Педагогические возможности проектной деятельности на уроках
английского языка в ГАОУ СПО МО «ГПК»
преподавателя Бычковой Юлии Сергеевны.
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
1.
Проектная методика на уроках иностранного языка.
Метод
проектов - это способ достижения дидактической цели
через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне
реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
(проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их
определённой последовательности для достижения поставленной задачи —
решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего
конечного продукта.
Метод проектов – это
комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный
процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании,
организации и контроле своей деятельности.
Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы,
источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика
позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший
интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой
повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект
исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому
языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу,
воспользоваться Интернет ресурсами или своим собственным опытом. Зачастую
ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют,
сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.
Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на
обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают
простые предложения.
Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и
“Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения.
Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является
ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление
результата, будь это рисунок, аппликация, презентация или сочинение.
В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся
использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно,
способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.
2. Проект " It's Delicious!” – “Очень вкусно!”
2.1.
Организационный этап
В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном
контакте с учебной программой. В нашей школе обучение английскому языку в
начальной школе ведется по учебникам УМК авторов И.Н. Верещагиной и Т.А.
Притыкиной. Учитывая высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем школьные
проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Следует
отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения
языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной
работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может
определить успешность и результативность проектной работы в целом.
Так, например УМК для третьего года обучения в 1-й четверти
предлагает тему “Food" . Тематика очень близка школьникам, ребята
с удовольствием рассказывают о своих вкусовых предпочтениях, с энтузиазмом
воспринимают предложение нарисовать или сделать аппликацию любимого
блюда, составить меню для кафе. Так ненавязчиво идет обсуждение темы творческих
работ, в конечном итоге формулируется обобщающая тема проекта. Ребята с
увлечением начинают работать над проектом, который мы назвали "It's
Delicious – ”Очень вкусно!”. Школьники при участии учителя обсуждают содержание
и характер проекта, его цели. Конечной целью нашего проекта было создание меню
для кафе и инсценировка на тему "Посещение кафе". Таким образом,
содержание проектной работы оказывается, основано на логическом продолжении содержания
тематики учебника.
На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему
и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта необходимо:
- разумно определить временные рамки
(здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро
утомляются);
- продумать какие материалы и источники
могут использовать учащиеся;
- обсудить план написания
диалогов;
- выбрать оптимальную форму презентации
результатов;
- составить и обсудить примерный план работы.
2.2. Выполнение проекта
Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над
проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с
различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование
собственного мнения и взгляда на предмет проектирования.
Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу
над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может
выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором
находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с
конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои
результаты.
Именно здесь происходит основная работа учителя английского языка
со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются
ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским
языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает
множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры.
Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского
языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.
В
работе над проектом "It's Delicious – ”Очень вкусно!”
На
начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках
учебника (см. Таблицу 1).
Таблица
1
Words on topic
"Food"
|
Grammar
|
Structures for
dialogues
|
Apple
sweet ice-cream
cup
tea milk juice
glass coffee
drink
egg porridge
meat soup
potato
tasty buy fruit
vegetable
carrot food
grow
different country animal without
|
Much
many
a lot of
There is (was)
There are (were)
|
Pass me the salt
please
I wonder
I’m very busy
Would you like
to have another cup of …?
I’m hungry
I’m thirsty
You look
terrible! What’ the matter?
I’m never going
to
|
1. Учащиеся
составляют коротенькие диалоги, которые надо
составить в рамках учебной программы. Эта работа
проходит в парах и тройках.
2.
Затем группа делится на 2 команды. Каждый участник команды
работает над собственным проектом. Необходимо придумать
собственное блюдо для детского кафе, написатть все ингридиенты этого блюда,
придумать оригинальное название своему шедевру. Свой проект учащиеся
оформляют в виде рисунка или аппликации.
3.Каждая
команда придумывает название для своего детского кафе и
оформляет меню из выбранных блюд. Детям
предлагается яркий наглядный пример меню, изготовленного их
предшественниками в прошлом учебном году. Именно на этом этапе детям нужно
предложить помощь в сканировании рисунков и аппликаций.
Работу
по компьютерному оформлению можно провести вместе с детьми дома
с родителями или старшими братьями и сестрами. К 5 классу приходят
продвинутыми пользователями ПК. (Таблица 2 Яркий наглядный пример
предшественников)
4. Каждая
команда придумывает свой диалог на тему "Посещение кафе",
используя меню собственного изготовления.
Продолжается совершенствование и
расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания
сочинений-диалогов на английском языке, улучшаются и закрепляются основные
языковые категории: грамматические структуры, лексический запас, синтаксическое
построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему
английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с
учениками. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному
проекту. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует
обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то
изменить, может быть, что-то добавить или убрать. В итоге ребенок приходит к
осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим
друзьям на английском языке.
Так, в рамках работы над проектом "It's Delicious – ”Очень вкусно!”,
появились проекты с иллюстрациями "Меню" и диалоги
(см. Таблицу 3, 4.).
Таблица
3
- Hello! Welcome
to our cafe “Sweet tooth”
-Hello! Can I
have a menu please?
-Here you are
…
-Are you ready
to order?
-Yes, I’d like salad “Karabas”
and ice-cream “Sweet berry”
-Vanilla,
raspberries or strawberries ice-cream?
-Strawberries, please.
-Would you like
marmalade or jam?
-Orange
marmalade, please
-Here you are
-Thank you
-You are
welcome.
|
- Hello! Welcome
to our cafe “Winnie-the-pooh”
-Hello! Can I
have a menu please?
-Here you are
-Are you ready
to order?
-Yes, I’d like
fried eggs “Smile face” and milkshake “Little sun”
-We have
vanilla, chocolate, orange, strawberries, raspberries. What ice-cream would
you like?
-Orange, please
-Orange milk
shake with ice?
-No ice
- With cherries,
bananas or blackberries?
-With cherries,
please.
-Here you are
-Thank you
-You are welcome
|
Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной
обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство
успеха.
2.3.
Презентация.
На
третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации)
учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование
компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих
сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими
редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают
использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У
учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки,
полученные на уроках информатики.
Очень
важным моментом в процессе подготовки презентации своего сочинения для ребят
была необходимость создать иллюстрацию к своему сочинению. Но не просто, а с
учетом требований для дальнейшего компьютерного сканирования – рисунок должен
был быть ярким, четким и красочным. Большинство работ было выполнено
традиционными способами, с использованием цветных карандашей, акварельных
красок или гуаши.
3. Заключение: метод проектов – актуальность и результативность.
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся,
т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать
деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в
процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только
оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для
расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный
мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.
Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов,
созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор,
но и способствует расширению языковых знаний.
Участие в Интернет - проектах повышает уровень практического владения
английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной
деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность
возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не
учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет
его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в
удобной для них, творчески продуманной форме. А получение сертификатов
дополнительная радость для ребенка и пополнение своего ученического портфолио.
Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках
школьной программы показало, что учащиеся:
- достигают хороших результатов в изучении
иностранного языка,
- имеют практическую возможность
применить навыки, полученные на уроках информатики,
- понимают необходимость
междисциплинарных связей.
Метод проектов обладает рядом преимуществ
перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:
- повышение мотивации учащихся при
изучении английского языка,
- наглядная интеграция знаний по
различным предметам школьной программы,
- простор для творческой и
созидательной деятельности.
В любом классе учащиеся с удовольствием
принимают участие в проектной деятельности от создания письма, сочинения до
презентации.
Наши любимые проекты.
|
|
I have got a pet. It is a dog.
Her name is Аliama. My dog answers to her
name. Аliama is 3. It is grey. It is
big. I teach my pet to sit down and stand up. My pet is clever. My pet can
run and jump. I give my dog meat to eat and water to drink. Аliama likes cookies and bread. I
take my pet for a walk. I play with my dog. My father looks after our pet.
We like our pet very much.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.