Инфоурок Другое Другие методич. материалыПереселение осетин в Турцию

Переселение осетин в Турцию

Скачать материал

Переселение осетин в Турцию


http://www.ossetia.ru/upload/iblock/d5f/3d4.jpg12.10.2004 00:00 В условиях поражения освободительного движения народов Северного Кавказа царская администрация изыскивает новые средства и пути упрочения здесь военно-колониального режима. Одним из таких путей было высвобождение значительных площадей плодородных земель на Кавказе с целью заселения их русскими крестьянами из центральных губерний России, а также казачеством. В выселении же с обжитых мест «неспокойного» горского населения царизму во многом помогла политика турецкого правительства, преследующего свои далеко идущие планы использования горцев против России. Особенно усилилась деятельность турецких агентов на Кавказе в 50-х гг. XIX в.

Переселение вначале носило добровольный характер и облекалось в форму поездки в Мекку для поклонения святым местам. Паломникам выдавали отпускные билеты сроком на один год, затем на шесть месяцев. Но большинство из них распродавало свое имущество и уезжало в Турцию целыми семействами, намереваясь навсегда поселиться там. Идеями переселения оказывались заражены и отдельные осетины-христиане. Например, в жалобе хехесов от 12 декабря 1859 г., подписанной от имени 80 дворов, говорилось о том, что их не пускают на поселение в Вольно-Христиановский аул, и содержалась просьба о разрешении переселиться «в чужестранные земли, как-то в Турцию или в другое место».

В 1859 г. в Турцию переселилась группа осетин во главе с дигорским алдаром Абисаловым. За ними последовали другие дигорские бадилята, а также фарсаглаги Кусовы и Козыревы (из Кардиусара). В сентябре 1859 г. с прошением к главнокомандующему Кавказской армией о переселении в Турцию обратились жители аула Вольно-Магометанского. Их просьба была удовлетворена, хотя переселились единицы. В 1860 г. из Владикавказского военного округа в Турцию, по сведениям администрации, «ушли» лишь «некоторые жители». Предположительно, в 1859-1860 гг. в Турцию переселилось около трех тыс.человек. 90 семейств переселенцев, разочаровавшись в «стране обетованной», сразу же вернулись на родину. Они стали активно выступать против переселения. Тем не менее весной 1861 г. «дозволение» на переселение получили 150 семейств из Тагаурии. Паломников в Мекку царские власти распоряжением от 23 марта 1861 г. стали отправлять уже не во временный отпуск, а «на переселение», возвращенцев же, как противодействующих переселению горцев в Турцию, предписывалось ссылать на жительство во внутренние губернии России, как бездомных.

В начале 60-х гг. на Северном Кавказе признаки глубокого недовольства новыми царскими порядками стали явными. Распространялись слухи о введении солдатчины на Кавказе, о запретах на исповедание ислама. Летом 1865 г. «правильно организованное» переселение из Терской области в Турцию достигло своего апогея. Рассчитанная на два-три года, эта кампания летом 1865 г. была приостановлена ввиду отказа турецкой стороны от приема новых переселенцев.

Из Осетинского округа переселилось до 45 семейств, или около 350 человек, спровоцированных генералом Муссой Кундуховым. Переселились главным образом алдары, убедившиеся в неизбежности отмены крепостного права в Северной Осетии. Фарсаглаги, получившие от правительства земли на равнине, остались глухи к идеям переселения. Холопы и кавдасары были убеждены в скором падении феодального уклада в Северной Осетии и отказались покинуть родину.

Особую группу составили т.н. «мухаджиры», покинувшие Кавказ в ходе Русско-Кавказской войны. Среди них были представители многих народов Кавказа, в т.ч. и осетины.

По официальным данным Российской пограничной службы, Кавказ покинуло (больше всего в 1864 г.) ок. 500 тыс. человек (в литературе встречается цифры от 1,0 до 2,5 млн. человек). Все они переселились в различные регионы Османской империи, но больше всего на Малоазиатский полуостров и стали известны там под собирательным названием «черкесы». /Брук,55; в «НР»/

Из Северной Осетии — страны с преимущественно христианским населением — в Турцию эмигрировало относительно небольшое число жителей. Масса эмигрантов желала вернуться на родину, но в 1865 г. предписанием императора Александра II вопрос о их возвращении в Россию был снят с повестки дня.
В первые десятилетия пребывания в Турции осетины компактными группами селились в сельской местности. Сейчас число осетинских сел заметно сократилось. Среди них можно назвать такие, как Батманташ, Бозат, Бойалык, Кайапуал, Карабаджах, Хамамли, Хулык и др.

В селении Пойразлы, например, расположенном в 250 км. от Анкары, в 142 дворах живут представители 18 осетинских фамилий, среди которых: Косхарати — 8 дворов, Кинати — 8 дворов, Зикоти — 5 дворов, Гадоти — 3 двора, Дзансхоти — 4 двора, Марсенти — 2 двора. (1988 г.). Неизвестные фамилии отмечены и в других районах Турции. Вот некоторые из них: Ацати, Бабукати, Балиоти, Газети, Джапарти, Догати, Закети, Итазати, Кангурати, Кезиати, Макарати, Мусалати, Самбегти, Тиморти и др. Вероятно, представители этих фамилий переселились в Турцию полностью. По данным самих турецких осетин, приведенным во Владикавказе на Международном конгрессе соотечественников в сентябре 1992 г., в Турции распространено свыше ста осетинских фамилий, а общая численность всех осетин достигает 20-ти тыс. человек. Из них по-осетински говорят 5 тыс. человек. Большинство живет в городах, в Стамбуле и Анкаре.

В 1989 г. в Турции был создан «Фонд культурной помощи АЛАН». Президентом фонда стал полковник Мурат Хосонти. В настоящее время фонд возглавляет Ремзи Канукати, а секретарем избран Сафа Батиати. Фонд планирует установить тесные всесторонние контакты с Осетией.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Переселение осетин в Турцию"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по безопасности

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Переселение осетин в Турцию

 

  В условиях поражения освободительного движения народов Северного Кавказа царская администрация изыскивает новые средства и пути упрочения здесь военно-колониального режима. Одним из таких путей было высвобождение значительных площадей плодородных земель на Кавказе с целью заселения их русскими крестьянами из центральных губерний России, а также казачеством. В выселении же с обжитых мест «неспокойного» горского населения царизму во многом помогла политика турецкого правительства, преследующего свои далеко идущие планы использования горцев против России. Особенно усилилась деятельность турецких агентов на Кавказе в 50-х гг. XIX в.

Переселение вначале носило добровольный характер и облекалось в форму поездки в Мекку для поклонения святым местам. Паломникам выдавали отпускные билеты сроком на один год, затем на шесть месяцев. Но большинство из них распродавало свое имущество и уезжало в Турцию целыми семействами, намереваясь навсегда поселиться там. Идеями переселения оказывались заражены и отдельные осетины-христиане. Например, в жалобе хехесов от 12 декабря 1859 г., подписанной от имени 80 дворов, говорилось о том, что их не пускают на поселение в Вольно-Христиановский аул, и содержалась просьба о разрешении переселиться «в чужестранные земли, как-то в Турцию или в другое место».

В 1859 г. в Турцию переселилась группа осетин во главе с дигорским алдаром Абисаловым. За ними последовали другие дигорские бадилята, а также фарсаглаги Кусовы и Козыревы (из Кардиусара). В сентябре 1859 г. с прошением к главнокомандующему Кавказской армией о переселении в Турцию обратились жители аула Вольно-Магометанского. Их просьба была удовлетворена, хотя переселились единицы. В 1860 г. из Владикавказского военного округа в Турцию, по сведениям администрации, «ушли» лишь «некоторые жители». Предположительно, в 1859-1860 гг. в Турцию переселилось около трех тыс.человек. 90 семейств переселенцев, разочаровавшись в «стране обетованной», сразу же вернулись на родину. Они стали активно выступать против переселения. Тем не менее весной 1861 г. «дозволение» на переселение получили 150 семейств из Тагаурии. Паломников в Мекку царские власти распоряжением от 23 марта 1861 г. стали отправлять уже не во временный отпуск, а «на переселение», возвращенцев же, как противодействующих переселению горцев в Турцию, предписывалось ссылать на жительство во внутренние губернии России, как бездомных.

В начале 60-х гг. на Северном Кавказе признаки глубокого недовольства новыми царскими порядками стали явными. Распространялись слухи о введении солдатчины на Кавказе, о запретах на исповедание ислама. Летом 1865 г. «правильно организованное» переселение из Терской области в Турцию достигло своего апогея. Рассчитанная на два-три года, эта кампания летом 1865 г. была приостановлена ввиду отказа турецкой стороны от приема новых переселенцев.

Из Осетинского округа переселилось до 45 семейств, или около 350 человек, спровоцированных генералом Муссой Кундуховым. Переселились главным образом алдары, убедившиеся в неизбежности отмены крепостного права в Северной Осетии. Фарсаглаги, получившие от правительства земли на равнине, остались глухи к идеям переселения. Холопы и кавдасары были убеждены в скором падении феодального уклада в Северной Осетии и отказались покинуть родину.

Особую группу составили т.н. «мухаджиры», покинувшие Кавказ в ходе Русско-Кавказской войны. Среди них были представители многих народов Кавказа, в т.ч. и осетины.

По официальным данным Российской пограничной службы, Кавказ покинуло (больше всего в 1864 г.) ок. 500 тыс. человек (в литературе встречается цифры от 1,0 до 2,5 млн. человек). Все они переселились в различные регионы Османской империи, но больше всего на Малоазиатский полуостров и стали известны там под собирательным названием «черкесы». /Брук,55; в «НР»/

Из Северной Осетии — страны с преимущественно христианским населением — в Турцию эмигрировало относительно небольшое число жителей. Масса эмигрантов желала вернуться на родину, но в 1865 г. предписанием императора Александра II вопрос о их возвращении в Россию был снят с повестки дня.
В первые десятилетия пребывания в Турции осетины компактными группами селились в сельской местности. Сейчас число осетинских сел заметно сократилось. Среди них можно назвать такие, как Батманташ, Бозат, Бойалык, Кайапуал, Карабаджах, Хамамли, Хулык и др.

В селении Пойразлы, например, расположенном в 250 км. от Анкары, в 142 дворах живут представители 18 осетинских фамилий, среди которых: Косхарати — 8 дворов, Кинати — 8 дворов, Зикоти — 5 дворов, Гадоти — 3 двора, Дзансхоти — 4 двора, Марсенти — 2 двора. (1988 г.). Неизвестные фамилии отмечены и в других районах Турции. Вот некоторые из них: Ацати, Бабукати, Балиоти, Газети, Джапарти, Догати, Закети, Итазати, Кангурати, Кезиати, Макарати, Мусалати, Самбегти, Тиморти и др. Вероятно, представители этих фамилий переселились в Турцию полностью. По данным самих турецких осетин, приведенным во Владикавказе на Международном конгрессе соотечественников в сентябре 1992 г., в Турции распространено свыше ста осетинских фамилий, а общая численность всех осетин достигает 20-ти тыс. человек. Из них по-осетински говорят 5 тыс. человек. Большинство живет в городах, в Стамбуле и Анкаре.

В 1989 г. в Турции был создан «Фонд культурной помощи АЛАН». Президентом фонда стал полковник Мурат Хосонти. В настоящее время фонд возглавляет Ремзи Канукати, а секретарем избран Сафа Батиати. Фонд планирует установить тесные всесторонние контакты с Осетией.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 359 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1018
    • DOCX 34.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Накусова Ирина Ахсарбековна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Накусова Ирина Ахсарбековна
    Накусова Ирина Ахсарбековна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 21
    • Всего просмотров: 30528
    • Всего материалов: 36

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 325 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе