ГАОУ ДПО «Новосибирский институт повышения
квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО)»
Кафедра гуманитарного образования
П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Й П Р О Е К Т
Ирины Геннадьевны Кондратьевой,
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Инженерный лицей НГТУ» Ленинского района
г. Новосибирск
Первые шаги к успешному общению или
Становление мобильного коммуниканта
Проект выполнен в рамках работы творческой группы
учителей русского языка и литературы под руководством доктора филологических
наук
Наталии Викторовны Максимовой
(сентябрь - декабрь 2014 г.)
При использовании материалов проекта ссылка на
электронный вариант материалов (сайт кафедры: www.kgo.ucoz.ru) обязательна.
Новосибирск
2014
Краткая аннотация проекта
Название проекта
|
Первые шаги к успешному общению или Становление
мобильного коммуниканта
|
Проблема,
актуальность
|
Любой вид продуктивной
совместной деятельности людей (в том числе и урок деятельностного типа)
подразумевает общение между ними, т.е. обмен той или иной информацией.
Коммуникация - это процесс
передачи и получения информации между двумя и более людьми. Этот процесс
следует назвать связующим. Именно он позволяет людям координировать свои
усилия, действовать согласованно, достигая целей организации. Чем лучше
организован процесс коммуникации, тем больших результатов можно добиться с её
помощью.
Проблемой современной школы, на мой взгляд, является
помочь выпускнику стать таким типом личности по способу использования своего коммуникативного
потенциала, как мобильный коммуникант - человек, умеющий легко входить в разговор, переходить с
темы на тему, говорить много, интересно и с удовольствием, не теряться в
незнакомой ситуации общения, способный вычленить в беседе главное, задать и
уметь ответить на вопросы различного уровня сложности и типа.
Обладая такими ценными
коммуникативными способностями, ученик сможет реализовать себя в будущем и
всегда будет востребован в любом виде деятельности, особенно там, где сформированные
коммуникативные компетенции являются приоритетными.
Актуальным сегодня также является
изменение типа личности самого учителя в педагогическом процессе и осознание
им того, что именно он должен выступить в роли так называемого коммуникатора,
который ставит цель
овладеть конкретной аудиторией (тот или иной класс), должен определить ее
социальную ориентацию, знания и интересы. В зависимости от этого подбирается
форма информации, ее объем и структура (темы, правила, тексты и т.п.), а
также средства ее передачи (виды деятельности, приёмы, методы и формы
работы). Причем не любая информация служит реализации основной цели
коммуникации - передаче содержательной информации.
Являясь практикующим педагогом
русского языка и литературы, с 01.09.12 года вхожу в состав рабочей
творческой группы образовательного учреждения по внедрению и реализации ФГОС
ООО. Разрабатывая собственные рабочие программы, апробируя их на базе организованной
пилотной площадки, составляя технологические карты уроков русского языка и
литературы в среднем звене, постоянно сталкиваюсь с недостатком действенных
приёмов и методов, которые способствовали бы развитию коммуникативных и
других универсальных учебных действий.
Важной и своевременной для себя
считаю предоставленную мне возможность участия в работе творческой группы учителей-филологов
по отбору, разработке, обсуждению, апробации и анализу структуры и
практического применения продуктивных форм заданий, приёмов технологий деятельностного
типа. Что само собой нацеливает меня на формирование у учащихся диалогической
природы мышления, на становление у ребёнка процессов понимания,
коммуникативной компетенции, событийной стороны учебной деятельности.
|
Цель проекта
|
Показать эффективность использования разработанных и
апробированных на уроках русского языка и литературы в собственной практике продуктивных
заданий и форм деятельности метапредметного характера в технологии
деятельностного типа обучения через методические рекомендации к ним
|
Задачи
|
1. Изучить содержание и структуру коммуникативной игры, задачи и коммуникативных
заданий разного типа и сложности.
2. Отобрать нужный для проекта лингвистический и литературный
материал, где есть так называемая «ситуация языкового конфликта», где может
возникнуть две и более точек зрения, некая двусмыслица.
3. Разработать на языковом материале по русскому языку коммуникативные
задания разных типов и уровня сложности для учащихся 5-9 классов, апробировать
и дать методический комментарий по их эффективному использованию.
4. Методически обосновать механизмы работы коммуникативной игры и
задачи через разработку собственных и их апробацию в среднем звене.
5.Пополнить методическую копилку учителя- словесника интересными и
продуктивными приёмами, нацеленными на развитие учебных универсальных действий,
прежде всего коммуникативных.
|
Структура проекта и
его реализация
|
I. Проблема и актуальность
II. Цель
III. Задачи
IV. Механизм реализации проекта:
1. Коммуникативная игра
2. Коммуникативные задания как приём
работы:
- Задания
с выбором.
- Задания с
недостающим условием.
- Задания на самостоятельную
формулировку вопросов.
-
Задания на постановку цепочки вопросов.
3. Лингвистическая
коммуникативная задача.
4.Творческая
копилка педагога:
- Коммуникативная игра по русскому языку
«Публицистический стиль. Обвинительная
речь в адрес литературного персонажа»
V. Перспективы проекта и ожидаемые результаты.
VI. Литература.
|
Ожидаемые результаты
и перспективы проекта
|
Получение
опыта участия в работе творческой группы как способа повышения собственной
квалификации
Получение
опыта написания педагогического проекта.
Помощь
учителю-словеснику, работающему по ФГОС ООО, а также всем интересующимся
технологиями деятельностного типа в обучении, в отборе, использовании и
разработке наиболее действенных заданий, методов и приёмов по
формированию, диагностике коммуникативных и различных других видов
универсальных учебных действий у учащихся 5-9 классов.
Составить в
дальнейшем коммуникативные задания по литературе разных типов и степени
сложности для учащихся 5-9 классов.
Разработать
литературную коммуникативную игру метапредметного характера и дать ей
методическое сопровождение.
|
Структура проекта и его реализация
1. Коммуникативная игра
Коммуникативная
игра «Только ДА или НЕТ»
Цель игры: научить детей
задавать вопросы в соответствии с задачей и условием коммуникации.
Правила игры
Ведущий загадывает слово. Задача остальных
– угадать его, задавая вопросы, на которые можно получить однозначный ответ ДА
или НЕТ. Табу (запрет) накладывается на вопросы с ИЛИ либо прямого характера,
например: «Как зовут героя?». Выигрывает тот участник или команда, кто это
слово угадал правильно.
Ход игры
Ведущий загадал литературного героя
художественного произведения. Ему учащиеся по очереди или в командах задают
серию вопросов, помогающих в определении героя:
- Это произведение 20 века?
- Нет.
- Это произведение 19 века?
- Да.
- Первой трети?
- Нет.
- В нём говорится о детях?
- Да.
- Его автор Н.Н. Некрасов?
- Нет.
- Главным героем в нём является мальчик?
- Да.
- Он приблизительно нашего с вами возраста?
- Да.
- У него есть сестра?
- Да.
- Он обладает добрым сердцем?
- Да.
- Его отец работает судьёй?
- Да.
- У него есть мама?
- Нет.
- По-другому повесть называется «В дурном
обществе»?
- Да.
- А зовут его Вася?
- Да.
….
И так далее.
Методические рекомендации
Игра рассчитана по времени на 5 минут,
может проводиться либо в самом начале урока, либо в середине или даже в самом
конце, т.е. выбор включения в тот или иной момент урока зависит от решаемой
учителем задачи: узнать глубину прочтения художественного текста, оживить урок
или как способ контроля знаний. Игра прошла апробацию в 5 классе во время
изучения повести В.Г. Короленко «Дети подземелья или В дурном обществе». Помимо
основной коммуникативной цели (развитие умения задавать вопрос) игра помогает
решению предметных задач, таких как: выявление читательской эрудиции, знания
текста художественной литературы.
2. Коммуникативные задания как приём работы
2.1.
Задания с выбором
Определи часть речи
Загадана часть
речи. Ты сможешь определить, какая это часть речи, если задашь учителю один –
единственный вопрос:
а) На
какую букву начинается данная часть речи?
б) Какое
общее значение имеет данная часть речи?
в) К
какому разряду относится данная часть речи?
Отметь знаком «+» вопрос, который ты выбрал. Почему ты выбрал
именно этот вопрос? Объясни.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические рекомендации
Ключ: правильный ответ б),
так как общее значение части речи, поможет отгадать её название. Например,
загадана часть речи имя существительное. Если ученик выберет ответ а), то
учитель назовёт букву «и». В русском языке на такую букву в морфологии есть три
части речи – имя прилагательное, имя существительное и имя числительное,
таким образом придётся нашему ученику задавать ещё вопросы. А по формулировке
ученик может задать всего один дополнительный вопрос. Если же ученик выберет
ответ в), то учитель назовёт, допустим, один из разрядов – самостоятельная
или служебная, но надо будет загадать как минимум ещё второй вопрос,
чтобы угадать название части речи, например: «На какой вопрос отвечает
загаданная часть речи?», но это уже не единственный вопрос.
Задание универсальное, предназначено для 5-9
класса. Может использоваться на уроках повторения и закрепления, а также при
диагностике регулятивных УУД и отслеживании метапредметных результатов
обучения. Позволяют оценить умения целеполагания на основе различения
известного и неизвестного и прогнозирования результата (Если…., то…..). Учит
точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условием коммуникации;
развивает умение аргументировать собственную точку зрения, версии; учит
построению речевого высказывания в письменной форме. Время выполнения – 5-10
минут.
2.2.Задания
с недостающим условием
1. Помоги капитану корабля!
На корабль Северного флота пришла радиограмма: « Приезжает иностранная
делегация. Срочно отдраить бак!». Капитан и боцман – в
растерянности и недоумении. Какой вопрос должен задать по телефону капитан
своему непосредственному начальству, чтобы команда правильно выполнила
задание?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему именно на этот вопрос нужно получить ответ?
Объясни.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические рекомендации
Ключ:
Вы имели в виду отдраить часть палубы корабля
или
большой сосуд для питьевой воды?
Уточнение лексического значения слова приведет к
полному взаимопониманию.
Задание было апробировано в 6 классе. Замечено
следующее: не все учащиеся сразу определили первое лексическое значение слова «бак»,
им пришлось заглянуть в толковый словарь, в словарь морских терминов, даже в
этимологический словарь (бак (гол.) - «носовая часть верхней палубы
судна»). Второе значение видели многие (бак (фр.) – «большой сосуд для
жидкости»).
Задание рекомендовано для внедрения в 6 классе
при изучении темы «Омонимы», может использоваться и далее при повторении.
При работе может быть добавлен вопрос:
Какое слово (а) в радиограмме надо добавить, чтобы
было понятно, о чём идёт речь?
Учащиеся должны привести варианты своих вставленных
слов, чтобы помочь капитану и боцману понять смысл радиограммы. Например, «отдраить
бак корабля» или «отдраить бак для воды».
Задание рассчитано на 5 - 10 минут. Направлено
на диагностику и развитие метапредметных умений, таких как: сформулировать
вопрос, уточнить условие задачи и аргументировать свой выбор. А также
развивает познавательные УУД на уровне общеучебных действий (поиск информации
в словаре, в том числе электронного типа; построение речевого высказывания в
письменной форме) и собственно логических действий (восполнение недостающих
компонентов, построение логической цепочки рассуждений, доказательство)
2. Кто же был у Мери?
Готовясь к уроку английского языка, Петя перевёл одно предложение не
дословно. Вот что у него получилось: «У Мери был ягнёнок». Маша
не успела сделать домашнее задание и, списывая перевод перед уроком,
засомневалась в его точности. Какой вопрос она задала при этом Пете?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему именно на этот вопрос нужно получить ответ?
Объясни.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические рекомендации
Ключ:
У Мери было животное или кушанье?
Уточнение лексического значения слова поможет избежать
двоякого понимания смысла фразы и сделает её более точной.
При работе может быть добавлен вопрос:
Какое слово в переводе надо добавить, чтобы было
понятно, о чём идёт речь?
Учащиеся должны привести варианты своих вставленных
слов, чтобы помочь Маше и Пете понять смысл переведённой фразы. Например, «У
Мери был живой ягнёнок» или «У Мери был ягнёнок в сметанном соусе».
Задание рассчитано на 5 - 10 минут. Направлено
на диагностику и развитие метапредметных умений сформулировать вопрос,
уточнить условие задачи и аргументировать свой выбор. А также развивает
познавательные УУД на уровне общеучебных действий (поиск информации в словаре,
в том числе электронного типа; построение речевого высказывания в письменной
форме) и собственно логических действий (восполнение недостающих компонентов,
построение логической цепочки рассуждений, доказательство)
3. Что нарисовал художник?
Перед уроком рисования Женя и Максим
увидели на доске надпись такого содержания: «Сегодня мы будем рисовать
кружки». Какой вопрос должны задать дети в начале урока учителю, чтобы правильно
выполнить задание? Запишите.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему именно на него надо получить ответ?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические рекомендации
Ключ: 1. «Тамара Петровна, что вы имели в виду: крУжки
или кружкИ?» Постановка ударения в слове (устно через произношение или
письменно с постановкой ударения) объяснит, что имела в виду учительница. 2. «Тамара
Петровна, что вы имели в виду: посуду или фигуру?» Уточнение лексического
значения слова приведет к полному взаимопониманию.
Задание было апробировано в 6 классе при
изучении темы «Омонимы», где также затрагивалось понятие омографов. Учащиеся
давали как один из вариантов решения, так и оба.
Может использоваться при изучении нового
материала или на уроках повторения и обобщения.
При работе может быть добавлен вопрос:
Какое одно слово надо добавить на доску, чтобы было понятно, о
чем идет речь? Учащиеся должны привести по одному слову на оба варианта:
например, чайные крУжки – геометрические кружкИ.
Задание рассчитано на 5 - 10 минут. Направлено на
диагностику и развитие метапредметных умений сформулировать вопрос, уточнить
условие задачи и аргументировать свой выбор. А также развивает познавательные
УУД на уровне общеучебных действий (построение речевого высказывания в письменной
форме) и собственно логических действий (восполнение недостающих компонентов,
построение логической цепочки рассуждений, доказательство)
4. Что забыли впопыхах?
Родители отправили этим летом своих близнецов Пашу и
Сашу отдыхать на Крымское побережье. Деи вернулись загорелыми и отдохнувшими.
На первом занятии русского языка учительница задала задание написать дома сочинение
о прошедшем лете. Мальчики написали сочинение на черновик и попросили бабушку
проверить ошибки. Та взяла Сашину работу и увидела недописанную фразу:
«На берегу Крымского залива мы впопыхах забыли пло…». Какой вопрос
задала бабушка внуку? Запишите.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему именно на него надо получить ответ?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические рекомендации
Ключ:
1. Каково лексическое значение слова? Это может быть плод (фрукт)
или плот (средство передвижение по воде). 2. Каково проверочное
слово? О плоде – на плоту. Бабушка может выбрать подходящий вариант,
опираясь на контекст.
Задание было апробировано. Учащиеся давали как один из вариантов
решения, так и оба.
Рекомендация: использовать для учащихся 5 класса на уроках по теме «Фонетика
и графика» или «Орфография», а также при повторении и обобщении, как в 5
классе, так и в последующих.
При работе может быть добавлен
вопрос:
Какое, к примеру, одно слово в тексте могло однозначно указывать, о чем идет
речь? Учащиеся должны привести примеры на оба варианта: «На берегу Крымского
залива мы впопыхах забыли деревянный плот» и «На
берегу Крымского залива мы впопыхах забыли вкусный плод».
Задание рассчитано на 5 - 10 минут. Направлено на диагностику и развитие
метапредметных умений сформулировать вопрос, уточнить условие задачи и
аргументировать свой выбор. А также развивает познавательные УУД на уровне
общеучебных действий (построение речевого высказывания в письменной форме) и
собственно логических действий (восполнение недостающих компонентов, построение
логической цепочки рассуждений, доказательство)
5. Сюрприз на дороге
На урок биологии в 6 классе Кате надо было из газет выписать примеры
предложений, где бы шла речь о диких животных. Когда старший брат увидел
записанное в тетрадке предложение: «На проезжей дороге лежал один лев»,
он задал сестре один вопрос? Что спросил брат? Запишите его вопрос.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему именно на этот вопрос нужно получить ответ?
Объясни.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические рекомендации
Ключ:
Что ты, Катя, имела в виду: животное или денежную банкноту?
Уточнение лексического значения слова приведет к выяснению
смысла. Задание было апробировано в 6 классе при изучении темы «Омонимы».
Может использоваться при изучении нового материала, а также на уроках
повторения и обобщения.
При работе может быть добавлен вопрос:
Какое одно слово надо добавить на доску, чтобы было понятно, о чем
идет речь? Учащиеся должны привести по одному слову на оба варианта: например,
африканский лев – бумажный (болгарский) лев.
Задание рассчитано на 5 - 10 минут. Направлено на диагностику
и развитие метапредметных умений сформулировать вопрос, уточнить условие задачи
и аргументировать свой выбор. А также развивает познавательные УУД на уровне
общеучебных действий (построение речевого высказывания в письменной форме) и
собственно логических действий (восполнение недостающих компонентов, построение
логической цепочки рассуждений, доказательство)
2.3.
Задания на самостоятельную формулировку вопросов
Как надо: ЗАТО или ЗА ТО?
Полина прислала СМС Наташе: «Лера
некрасивая девочка, но Петька влюблён в неё по уши!» Наташа начала было
писать ответное СМС, но задумалась, как же ей написать «то» со
словом «за» в предложении: « Да, она не красавица, за (то)
умная девочка! И Петя разглядел в ней это!»
Какой вопрос должна задать себе Наташа,
чтобы правильно написать СМС? Назови этот вопрос.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему именно этот вопрос надо задать Наташе? Аргументируя,
обоснуйте свой выбор письменно.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические рекомендации
Ключ: вариантов вопросов может быть несколько:
А)
Словом (словами) какой части речи является (-ются) интересующее (-ие) нас слово
(-а)? Союз зато не отвечает на вопрос, т.к. является
словом служебной части речи: « Да, она не красавица, зато
умная девочка! И Петя разглядел в ней это!»
Б)
Какую функцию выполняет слово в предложении?
Союз
зато не является членом предложения и служит для
соединения однородных членов предложения, для соединения простых предложений в
составе сложного или реже для соединения предложений в тексте; указательное
местоимение то в предложении является дополнением (в этом
случае с предлогом за пишется раздельно).
В) Можно ли заменить
слово зато синонимичным но?
Замена союза зато синонимичными
союзам но говорит о слитном написании слова зато: « Да, она некрасивая, но умная девочка! И Петя разглядел в ней это!»
Г) Можно ли
без потери смысла отбросить то или вставить между «то»
и «за» какое-либо слово?
Если можно, то слово пишется
раздельно, если смысл теряется – оно пишется слитно.
Задание
рекомендовано для учащихся 7 класса при изучении темы «Разграничение и
правописание ТАКЖЕ – ТАК ЖЕ, ТОЖЕ – ТО ЖЕ, ЗАТО – ЗА ТО ». Может быть
использовано на уроках повторения и закрепления и как диагностирующее,
контрольное задание.
Развивает умение аргументировать
собственную точку зрения, свои версии; учит построению речевого высказывания в
письменной форме. Нацелено на развитие регулятивных УУД (умение выбрать нужный
вопрос, уточняющий условие задания, аргументировать свой выбор). Время
выполнения задания – 5-10 минут.
2.4. Задания на постановку цепочки
вопросов
В
компьютерном классе висит красочный весёлый плакат с надписью: «Стоит
мышка с мышкой под мышкой». Учитель попросила Васю найти 3 одинаково
звучащих слова, определить, каким членом предложения они являются с помощью
цепочки заданных вопросов.
Назови вопросы, которые задал Вася.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему
нельзя выбрать один вариант ответа? Объясни.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические рекомендации
Ключ: 1цепочка
вопросов:
а) Какой частью речи является слово мышка?
б) Находится ли слово мышка в сочинительной связи со словом
стоит?
в) На какой вопрос оно
отвечает?
2 цепочка вопросов:
а) Какой частью речи является слово (с) мышкой?
б) Находится ли слово (с) мышкой в подчинительной связи со
словом стоит
в) На какой вопрос оно отвечает?
3 цепочка вопросов:
а) Какой частью речи
является слово (под) мышкой?
б) Находится ли слово (под ) мышкой в подчинительной связи
со словом стоит
в) На какой вопрос оно
отвечает?
Дадим обоснование, почему невозможно ответить на вопрос «Почему
нельзя задать только один вопрос?» Попробуем его сформулировать: «На какой
вопрос отвечают омонимичные слова на плакате?», а затем с помощью него
определить члены предложения. Мы увидим синкретизм в третьем примере (под)
мышкой, где можно задать два вопроса: «с чем?» и «где?»
Именно он потребует ещё одного уточняющего вопроса. Таким образом, однозначного
ответа нет.
Задание
рекомендовано для 5 класса при изучении темы «Главные и второстепенные члены
предложения». Может использоваться далее при повторении.
Задание было апробировано.
Позволяет оценить умение сформулировать промежуточные цели, спланировать их
последовательность. Заданию было отведено 5-10 минут на уроке.
3. Лингвистическая коммуникативная задача
3.1 Что же было в альбоме?
На уроке русского языка дети, списывая с доски предложение:
«Петя внимательно разглядывал в альбоме (Л, л)ьвов», заспорили о
том, какую букву надо писать в выделенном слове. раскрывая скобки. Денис сказал,
что надо писать прописную, заглавную букву, а отличница Оля настаивала на
своём варианте – маленькую, строчную. Каждый доказывал, что он прав. В спор
вмешалась старшеклассница Полина, которая сказала, что определить, кто из двоих
прав невозможно.
Как ребята поняли это предложение?
Нарисуй. Подпиши.
Схема Дениса: Схема Оли:
Схема Полины:
1 2
3
Какие доказательства приводил каждый?
Приведи доказательства Дениса.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведи доказательства Оли.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведи доказательства Полины.
Какое слово можно добавить в предложении, чтобы смысл
стал такой, как уверяет Денис? (Напиши это слово.)
_________________________________________________________________
Какое слово можно добавить, чтобы смысл стал такой,
как уверяет Оля? (Напиши это слово.)
______________________________________________________________
Какое языковое явление привело к неоднозначному
пониманию? И об этом как раз говорила Полина?
__________________________________________________________________
Отметь знаком «+» верное, с твоей точки зрения,
высказывание:
- в этом слове однозначно надо писать заглавную букву Л
(Львов);
- в этом слове однозначно надо писать строчную букву л
(львов),
- в этом слове могут быть обе буквы; однозначно определить
здесь нельзя;
Методические рекомендации
Ключ:
1. Денис сказал, что Петя в альбоме разглядывал город
Львов (в его рисунке были Петя, альбом и открытка с видом города), поэтому
выделенное слово надо писать с заглавной, большой буквы, согласно правилу о
правописании собственных наименований и географических названий.
И он увидел только один смысл.
Слово, которое он предлагал добавить – это
прилагательное старинный (в в. п., ед.ч.).
Изменённый Денисом вариант предложения: «Петя
внимательно разглядывал в альбоме старинный Львов».
2. Отличница Оля утверждала, что Петя разглядывал не
открытку с видом города, а фотографию животного льва (на её рисунке в альбоме,
который держал Петя, было нарисовано животное). Она поэтому считала, что это
имя существительное, нарицательное, и оно должно было писаться с маленькой,
строчной буквы.
Она тоже разглядела в предложении один смысл.
Слово, которое она предлагала добавить – это
прилагательное африканский (в р. п., во мн. ч.).
Изменённый Олей вариант предложения: «Петя
внимательно разглядывал в альбоме африканских львов».
3. Полина заметила двусмысленность в данного рода
предложении, которая возникла в результате наложения двух смыслов, именно она
увидела омонимию и предложила свою запись варианта предложения: «Петя внимательно разглядывал в альбоме
Л/львов». В её рисунке были изображены два круга, которые пересекались,
а в точке пересечения оказался и город Львов, и царь зверей – лев.
Задача была апробирована в среднем звене.
Рекомендована для проведения в 5 классе при
изучении темы «Правописание имён собственных и нарицательных). Может быть
использовано и в 6 классе – на уроках по лексике (тема «Омонимы»), а также на
уроках обобщения и повторения, при диагностике универсальных учебных действий и
метапредметных результатов.
Лингвистическая задача нацелена на формирование
диалогической природы мышления, на становление у ребёнка процессов понимания,
коммуникативной компетенции, событийной стороны учебной деятельности.
Коммуникативная задача способствует
формированию предметных (построение устного и письменного речевого высказывания)
и метапредметных (выдвижение и аргументация собственных версий и путей решения)
способностей учащихся на основе работы с самим условием задачи, которое
строится на основе непонимания или двоякого понимания смысла ситуации
«языкового конфликта или учебного противоречия между детскими версиями.
Учит самоконтролю и оцениванию, принятию
версий, умению отстаивать свою позицию, а также - стремлению к продвижению,
выходу на творческий уровень.
4. Творческая копилка педагога
Коммуникативная
игра по русскому языку
Название: «Публицистический стиль.
Обвинительная речь в адрес литературного персонажа»
Цель: закрепить представление о
публицистическом стиле как о функциональной разновидности языка; уяснить черты
текста-обвинения.
Методические
рекомендации: игра может быть успешно реализована как на уроке изучения нового
материала, так и при обобщении и повторении знаний, способствует овладению
стилистическими ресурсами русского языка, помогает познакомиться и освоить
жанр обвинения, а также формирует у учащихся следующие УУД, необходимые для развития
трех типов образовательного результата: личностных, метапредметных и
предметных:
1.
Личностные УУД. Формирование нравственно-патриотических оснований личности.
2.Регулятивные
УУД. Планирование.
Контроль и оценивание.
3.
Познавательные УУД. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование
знаний. Построение письменного и устного речевого высказывания по схеме.
4.Коммуникативные
УУД. Умение
выступать перед аудиторией сверстников. Умение доказывать точку зрения, анализирую
текст публицистического стиля.
Класс: 7
Тема: « Публицистический
стиль и его функциональные особенности»
Время
проведения: 25 минут
Участники:
Публичные
обвинители – 5 команд по 6 человек;
Слушатели:
учитель и поочерёдно сами команды выступают в двойной роли – и обвинителей,
и слушателей.
Оборудование: песочные часы на 3 и
5 минут, таблица «Функциональный стиль» и опорная схема публичной
обвинительной речи, критерии оценивания творческого задания.
Ход игры:
1. Учитель
сообщает задание командам:
- Сочините за 5 минут
обвинительную речь в адрес некоторых предложенных (или доставшихся в
жеребьевке) известных литературных персонажей, которые нарушают общественные
законы и инструкции:
- Старухе
Шапокляк – за выгул крыс в неустановленных местах,
- Лисе
Алисе и Коту Базилио – за втягивание несовершеннолетних в валютные
махинации,
- Емеле
– за ловлю рыбы запрещёнными методами,
- Почтальону
Печкину – за получение подарков при исполнении служебных обязанностей,
- Карлсону
– за проживание без прописки и без определённых занятий (приложение 1)
Вам помогу
официальные «шпаргалки»: опорная схема жанра обвинения (приложение 2) и
таблица «Функциональные и языковые особенности публицистического стиля речи» (приложение
3), а также, возможно, таблица критериев проверки коллективного
творческого задания (приложение 4). Пишите разборчиво, грамотно, так как
произносить вслух ваше составленное обвинение и оценивать ваше творение будет
команда-соперник. Итак, начинаем!
2.
Составление командами текстов публицистического стиля(5 минут).
3. Обмен
творческими заданиями, произнесение вслух, анализ обвинительной речи на
предмет соответствия стилю речи и оценивание по критериям (по 3 минуты на каждый
текст).
4.
Подведение итогов (берет на себя учитель или желающий высказаться ученик из каждой команды;
5 минут).
Возможные
вопросы:
- Какие
языковые средства мы использовали при написании текста-обвинения?
- Какие
наиболее яркие особенности публицистического стиля вы можете назвать?
- Какое
обвинение, на ваш взгляд, было наиболее запоминающимся и почему?
Приложениe
1
Задания для
команд:
Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес следующего известного
литературного героя, используя предложенную схему:
- Старухе Шапокляк – за выгул крыс в неустановленных местах.
|
Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес следующего известного
литературного героя, используя предложенную схему:
- Лисе Алисе и Коту Базилио – за втягивание несовершеннолетних в
валютные махинации.
|
Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес следующего известного
литературного героя, используя предложенную схему:
- Емеле – за ловлю рыбы запрещёнными методами.
|
Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес следующего известного
литературного героя, используя предложенную схему :
- Почтальону Печкину – за получение подарков при исполнении служебных
обязанностей.
|
Сочините за 5 минут обвинительную речь в адрес следующего известного
литературного героя, используя предложенную схему :
Карлсону – за проживание без прописки и без определённых
занятий.
|
Приложение
2
Опорная схема
жанра публичного обвинения:
Сообщение слушателям цели публичного обвинения
(мы пришли сюда, чтобы обвинить…; мы обвиняем… и
т.д.)
|
Обозначение сути обвинения, его важности
( обвинение считаем наболевшим, потому что…;
обвинение является своевременным… и т.д.)
|
Чёткое определение позиции обвинителей
( мы утверждаем, что…; мы убедительно требуем…)
|
Оценочная лексика, усиливающая эффект обвинения
(обвинение является справедливым…; обвинение
обжалованию не подлежит…; действия героя считаем вредными ….)
|
Приложение
3
«Функциональные
и языковые особенности публицистического стиля речи»
Тип
|
Вид
|
Форма/вид речи
|
Сфера общения
|
Функция
|
Жанры
|
Особенности стиля
|
Языковые средства
|
Книжный
|
Публицистический
|
Письменная и
устная;
Монолог,
диалог, полилог
|
Агитационно-массовая деятельность
|
Воздействие с
целью агитации и пропаганды, т.е. формирование общественного мнения;
сообщение (информирование граждан о событиях в стране и мире)
|
Очерки, статьи в СМИ (газетах, журналах, в интернете), дискуссии,
политические дебаты и др.
|
Логичность;
образность; эмоциональность; оценочность и жанровое разнообразие
|
Общественно
политическая лексика и фразеология;
частотны
заимствованные слова (англицизмы, например); эмоционально-экспрессивная
лексика; разнообразие стилистического использования языковых средств:
многозначность, эпитеты, сравнения, метафоры; риторические вопросы и
восклицания; лексические повторы, инверсия, синтаксический параллелизм,
парцелляция.
|
Приложение
4
Критерии оценивания творческого задания:
1. Соответствие схеме – 1 балл.
2. Опора на функциональные особенности:
- Форма/вид/функция – 1 балл.
- Языковые средства – 1 балл.
3.Речь и содержание - отсутствие ошибок – 1 балл.
4.Грамотность (орфография, пунктуация,
грамматика) - отсутствие
ошибок – 1 балл.
Внимание! Напротив соответствия поставьте
«+»!!! Посчитайте количество набранных баллов.
Шкала оценивания:
5 баллов – отметка «5»;
5 балла – отметка «4»;
3 балла – отметка «3»;
2-1 балл – отметка «2»;
|
Литература
1. «Выбери,
спроси, найди, аргументируй: сборник метапредметных заданий для 1-6 классов» /
О.В. Палюниной, Т.В. Осинцевой; МКОУ «Прогимназия «Зимородок», - Новосибирск: «Изд.-
во ЭНСКЕ», 2013 год.
2.Сайты:
1. http://www.bues.ru/articles/language_ambiguity.php
2. http://wwww.iqfun.ru/articles/koroli-rifmy.shtml#kids
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EC%EE%E3%F0%E0%F4%FB
3. В.Г. Касаткина «Коммуникативная задача; возможности
использования в обучении: методическое пособие»; науч. ред. Н.В. Максимова. –
Новосибирск: «Изд.- во ЭНСКЕ», 2013 год.
4. Лекции доктора
филологических наук Наталии Викторовны Максимовой (сентябрь - декабрь 2014 г.).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.