Тема: Развитие творческих способностей младших
школьников в процессе обучения и воспитания
Основная
идея: развитие творческих способностей учащихся.
.
Цель: главная цель развития творческих способностей -
воспитание подлинно творческой свободной личности.
Сведения
об авторе:Лысенко
Светлана Анатольевна – учитель начальный классов
Образование: Орджоникидзевское педагогическое училище №1, 1982 год.
Специальность
по диплому: Учитель
начальных классов .
Место работы: Муниципальное
общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 с. Октябрьское
Должность: Учитель начальных классов.
Педагогический
стаж: 32года.
Стаж
работы в занимаемой должности: 32года.
Квалификация:
первая квалификационная категория
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества»
(В.А. Сухомлинский)
1. Актуальность
и перспективность опыта
Федеральный государственный стандарт начального
общего образования направлен на реализацию качественно новой
личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна
из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих
способностей.
Наше время - это время перемен. Сейчас России
нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески
мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих
способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот
процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает
инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному
самовыражению, уверенность в себе.
Человеку с творческим складом ума легче найти
творческую «изюминку» в любом деле. Только там, где малыша не торопятся
отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор
для исследований и творческой деятельности, может вырасти настоящая творческая
личность, готовая к жизни в современном обществе. Творческий человек может
успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам,
находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации
своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности,
человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из
главных целей системы образования.
И с первых дней обучения учащихся в школе стараюсь
сделать их творцами учебно-воспитательного процесса.
2. Концептуальность
опыта
Чтобы создать условия, способствующие
формированию творческих способностей, развитию духовно богатой личности,
необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и уметь
принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать
возможности.
Главная цель развития творческих способностей -
воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я
определила следующие задачи:
- формировать у детей способности самостоятельно
мыслить, добывать и применять знания;
- развивать познавательную, исследовательскую и
творческую деятельность;
- находить нестандартные решения любых возникающих
проблем;
- воспитывать интерес к участию в творческой
деятельности.
Новизна моего опыта заключается в том, что
раскрытие и развитие творческих способностей осуществляется не периодически, а
систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес к учебе.
3 . Наличие теоретической
базы опыта.
В истории педагогики проблема творчества
всегда была одной из самых актуальных. Однако до сих пор проблема остаётся
наименее изученной в теории и недостаточно представленной в практике воспитания
детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытностью механизмов
творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что
творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового,
оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и
организации. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то,
что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.
Психологи определяют творчество как выход за пределы
уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это высшая форма
активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется
самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети
обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы
заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый
ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том,
чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.
Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что
«развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать
ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и
расцвета его одарённости».
Творчество воспитывает и развивает. Не случайно все
выдающиеся мыслители планеты способность творить считают стержневым качеством.
Ромен Ролан писал: «Радость – солнце, озаряющее все, что есть, и все, что будет
- божественная радость творчество! Все радости жизни в творчестве…»
Изучив литературу по проблеме «Развитие
творческих способностей младших школьников», я убедились, что проблема
привлекает к себе внимание учителей, ученых, таких как: Л.С. Выготский, М.Р.
Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова, З.Н. Новлянская. Они придают большое
значение развитию творческой личности. При всем многообразии концепций,
подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение
детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития
личности.
Я работаю по образовательной системе «Школа
России». Хочется сказать, что содержание материала, представленного в этой
системе, позволяет учителю, не нарушая системы, организовать совместную с
детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками
учебного и воспитательного процесса.
Кого можно считать творческой личностью? Какие
личностные качества людей обеспечивают им успех в творчестве? За основу
творческой личности я взяла обобщённую характеристику, предложенную Савенковым
и созданную им на основе зарубежных и отечественных исследователей. По мнению
А. И. Савенкова это:
• Способность удивляться и видеть проблемы.
• Любопытство и любознательность.
• Способность решать дивергентные задачи (задачи,
имеющие не один, а множество верных ответов).
• Оригинальность мышления (способность выдвигать
новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных).
• Гибкость мышления (способность быстро и легко
находить новые стратегии действия, устанавливать ассоциативные связи).
• Продуктивность мышления (способность легко и в
большом количестве генерировать новые идеи). Чем больше идей, тем больше
творческих возможностей их развития.
Данные теоретические положения стали основой моего
опыта.
4. Ведущая
педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея – развитие целостной
гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей в
соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я
принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими
особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию
условий для развития творческого потенциала каждого ученика.
Я считаю, что необходимо учитывать физиологические
особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в
творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике.
Основными постулатами является вера в возможности ребенка, раскрытие его
самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на
служение добру и справедливости.
5.
Оптимальность и эффективность средств.
В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно
сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы
дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
И с первых дней обучения мои дети
путешествуют в мир чисел, по разным странам, открывают новые звёзды (пусть это
будет только в детских фантазиях), выполняют различные творческие задания.
Сколько таких интересных творческих заданий для второклассников предлагает
автор учебника «Окружающий мир» Плешаков А.А.: подготовить фоторассказ о своём
городе, придумай сказочную историю о диком или домашнем животном, которое
тебе нравится, нарисуйте словесный портрет своего домашнего питомца, найти в
дополнительной литературе интересный факт о кошках, составить свою Красную
книгу, изобразить производственные цепочки с помощью моделей, составить правила
друзей природы и т.д.
Необходимость решать проблему развития
творческой личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к
использованию проектного метода обучения как новой современной
педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства
самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и
практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть,
развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место
выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на
применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В
основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в
информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. По УМК
«Школа России» предлагается множество интересных проектов. По русскому языку :
«Скороговорки», «Семья слов», «Зимняя страничка», «Имена прилагательных в
загадках». Это и «Родной посёлок» , «Моя малая Родина», «Моя семья»,
«Родословная», «Города России», «Страны мира», «Профессии» по окружающему миру.
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной
деятельности – презентация (защита) проекта.
Активно включаются в урок сообщения детей,
приготовленные самостоятельно на основе материалов научной, художественной
литературы. Дети составляют кроссворды, загадки, живые цепочки связей,
существующих в природе; пишут рефераты на интересующие темы. Путей развития
творческих способностей ребёнка существует много, но собственная
исследовательская практика бесспорно - один из самых эффективных. Умения и
навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины, легко
прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Девизом этой
деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа
Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и
криво, да сами».
Нельзя не отметить огромное значение для
развития творческих способностей уровня развития психических механизмов —
памяти, внимания, воображения и др. Именно эти качества являются основой
развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся. На долю
математики выпала активизация мыслительной деятельности, развитие логического
мышления. Развивать мыслительную деятельность можно как на уроке так и во
внеурочное время ( различные мероприятия, классные часы, факультативы...) В
геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира,
поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно
использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и
наглядно-действенное. Сколько всевозможных дидактических, ролевых игр!
Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность
мышления. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические
диктанты, решение частично-поисковых задач разного уровня, задания на
выявление закономерностей.…Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает
интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими,
находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх
формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются
чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Решая
творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к
творческому мышлению.
В процессе обучения и воспитания младших
школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. Эффективным
методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток,
музыкотерапии, пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных
физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки
помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное
напряжение, снять зрительное утомление. Воспитанию внимательного отношения к
своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети
получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаем вопросы
правильного питания, беседуем о вредных привычках, составляем режим дня. Много
проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка
нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и
потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали
мероприятия: «День здоровья», «Мама, папа, я -спортивная семья».Особое место в
учебном процессе отвожу детским творческим работам , особенно сочинению, так
как считаю, что это бесценный материал не только для письменной речи учащихся
и формирования грамотности, но и для формирования личности в целом (творческого
мышления, эмоциональной и волевой сферы). Сочинения по разным предметам
позволяют просматривать динамику роста в развитии творческих способностей
учащихся, узнавать не только внутренний мир ребенка, но и его интересы, степень
его наблюдательности, являются показателем общего развития ребёнка.
Подготовка начинается задолго до того, как дети
будут писать сочинение. Они выписывают отрывки из стихов, собирают иллюстрации,
наблюдают, идут в библиотеку и ищут нужные статьи. На уроке каждый старается
поделиться знаниями, которые он добыл. Такое направление работы развивает у
школьников творческий поиск, умение отбирать нужный материал к уроку,
самостоятельно добывать знания.
Сочинения помогают детям глубже познать свои
чувства, приучают к стройному и последовательному мышлению, повышают
самоуважение, развивают интерес к литературному творчеству. Они помогают лучше
понять внутренний мир детей. Творческие работы в продуманной системе приводят к
постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этим
богатством.
Такая работа приносит удовольствие детям от
собственных открытий, что является субъективным творческим процессом.
Цель и назначение проблемного обучения
- преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать
мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного
исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода
из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с
чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания
любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы
(проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).
Дифференцированное обучение - главное
направление работы, так как оно создает условия для максимального развития
детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих, и для
продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
В своей педагогической деятельности я активно
использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и
воспитании, своеобразие которых заключается в ориентации на свойства личности,
ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными
возможностями и способностями.
Поскольку в классе я работаю одновременно с учащимися
различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти,
умению учиться, мною разработана система заданий разного уровня трудности.
Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его
работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в
роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик
не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа
по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы,
становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.
Развитие способностей учеников в начальной школе
зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и
удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших
школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно
концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью,
яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные
технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и
превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране
знаний.
Незаменимым помощником учителя является программа
Power Point, позволяющая готовить мультимедийные презентации к урокам по любому
предмету. Используя слайд–фильмы, можно осуществлять дифференцированный,
индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной
степенью освоения учебного материала. Я использую мультимедийные презентации
для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации.
Во внеурочной деятельности провожу различные
конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку. Традиционными в нашем
классе стали: конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок,
конкурсы инсценированной сказки.
Я сделала вывод, если использовать все разнообразие
имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и
заниматься этим в системе, то можно добиться более высоких результатов.
Развитие всех способностей человека, в том
числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. Учебная, как
основной вид деятельности младших школьников, помогает развитию творческих
способностей последних.
6.
Результативность опыта
(ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и
достижения обучаемых)
Мои ученики активно осваивают образовательное
пространство школы – кружки, секции. Полученные знания, умения и навыки
положительно отражаются и на учёбе.
Учащиеся активно участвуют в различных
конкурсах муниципального, республиканского, российского и международного
значения.
Учащимися моего класса проводятся исследования в
таких областях, как окружающий мир, история, технология, литературное чтение и
др., что, безусловно, способствует развитию и творческих способностей детей.
Проектная деятельность – движущая сила развития и воспитания младших
школьников, развития у них творческих способностей и воспитания у них
нравственной, трудовой, интеллектуальной, информационной, экологической, художественной,
эстетической культуры. Поэтому особое внимание я уделяю воспитанию и обучению
на основе этого метода. Ведь основы творческого мышления, самостоятельности,
самооценочной и оценочной деятельности, коммуникативные умения и прочие
качества должны закладываться именно в младшем школьном возрасте.
В заключение
Есть великая “ формула” приоткрывающая завесу
над тайной рождения творческого ума: “ Сначала открыть истину, известную
многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины,
никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны
интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность – помочь
ребенку встать на этот путь.
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования
личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное
производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть
сориентирована на развитие творческих способностей личности.
8.Список
использованной литературы.
• Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как
проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.
• Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала
личности.// Начальная школа. - 1994. - №11. - С.22-24.
• Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей
учащихся. М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999г.
• Афонина Р. М. Развитие творческого мышления учащихся
в процессе
выполнении экспериментов/Журнал «Начальная школа».
2007 № 6, с. 56-60.
• Дмитриева Н.Я. Казакова А.Н. Мы и окружающий мир, 1
- 4 класс.
• А.А. Плешаков. Окружающий мир, М.: Просвещение,
2012.
• Новое время - новая дидактика: Педагогические идеи
Л. В. Занкова и школьная практика. Сб. статей, посвященных 100-летию со дня
рождения Л. В. Занкова.//Самара, 2001.
• Степановская В. М. Воспитание творчеством.//Журнал
«Начальная школа». 2007 № 6, с. 60-62.
• Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг,
1993. - 563 с
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.