Педагогические
условия,
обеспечивающие активизацию читательской
деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и
семьи.
Повышенный интерес
педагогической науки к становлению личности внесло коррективы в практику
обучения и воспитания. Особую актуальность приобрели гуманистические,
личностные подходы в учебно-воспитательном процессе. Эти тенденции потребовали
изменения в формах, методах и средствах обучения разным видам познавательной
деятельности школьников.
В настоящее время большое
внимание уделяется активизации читательской деятельности учащихся, поскольку
книга во все времена играла особую роль в становлении и развитии личности. Не
секрет, что дети практически не читают или читают так мало, что даже в старшей
школе у них нет ни читательского, ни жизненного опыта, в чём мы, учителя
русского языка и литературы убеждаемся на уроках и во внеурочной работе.
Для полноценного
нравственно-эстетического, духовно-нравственного развития личности и
формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал
литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными
формами внеклассной работы в условиях школьной и районной библиотек, в
учреждениях дополнительного образования, чем успешно занимаются наши учителя,
воспитатели и работники школьной библиотеки.
Школа, интегрируя воспитательные
возможности библиотеки, заинтересованность родителей способна инициировать у
учащихся интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу
творческой заинтересованности чтением. Поэтому необходимо выявить те
педагогические условия, которые обеспечат эффективное взаимодействие школы,
библиотеки и семьи.
Под такими условиями понимается
создание пространства, в котором бы была представлена совокупность педагогических,
психологических, воспитательных факторов, обеспечивающая возможность
организовать совместную активную творческую деятельность с целью становления
личности и гармонизации межличностных отношений во всех сферах взаимодействия
взрослых и ребёнка.
Такими условиями можно назвать:
·
реализацию деятельностного и
личностно-ориентированного подходов;
·
создание единой читательской среды;
·
формирование рефлексивной позиции школьников на
основе психологических особенностей их читательского восприятия, читательского
интереса.
Последнее
условие реализуется через технологию формирования рефлексивной позиции
школьников и невозможно без первых двух условий.
Рефлексия
– это размышление, полное сомнений и противоречий; анализ собственного
психического состояния.
С точки
зрения педагогической науки рефлексию можно рассматривать как механизм
усвоения, как условие появления у субъекта новых способов деятельности и новых
способностей. Рефлексивная позиция – это способность субъекта к осмыслению
жизненных реалий и соотнесение их с установками, взглядами и представлениями на
основе своего жизненного опыта.
В случае
педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи, направленного на
формирование самостоятельной читательской активности школьников, можно
определить следующие признаки рефлексивной позиции:
·
принятие, присвоение читателем-школьником
жизненного и художественного опыта, отражённого в книге (познание мира и
самопознание, самовоспитание, совершенствование эстетического вкуса;
·
расширение «читательского горизонта»;
·
приобретение новых стимулов и ориентиров;
·
интерес к новым темам.
Приведу примеры. На классных часах мы проводим беседы. Они могут быть
культурно-нравственной, социальной, рационально-познавательной,
индивидуально-личностной направленности: «Человек и его дело», «В мире добра и
зла», «Что такое толерантность?», «У меня есть друг», «Человек среди людей», «В
поисках красоты», «Агрессивность в отношении людей», «Роль социальных норм в
жизни человека»,»Мой город сквозь призму времён», «Жизнь и здоровье человека» и
другие. Мы проводим диагностику, деловые или ролевые игры, экскурсии, посещаем
музеи; в ходе каждой из бесед ценностно-смысловой диалог происходит с помощью
информационного обмена и с учётом интеллектуального развития школьников; в
каждой беседе подразумевается проведение нескольких этапов:
·
этап создания точки сопряжения
·
этап организации многоголосия
·
этап структуирования
·
этап ценностно-смыслового самоопределения
·
этап испытания
·
этап рефлексии.
Дичностно-ориентированное обучение представляет возможность каждому школьнику
реализовать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности
и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный
опыт. Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного
процесса, он требует знания структуры личности и её элементов, их связи между
собой.
Можно
выделить следующие признаки личностного подхода в целостном педагогическом
процессе:
·
принятие учителями, учащимися и их родителями
единой концепции обучения и воспитания;
·
в основе содержания педагогического процесса лежат
общечеловеческие ценности;
·
учащиеся включены в различные виды деятельности с
учётом их интересов и склонностей;
·
организация совместной деятельности педагогов и
воспитанников происходит через различные активные методы, разнообразные формы и
средства, отвечающие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
·
включённость среды в общеобразовательное учреждение
и наоборот;
·
гуманистический характер межличностных отношений
всех участников педагогического процесса.
Личностный подход предполагает взаимодействие учителя, родителей и работников
библиотеки с детьми на основе веры в их позитивные читательские возможности;
инициирование им чувства собственного достоинства, самоуважения; делегирование
защиты самоценности и индивидуальности детей.
Технологически
это достигается за счёт максимального использования субъектного опыта и
субъектной творческой читательской активности родителей, детей и других
участников процесса, умелой подачи обратной связи.
Индивидуальность
– это обобщённая характеристика особенностей человека, устойчивое проявление
которых и их эффективная реализация в игре, учении, труде и спорте определяют
индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность
человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе
воспитания и одновременно – и это главное для человека – в ходе саморазвития,
самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В качестве
необходимого условия реализации педагогического взаимодействия школы,
библиотеки и семьи предлагается создание специфической среды, в рамках которой
природная тяга ребёнка к самораскрытию, самореализации будет проявляться в
игровой и творческой читательской деятельности. Становление субъективности
более эффективно может осуществляться при наличии единого читательского
пространства – ЕЧП – в триаде школа – библиотека – семья и преемственности в
воспитании и образовании школьника.
Суть условий
реализации субъектной активности школьников через создание ЕЧП выражается в
следующих предпосылках:
·
удовлетворение читательских потребностей
школьников;
·
моделирование видов творческой учебной и досуговой
деятельности;
·
добровольность участия в ней школьников и
родителей;
·
максимальная ориентация на субъектный опыт ученика;
·
становление эмоционально-ценностного отношения
ребёнка к книге, к себе, ко всему сущему на основе своего читательского
ижизненного опыта;
·
формирование ответственности и самостоятельности
ребёнка.
Личностный и
деятельностный подходы неразрывно связаны друг с другом.
Деятельность
– это форма активного, целенаправленного взаимодействия человека с окружающим
миром, обусловленная «нуждой»,»необходимостью» в чём-либо. Деятельность
педагогов и родителей на передачу социокультурного опыта, организацию усвоения
школьниками сообщаемой информации. Деятельность школьников направлена на
усвоение этого опыта. Таким образом, человек как субъект деятельности
планирует, организует, направляет и корректирует её. В то же самое время сама
деятельность формирует человека как субъекта.
Итак,
личностно-ориентированный и деятельностный подходы как необходимое условие
процесса педагогического взаимодействия школы и семьи предполагают:
·
организацию ЕЧП в совместной деятельности с
родителями и библиотекарями и управление целенаправленной читательской
деятельностью школьника в контексте его жизнедеятельности с целью становления
его личности;
·
переориентацию процесса обучения на решение самими
школьниками конкретных учебных задач познавательных, исследовательских,
диагностических);
·
изменение характера отношений с родителями и детьми
с субъект-объектных на субъект-субъектные, где взаимодействие выступает как
сотрудничество, партнёрство, доверительность при организующей, координирующей,
положительно стимулирующей и поддерживающей позиции учителя;
·
формирование у школьников потребности в усвоении
новых знаний и более совершенных читательских и коммуникативных умений;
·
обеспечение учителем возможностей личностных
проявлений учащихся во всех ситуациях, их творческой и читательской активности
и удовлетворения от процесса общения и обучения.
Из
всего вышесказанного следует вывод о том, что учитель, реализующий
личностно-ориентированный и деятельностный подходы в процессе организации
педагогического взаимодействия школы и семьи, развивает у школьников не только
чувство читательской компетентности и стремление быть в обществе других людей,
но и в значительной степени и чувство уверенности в себе, в своих знаниях как
предпосылки самоактуализации.
В ходе
работы реализуются следующие принципы:
·
системности (связь с администрацией школы, школьной
и районной библиотеками, учреждениями дополнительного образования,
преемственность в вопросах воспитания младших школьников);
·
комплексности (интеграция классных руководителей,
воспитателей ГПД, учителей- предметников, сотрудников библиотек, родителей);
·
превентивности (раннее выявление «не читающих»
детей, не заинтересованных в совместной деятельности, активная
«профилактическая» работа с ними);
·
творчества.
Учитель
выступает как посредник, это менеджер, осуществляющий интеграцию школьных
ресурсов, библиотечной и компьютерной базы и образовательного потенциала семьи.
Очень важно в этом случае умение учителя русского языка и литературы
согласовать и упорядочить эту работу.
Эти
подходы выявляют новые формы, правила, способы и средства активизации
читательской и коммуникативной деятельности, то есть происходит развитие не
только читательских способностей, навыков творческого чтения, общения со
сверстниками и родителями по поводу прочитанного, компетентности в общении, но
и становление личности школьника в целом.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.