Педсовет
«Развитие младших школьников через познавательно -
экспериментальную деятельность в ОУ»
Цель: Систематизировать знания педагогов по
развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование
педагогического мастерства.
Здравствуйте,
уважаемые коллеги. Тема моего педсовета «Развитие младших школьников через
познавательно - экспериментальную деятельность в ОУ». Лишение возможности экспериментировать,
постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем школьном возрасте
приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь,
негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на
способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим
видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том,
что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все
детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно
позже деятельности экспериментирования».
Детское
экспериментирование – представляют собой различные формы выражения одной и той
же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и
удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом –
путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж.Ж. Руссо, может
сделать деятельность небезопасной: «Предоставляя детям полную свободу проявлять
их резвость, следует устранять от них всё, что может сделать ее чересчур
убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного … Я не
знаю, видел ли кто–нибудь, чтобы ребенок, оставленный на свободе, убил или
искалечил себя или причинилзначительный вред, если только его не поместили
неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили подле него
опасных орудий» Каков же выход из положения? Выход в одном – в широком
внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования
- дома или в школе, индивидуального и коллективного, во всех видах
деятельности. Вводя соответствующие инновации в ОУ, необходимо понимать, что в
процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а
многоуровневый эксперимент:
физический: учится
управлять своим телом и отдельными органами;
природоведческий:
знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и
причинно-следственными связями, действующими в мире;
социальный: запоминает
индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы
взаимодействия людей друг с другом;
познавательный:
тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
лингвистический:
занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные
игры, т.е. экспериментирует со словами;
личностный: узнает свои
личные возможности;
волевой: запоминает,
как он сам может влиять на других людей;
поведенческий: моделирует
свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Метод детского
экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально
применительно к условиям образовательного учреждения. Для этого в подавляющем
большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию
подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы. Чем
разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации
получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Вот что пишет П. Лич,
автор книги: «О развитии детей до 10 лет»: «Если вы отвели ребёнку место,
обеспечили предметами и играми, о развитии своего мышления он позаботиться сам.
Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его
распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента, т. е. себя, когда
таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его
забота. Как любому учёному, ему нужна в его научной лаборатории независимость.
Опыты, эксперименты проводятся в совместной, самостоятельной
деятельности, в процессе режимных моментов, а так же элементарные
опыты включаются в каждое занятие «Социализация», опыты
можно использовать на прогулке как часть наблюдения. Эксперименты
проводятся один, два раза в месяц. Для положительной мотивации деятельности
школьников используются различные стимулы:
1. внешние
стимулы (новизна, необычность объекта)
2. тайна,
сюрприз
3. мотив
помощи
4. познавательный
мотив (почему так)
5. ситуация
выбора
Организационный момент должен быть игровым, сюжетным увлекать и
заинтересовывать детей. Мотив экспериментирования должен
быть осознанным ребенком (Для чего я это делаю, зачем мне это
нужно?). В своей профессиональной деятельности я буду использовать
опытно-экспериментальную работу, включать её именно в образовательный процесс,
а точнее в учебное время, т.к. его практическое применение, использование
различных методов, повышают умственную и речевую активность детей.
Мне бы хотелось, чтобы родители и педагоги следовали мудрому
совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире
что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми
красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнку
захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».
Мониторинг
Работая над годовой
задачей, педагоги повысили уровень теоретических знаний, познакомились с
возрастными особенностями детского исследования, об организации
исследовательской деятельности в школе. Данная работа ведется как в совместной
деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности детей.
В ходе тематической
проверки выявлено: дети любят экспериментировать, развивающая среда в ОУ
соответствует возрасту детей и реализуемой программе.
Предметно-пространственная среда для экспериментирования соответствует
требованиям безопасности и доступности.
Беседы с детьми с целью
выявления деятельностно-субъектных проявлений, связанных с активностью и
инициативностью ребенка в экспериментировании показали, что 91% детей, кто хоть
раз проводил опыты, тому эта деятельность, безусловно, понравилась, они считают
ее полезной и интересной и хотели бы ей заниматься снова и снова, однако, у
остальных же 9% ребят нет представлений о разнообразии опытов и экспериментов –
только память о том, что делали на занятии.
Итак, мы с вами провели
большую работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности. А
теперь хочу предложить вам сыграть в деловую игру. Делимся на две команды –
«Зелёные» и «Синие».
1. Это такое помещение, где стоит много всяких
баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо
быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень
интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате.
(Лаборатория)
2. Это такое дело, когда что-то хотят узнать и
специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он
удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не
получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают.
(Эксперимент)
3. Этот человек часто бывает под водой, даже на
дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на
корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб
и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных
журналах (Океанолог)
4. Этот человек все время лазает по горам. У него
есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые
дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может
сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям когда там
опасно жить. (Вулканолог)
Решение педсовета: Чаще включать исследовательскую деятельность
в учебные моменты.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.