государств отделены друг от друга границами, войны, перевороты и другие катаклизмы происходят в определённых точках пространства.

А в языке?

      В языке существует понятие языковое пространство.

А в математике?

А в математике пространство представлено в виде системы координат.

Мы видим, что пространство и время постоянно взаимодействуют друг с другом.

- Скажите,  где время может быть обратимо, а пространство не трёхмерно.

Конечно, только в литературе. Гениальный Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» творит чудеса с пространством и временем. Герои романа совершенно свободно перемещаются в пространстве и во времени. Давайте и мы с вами совершим путешествие по страницам романа. Остановимся на первых трёх главах.

«Я дал «вход» в воображаемый Ершалаим и «выход» из него»

«Я покажу Вам Москву 30 –х годов, которую знаю в совершенстве…»

Эти  слова М. А. Булгакова соединяют в романе пространство и время: из Москвы 30х годов мы перемещаемся в Ершалаим 29 года и обратно.

«Никогда не разговаривайте с неизвестными», предостерегает нас автор в названии 1 главы. ( на доску вывешивается лист с номером главы и её названием)

 

Кто эти люди?

    - Берлиоз

    - Иванушка Бездомный

- Какие странности возникли в это время на Патриарших?

( ученики читают и выделяют основные: - одновременная икота литераторов

                                                                      - отсутствие в жаркое время отдыхающих « под липами»

                                                                      - появление «прозрачного человека в клетчатом пиджаке»

                                                                     - чувство необоснованного страха, появившегося у Берлиоза

- Какова тема их беседы? 

       ( используя текст, ученики определяют тему беседы – поэма Бездомного об Иисусе Христе)

- Но автор уже готовит нас к тому, что данная беседа закончится необычно:

    Звукопись – «…предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы…»

    Многократные «чертыхания» литераторов

- Создаётся впечатление, что кого – то зовут, но когда зовут, тогда и приходят.

( на экране телевизора появляется фрагмент фильма с первым появлением Воланда)

- Кто же этот незнакомец? Хотя он себя никак не представил, визитную карточку с буквой «В» показал лишь время спустя, но описание подсказывает нам, что это ну, не совсем иностранец, консультант и маг.

Почему эти троеВоланд, Бездомный  и Берлиоз  встретились именно в Москве и на Патриарших?

 - Воланд и его свита прибыли в Москву 20-х годов, т.к. это давно их город, их ведомство.

Храм Христа Спасителя уже разрушили, признавшись в полном безверии, нормами жизни стали: предательство, доносительство, распущенность.

- Патриаршие пруды – это центр Москвы, давно пользующийся дурной славой, а гладь пруда – это то же зеркало, с которым связано много поверий.

- Когда произошла встреча? ( ученики читают это место из текста)

- Правокационный вопрос Воланда становится стержневым вопросом романа, вопрос, на который и отвечает роман :

«…Если же бога нет, кто же управляет жизнью человеческой?...) – управляет ЧЕЛОВЕК, отвечает Иван.

-Стараясь запутать и сбить с толку литераторов, Воланд демонстрирует свою силу, какую?  Именно здесь под липами мы узнаём, что случится вскоре с героями.

( ученики читают в тексте про предсказания Воланда).

- Всё более включаясь в беседу литераторов, Воланд продолжает настаивать: «Иисус существовал…». Намекая, что беседа не закончена он произносит знаковые слова: « Сегодня на патриарших будет интересная история…», и приводит доказательство:

 «Всё просто, в белом плаще…»

- Эта фраза вводит нас в следующую главу «Понтий Пилат»

( ученики читают текст)

- Обратите внимание на дату событий в Ершалаиме.

(14 числа весеннего месяца нисана)

- Булгаков вводит нас в Ершалаим 29 года, на это указывают слова Иешуа Пилату: «1900 лет пройдёт, прежде, чем выяснится, насколько они врали, записывая за мной…»

- Временное пространство выстроилось параллельно: преданный Иешуа приговорен к казни, Понтий Пилат навсегда потерял покой, минуты жизни Берлиоза сочтены, а Иванушка недалёк от «дома скорби».

 

- На уроках, посвященных ершалаимским событиям, мы вернёмся к сцене допроса, но наша сегодняшняя задача выявить композиционную особенность и «войти» в роман.

- Глава заканчивается словами: «Было около 10 часов утра…»

 А 3 глава романа «Седьмое доказательство» начинается такими словами. Мы видим своеобразный логический мостик, который помогает нам переходить из одной главы в другую.

- Мы видим единство этих глав (демонстрация схемы)

 

Мы видим единство этих глав (демонстрация схемы)

 

 

           1 глава                                      2 глава                                         3 глава

«Никогда не разговаривайте     Понтий Пилат               Седьмое доказательство         

с неизвестными»

 

( В с р е ч а              н а         ( Е Р Ш А Л А И М )       П а т р и а р ш и х   п р у д а х )    

 

      1929 год                                        29 год

        Май                                   14 числа нисана

        …в белом плаще…  в белом плаще      …было около            …было около 10

                                                                                10 часов утра              часов утра

 

- «Я дал «вход» в воображаемый Ершалаим и «выход» из него»

 

М.А.Булгаков

 

- Гениально!!!

- Композиционный ход «роман в романе» позволяет вести 2 сюжетные линии, показать зеркальность 2 городов: Москва и Ершалаим, определить как соотносятся категории времени и пространства в романе.

- Композиционная особенность романа помогает нам увидеть 3 мира в романе:

       - современный

       - библейский

       - мистический

- Связующим звеном 1 и 3 глав, доказывая композиционное единство, выступает и продолжение вопроса Воланда: «А дьявола тоже нет?», он буквально умоляет Берлиоза поверить в существование 2 сил, но тот попадает под трамвай, согласно предсказанию Князя Тьмы.

Закончилась глава, завершающая композиционное единство 3-х первых глав романа, которые являются камертоном всего произведения, подготавливающим нас к прочтению всего произведения.

- Итак, подводя итог урока, вернёмся к поставленным задачам:

      - Определили систему образов героев первых 3-х глав

      - Установили временное и географическое пространство романа, его композиционную особенность.

 Д. задание: составить пространственно–временной план романа.

 

Глава

Место

Время

1

Москва, Патриаршие пруды

30-е годы 20 века, май, четверг накануне Пасхи, вечер

2

Ершалаим

1900 лет назад, 30-е годы 1 века

3

Москва, Патриаршие пруды

30-е годы 20 века, май, четверг накануне Пасхи, вечер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Первые главы романа «Мастер и Маргарита» - камертон всего произведения М. А. Булгакова. Как соединяется в них время и пространство?»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по волейболу

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Главной целью изучения романа  М.Булгакова «Мастер и Маргарита» на уроках литературы считаю создание учениками собственной интерпретации этого произведения, не противоречащей авторской концепции.

Данный урок призван, во–первых, преодолеть затруднения школьников в восприятии структуры романа, его композиции, образных связей, во – вторых, осмыслить авторскую этическую концепцию бытия. Цели и задачи урока обусловили выбор проблемного пути анализа произведения, основных методов и приёмов его изучения : стилистический и композиционный анализ, комментарий нетекстовыми материалами. Большой объём материала реализуется через активизацию деятельности учащихся, схематическим изображением композиционного приёма.

 

 Первый урок в системе изучения романа «Мастер и Маргарита» имеет большое значение. Использование метода « погружения в текст» дает возможность повысить интерес к произведению, выявить композиционный приём «роман в романе», определить основные смысловые центры и слои повествования. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 929 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1353
    • DOCX 29.2 кбайт
    • 27 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Василенко Ирина Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Василенко Ирина Петровна
    Василенко Ирина Петровна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3270
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 309 человек из 63 регионов

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 15 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 34 регионов

Мини-курс

Искусство в контексте современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе