Педсовет
Без творчества – нет педагога!
Цель: на примере урока биологии показать
творчество в работе групп, в подборе учебного материала, интеграции природы,
музыки, искусства и деятельности.
Творчество – деятельность порождающая нечто
качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и
общественно- исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.
к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. В природе
происходит развитие, но не творчество.
( энциклопедический словарь)
Интегрированный урок – рассуждение по картине
И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Оборудование: репродукция картины, энциклопедия
животных, млекопитающие- иллюстрации животных, видеофрагмент, информационные
тексты.
I. Подготовка к осознанному восприятию темы.
Настрой.
Звучит вальс- фантазия С. Прокофьева.
Учитель читает стихотворение С.Смирнова
«Природы храм…».
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят, в любое время суток
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда.
II. Постановка проблемы.
Учитель. Почему выбрана именно эта тема урока?
Обсуждение темы учащимися ( учителя в роли
учащихся). Высказывание предложений.
Учитель подводит итог обсуждению, обобщая
высказывания участников по двум позициям.
- Ценность данного произведения заключается в
прекрасно выраженном состоянии пробуждающейся природы.
- На картине изображён самый крупный хищник
Среднего Урала – бурый медведь.
Дискуссия. Очень
кратко: рассмотрим только один вид хищного млекопитающего - бурый медведь.
Организация работы
в группах.
Педагоги делятся на
две группы: «Художники», «Биологи» Получают информационные тексты, листы с
заданиями, дополнительные источники информации: энциклопедия по биологии,
классификация животных.
Информационный
лист «Художники»
|
Задание 1.
Рассмотрите картину И.И.Шишкина «Утро в
сосновом лесу»
Используя полученные тексты, иллюстрации,
подготовьте рассказ об истории создания картины, особенностях композиции,
своё восприятие картины, природа и её обитатели.
Распределите роли в своей группе так, чтобы
каждый высказал своё восприятие.
|
Информационный лист
«Биологи»
|
Задание 1. Прочитав текст, отметьте
особенности бурого медведя, присущие ему признаки представителя отряда хищных
и - характер питания.
Ответить на вопросы:
- Благодаря каким особенностям медведя
называют косолапым и неуклюжим?
- Почему выражение «неуклюжий как медведь»
применяют и к человеку?
- Опишите портрет такого человека.
|
Работа в группах 5-7 минут. Представляют свой результат.
Медведь на картине является символом русской
природы.
Подведение итогов. Завершение урока. Звучит
музыка
Вот тут – то и начинается самое настоящее
творчество.
Фрагмент урока проигрывается с педагогами и
идёт дальнейшее обсуждение.
Учителя получают высказывания о творчестве,
каждый зачитывает их.
- Учитель – это профессия, это образ жизни.
Нет профессии почётнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и
ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя
непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе,
самоотдачи.
- Творчество – это то, что нас окружает.
Прежде всего , это процесс и результат творческой деятельности: культура,
искусство, знание, труд, красота.
3.Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может,
ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое
педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.
4.Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление
постоянного разностороннего творчества.
5.Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при
всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста.
Сила Макаренко и Сухомлинского состоит в том, что они сумели «заземлить»
великие гуманитарные идеи века в конкретных отношениях взрослых и детей.
6.Творчество - эта причудливая взаимосвязь технологии,
отношений и личности - должно быть пронизано игрой: игра снимает усталость,
создает обстановку раскованности и защищенности, утверждает демократизм
общения, ведет к свободе и дисциплине. Игра расковывает, дает простор и выход
лучшим силам и свойствам ребенка, демократизирует всю систему средств, все
общение, способна самую трудную работу сделать легкой и увлекательной.
7.Основными характеристиками творческих педагогов считают
также умение в доступной форме излагать сложные проблемы, своим преподаванием
увлечь каждого, направить активную деятельность на творческий поиск знаний:
умение наблюдать, анализировать, преобразовывать.
8.Подводя итоги, считаю, что педагог - это благороднейшая и
труднейшая профессия, которая требует от человека, посвятившего ей жизнь,
постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости,
любви к детям, безграничной верности делу.
9.Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и
не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько
мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном
океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен
вдохновлять своих учеников на учение.
Завершая своё выступление, хочется сказать словами Н.Рериха:
«Творческий учитель – «это тот, кто открывает,
умудряет и одобряет».
Другое выступление можно провести с презентацией в форме
круглого стола. Работа в условиях освоения новых
стандартов является ответственной и многогранной в том плане, что учитель
должен принять эти стандарты независимо от стажа работы и опыта. Необходимо
пересмотреть свои подходы в работе, тут и проявится творчество учителя в полной
мере.
Характеристика изменений в
деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
|
Традиционная деятельность учителя
|
Деятельность учителя, работающего по
ФГОС
|
Подготовка к уроку
|
Учитель пользуется жестко структурированным
конспектом урока
|
Учитель пользуется сценарным планом урока,
предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
|
При подготовке к уроку учитель использует
учебник и методические рекомендации
|
При подготовке к уроку учитель использует
учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег.
Обменивается конспектами с коллегами
|
Основные этапы урока
|
Объяснение и закрепление учебного материала.
Большое количество времени занимает речь учителя
|
Самостоятельная деятельность обучающихся
(более половины времени урока)
|
Главная цель учителя на уроке
|
Успеть выполнить все, что запланировано
|
Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
|
Формулирование заданий для обучающихся
(определение деятельности детей)
|
Формулировки: решите, спишите, сравните,
найдите, выпишите, выполните и т. д.
|
Формулировки: проанализируйте, докажите
(объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите,
обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте,
оцените, измените, придумайте и т. д.
|
Форма урока
|
Преимущественно фронтальная
|
Преимущественно групповая и/или
индивидуальная
|
Нестандартное ведение уроков
|
–
|
Учитель ведет урок в параллельном классе,
урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и
логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей
обучающихся
|
Взаимодействие с родителями обучающихся
|
Происходит в виде лекций, родители не
включены в образовательный процесс
|
Информированность родителей обучающихся. Они
имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с
родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
|
Образовательная среда
|
Создается учителем. Выставки работ
обучающихся
|
Создается обучающимися (дети изготавливают
учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
|
Результаты обучения
|
Предметные результаты
|
Не только предметные результаты, но и
личностные, метапредметные
|
Нет портфолио обучающегося
|
Создание портфолио
|
Основная оценка – оценка учителя
|
Ориентир на самооценку обучающегося,
формирование адекватной самооценки
|
Важны положительные оценки учеников по
итогам контрольных работ
|
Учет динамики результатов обучения детей
относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
|
Вывод: Учитель –
творчество – мастерство. Учитель в творчестве это мастер, способный научить
своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук.
И это ещё не всё!
Точку ставить не будем, лишь многоточие…
Используемая
литература.
1.Биология в школе .
Издательский дом. Первое сентября.№7 2011г.
2.Советский
энциклопедический словарь. Издательство «Советская энциклопедия» Москва 1980г.
3. www.pedsovet.ru.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.