Педагогическая технология: что это
такое?
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации
учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая
технология – совокупность психолого – педагогических установок, определяющих
специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения,
воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий
педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Педагогическая
технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения
(И.П. Волков).
Понятие
«педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех
уровнях, рассмотрим их.
- Общепедагогический
уровень: характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе,
учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая
технология синонимична педагогической системе: в нее включается
совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм
деятельности субъектов объектов процесса.
- Частнометодический
(предметный) уровень: употребляется в значении «частая методика», т.е. как
совокупность методов и средств для реализации определенного содержания
обучении и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания
предметов, методика работы учителя, воспитателя).
- Локальный
(модульный) уровень: представляет собой технологию отдельных частей
учебно-воспитательного процесса, решение частых дидактических и
воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности,
формирование понятий, технология урока, усвоения новых знаний, технология
повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
В структуру педагогической
технологии входят:
1.
концептуальная основа;
2.
содержательная часть обучения (цели обучения -
общие и конкретные; содержание учебного материала).
3.
процессуальная часть –технологический процесс
(организация учебного материала; методы и формы учебной деятельности
школьников; методы и формы работы учителя; диагностика учебного процесса).
Критерии удовлетворяющей
педагогической технологии:
·
Концептуальность - опора
на определенную научную
концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое обоснование
достижения образовательных целей.
·
Системность – наличие
признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
·
Управляемость -
возможность планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования
средствами и методами с целью коррекции результатов.
·
Эффективность –
гарантия достижения определенного стандарта обучения, эффективность по
результатом и оптимальность по затратам.
·
Воспроизводимость -
возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях, другими
субъектами.
Классификация педагогических
технологий:
В.П.Беспалько предложена классификация педагогических
технологий:
·
Лекционное обучение;
·
Обучение с помощью аудиовизуальных технических
средств;
·
Система «консультант»;
·
Обучение с помощью учебной книги;
·
Система «малых групп»;
·
Компьютерное обучение;
·
Система «репетитор»;
·
«программное обучение».
В практике обычно выступают различные
комбинации этих организационных систем, самыми распространенными из которых
являются:
- классическая классно-урочная
система Я.А. Коменского, представляющая собой комбинацию лекционного
способа изложения и самостоятельной работы с книгой;
- современное традиционное
обучение, использующее классическую систему в сочетании с техническими
средствами;
- групповые и дифференцированные
способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться
информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в
качестве репетитора;
- программированное обучение,
основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием
всех остальных видов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.