Лексическая тема
Словарная работа
|
Развитие слух.внимания, фонем.слуха, памяти
|
Развитие понимания речи, логического
мышления
|
Развитие зрительных и кинестетических ощущений
|
Развитие грамматического строя речи
|
Развитие общей и пальцевой моторики
|
«Овощи»
Обогащение : грядка, теплица, урожай, стручок, кочан
Активизация : крупный –мелкий, рано-поздно, гладкий –шершавый,
садить-собирать.
Многозначность : салат, лук.
|
Выбрать овощи, которые есть в сказке «Пых», стихотворении Я. Тувима
«Овощи», д/и «Запомни и повтори»
|
Д /упр «Объясни значение» ( теплица, огородник, овощерезка,
картофелечистка)
Д /и « Узнай целое по части », «Что лишнее?»
|
Д/и «Узнай на вкус», «Волшебный мешочек», «Что на столике лежало и
тихонько убежало?»
|
Д/упр «Подбери слова - признаки» ( согласование сущ. С прилаг. в роде
и числе : лук –горький, помидоры – круглые )
Образование множ. Числа им. сущ. : кабачок - кабачки
|
Хоровод «Есть у нас огород», пальчиковая игра «Капуста», обведение
шаблонов овощей пальцем.
|
«Огород»
Глаголы:садить, высадить, посадить,
пересадить, подсадить; расти,вырасти, подрости, зарасти, ререрости
|
Д/и «Угадай, о чем я расскажу», «Какое слово
длиннее?»
|
Беседа по картине «На огороде», «Уборка
урожая»
Отгадывание загадок об овощах
|
Просмотр д/ф «Репка»,д/и «Узнай на ощупь»,
«Что изменилось?»
|
Образование приставочных глаголов
|
Лепка овощей из соленого теста, обрывание
силуэтов из цветной бумаги
|
«Фрукты»
Обогащение :сад, садовый, косточковые
Активизация: названия фруктов
|
Д/и «Дай, что я назову», загадки о фруктах,
чистоговорки
|
Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка»,
д/упр «Подбери слова - признаки»
|
д/и «Узнай на вкус», «Волшебный мешочек», «
Подбери по форме»
|
Обр-е множ. числа сущ.( груша – груши)
Обр-е прилаг. от сущ.(слива – сливовый,
яблоко-яблочный)
|
П/и «Выйди, Ваня , в кружок», пальч./и « Мы
делили апельсин»
|
«Овощи – фрукты»
Обогащение: садовод, огородник, селекционер
|
Д/и «Что на столике лежало и тихонько
убежало», «Доскажи словечко»
|
Д/и «Что лишнее?», «Овощной магазин», отгадывание
загадок - описаний
|
Д/и «Волшебный мешочек», «узнай по запаху»,
«Чей хвостик», «На что похоже»
|
Использование глаголов ед.числа в трех
лицах: я мою, режу, ты моешь, режешь, он моет, режет
|
«Мы делили апельсин», «Собери картинку»,
«Выложи по образцу» (из семян)
|
«Игрушки»
Деревянная, металлическая, резиновая,
керамическая, пластмассовая, мягкая
|
Зауч. стих. А. Барто «Мяч», д \и «Узнай по
звуку», «Поставь как было», «Есть ли в названии игрушки этот звук?»
|
Д/Упр «Повтори цепочку слов», «Опиши игрушку
по картинно – графическому плану»
|
Д/и «Часть и целое», «Найди отличия», «Найди
пару»
|
«Скажи ласково»-образ.уменьш-ласк. формы
сущ., «Сосчитай»-согласование числит.с сущ.
|
Д/и «Повтори за мишкой», «Одень куклу»,
пальч/упр«Вот ладошка», выкладывание по контуру семенами и палочками
|
«Детский сад»
Имена детей, профессии
работников; завтракать, обедать, ужинать, играть, заниматься, рисовать,
лепить, резать, клеить, считать, спать, воспитывать
|
Д/и «Где спряталась звучащая игрушка»?, «Кто
позвал?», «Как зовут…»- рассматривание альбома с фотографиями сотрудников
|
Д/и «Что изменилось?», чтение рассказов
цикла: «Ясочка в детском саду», работа с сюжетными картинами
|
Экскурсия по группе, д/и «Лабиринт» (ходьба
по рисунку - схеме), «Узнай друга на ощупь», «Отгадай загадку – найди
отгадку»
|
Д/и «Чья игрушка?»- употр.местоимений: мой,
моя, моё, мои, наш, наша, наше, наши, твой, твоя, твоё, твои; «Скажи
наоборот» - подбор антонимов
|
Пальчиковая гимнастика «Дружба», мозаика,
выкладывание спичками «Наш детский сад»
|
«Осень»
Активизация: пасмурный хмурый, дождливый,
ненастный
|
Повтор. Чистоговорки «Осень», упр «Повтори
ритм дождя» (хлопки), «Подбери к словам катинки»
|
Беседа по картине, слушание стих. «Листья
осенние», заучивание стихотв. «Дождик»
|
Д/и «Найди похожий листок», «Подбери
краски», «Узнай на ощупь»(плоды деревьев)
|
Образование прилаг.от сущ. лист березы –
березовый, лист клена – кленовый, д/упр «Закончи предложение»(с опорой на
картинки)
|
Д/ упр «Обведи и заштрихуй», кляксография
«Осеннее настроение», пальч. гимн. «Листья осенние»
|
«Краски осени»
Активизация: Листопад, урожай
|
Д/упр «Повтори ритм дождя», «Сколько капелек
упало», «Громче-тише»
|
Чтение стихов и загадок об осени,
составление предложений и рассказов по кортинкам и графич. плану
|
Д/упр « Осенние листья»(высота и сила
голоса),д/и «Краски осени»(подбор теплых цветоа спектра)
|
Образование сравнительных степеней
прилагательных : желтый – еще желтее, горький – еще горше
|
Хоровод «Здравствуй, осень», выгибание
контура листа из мягкой проволоки
|
«Домашние птицы» : курица, петух, утка, селезень, гусь, гусыня,
индюк, индюшка, голубь, горлица. Крякает, гогочет квохчет, воркует
|
Попевка «Петушок», д/упр « Найди двух
одинаковых гусей», «Расставь, как было»
|
Отгадыванте загадок, ответы на проблемные
вопросы, составление молели
|
Д/и «Узнай на ощупь» (шаблоны и трафареты),
«Найди сходство и различие»
|
Обр. прилагательных (яйцо курицы – куриное
яйцо), согласование числит. с сущ. ( 1 гусь, 2 гуся, 5 гусей)
|
Пальч. Игра «Петушок», танец «Утята», д/упр
«Разложи перья по величине»
|
«Домашние птицы и их детеныши»
Утенок, утята, цыпленок, цыплята, гусенок,
гусята…
|
Зауч.стихотв. А. Барто «Гусенок», д/и «Кто
как кричит ?», «Где пищит цыпленок ?»
|
Драматизация сказки В. Чарушина «Утенок»,
д/и «Кто лишний»,
|
Д/и «Чей ребенок потерялся?», «На что
похоже?»
|
Образов. сложных прилагательных
(короткохвостая утка, длинношеий гусь)
|
Д/и «Угадай (покажи) птицу», составление
силуэтов птиц из геом. фигур
|
«Перелетные птицы»
Обогащение: журавлиный ключ, водоплавающие,
насекомоядные
|
Д/и «Где сидит птица»(на слух), чтение стих.
Благининой «Улетают, улетели…»
|
Д/упр «Объясни выражение»(считать ворон,
белая ворона), составление рассказов о птицах по картинам, работа с моделями
|
Д/и «Узнай птицу» (контур точками), «Чей
хвост?», «Сравни перья»
|
Употребление предлогов (где птица? У воды ,
на дереве, в гнезде)
|
П/и
«Перелет птиц», пальчик./и «10 птичек – стайка», аппликация способом
обрывания «Птенец», лепка «Покормим птичек» (мелкие шарики)
|
«Одежда»
Обогащение: закройщик, портной, берет,
ушанка, хлопок, драп, ситец, шёлк; зимняя, летняя, демисезонная
|
Д/упр «Запомни и повтори», «Какое слово самое
длинное?»
|
Беседа о происхождении одежды, обговаривание
деталей одежды (рукав, манжета, карман, планка), чтение стих. «Портной»,
рассказа Н.Носова «Заплатка»
|
Д/и «Ателье», «Назови части одежды», «Узнай
на ощупь»(ткань, трафареты одежды)
|
Употребление сущ.в Винительном падеже (Купил
(примерил) Что?), антонимов
|
Д/и «Одень куклу», шнуровки, игра-имитация
«Угадай, что мы делаем», выкладывание силуэтов семенами, вырезание ножницами
без прорисовки
|
«Обувь»
Обогащение: каблук, подошва, застежка,
голенище, шнурок; активизация: мужская, женская, детская. Сапоги, ботинки,
босоножки, туфли, кроссовки; каблук, подошва, застёжка, шнурок, голенище
|
Д/и «Чьи каблучки стучали», «Узнай на
ощупь», «Подбери пару» , д/упр «Повтори ритм каблучков», «Расставь по
полкам»(деление на слоги)
|
Беседа о сказках, где роль играет обувь(«Кот
в сапогах», «Золушка» и др), д/и «Что лишнее?», «Чего не хватает?»
|
Д/и «Найди похожий след», «Подбери по
цвету», «Какой шнурок длиннее?», «Расставь по порядку»
|
Образование прилагательных от
существительных: из кожи – кожаный, из резины - резиновый
|
Пальч. игра «По ровненькой дорожке»,
«Следы», шнуровки, д/и «Обведи пальчиком контур обуви»
|
«Дикие животные»
Обогащение: мышкует, неповоротливый
Актвизация: нора, берлога, дупло, логово
|
Зауч.стих. П. Воронько «Белочка», чтение
расск. Е. Чарушина «Лиса»
|
Загадки, разрезные картинки , проблемные
вопросы, составление модели животного
|
Д/и «Чей след?», «Где спрятались звери»,
«Изобрази животного»
|
Образование сложных прилагательных:
тонколапая лиса, короткохвостый заяц, косолапый медведь
|
Пальч. игра «Белочка», геометрическая
мозаика, Д/и «Вставь ежику иголки»
|
«Дикие животные, их детеныши»
Активизация: ежонок, лисенок, зайчонок,
медвежонок, бельчонок, волчонок
|
Инсценировка «Лис и мышонок»(В. Бианки), чтение
рассказов и стихов о животных
|
Д/и «Найди похожих», «Закончи предложение»
(медведь зимой спит, потому что…),составление описательных загадок
|
Д/и «Найди маму», «Чей хвост?», «Чья
шубка?», «Угадай животное по точечному контуру»
|
Обр.притяжат. прилагательных: лисьи уши,
хаячий хвост…
Обр. множ.ч. сущ-ных: лисенок – лисята,
ежонок - ежата
|
Игра «Хомячок», «Сложи животное» (застегивание
пуговиц), выгибание силуэтов из проволоки, геометрический конструктор
|
«Домашние животные»
Обогащение: коровник, свинарник, конюшня,
хлев
|
Д/и «Чей голос?», заучивание стих. «Буренка»,
«Кто на столике стоял и тихонько убежал?»
|
Д/и «Узнай по описанию», «Кто где живет»,
«Отгадай загадку», «Уши, ноги и хвосты»
|
Рассматривание иллюстраций, д/упр «Найди
отличия», «Найди игрушку в сухом бассейне»,
|
Употребление предлогов в, на, около, между
(по картинкам), образование сложных прилагательных – коротконогая свинья,
длинноухий кролик…
|
Игра «Бабушкино хозяйство», «Собери животное
из геом.фигур», «Дорисуй шерстку»
|
«Домашние животные и их детеныши»
Активизация: котёнок, щенок, жеребёнок,
телёнок, поросёнок, ягнёнок
|
Д/и «Чья мама позвала?», «Далеко - близко»,
«Запомни и повтори»(картинки, игрушки, слова)
|
Д/и «Угадай по описанию», «Собери животное
из половинок», «Разрезные картинки»,
|
Д/и «Узнай маму по хвосту», пазлы «Мамы -
детки», «Что перепутал художник?»(картинка-небылица)
|
«Скажи ласково» - обр. уменьш.-ласкат.формы
сущ., «Где детеныш» - употр.предлога В
|
Д/и «Собери животное»(части на пуговицах),
«Строим домики» (мелкий конструктор)
|
«Зимующие птицы»
Активизация: летят, сидят, клюют, щебечут,
нахохлились. Разлетелись, подлетели, вылетели, перелетели…
|
Д/и «Кто как голос подает», «Повтори цепочку
слов», «Где поет птица»(Сила голоса)
|
Д/и «Найди лишнюю птицу», «Что не так
нарисовал художник?», отгадывание загадок, составление модели птицы
|
Д/и «Найди на картине того, о ком я
расскажу», «Сосчитай птиц», «Найди такое же перо»(на ощупь)
|
Употребление антонимов (у синицы клюв
маленький, а у вороны - …, у воробья лапки тонкие, а у совы - …),сущ. в
косвенных падежах (по картинкам)
|
Пальч./и «10 птичек - стайка»,обрйвание и
скатывание клочков бумаги(угощение), раскладывание семян
|
«Зима»
Активизация: летит, лежит, блестит, скрипит,
кружится, искрится, падает, укрывает; снег, снежок, снеговик, снегурочка,
снежинка
|
Зауч. стихотв. «Снежный кролик», д/упр «Вьюга»(высота
и сила голоса), «Повтори цепочку слов»
|
Д/и «Доскажи словечко», «Найди
половинку снежинки»
|
Д/и «Что мы видим за окном?», «Покажи телом
дерево, елочку, снежинку»
|
Согласование сущ. род. Падежа с
прилагательными (нет белого снега, нет высокой ёлки)
|
Физминутка «Снег, снег кружится», точечный
самомассаж «Снег идет», «Снегопад»- обрывание бумаги, рисование свечой
|
«Зимние забавы»
Обогащение: лыжник, конькобежец, фигурист
|
Д/упр «Закончи слово», «Повтори цепочку
слов», вокальное упр. «Вьюга»
|
Работа по картинно – графическому плану,
отгадывание загадок, д/упр «Что сначала - что потом»
|
Просмотр д/ф «По тропинке в зимний лес»,
работа по сюжетной картине «Зима»
|
Изменение глаголов по лицам (катается,
катаются, катаемся…), употребление предлогов по, между, на, возле
|
Хоровод «Зимушка», выкладывание из спичек,
семян (снежинка, санки, клюшка)
|
«Новый год»
Праздник – праздновать – праздничный,
веселый, задорный, радостный, зажигательный
|
Заучивание песен и стихов, муз-ритмическая
игра «Ёлочка», «Хлопай - топай»
|
Отгадывание и составление загадок,
логические задачи «Чего не хватает», «Найди отличия», «Закончи ряд»
|
Беседа по картине «Новый год»,
рассматривание альбома «Новогодние костюмы»
|
Согласование сущ. с местоимениями мой, моя ,
моё, мои, наш, наша, наши, наше, ваш,ваша,ваше,ваши, твой, твоя,твоё, твои
|
П/и «Два Мороза», изготовление ёлочных
украшений из бумаги, проволоки, бисера, яичной скорлупы и т.д.
|
«Посуда»
Обогащение: стеклянная, оловянная,
деревянная, фарфоровая, алюминиевая, металлическая.
Активизация: хлебница, сахарница,
конфетница, кувшин, графин
|
Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»,
д/и «Угадай по звуку» (посуда из разных материалов)
|
Рассказ логопеда о истории возникновения
посуды, д/и «Угадай предмет по его частям», «Расставь посуду по назначению»
(чайная, столовая, кухонная)
|
Сравнение кружки, чашки и стакана – выделить
характерные признаки, д/и «Найди пару», «Опиши предмет, не называя его»,
«Накрой стол для гостей»
|
Образование множ.числа предметов: чайник –
чайники, блюдце – блюдца.
Образование сущ.с помощью суффиксов:
ложечка, стаканчик, кастрюлька
|
Физминутка «Чайник», «Волшебный мешочек»,
«Обведи и заштрихуй», украшение силуэтов посуды пластилином, бисером,
семенами
|
«Продукты питания»
Обогащение: гастроном, кулинария, бакалея,
кондитерская
Активизация: молочный, мясной, мучной,
рыбный.
|
Д/и «Придумай блюдо по набору продуктов»,
«Словесная инструкция – назвать все действия, необходимые для приготовления
блюда»,чтение рассказа Г.Юдина «Как варить компот»
|
Д/упр «Назови одним словом», «Распредели
продукты по отделам», «На что похоже?», «Наоборот»
|
Д/и «Съедобное -- несъедобное», «Узнай на
ощупь», «Узнай на вкус (по запаху)»
|
Образование уменьшительно-ласкательной формы
сущ.с помощью суффиксов (картошка – картошечка, хлеб - хлебушек)
|
Изготовление продуктов из соленого теста для
сюжетно-ролевой игры «Магазин», «Обведи и раскрась», «Расставь по образцу»
|
«Дом, в котором мы живем»
Активизации: спальня, ванная, гостиная, кунхя,
прихожая. Стеклянный, деревянный, пластмассовый, металлический
|
Д/и
«Чего не стало», пересказ рассказа «Наша новая квартира»
|
Д/и «найди лишний предмет», «Подбери
противоположность», «Узнай комнату по описанию»
|
«Найди спрятанную игрушку» (по плану
комнаты), «Где чья тень», «Собери домик по образцу» (геометр. мозаика)
|
Составление предложений с предлогами в,
на. Образование качественных прилагательных: из соломы – соломенный, из
кирпича - кирпичный
|
П/и «На поляне дом стоит», «Строим дом»,
конструирование из природного материала (по сказке «Три поросенка»)
|
«Мебель»
Активизация: шкаф, комод, кровать, диван,
софа, кресло, стул, табурет, стол, вешалка, полка
|
Д/и
«Запомни и назови», «Назови лишний предмет»(из 4х названных слов), «Словесная
карта»(назвать, где стоит предмет, используя предлоги за, перед, между,
около)
|
Д/и «Что из чего», «Чего не хватает на
картинке», «Узнай по описанию», отгадывание загадок о мебели, придумывание
загадок по схеме, предложенной логопедом
|
Д/и «Помоги медведям расставить мебель по
комнатам», «Найди сходство и различие»
|
Составление предложений с предлогами,
образование множественного числа существительных с прилагательными (зеленое
кресло – зеленые кресла)
|
Изображение мебели руками, «Обведи и
раскрась», конструирование мебели из бумаги по выкройке, из спичечных
коробков, из мелкого конструктора
|
«Деревья зимой»
Активизация: рябиновый, берёзовый, тополиный,
сосновый ,кленовый, еловый, дубовый
|
Д/упр
«Договори слово», «Далеко - близко»(сила голоса)
|
Составление описательных рассказов, д/и
«Подбери силуэт», чтение С.Есенина «Белая береза»
|
Рассматривание – сравнение деревьев (из
окна),д/и «Узнай на ощупь по коре»
|
Подбор глаголов к сущ.: дерево – растет,
качается, скрипит…, обр.прилагательных: ствол дубовый, кора дубовая
|
Выкладывание деревьев нитками по бархатной
бумаге, выгибание из проволоки
|
«Кто как зимует»
Лиса мышкует, линяют, жильё утепляют.
Мех – меховой, пух – пуховый, шерсть -
шерстяной
|
Составление
письма о зиме, д/и «Повтори ряд и продолжи его»
|
д/и «Чей след», «Чья шубка», «Узнай животное
(по модели)»
|
Чтение рассказа Н.Сладкова «Угадай, кто я»,
рассматривание картины «В зимнем лесу»
|
Подбор прилагательных к словам: снег, зима,
лиса, волк, медведь
|
Физминутка – игра с движениями «Раз морозною
зимой», пальчиковые игры «Сделай животное»
|
«Дерево желаний»
Активизировать в речи слова вежливости:
спасибо, пожалуйста, здравствуйте, будьте добры
|
Д/упр
«Заселим дом» - распределение картинок по количеству слогов
|
д/упр «Открой замок» - подбор аналогий
|
Д/и «Строим дорожку», рассматривание дерева
желаний
|
Согласование числительных с существительными
|
д/и «Сорока покажет дорогу» - ходьба по
словесной инструкции, штриховка силуэтов
|
«Наземный транспорт»
Автобус, троллейбус, трамвай, такси, поезд, электричка,
грузовик, велосипед, мотоцикл
|
Д/и
«Где гудит машина?» , Упр.«иди, беги, стой»
|
Д/и «Хорошо - плохо», «Волшебная палочка –
марки машин»
|
Беседа по картине «Наш город»,
рассматривание моделей легковых и грузовых автомобилей
|
Подбор глаголов к существительным
|
П/ игра-песенка «Автобус», разрезные
картинки
|
«Водный и воздушный транспорт»
Самолёт, вертолёт ,ракета, катер, лодка,
корабль, баржа, сухогруз, танкер
|
Д/и
«Найди самое длинное слово»
|
Д/упр «Чем похожи? Чем различаются?»,
д/и «Путешествие в Африку (по сказке
«Айболит»)»
|
Просмотр диафильма «Вертолёт», сравнение
вертолёта и самолёта
|
Употребление приставочных глаголов «Путешествие»
|
Складывание моделей транспорта из
геометрического конструктора, штриховка, раскрашивание силуэтов
|
«Транспорт» (дифференц.)
Специальный: экскаватор, пожарная, скорая
помощь, асфальтоукладчик, поливальная машина, грейдер
Водитель, лётчик, капитан, машинист,
велосипедист
|
Д/и
«Звуковое лото», «Повтори ряд слов», «Звуки транспорта»
|
Отгадывание загадок о специальном
транспорте, д/и «Четвёртый лишний»
|
Д/и «Автомастерская», «Что от чего?»,
«Гараж – ангар - причал»
|
Согласование местоимений с глаголами (я лечу
на самолёте, ты летишь на самолёте…)
|
Выгибание контура машины из проволоки,
аппликация способом обрывания, п/и «Еду, лечу, плыву»
|
«Семья»
Мать, отец,
брат, сестра, дядя, тетя, племянник, дедушка, бабушка, дочь, сын, внук,
внучка
|
Д/и
«Кто поет» (различение тембров и высоты голоса), «Расставь картинки о памяти»
|
Д/и «Доскажи словечко», «Закончи ряд», «Назови
женскую профессию»
|
Д/упр «Где чей предмет?», «Исправь ошибку»,
«Подбери посуду для семейного чаепития»
|
Образование притяжательных прилагательных
(мамина юбка, дедушкины очки)
|
Пальчиковая игра «Бабушкины помощники»,
выкладывание крупами на пластине «Подарок маме», рисование пальчиками
|
«Весна»
Обогащение: тепло, дождливо, пасмурно,
солнечно, прохладно, сыро
|
Слушание
звуков весенней природы, д/и «Повтори ряд »
|
|
|
|
|
«Мой город»
|
|
|
|
|
|
«Хлеб»
|
|
|
|
|
|
«Насекомые»
|
|
|
|
|
|
«Школа»
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.