Педсовет на тему
« Педагогические технологии в
образовательном процессе: богатство и разнообразие, целеустремленность и
эффективность»
(из опыта
работы учителя начальных классов Семыкиной Н.Г.)
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его
способным развиваться дальше без помощи учителя» Элберт Хаббар
Современная жизнь предъявляет
сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования,
коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а
самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к
образованию сегодня меняют свои
приоритеты.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии
обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой
организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования,
предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым,
современным!
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям
образования конца ХХ и начала ХХ1 века, современный урок – это, прежде всего
урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий
(УУД). Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой.
Результатом урока является не успеваемость, не объем
изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся ( такие как способность
к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты,
способность социального действия). Вместе с этим, следует отметить, что такой
подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует
внимание на способности использовать полученные знания. *Главное для
учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения,
а не передавать знания. Функция ученика – активный деятель. То есть
учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их,
самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на
практике.
Основа Стандарта - системно-деятельностный
подход,
который обеспечивает:
•
формирование готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию;
•
проектирование и
конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
•
активную
учебно-познавательную деятельность обучающихся;
•
построение
образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся.
Большое
распространение получили следующие образовательные технологии:
•
технологию проблемного
(эвристического) обучения;
•
технологии уровневой
дифференциации;
•
коммуникативные
технологии
•
игровые технологии
•
исследовательские
технологии
(метод проектов, эксперимент, моделирование
*Здоровьесберегающие
технологии
* ИКТ
Ориентируясь на сегодняшнее,
информационное общество школа должна готовить человека обучаемого, способного
самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни,
готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами,
школа должна ребёнка: «научить учиться»
Особенностью содержания современного начального образования является не
только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование
универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных,
регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной
учебной деятельности. Повышаю
мотивацию учения, создавая с помощью современных технологий обучения ситуацию
успеха для школьников.
Использую на уроках разнообразный дидактический
материал, наглядные средства обучения: опорные схемы и таблицы, сюжетные
картинки, памятки, тесты для диагностики.
Атмосфера доброжелательности, внимания к
продвижению ребенка в обучении и воспитании, одобрение со стороны взрослого -
стимулы для дальнейшего совершенствования каждого ученика.
Применяю разнообразные формы работы. Особенно
эффективна, на мой взгляд, работа в парах, в группах. Использование на уроках групповой работы убеждает меня в том,
что:
- возрастает глубина понимания учебного материала,
познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает
безразличие, приобретается теплота и человечность;
- резко возрастает сплоченность класса, дети
начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои
возможности, лучше себя контролируют;
- учащиеся приобретают навыки, необходимые для
жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учётом
позиций других людей.
Всё плотнее входят в нашу жизнь современные
информационные технологии. Использование их в начальных классах делает урок
более интересным, увлекательным, понятным для всех.
При размещении в классе мультимедийного
проектора появилась возможность проведения фронтальной работы. Это и устный
счёт на уроках математики, орфографическая минутка и словарная работа на уроках
русского языка.
Особенно интересно можно использовать
мультимедиатехнологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения
нового материала. Готовясь к урокам окружающего мира, применяю презентации, которые позволяют мне показать детям
животный и растительный мир нашей Родины, как жили наши предки – славяне,
портрет любой исторической личности. Использую интернет ресурсы при подготовке
к урокам литературного чтения. В интернете можно найти готовые презентации по
творчеству писателей и поэтов.
Использую в своей работе игровые технологии.
Именно игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой
легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Игровые задания
положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности.
Использую игру и как метод обучения, и как средство организации учащихся на
всех этапах урока (особенно в 1 и 2 классе)
С целью углубления знаний учащихся, для создания полноценных условий для
личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции,
приобретения детьми опыта исследовательской деятельности использую метод
проектов.
В
своей работе я пришла к выводу, что наличие традиционной самостоятельной работы
предполагает закрепление знаний на репродуктивном уровне, т.е. при применении
их по образцу или в сходных ситуациях, а творческие задания предполагают
применение знаний в измененных ситуациях, при которых была бы обеспечена
активная мыслительная деятельность всех учащихся. Поэтому по возможности
стараюсь использовать метод творческих проектов.
В течение года, мы с ребятами работали над проектами: « Моя малая родина», «
Моя семья», « Мой класс», « Мои домашние питомцы « Город букв», « Устное
народное творчество» и т.д. Ребята делали замечательные презентации своих
проектов перед учащимися и их родителями. Но к сожалению не все родители
понимают необходимость данных проектов. Такие родители, из- за своей лени, не
помогают детям, да еще и отбивают у них охоту что либо делать.
Чтобы урок стал эффективным, не надо забывать и о стиле взаимоотношений
между учителем и учениками. Похвала, одобрение ответа учащихся, одобрительное
покачивание головой, слова «молодец», «умничка», «всё правильно, продолжай».
Тон моего голоса доброжелательный, поддерживающий. Я дополняю ответы учащихся,
а не отвергаю и ни в коем случае не показываю неправильность мыслей учащихся.
«Давай подумаем вместе», «а что будет, если…» Не использую крик на уроке с
целью изменить поведение учащихся.
Заканчиваю урок рефлексией. Подводится итог
урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый
оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою
активность, увлекательность и полезность учебного материала с помощью
светофора.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование
саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
И здесь появляются различные трудности. Хорошо бы все ученики имели
высокий уровень развития, высокую мотивацию к учебе.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника
готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение,
которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности
учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых
взаимодействий. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы
пришли к выводу, что должно достигаться:
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый
имеет «право на ошибку».
Я работаю по УМК « Школа России». В своей работе по внедрению ФГОС по данному
УМК столкнулась и с плюсами и с минусами: материал изложен доступно, но весь он
базового уровня, нет заданий повышенной трудности, поэтому приходится много
времени тратить на подготовку и поиск дополнительного материала к урокам.
Огромный плюс – наличие электронных приложений к учебникам: Литературному
чтению, математике, русскому языку, окружающему миру. Материал на дисках очень
интересен и полезен для изучения новых тем и для закрепления. Благодаря этим
дискам уроки интересны, разнообразны, ученики работают с удовольствием.
Такие диски есть у каждого ребенка, поэтому дома можно легко повторить
пройденные задания.
Особую
роль в формировании личностных УУД играют и внеклассные мероприятия. На такие
мероприятия мы часто приглашаем родителей, некоторые принимают активное
участие. От этого и дети, и родители получают много положительных эмоций. А
когда все довольны, то и мы учителя получаем удовлетворение - наши
старания прошли не зря.
Выполняя
требования СанПиНа к условиям реализации основной образовательной программы
начального общего образования при организации учебного помещения, мы
использовали систему зонирования. В классном кабинете есть зона для учебных
занятий и игровая зона. Наш класс оснащен компьютером и проектор с
экраном. Конечно, жаль, что нет прямого выхода в Интернет.
Большое внимание уделено внеурочной деятельности. Ученики нашего класса посещают
кружки: « Здоровейка», «Акварелька», « Музыкальный мир», « Умники и
умницы» , « В гостях у сказки»- « Фантазируй», « Фольклор », « Музыкальный
мир» « Православная гимназия ». « Школа хороших манер», Все обучающиеся с
удовольствием посещают эти кружки и общаясь с друг с другом, высказывают
свое мнение о том, чем занимались. Во
второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с
удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Родители
положительно относятся к внеурочной деятельности, дополнительные занятия
оценивают как возможность развития творческих способностей детей. Проведены
ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей,
представлялись результаты проектной и внеурочной деятельности – творческие
работы Родительские собрания на тему « Режим младшего школьника и
здоровье детей» - по здоровьесберегающим технологиям; от 25.09. 13г. ( 1
класс);
« Роль
микроклимата в семье, авторитет родителей» от 13.12.13г. ( 1 класс)- «
Воспитание гражданина в семье» - « ФГОС . Внеурочная деятельность новой
программы 18.10 14. по духовно- нравственному направлению; и др
Обучающиеся
нашего класса принимают активное участие во всероссийских конкурсах и олимпиадах.
*Апухтина
А.- победитель ,Шеховцова А.- призер в Международном конкурсе « Ёж» по
русскому языку от 12 февраля 2014г ( 1 кл);
*Рыльская
Я. и Оленченкова А -1 место, Севрюкова Е.- 3 место- во Всероссийском
дистанционном конкурсе по математике « Инфоурок»-от 19.02.2014г – 1класс;
*
Оленченкова А. и Рыльская Я- диплом 1 степени, Шеховцова А.- диплом 2
степени, Гуляев С. И Акимова А.- диплом 3 степени – во Всероссийском
чемпионате начальной школы « Вундеркинд»- от 23.04.2014г ( 1 класс);
*
Севрюкова Е. – 3 место в Международном конкурсе по окружающему миру « Светлячок»-
- от 05.06.2014г. (1 класс);
*
Апухтина А., Севрюкова Е. и Рыльская Я- 1место, Гуляев С, Шеховцова А.,
Салогубов А- 2 место- в Международном конкурсе по русскому языку «Инфоурок»
- от 23.10.14г. ( 2 класс);
Оленченкова
А.- 1 место, Апухтина А- 3 место- в Международном конкурсе по ОБЖ – «
Муравей» по Курской области от- 20.10.14г. (2 класс).
Конкурсы продолжаются и мы будем стараться участвовать.
Апухтина А - стала призером районного конкурса по
ПДД « Безопасная дорога»
Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с
удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Родители
положительно относятся к внеурочной деятельности, дополнительные занятия
оценивают как возможность развития творческих способностей детей.
Заканчиваю урок
рефлексией. Подводится итог урока, обсуждение того, что узнали, и того, как
работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале
урока целей, свою активность, увлекательность и полезность учебного материала
с помощью светофора.
Подводя итоги всего вышесказанного, хочется
сказать, что результат эффективности деятельности на уроке зависит от
профессионализма и творчества учителя его
желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный
ресурс, без которого новые требования ФГОС к
организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его
профессиональной деятельности.
И от нас с вами зависит, каким быть уроку, и будет ли этот урок
стимулом к успеху
Учить детей сегодня
трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать
учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век
открытий,
Век инноваций,
новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть
должны.
Желаем вам, чтоб дети в
вашем классе
Светились от улыбок и
любви,
Здоровья вам и творческих
успехов
В век инноваций, новизны!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.