Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Классному руководителю / Педагогический совет на тему: "Развитие младших школьников через познавательно-экспериментальную деятельность в ОУ"

Педагогический совет на тему: "Развитие младших школьников через познавательно-экспериментальную деятельность в ОУ"

Педсовет

«Развитие младших школьников через познавательно - экспериментальную деятельность в ОУ»


Цель: Систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего педсовета «Развитие младших школьников через познавательно - экспериментальную деятельность в ОУ». Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем школьном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Детское экспериментирование – представляют собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж.Ж. Руссо, может сделать деятельность небезопасной: «Предоставляя детям полную свободу проявлять их резвость, следует устранять от них всё, что может сделать ее чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного … Я не знаю, видел ли кто–нибудь, чтобы ребенок, оставленный на свободе, убил или искалечил себя или причинилзначительный вред, если только его не поместили неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили подле него опасных орудий» Каков же выход из положения? Выход в одном – в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования - дома или в школе, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности. Вводя соответствующие инновации в ОУ, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;

познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;

личностный: узнает свои личные возможности;

волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Метод   детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям образовательного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Вот что пишет П. Лич, автор книги: «О развитии детей до 10 лет»: «Если вы отвели ребёнку место, обеспечили предметами и играми, о развитии своего мышления он позаботиться сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение  лабораторию, оборудование и ассистента, т. е. себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому учёному, ему нужна в его научной лаборатории независимость. Опыты, эксперименты  проводятся   в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так  же элементарные опыты  включаются в  каждое занятие  «Социализация»,  опыты можно  использовать на прогулке как часть наблюдения. Эксперименты проводятся один, два раза в месяц. Для положительной мотивации деятельности школьников используются различные стимулы:

1.    внешние стимулы (новизна, необычность объекта)

2.    тайна, сюрприз

3.    мотив помощи

4.    познавательный мотив (почему так)

5.    ситуация выбора

           Организационный  момент должен быть игровым, сюжетным увлекать и заинтересовывать  детей.  Мотив экспериментирования должен  быть  осознанным ребенком  (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?). В своей профессиональной деятельности я буду использовать опытно-экспериментальную работу, включать её именно в образовательный процесс, а точнее в учебное время, т.к. его практическое применение, использование различных методов, повышают умственную и речевую активность детей.

         Мне бы хотелось, чтобы родители и педагоги следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».

Мониторинг

Работая над годовой задачей, педагоги повысили уровень теоретических знаний, познакомились с возрастными особенностями детского исследования, об организации исследовательской деятельности в школе. Данная работа ведется как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности детей.

В ходе тематической проверки выявлено: дети любят экспериментировать, развивающая среда в ОУ соответствует возрасту детей и реализуемой программе. Предметно-пространственная среда для экспериментирования соответствует требованиям безопасности и доступности.

Беседы с детьми с целью выявления деятельностно-субъектных проявлений, связанных с активностью и инициативностью ребенка в экспериментировании показали, что 91% детей, кто хоть раз проводил опыты, тому эта деятельность, безусловно, понравилась, они считают ее полезной и интересной и хотели бы ей заниматься снова и снова, однако, у остальных же 9% ребят нет представлений о разнообразии опытов и экспериментов – только память о том, что делали на  занятии.

Итак, мы с вами провели большую работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности. А теперь хочу предложить вам сыграть в деловую игру. Делимся на две команды – «Зелёные» и  «Синие».

  1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате. (Лаборатория)

  2. Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент)

  3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах (Океанолог)

  4. Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям когда там опасно жить. (Вулканолог)

Решение педсовета: Чаще включать исследовательскую деятельность в учебные моменты.


  • Классному руководителю
Описание:

Цель: Систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего педсовета «Развитие младших школьников через познавательно - экспериментальную деятельность в ОУ». Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем школьном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Детское экспериментирование – представляют собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж.Ж. Руссо, может сделать деятельность небезопасной: «Предоставляя детям полную свободу проявлять их резвость, следует устранять от них всё, что может сделать ее чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного … Я не знаю, видел ли кто–нибудь, чтобы ребенок, оставленный на свободе, убил или искалечил себя или причинилзначительный вред, если только его не поместили неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили подле него опасных орудий» Каков же выход из положения? Выход в одном – в широком внедрении метода организованного
Автор Колесниченко Виктория Валерьевна
Дата добавления 24.03.2017
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 414
Номер материала MA-070801
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»