Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной
деятельности в школе.
1 сл. Главное
изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение
темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к
жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм,
конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения
определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое:
выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять
теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро
меняющемся обществе.
Полноценная познавательная деятельность
школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной
жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания,
ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть
не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только
при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную
деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий –
проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
2-8 сл. Особая роль в достижении целей
образования принадлежит проектной технологии, т.к. она оказывает влияние на все
сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к
которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной
технологии напрямую связывается и с проблемой изменения эффективности
обучения. В последние годы педагоги и учащиеся нашей школы все чаще обращаются
к проектной деятельности.
Сегодня в школе реализуются образовательные
программы базового, профильного уровня обучения.
В рамках профильного обучения проектирование следует
рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников.
Таким образом, можно отметить, что активизируется процесс
включения школьников в активную познавательную деятельность. В то же время
анализ содержания представляемых учениками работ, их выступлений на
конференциях позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев проектная
деятельность учащихся не вполне самостоятельна. Это мнение подтверждают и
руководители проектных и исследовательских работ учащихся. Они отмечают, что около
50% школьников не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу,
планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой
информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования,
осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад. Это происходит
вследствие того, что школьники не обучены проектной и исследовательской
деятельности. Школьникам приходится пользоваться предложенным учителем
алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений,
относящихся к проектной и исследовательской деятельности, это ведет к
отсутствию внутренней мотивации на такого рода деятельность.
9 сл. Процесс формирования ключевых
компетентностей
у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при
соблюдении следующих условий:
- профессиональной готовности учителей к осуществлению данной
задачи,
- формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и
учителей,
- тьюторское сопровождение проектной деятельности;
- мониторинг формирования ключевых компетентностей.
10 сл. Включение обучающихся в
учебно-исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей
повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе и
имеет следующие особенности:
1) цели и
задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так
и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена
не только на повышение компетентности подростков в предметной области
определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание
продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская
и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы
обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми,
референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного
рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной
деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми,
умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки
индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация
учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание
различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут
быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные
пристрастия к тому или иному виду деятельности.
11-12 сл. Цель проектного обучения состоит в том,
чтобы создать условия при которых учащиеся:
·
самостоятельно
приобретают недостающие знания из разных источников;
·
пользуются
приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
·
приобретают
коммуникативные умения, работая в различных группах;
·
развивают
исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения,
проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);
·
развивают
системное мышление.
Основные концептуальные положения
Цель проекта:
разработка внутришкольной
системы исследовательской деятельности учащихся на основе технологии
формирования учебно-исследовательской компетентности как средства комплексного
решения задач воспитания, образования и развития личности в современном
социуме.
Задачи программы:
ü провести анализ кадрового,
научно-методического, информационного и финансово-экономического ресурсов школы
по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности уч-ся;
ü Создать систему урочной и
внеурочной деятельности по реализации поставленной цели;
ü Апробация модели и её коррекция
13 сл. Этапы реализации программы:
1 этап: январь2013-май 2013г Аналитико –
диагностическая деятельность:
Ø определение стратегических и
тактических целей и задач;
Ø поиск и коррекция инновационных
технологий, форм, методов и способов воспитания, обучения, развития с учетом
личностно- значимой модели образования;
Ø изучение современных технологий
новаторов, обобщение их педагогического опыта.
Второй этап 01.09.2013 – 31.05.2016г.г. Практический:
Ø организация массовой
учебно-исследовательской работы учащихся 8-9-х классов, внедрение в учебный
процесс системы дифференцированных заданий, обеспечивающих целенаправленное и
поэтапное обучение всех детей способам поиска и переработки информации,
исследовательским навыкам.
Ø распространение учебных исследований в
начальной, а затем в средней школе (5-7-х классах). Такая творческая «инъекция»
позволяет расширить и скорректировать рамки классно-урочной системы, так как
материал, предложенный для изучения на уроке, получает дополнительное
практическое закрепление и творческую интерпретацию.
Ø работа проблемных групп, организованных
в рамках предпрофильных и профильных направлений, по проведению
научно-исследовательской деятельности.
Третий этап 01.09.2016 – 30.12.2016г.г. Коррекционно-обобщающий:
Ø подведение итогов реализации программы,
обобщение опыта;
Ø выявление проблемных зон и подготовка
новой образовательной программы.
Повысить активность учащихся в
самостоятельном получении знаний, приобретении умений осуществлять практическую
деятельность можно путем широкого внедрения в настоящее время проектной
технологии, которая, по сути, основана на использовании проблемных,
исследовательских методов. Школьники должны быть подготовлены к проектной
деятельности, а для этого их необходимо последовательно обучать планированию
этого вида деятельности, а также создавать условия для мотивации на
данный вид деятельности. В решении данной задачи важная роль отводится
учителю-исследователю, готовому к организации и руководству проектной
деятельностью.
14 сл. Коллектив школы видит
определенные РИСКИ в реализации Программы:
·
сопротивление
нововведениям отдельных членов коллектива;
·
нехватка
учебных и методических пособий по новым курсам;
·
нехватка
квалифицированных кадров.
15 сл. Пути предупреждения рисков:
·
проведение
теоретических и практических семинаров для педагогов школы по введению
инноваций;
·
адаптация
уже созданных программ, разработка проектов программ, их апробация и
регистрация;
·
проведение
педагогических чтений для родителей с целью обеспечения активного
сотрудничества с учителями по определению индивидуального образовательного
маршрута ребенка;
·
повышение
квалификации педагогов школы, приглашение специалистов из других ОУ.
16
сл. В
связи с этим мы пытаемся сосредоточить усилия на задачах, решение
которых в существующих условиях будет шагом
вперед.
В плане педагогическом -
это стимулирование познавательной деятельности уч-ся, интереса к использованию
информационных образовательных технологий, к участию в проектах, научных исследованиях, в практической деятельности.
Организационные
задачи видим в следующем:
- повышение квалификации педагогического коллектива должно отвечать инновационным
процессам;
- продолжаем выстраивать взаимодействие с другими образовательными
учреждениями для реализации предпрофильной и
профильной подготовки уч-ся;
- совершенствование психологического сопровождения;
- улучшение материально-технического и научно-методического
обеспечения учебного процесса.
17 сл. специфические
черты (различия) проектной и учебно-исследовательской
деятельности
Проектная
деятельность
|
Учебно-исследовательская деятельность
|
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта,
обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного
использования
|
В ходе исследования организуется поиск в какой-то
области, формулируются отдельные
характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат
|
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем
проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта
должен быть точно
соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле
|
Логика построения исследовательской деятельности
включает формулировку проблемы исследования,
выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую
экспериментальную или модельную
проверку выдвинутых предположений
|
18-21 сл. В планируемой модели
формирования ключевых компетентностей учащихся в процессе
научно-исследовательской и проектной деятельности предусмотрена подготовка
тьюторов. Технология тьюторства подразумевает взаимодействие опытного, который
что-то умеет делать (знает как сделать), и начинающего. Тьютор или наставник
призван не исправлять, а направлять учащегося; не указывать на ошибки, а дать
состояться ошибкам (например - в неправильном планировании, в неумении себя
организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под присмотром взрослого.
Учащийся сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с
тьютором. Деятельность,
организуемая тьютором, идет совместная работа взрослого и ребенка, любое
событие проектируется совместно с детьми. Обсуждая с детьми проблемы, на
которые это действие или событие может быть направлено, тьютор формирует
активную позицию ребенка по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая
цели и задачи работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор
как бы дает ребенку (пока в наиболее безопасном режиме) потренироваться в том, что
ждет ребенка в его пути по жизни. В результате сотрудничество учителя-тьютора и
учащегося отмечается насыщенностью, целенаправленностью, высоким уровнем
рефлексии самого процесса деятельности и его результатов. Коммуникативная
направленность сотрудничества позволяет добиваться учащимся высоких
образовательных результатов.
Формой коммуникации, которая
обеспечивает тьюторство (или перенос опыта) является свободное общение, в ходе
которого опытный за счет вопросов и фиксаций внимания помогает осознать ученику
его компетентности. Результат деятельности тьютора – самостоятельность
участника. В учебном процессе реализация проектной методики может быть
обеспечена группой предметов, формирующих систему специальных и
общеучебных знаний и умений учащихся: русский язык, литература, история,
география, биология, химия, физика, математика. Выделяем группу, которая
ориентирована непосредственно на формирование компетентностей (гражданской,
информационной, коммуникативной и других). Эти предметы не так тесно связаны со
своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или
прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и
будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную
группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО,
технология, граждановедение. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать,
имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать
в рамках данных курсов. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и
требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную
деятельность учащихся.
22-23 сл.
Формы организации учебно-исследовательской
деятельности на урочных занятиях
|
Формы организации учебно-исследовательской деятельности
на внеурочных занятиях
|
урок-исследование,
урок-лаборатория, урок—творческий отчёт, урок изобретательства, урок
«Удивительное рядом», урок—рассказ об учёных, урок—защита исследовательских
проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
|
исследовательская
практика обучающихся
|
учебный
эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов
исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента,
обработка и анализ его результатов
|
образовательные
экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными
образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами
контроля
|
домашнее задание
исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём
позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени
|
факультативные
занятия, предполагающие углублённое изучение предмета
|
ученическое
научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая
сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение
промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов,
дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др.,
а также встречи с предс-тавителями науки и образования, экскурсии в
учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ
|
|
участие обучающихся
в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных
неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных
исследований или их элементов в рамках данных мероприятий
|
24
– 27 сл. Основные формы работы
по формированию компетентностей в процессе научно-исследовательской
деятельности.
Компетенции
|
Виды деятельности
|
Ценностно-смысловые компетенции.
Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами
ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в
нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и
смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
|
1. Участие в
конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.
2. Участие в
проектах.
3.Проведение
социологического опроса, интервьюирование.
|
Учебно-познавательные компетенции.
Это совокупность компетенций ученика в сфере
самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической,
методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации
целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
|
1.
Проведение экспериментов.
2.
Конспектирование.
3. Работа с
учебником.
4.
Фотографирование объектов.
5. Работа
над рефератом.
6. Участие в
экскурсии.
7.
Изготовление приборов.
|
Информационные компетенции (ИКТ).
Навыки деятельности по отношению к информации в учебных
предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение
современными средствами информации и информационными технологиями (аудио-
видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор
необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
|
1. Поиск
информации в библиотеке.
2. Поиск
информации в электронных энциклопедиях.
3. Поиск
информации в школьной медиатеке.
4.
Использование информации из Интернета.
5. Создание
презентации.
6. Создание
буклета.
|
Коммуникативные компетенции.
Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными
событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными
социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо,
анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
|
1. Участие в
обсуждении вопросов семинаров, конференций.
2.
Выступление на конференции.
3.
Выступление с сообщением.
4.
Взаимоконтроль
5. Участие в
дискуссии.
6. Участие в
анкетировании.
7.
Собеседование.
|
Такие формы работы обеспечивают
реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. На этой основе
формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит
индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его
жизнедеятельности в целом. Ученик овладевает способами деятельности в
собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном
самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств,
формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Формирование информационной
компетентности обеспечивается включением учащихся в учебно-исследовательскую
деятельность - форму учебной деятельности, целью которой является достижение
более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных
способностей школьников.
Таким образом, учебно-исследовательская
деятельность школьников выступает средством «мягкой трансформации»
классно-урочной системы и привносит в нее новые смысловые акценты, приоритеты и
стимулы, создает условия для перевода учащихся и преподавателей на новый
уровень сотрудничества – в рамах научно-исследовательской деятельности.
Научно-исследовательская деятельность - форма научной деятельности,
осуществляемая учащимся под руководством научного руководителя. Как правило,
ученик решает достаточно малую, но самостоятельную исследовательскую задачу,
результат которой не планируется заранее и оказывается пусть незначительным, но
шагом вперед в развитии научного направления (образовательной области, сферы
деятельности). Научно-исследовательской работой занимаются проблемные группы,
организованные в рамках предпрофильных и профильных направлений. Это уже не
массовая, а индивидуальная работа. Для ее реализации создано ШНО «Наш край»
объединяющий учащихся, имеющих способности и желание заниматься научными
исследованиями. За их подготовку отвечает руководитель проекта - инициативный и
творческий педагог-исследователь. Большим подспорьем в реализации проекта является
взаимодействие школы с социумом.
Проектная и
учебно-исследовательская деятельность учащихся невозможна без овладения
навыками саморазвития и самообразования. Современное общество требует от
каждого человека непрерывного повышения уровня своих знаний, умений, навыков. В
процессе подготовки к будущей профессии, для поступления в ВУЗ старшеклассник
неизменно выходит за рамки учебного процесса для более глубокого его усвоения.
Задача учителя заключается в том, чтобы взять в свои руки управление этим
процессом, увеличить долю знаний, приобретаемых учеником самостоятельно, на
добровольных началах, исходя из его интересов, потребностей и призвания. Обеспечить
правильную организацию работы по формированию у школьников готовности к
самообразовательной деятельности, является одной из главных задач учителя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.