Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПедагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.

Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.

Скачать материал

Педагогические условия,

обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.

Повышенный интерес педагогической науки к становлению личности внесло коррективы в практику обучения и воспитания. Особую актуальность приобрели гуманистические, личностные подходы в учебно-воспитательном процессе. Эти тенденции потребовали изменения в формах, методах и средствах обучения разным видам познавательной деятельности школьников.

В настоящее время большое внимание уделяется активизации читательской деятельности учащихся, поскольку книга во все времена играла особую роль в становлении и развитии личности. Не секрет, что дети практически не читают или читают так мало, что даже в старшей школе у них нет ни читательского, ни жизненного опыта, в чём мы, учителя русского языка и литературы убеждаемся на уроках и во внеурочной работе.

Для полноценного нравственно-эстетического, духовно-нравственного развития личности и формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными формами внеклассной работы в условиях школьной и районной библиотек, в учреждениях дополнительного образования, чем успешно занимаются наши учителя, воспитатели и работники школьной библиотеки.

Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей способна инициировать у учащихся интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением. Поэтому необходимо выявить те педагогические условия, которые обеспечат эффективное взаимодействие школы, библиотеки и семьи.

Под такими условиями понимается создание пространства, в котором бы была представлена совокупность педагогических, психологических, воспитательных факторов, обеспечивающая возможность организовать совместную активную творческую деятельность с целью становления личности и гармонизации межличностных отношений во всех сферах взаимодействия взрослых и ребёнка.

Такими условиями можно назвать:

·         реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов;

·         создание единой читательской среды;

·         формирование рефлексивной позиции школьников на основе психологических особенностей их читательского восприятия, читательского интереса.

Последнее условие реализуется через технологию формирования рефлексивной позиции школьников и невозможно без первых двух условий.

Рефлексия – это размышление, полное сомнений и противоречий; анализ собственного психического состояния.

С точки зрения педагогической науки рефлексию можно рассматривать как механизм усвоения, как условие появления у субъекта новых способов деятельности и новых способностей. Рефлексивная позиция – это способность субъекта к осмыслению жизненных реалий и соотнесение их с установками, взглядами и представлениями на основе своего жизненного опыта.

В случае педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи, направленного на формирование самостоятельной читательской активности школьников, можно определить следующие признаки рефлексивной позиции:

·         принятие, присвоение читателем-школьником жизненного и художественного опыта, отражённого в книге (познание мира и  самопознание, самовоспитание, совершенствование эстетического вкуса;

·         расширение «читательского горизонта»;

·         приобретение новых стимулов и ориентиров;

·         интерес к новым темам.

      Приведу примеры. На классных часах мы проводим беседы. Они могут быть культурно-нравственной, социальной, рационально-познавательной, индивидуально-личностной направленности: «Человек и его дело», «В мире добра и зла», «Что такое толерантность?», «У меня есть друг», «Человек среди людей», «В поисках красоты», «Агрессивность в отношении людей», «Роль социальных норм в жизни человека»,»Мой город сквозь призму времён», «Жизнь и здоровье человека» и другие. Мы проводим диагностику, деловые или ролевые игры, экскурсии, посещаем музеи; в ходе каждой из бесед ценностно-смысловой диалог происходит с помощью информационного обмена и с учётом интеллектуального развития школьников; в каждой беседе подразумевается проведение нескольких этапов:

·         этап создания точки сопряжения

·         этап организации многоголосия

·         этап структуирования

·         этап ценностно-смыслового самоопределения

·         этап испытания

·         этап рефлексии.

   Дичностно-ориентированное обучение представляет возможность каждому школьнику реализовать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, он требует знания структуры личности и её элементов, их связи между собой.

Можно выделить следующие признаки личностного подхода в целостном педагогическом процессе:

·         принятие учителями, учащимися и их родителями единой концепции обучения и воспитания;

·         в основе содержания педагогического процесса лежат общечеловеческие ценности;

·         учащиеся включены в различные виды деятельности с учётом их интересов и склонностей;

·         организация совместной деятельности педагогов и воспитанников происходит через различные активные методы, разнообразные формы и средства, отвечающие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

·         включённость среды в общеобразовательное учреждение и наоборот;

·         гуманистический характер межличностных отношений всех участников педагогического процесса.

     Личностный подход предполагает взаимодействие учителя, родителей и работников библиотеки с детьми на основе веры в их позитивные читательские возможности; инициирование им чувства собственного достоинства, самоуважения; делегирование защиты самоценности и индивидуальности детей.

 Технологически это достигается за счёт максимального использования субъектного опыта и субъектной творческой читательской активности родителей, детей и других участников процесса, умелой подачи обратной связи.

Индивидуальность – это обобщённая характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых и их эффективная реализация в игре, учении, труде и спорте определяют индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно – и это главное для человека – в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В качестве необходимого условия реализации педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи предлагается создание специфической среды, в рамках которой природная тяга ребёнка к самораскрытию, самореализации будет проявляться в игровой и творческой читательской деятельности. Становление субъективности более эффективно может осуществляться при наличии единого читательского пространства – ЕЧП – в триаде школа – библиотека – семья и преемственности в воспитании и образовании школьника.

Суть условий реализации субъектной активности школьников через создание ЕЧП выражается в следующих предпосылках:

·         удовлетворение читательских потребностей школьников;

·         моделирование видов творческой учебной и досуговой деятельности;

·         добровольность участия в ней школьников и родителей;

·         максимальная ориентация на субъектный опыт ученика;

·         становление эмоционально-ценностного отношения ребёнка к книге, к себе, ко всему сущему на основе своего читательского ижизненного опыта;

·         формирование ответственности и самостоятельности ребёнка.

Личностный и деятельностный подходы неразрывно связаны друг с другом.

Деятельность – это форма активного, целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, обусловленная «нуждой»,»необходимостью» в чём-либо. Деятельность педагогов и родителей на передачу социокультурного опыта, организацию усвоения школьниками сообщаемой информации. Деятельность школьников направлена на усвоение этого опыта. Таким образом, человек как субъект деятельности планирует, организует, направляет и корректирует её. В то же самое время сама деятельность формирует человека как субъекта.

 Итак, личностно-ориентированный и деятельностный подходы как необходимое условие процесса педагогического взаимодействия школы и семьи предполагают:

·         организацию ЕЧП в совместной деятельности с родителями и библиотекарями и управление целенаправленной читательской деятельностью школьника в контексте его жизнедеятельности с целью становления его личности;

·         переориентацию процесса обучения на решение самими школьниками конкретных учебных задач познавательных, исследовательских, диагностических);

·         изменение характера отношений с родителями и детьми с субъект-объектных на субъект-субъектные, где взаимодействие выступает как сотрудничество, партнёрство, доверительность при организующей, координирующей, положительно стимулирующей и поддерживающей позиции учителя;

·         формирование у школьников потребности в усвоении новых знаний и более совершенных читательских и коммуникативных умений;

·         обеспечение учителем возможностей личностных проявлений учащихся во всех ситуациях, их творческой и читательской активности и удовлетворения от процесса общения и обучения.

     Из всего вышесказанного следует вывод о том, что учитель, реализующий личностно-ориентированный и деятельностный подходы в процессе организации педагогического взаимодействия школы и семьи, развивает у школьников не только чувство читательской компетентности и стремление быть в обществе других людей, но и в значительной степени и чувство уверенности в себе, в своих знаниях как предпосылки самоактуализации.

  В ходе работы реализуются следующие принципы:

·         системности (связь с администрацией школы, школьной и районной библиотеками, учреждениями дополнительного образования, преемственность в вопросах воспитания младших школьников);

·         комплексности (интеграция классных руководителей, воспитателей ГПД, учителей- предметников, сотрудников библиотек, родителей);

·         превентивности (раннее выявление «не читающих» детей, не заинтересованных в совместной деятельности, активная «профилактическая» работа с ними);

·         творчества.

  Учитель выступает как посредник, это менеджер, осуществляющий интеграцию школьных ресурсов, библиотечной и компьютерной базы и образовательного потенциала семьи. Очень важно в этом случае умение учителя русского языка и литературы согласовать и упорядочить эту работу.

  Эти подходы выявляют новые формы, правила, способы и средства активизации читательской и коммуникативной деятельности, то есть происходит развитие не только читательских способностей, навыков творческого чтения, общения со сверстниками и родителями по поводу прочитанного, компетентности в общении, но и становление личности школьника в целом.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Проректор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Повышенный интерес педагогической науки к становлению личности внесло коррективы в практику обучения и воспитания. Особую актуальность приобрели гуманистические, личностные подходы в учебно-воспитательном процессе. Эти тенденции потребовали изменения в формах, методах и средствах обучения разным видам познавательной деятельности школьников.

В настоящее время большое внимание уделяется активизации читательской деятельности учащихся, поскольку книга во все времена играла особую роль в становлении и развитии личности. Не секрет, что дети практически не читают или читают так мало, что даже в старшей школе у них нет ни читательского, ни жизненного опыта, в чём мы, учителя русского языка и литературы убеждаемся на уроках и во внеурочной работе.

 

Для полноценного нравственно-эстетического, духовно-нравственного развития личности и формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными формами внеклассной работы в условиях школьной и районной библиотек, в учреждениях дополнительного образования, чем успешно занимаются наши учителя, воспитатели и работники школьной библиотеки.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 797 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 292
    • DOCX 48 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Володёнок Ольга Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Володёнок Ольга Евгеньевна
    Володёнок Ольга Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 29862
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 36 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 73 регионов

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе