«Я
приехал из Япония»
Тема:
Склонение имён существительных.
Цели:
Продолжать знакомить с тремя склонениями имён существительных.
Развивать речь, творческое воображение, мышление, фантазию.
Воспитывать интерес, активность.
Методы:
словесный, практический, репродуктивный, личностно-ориентированный подход,
работа в микро-группах, проблемный, творческая работа.
Оборудование: карточки, шаблоны, цветные карандаши.
Ход мастерской.
1.
Психологический
настрой:
Ты улыбкой, как солнышком брызни
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Я предлагаю вам собрать руки полукругом,
представьте себе фонтан. Представили? Обычно это фонтан любви и доброты,
который дарят близким людям или друзьям, а мы с вами подарим гостям:
Повернулись (потихоньку дунем на него). Вот
теперь я вижу вы готовы отправиться в путь. (Дети сидят за столами по четыре
человека).
1 этап. Сегодня я предлагаю выступить в роли учителей. Мы
будем помогать изучать русский язык иностранцам. Посмотрите внимательно на
доску: (текст на доске) Я приехал из Япония к друг.
Я занимаюсь в школа русский язык.
Но получаю единица за единица.
- Прочитайте текст, изобразив человека, его
приславшего (Дети по одному несколько человек читают вслух, изображая
японца .)
- Из какой страны приехал гость? Из Японии.
Правильно. Япония – что это? (Страна, столица Токио. Площадь её 372 тыс. км кв
Официальный язык – японский. Численность116млн.человек. Свои обычаи,
национальная одежда. ) ( Вывешиваю карточку Японии)
- Вернёмся к нашему тексту.
2 этап. Обсудите в группах и скажите: справедливо ли оценить
такую работу единицей? (Ответы детей из каждой группы). (Каждой
группе раздаю карточки для каждого с подчёркнутым словом)
1 карточка – подчёркнуто слово друг
2 – школа, 3 – Япония, 4 – единица.
Задание: каждая группа меняет окончание в подчёркнутом слове.
Каждый работает только с подчёркнутым словом.
Отвечает один человек от группы.
- Что неизвестно иностранцу?
- Что вы сделали, и что посоветовали, что
исправили? (Выслушиваю мнение всех групп)
- Объясните иностранцу: как и почему
необходимо изменить слово, которое подчёркнуто. (Называют, записывая
окончания на доске)
- Посмотрим, что получилось: после ответов
появляется текст:
Я приехал из Японии к другу.
Я занимаюсь в школе русским языком.
Но получаю единицу за единицей.
- Что посоветуете иностранцу, чтобы
произносить такой текст верно? (Ответы детей: падежи, склонения, выучить
окончания)
3 этап. Настало время удивить детей.
- Вашим советам воспользовались иностранцы.
Вот такой текст создал один из них. (Закрываем написанные на доске
существительные карточками с другими словами)
Я приехал из Китай к подругу.
Я занимаюсь в школе математиком.
Получаю пятёрку за пятёркей. (Зачитываю,
хохот)
Затем: Надо было, что? (Ответы в группах)
4 этап.
- Что ж продолжим учить иностранцев. Всем вам
раздаются карточки со словами. (Карточки одного цвета)
Учитель: Что вам раздали?
Дети: Карточки со словами.
Учитель: Почему они состоят из двух частей.
Дети: 1 часть обозначает основу слова, 2 –
окончание.
Учитель: Почему вторая часть карточки
разделена на 6 частей?
Дети: У существительных 6 падежей.
Учитель: Что обозначает 1 часть ( основу
слова, а основа не меняется)
Изменяется только что…? (Окончание)
- Давайте повторим падежи. (Устный опрос)
- А сейчас работаем каждый со своей карточкой.
Дописываем окончание по падежам. (Самостоятельная работа 5 мин).
- Делаем вывод: мы узнали, что в русском языке
6 падежей, а изменение слова по падежам называется чем…? Склонением.
5 этап. А сейчас каждая группа должна представить эмблему
склонения. (По группе своих слов) Написать, нарисовать (Дети работают. Затем
представляют эмблему и рассказывают всё о своём склонении).
Задаю встречные вопросы:
- Правильно ли я поняла, что в именительном
падеже 1 скл. окончание а – жен. род. (Нет. Женский и мужской род).
- Правильно ли я поняла, в И.п. 2 скл. только
окончание е – среднего рода. (Нет. О, е – средний и нулевое окончание -
мужской род).
Дети друг другу задают вопросы.
- Молодцы, ребята! Мы много повторили,
потрудились и сейчас можно немного расслабиться. Закрыли глаза, мысленно
перенеслись в Японию, представили себе солнечную страну. (Музыкальная пауза.
Вальс.) Чтение стихотворения.
Радость пробежала по дорожке,
Радость распахнула все окошки.
Радуется клён, что он силён –
Радугу на ветке держит он.
Рады зайцы, что спугнули волка.
Новым шишкам радуются ёлки.
Разбудите, дети всех людей.
Радость распахнула все окошки!
- Открыли глаза и постарайтесь записать и
зарисовать всё, что вам сейчас хочется: свои чувства, свой рисунок. (работают
на сердечках). Складываем в конверт и отправляем в Японию.
Рефлексия.
- Что произошло во время мастерской? Вам было
интересно? Что интереснее всего? Как вы работали? Все вместе или нет? (Да)
- Когда один помогает другому, как это
называется? (Взаимопомощь).
Взаимопомощь – необходимое условие нашей
жизни. Это то, что делает человека человеком.
Обобщение.
Вы все вместе, в группах, помогали изучать
русский язык, советовали, думали, принимали решение. Вы сегодня молодцы! (Все
вместе: молодцы!). Спасибо за работу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.