МБДОУ
д/с №1 СП «Лукоморье»
Педагогический
проект на тему:
«Формирование
культурно-гигиенических навыков
у
детей младшего дошкольного возраста»
«Здоровый малыш».
Автор проекта:
Воспитатель
Чеканова Н.Г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Анализ ситуации.
2. Цель, задачи
педагогического проекта.
3. Новизна.
4. Планируемые
результаты.
5. Виды интеграции
образовательной области "Здоровье".
6. Формы
образовательной деятельности.
7. Система работы.
8. Этапы реализации
проекта.
9. Диагностический
инструментарий
10. Условия,
обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.
11. Список
используемых источников.
12. Перспективный план
воспитание культурно-гигиенических навыков 2018-2019 года.
1.Анализ ситуации.
Данная программа «Здоровый малыш» рассчитана
для детей дошкольного возраста.
Важнейшим фактором
работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не
только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но
и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.
«Здоровье – это капитал, данный
нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.
Сохранение и укрепление здоровья
невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей
сыграли учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и
другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских
заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей.
На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли
за основу воспитание культурно – гигиенических навыков.
Дошкольный возраст – это важный
период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы
физического здоровья.
Воспитание у детей навыков личной
гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному
поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться
к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а
гигиенические навыки совершенствовались.
Умения – это сформированная у
ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных
знаний.
Навык – это автоматизированное
действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Навыки
закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате
упражнений в правильном его выполнении.
Переход навыка в привычку
достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или
сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность
выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления.
Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся,
как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся
устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
Формирование гигиенических навыков
и санитарной культуры у ребёнка должно начинаться с самого раннего возраста.
При этом всё более расширяющийся контакт его с предметами окружающей среды
требует соответственно и повышенного внимания к чистоте его кожи и одежды. Дети
дошкольного возраста много времени проводят на улице, возятся с песком,
различными предметами, животными. Их занятия приводят к загрязнению рук,
одежды, обуви. Поэтому следует приучать ребёнка мыть руки не только перед едой,
но и по мере их загрязнения.
Актуальность программы «Здоровый
малыш»
«Здоровье детей – богатство нации».
Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена». Перед детским
домом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по
воспитанию у детей гигиенических навыков. Уже с момента рождения ребенок
является существом социальным, так как любая его потребность не может быть
удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение
ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующим поколением,
происходит только в совместной деятельности и общении. Основной задачей
гигиенического воспитания детей дошкольного возраста является сообщение им
элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе умений, навыков
и привычек, а также воспитание культуры поведения. Детям с ранних лет прививают
гигиенические умения и навыки (мытье рук, умывание, чистка зубов и т. д.). Это
становится возможным в силу того, что у детей дошкольного возраста особенно
сильно развита тяга к подражанию, наблюдательность, любознательность. Как
правило, дети в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно. На этом
должна базироваться вся санитарно-просветительная работа.
Очень важна последовательность в
обучении. Например, ребенку легче сначала научиться мыть руки, намыливая их до
появления пены, а на следующем этапе - умывать лицо. В период обучения тем или
иным умениям исключают любые неприятные ощущения, которые могут вызвать стойкое
нежелание делать что-либо.
Таким образом,
проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Следовательно,
если я создам и реализую проект, то это: будет способствовать развитию навыков
самообслуживания; расширению знаний, умений, навыков в области гигиены; охране
и укреплению здоровья детей.
Именно
поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование
культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее
важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни
и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
2.Цель,
задачи педагогического проекта
Цель проекта: Формирование
культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего
дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Развивать
культурно-гигиенических навыков, формировать простейших навыков поведения во
время еды, умывания.
2. Формировать
привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом,
мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место,
пользоваться расческой, носовым платком;
3. Формировать
навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой;
не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом,
не разговаривать с полным ртом;
4. Формировать
начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты
тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
5. Формировать
потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
6. Активно привлекать
воспитателей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
7. Обогатить
предметно-развивающую среду группы.
8.
Формирование
у дошкольников основы здорового образа.
3.Новизна
программы:
Педагогический
коллектив нашего ДОУ работает по основной общеобразовательной программе
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, и для формирования представлений о здоровом
образе жизни у дошкольников я разработала проект «Здоровый малыш». Успешное
формирование представлений о здоровом образе жизни у наших детей во многом
зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной
работы в ДОУ создание условий для осуществления педагогического процесса.
Ведущими целями
программы являются создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,
всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в
современном обществе.
В данной программе
в раздел «здоровье» включена работа по привитию культурно-гигиенических навыков
и обучению самообслуживанию.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
воспитатели, дети.
Возраст детей. Образовательная
программа «Здоровый малыш» рассчитана на детей дошкольного возраста 3-4 лет.
Формирование почти всех навыков осуществляется в течение всего года постоянно и
практически одновременно.
4.Планируемые
результаты
Предполагаемый
результат проекта для детей:
Овладение
культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми младшего
дошкольного возраста с ограниченными возможностями в условиях ДОУ:
· Дети
самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
· Проявляют навыки
опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде,
устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых) .
· пользуются
индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой) .
· Правильно
пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с
закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
· Правильно
пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытираются после
умывания. Вешают полотенце на место.
· Самостоятельно или
после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время
еды, умывания.
· Сроки реализации
программы «Здоровый малыш».
Программа реализуется в течение
одного года.
Содержание
психолого-педагогической работы по освоению
образовательной
области «Здоровье»
Цель:
охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья
Задачи:–
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
–
воспитание культурно-гигиенических навыков;
–
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
5. Виды интеграции образовательной
области "Здоровье"
По задачам и содержанию
психолого-педагогической работы
|
По средствам организации и
оптимизации образовательного процесса
|
«Физическая
культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как
важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей)
«Познание» (формирование
целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье
и ЗОЖ человека)
«Социализация» (формирование
первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение
элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ)
«Безопасность» (формирование
основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья)
«Коммуникация» (развитие
свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека)
|
«Художественное творчество»
(использование продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления
содержания области «Здоровье»)
«Труд» (накопление опыта
здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда)
«Чтение художественной
литературы» (использование художественных произведений для обогащения и
закрепления содержания области «Здоровье»)
|
Перечень
программ и технологий
|
1. Н.Е. Веракса.
М.А. Васильева, Т.С.Комарова примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования «От рождения до школы»– М.:
Мозаика-Синтез, 2010.
Методические
рекомендации к "Программе воспитания и
обучения
в детском саду" /под ред.В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
– 2-е
изд., испр. И доп.-Мозаика-Синтез, 2006
|
Перечень
пособий
|
Безруких
М.М. «Разговор о правильном питании» - М.: Олма-пресс, 2000
Яковлева
Т.С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» - М.:Школьная
пресса, 2006
Моргунува
О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» - «Воронеж» 2007
Ковалько
В.Н. «Азбука физкультминуток для дошкольников» - «Вако» 2006г
Козырева
О.В. «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников» - «Просвещение» 2007
|
·Игра
·Ситуативный разговор
·Беседа
·Рассказ
·Чтение
·Интегративная деятельность
·Проблемная ситуация
·Проектная деятельность
|
·Во всех видах самостоятельной
деятельности детей
|
6.Формы образовательной
деятельности.
6. СИСТЕМА
РАБОТЫ
Паспорт проекта:
долгосрочный, игровой
Сроки реализации
проекта: сентябрь 2018-июнь 2019г.
В ходе
реализации проекта предполагается использовать элементы следующих
образовательных технологий :
здоровьесберегающая
(проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры,
дыхательная гимнастика, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика);
личностно-ориентированная
(игры,
занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)
социоигровые (
игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)
информационно-коммуникативные
(
презентации, интернет ресурсы)
В ходе реализации
проекта используются такие методы и средства как:
- личный пример
работников детского сада, родителей;
- использование
художественной литературы, фольклора;
- схемы-модели
(последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
- полоскание
полости рта после приема пищи с целью профилактики кариеса;
- обеспечение
чистоты среды;
- соблюдение
правил этикета;
- психологическая
культура взаимоотношений.
7.Этапы
реализации проекта:
1 этап.
Организационный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических
навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы;
составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы,
подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной
теме.
2 этап. Основной:
Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми,
воспитателями для решения поставленных задач.
3 этап.
Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; презентация проекта.
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – организационный
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
Наблюдает за детьми.
Проводит диагностику.
Организует предметно-развивающую среду.
Подбирает литературу, игры, иллюстрации.
|
Рассматривают иллюстрации.
Выполняют поручения.
Играют.
|
2 этап –
основной
|
Вводит в игровую
ситуацию формулирует проблему:
Организует занятия, беседы.
Организует игры, проводит опыты.
Читает художественную литературу.
Оказывает помощь детям при реализации замыслов.
Привлекает воспитателей.
Описывает и анализирует работу над проектом.
|
Вживаются в игровую
ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы.
С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры,
экспериментирования, книги для рассматривания.
Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений.
|
3 этап -
заключительный
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
Описывает и анализирует работу над
проектом.
Представляет конспекты, планы и другие материалы.
Проводит диагностику.
|
Рассказывают короткие стихотворения и
потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти
процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением
гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют
самостоятельность в умывании, одевании, кормлении. Рассматривают в
зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно – отобразительные игры.
|
8. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Определить
уровень знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего
дошкольного возраста можно через наблюдения, беседы.
Таблица 1. Сформированность
культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы.
Имя,
фамилия ребенка
|
Сформированность
навыка мытья рук и личной гигиены
|
Сформированность
навыка опрятной еды
|
Сформированность
навыка самообслуживания при одевании и раздевании
|
Уровень
сформиро-
ванности
|
1
|
|
|
|
|
1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают
умение:
-Мыть лицо, руки ;
-Закатать рукава;
- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
- Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;
-Пользоваться расческой;
-Пользоваться носовым платком.
2.
Навыки
опрятной еды включают умение:
-Правильное пользование столовой и чайной
ложками, салфеткой;
-Не крошить хлеб;
- Пережевывать пищу с закрытым ртом;
- Не разговаривать с полным ртом;
-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
- Благодарить.
3. Навыки самообслуживания при
одевании и раздевании включают умение:
-Расстегнуть пуговицы, замок;
-Снять платье (рубашку, шорты);
-Аккуратно повесить;
-Снять обувь;
-Надеть в обратной последовательности.
Если ребенок правильно выполняет все действия входящие в навык, то за:
·
правильно
выполненное действие ребенок получает - «3»;
·
действие,
выполненное с небольшими неточностями - «2»;
·
неумение
выполнять действие - «1».
Критерии оценки уровня сформированности
культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
уровень
|
низкий
|
средний
|
баллы
|
0 – 27 баллов
|
28 – 40 баллов
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.