Содержание
I. Введение..................................................................................................... 1
1. Актуальность.......................................................................................... 1
2. Цель
……………………………………………………………..…1
3. Задачи:...................................................................................................... 1
4. Данный проект
предполагает реализацию ряда принципов:....... 2
5. Участники проекта:.............................................................................. 2
6. Ожидаемые результаты....................................................................... 2
7. Сроки реализации................................................................................. 3
II. Реализация проекта................................................................................ 3
1. Подготовительный этап........................................................................ 3
2. Основной этап (практическая
реализация)...................................... 3
3. Заключительный этап......................................................................... 10
III. Выводы.................................................................................................. 11
1. Риски...................................................................................................... 11
2. Перспективы......................................................................................... 11
Культурное
наследие Оренбуржья: вчера, сегодня, завтра.
I. Введение
Каждые
четыре года мы встречаем новых учеников. Юные оренбуржцы приходят в первый
класс. И главная задача учителя – не только научить их чтению и письму, но и
помочь полюбить свой родной край, город, улицу, двор. Воспитать потребность
заботиться о месте, где они живут. В год 270-летия города Оренбурга 27 новых
учеников пришли в мой класс, и все вместе мы приступили к изучению культурного
и исторического наследия родного края.
2. Цель
проекта: воспитание
любви к родному краю, чувства сопричастности его истории.
·
знакомить с культурой, бытом, традициями
родного края, приобщать к народной культуре;
·
развивать интерес и уважение к истории,
традициям и обычаям малой родины;
·
формировать гражданско-патриотическое
сознание;
·
воспитывать любовь к малой родине и
гордость за свой край и его людей;
·
способствовать активному участию родителей
в жизни класса, лицея, города.
·
развивающий принцип -
народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение;
·
принцип
опоры на игровую деятельность в органической связи её с другими видами:
изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной, которые
взаимодействуют и обогащают друг друга;
·
принцип
сотрудничества и сотворчества, предполагающий взаимодействие взрослого и
ребенка как равноправных партнеров;
·
принцип
краеведения предполагает максимальное включение в образовательный
процесс изучение традиций, обычаев и культуры Оренбуржья;
·
принцип
учета возрастных особенностей, позволяющий рассматривать материал на
доступном уровне;
·
принцип
развития духовно-личностных качеств ребенка направлен на формирование
позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
·
ученики
начальных классов;
·
родители
(законные представители), другие члены семьи ребёнка;
·
классный
руководитель, учителя-предметники, воспитатель ГПД, организатор воспитательной
работы, сотрудники культурных учреждений города Оренбурга.
Дети:
·
повышение
уровня этнокультурного развития учеников лицея;
·
перенос
полученных знаний на современный опыт домашнего быта и в свободную деятельность
детей;
·
эмоционально-эстетическое
развитие ребенка, проявляющееся в понимании красоты народных изделий,
песенного, танцевального, художественного творчества;
·
умение
воспроизводить характерные признаки предметов и явлений быта народов Оренбуржья
в продуктивных видах деятельности.
Родители:
·
обогащение
родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в
семье;
·
активизация
позиции родителей как участников педагогического процесса в лицее.
Классный руководитель,
учителя-предметники:
·
повышение
профессиональной компетентности и личностного потенциала;
·
систематизация
и совершенствование краеведческой работы в лицее.
2012
– 2016 учебные годы.
II. Реализация проекта
·
определение
педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результатов;
·
согласование
плана работы с учреждениями и выявление их возможностей в рамках
сотрудничества;
·
обсуждение
проекта с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для
реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников
проекта.
1
класс: «Оглянись вокруг»
I
четверть – «Оренбург глазами детей»
№
|
Формы работы
|
Цель
|
Организатор
|
1
|
Обзорная экскурсия по городу Оренбургу
|
- ознакомить учащихся с основными
достопримечательностями г. Оренбурга;
- развивать наблюдательность,
организованность учащихся;
- прививать культуру поведения в
общественных местах.
|
Классный руководитель, родители, фирма
«Лидия-тур»
|
2
|
Конкурс рисунков «Мой Оренбург»
|
- учить выражать свое видение города в
рисунках;
- развивать творческое воображение;
- прививать стремление к прекрасному.
|
Педагог-организатор, классный
руководитель, родители
|
3
|
Устный журнал «Мы – оренбуржцы»
|
- формировать гражданско-патриотическое
сознание посредством изучения улиц своего микрорайона;
- развивать культуру общения;
- прививать интерес к тому, что рядом.
|
Классный руководитель, родители
|
II
четверть – «Растения и животные нашего края»
№
|
Формы работы
|
Цель
|
Организатор
|
1
|
Экскурсия в краеведческий музей
«Растения и животный мир Оренбургского края»
|
- ознакомить учащихся с растениями и
животными Оренбуржья;
- развивать наблюдательность,
организованность учащихся;
- прививать культуру поведения в
общественных местах.
|
Классный руководитель, родители,
Оренбургский краеведческий музей
|
2
|
Викторина «Растения и животный мир
Оренбургского края»
|
- привлечь внимание учащихся к изучению
растительного и животного мира нашего края;
- развивать познавательные способности
учащихся;
- прививать учащимся экологическую
культуру.
|
Классный руководитель, родители
|
3
|
Конкурс мини-проектов «Я расскажу о…»
|
- учить работе с различными источниками
информации;
- развивать культуру общения;
- прививать интерес к тому, что рядом.
|
Классный руководитель, родители
|
III четверть
– «Семья и город»
№
|
Формы работы
|
Цель
|
Организатор
|
1
|
КТД «Оренбург в жизни моей семьи»
|
- формировать желание жить в гармоничной, дружной семье;
- развивать коммуникативные навыки;
- прививать уважение к семейным
традициям.
|
Классный руководитель, родители
|
2
|
Проект «Моя родословная»
|
- формировать исследовательские навыки;
- развивать познавательные способности
учащихся;
- воспитывать
уважение детей к близким;.
|
Педагог-организатор, классный руководитель,
родители
|
3
|
Весёлые старты «Мама, папа и я –
спортивная семья»
|
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- повышать социальную активность;
- укреплять здоровье учащихся.
|
Классный руководитель, учитель
физической культуры, родители
|
IV четверть – «Адрес детства - Оренбург»
№
|
Формы работы
|
Цель
|
Организатор
|
1
|
Посещение библиотеки им. С. Я. Маршака
по теме «Мой край»
|
- формировать стремление узнавать о своем городе;
- развивать читательский навык;
- прививать интерес к чтению
|
Классный руководитель, родители
|
2
|
Исследование «Дорога в школу. Опасные
места»
|
- учит заботиться о своей безопасности;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать
культуру пешехода.
|
Педагог-организатор, классный
руководитель, родители
|
3
|
Квест-игра «Мой микрорайон»
|
- ознакомить с микрорайоном, в котором
мы живем;
- развивать
самостоятельность мышления;
- воспитывать культуру поведения в
общественных местах.
|
Классный руководитель, учитель
физической культуры, родители
|
2
класс: «Герои живут рядом»
I
четверть – «В жизни всегда есть место подвигу»
№
|
Формы работы
|
Цель
|
Организатор
|
1
|
Конкурс сочинений «Кого я считаю героем»
|
- учить письменной передаче своих
мыслей;
- развивать коммуникативные навыки;
- прививать уважение к героическому
наследию нашего края.
|
Классный руководитель, родители
|
2
|
Встреча с героем России Зеленко А. Ж.
|
- познакомить ребят с настоящим героем;
- развивать умение общаться;
- прививать чувство патриотизма.
|
Классный руководитель, родители
|
3
|
Конкурс рисунков «Герои живут рядом»
|
- учить выражать свое видение в
рисунках;
- развивать творческое воображение;
- воспитывать гражданское самосознание.
|
Педагог-организатор, классный
руководитель, родители
|
II
четверть – «Они берегут наш покой»
№
|
Формы работы
|
Цель
|
Организатор
|
1
|
Экскурсия в музей Афганской славы
|
- ознакомить учащихся с героями
Афганской войны;
- развивать наблюдательность,
организованность учащихся;
- воспитывать культуру поведения в
общественных местах
|
Классный руководитель, родители, музей
Афганской славы
|
2
|
Экскурсия в музей МЧС
|
- ознакомить учащихся с историей МЧС
Оренбуржья;
- развивать наблюдательность,
организованность учащихся;
- воспитывать культуру поведения в
общественных местах
|
Классный руководитель, родители, музей
МЧС
|
3
|
Экскурсия в музей МВД
|
- ознакомить учащихся с историей МВД
Оренбуржья;
- развивать наблюдательность,
организованность учащихся;
- воспитывать культуру поведения в
общественных местах
|
Классный руководитель, родители, музей
МВД
|
III четверть
– «Оренбуржье спортивное»
№
|
Формы работы
|
Цель
|
Организатор
|
1
|
КТД «Наши олимпийцы»
|
- ознакомить учащихся с оренбуржцами –
участниками олимпийских игр;
- развивать коммуникативные навыки;
- прививать стремление к здоровому
образу жизни.
|
Классный руководитель, родители
|
2
|
Посещение катков города. День катка
|
- учить кататься на коньках;
- развивать спортивные навыки;
- прививать
стремление к здоровому образу жизни;.
|
Педагог-организатор, классный
руководитель, родители
|
3
|
Лыжная прогулка
|
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- повышать социальную активность;
- прививать стремление к здоровому
образу жизни.
|
Классный руководитель, учитель
физической культуры, родители
|
IV
четверть – «Ветераны живут рядом»
№
|
Формы работы
|
Цель
|
Организатор
|
1
|
Акции «Рассвет», «Гвоздика» (Подготовка
подарков для ветеранов войны и тружеников тыла, возложение цветов к памятнику
А.И.Родимцева)
|
- формировать гражданское самосознание;
- развивать творческое воображение;
- прививать уважение к героям войны.
|
Классный руководитель, родители
|
2
|
Встреча с ветераном Великой
Отечественной войны
|
- познакомить ребят с участником Великой
Отечественной войны;
- - развивать умение общаться;
- воспитывать чувство патриотизма.
|
Педагог-организатор, классный
руководитель, родители
|
3
|
Участие в игре «Зарничка»
|
- на примере игры формировать интерес к
военному делу;
- повышать социальную активность;
- воспитывать нравственные качества.
|
Классный руководитель, учитель физической
культуры, родители
|
3
класс: «Оренбург многонациональный»
I
четверть – «Народы Оренбуржья»
№
|
Формы работы
|
Цель
|
Организатор
|
1
|
Беседа «Кто живёт в краю родном»
|
- ознакомить учащихся с национальным
составом Оренбургской области;
- развивать коммуникативные навыки;
- прививать уважение к народам нашего
края.
|
Классный руководитель, родители
|
2
|
Конкурс кроссвордов «Национальная
культура Оренбуржья»
|
-учить работать с информацией;
- развивать умение систематизировать полученные
знания;
-.прививать толерантность.
|
Классный руководитель, родители
|
3
|
Игровая программа «Игры разных народов»
|
-ознакомить с национальными играми;
- повышать социальную активность;
- укреплять здоровье учащихся.
|
Педагог-организатор, классный
руководитель, учитель физической культуры, родители
|
II
четверть – «Культурные традиции народов Оренбуржья»
№
|
Формы работы
|
Цель
|
Организатор
|
1
|
Посещение татарского драматического театра им. Мирхайдара Файзи
|
- ознакомить учащихся с культурой
татарского народа;
- развивать наблюдательность,
организованность учащихся;
- воспитывать культуру поведения в общественных
местах
|
Классный руководитель, родители
|
2
|
Посещение библиотеки С.Я. Маршака,
знакомство с творчеством Мусы Джалиля.
|
- ознакомить учащихся с творчеством Мусы
Джалиля;
- развивать мышление, память, речь
учащихся;
- воспитывать культуру поведения в
общественных местах
|
Классный руководитель, родители
|
3
|
Театральная постановка спектакля
«Аленький цветочек» по сказке С.Т. Аксакова.
|
-обучать инсценировке произведения;
- развивать творческие способности
учащихся;
- прививать любовь к литературе.
|
Классный руководитель, родители
|
III четверть
– «Национальные семейные традиции»
№
|
Формы работы
|
Цель
|
Организатор
|
1
|
Конкурс рисунков «Я-часть своего народа»
|
- учить выражать свое видение города в
рисунках;
- развивать творческое воображение;
- прививать стремление к прекрасному.
|
Классный руководитель, родители
|
2
|
Проект «Народный костюм»
|
- формировать исследовательские навыки;
- развивать познавательные способности
учащихся;
- воспитывать
уважение детей к традициям своего народа.
|
Классный руководитель, родители
|
3
|
Семейные посиделки «Званый ужин»
(национальная кухня народов Оренбуржья)
|
- пропагандировать семейные ценности;
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать
уважение детей к традициям своего народа.
|
Классный руководитель, родители
|
IV
четверть – «Я, ты, он, она- вместе дружная семья»
№
|
Формы работы
|
Цель
|
Организатор
|
1
|
Литературная гостиная. Песни и стихи
народов Оренбуржья.
|
- формировать интерес к творчеству народов нашего края;
- развивать творческие способности;
- прививать любовь к народному
творчеству.
|
Классный руководитель, родители
|
2
|
Экскурсия в Национальную деревню.
Фотоотчет об экскурсии.
|
- познакомить ребят с особенностями
жизни разных народов;
- развивать умение общаться;
- прививать чувство сопричастности к
национальным традициям .
|
Педагог-организатор, классный
руководитель, родители
|
3
|
Устный журнал «Обычаи и традиции народов
Оренбуржья»
|
-учить работать с электронными
носителями;
- повышать социальную активность;
- воспитывать
нравственные качества.
|
Классный руководитель, родители
|
4
класс: «Столица степного края»
I
четверть – «Сокровища Оренбургского края»
№
|
Формы работы
|
Цель
|
Организатор
|
1
|
Поездка на соляные шахты города
Соль-Илецка.
|
- ознакомить учащихся с добычей и
производством соли;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать культуру поведения в
общественных местах
|
Педагог-организатор, классный
руководитель, родители
|
2
|
Викторина «Богатства нашего края»
|
-учить работать с информацией;
- развивать умение систематизировать
полученные знания;
-.прививать экологическую культуру.
|
Классный руководитель, родители
|
3
|
Проект «Жемчужины Оренбуржья»
|
- формировать исследовательские навыки;
- развивать познавательные способности
учащихся;
- воспитывать
интерес детей к природным богатствам края.
|
Классный руководитель, родители
|
II
четверть – «Природные зоны Оренбуржья»
№
|
Формы работы
|
Цель
|
Организатор
|
1
|
Виртуальная экскурсия по Оренбургской
области.
|
- ознакомить учащихся с разнообразием
природных зон края;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать культуру поведения в сети
Интернет
|
Классный руководитель, родители
|
2
|
Посещение библиотеки С.Я. Маршака,
знакомство с книгами о природе нашего края
|
- ознакомить учащихся с творчеством
оренбургских писателей-натуралистов;
- развивать мышление, память, речь
учащихся;
- воспитывать культуру поведения в
общественных местах
|
Классный руководитель, родители
|
3
|
Природные зоны
Оренбургской области (групповые проекты)
|
-обучать работе в группах;
- развивать творческие способности
учащихся;
- прививать любовь к окружающему миру.
|
Классный руководитель, родители
|
III четверть
– «Чем славится наш край»
№
|
Формы работы
|
Цель
|
Организатор
|
1
|
Конкурс стихов о родном крае «Люблю тебя,
мой Оренбург»
|
-обучать выразительности чтению;
- развивать творчество учащихся;
- прививать стремление к прекрасному.
|
Классный руководитель, родители
|
2
|
Викторина «Полезные ископаемые»
|
-учить работать с информацией;
- развивать умение систематизировать
полученные знания;
-.прививать экологическую культуру.
|
Классный руководитель, родители
|
3
|
Создание электронной газеты «Наш край»
|
-учить работать с информацией;
- развивать умение систематизировать
полученные знания;
-.прививать дизайнерские навыки.
|
Классный руководитель, родители
|
IV
четверть – «Экология Оренбуржья»
№
|
Формы работы
|
Цель
|
Организатор
|
1
|
Акция «Посади дерево»
|
-учить правильной посадке деревьев;
- развивать трудолюбие;
- прививать любовь к природе.
|
Классный руководитель, родители
|
2
|
Конкурс плакатов «Береги Землю!»
|
- учить выражать свое видение проблемы в
рисунках;
- развивать творческое воображение;
- прививать стремление к охране
окружающей среды.
|
Педагог-организатор, классный
руководитель, родители
|
3
|
Диспут «Экологические проблемы
Оренбуржья»
|
-учить учащихся грамотно отстаивать свое
мнение;
- повышать социальную активность;
- воспитывать нравственные качества,
экологическую культуру.
|
Классный руководитель, родители
|
·
проведение диагностики учащихся
(сентябрь, май);
·
анкетирование родителей;
·
обобщение опыта и корректировка проекта.
III.
Выводы
Как и любой, данный
проект имеет свои риски. Прежде всего для его реализации необходима
всесторонняя поддержка родителей, так как они подразумевает определенные
материальные затраты с их стороны, помощь в создании проектов. Свои коррективы
могут внести и погодные условия.
В перспективе можно
организовать телемост со школой Оренбургской области, опубликовать опыт работы
в периодической печати. Разработать проект для работы в старших классах для
более глубокого изучения своего края.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.