Островский
в современной школе
Имя русского драматурга Александра
Николаевича Островского – своеобразная визитная карточка Костромского края.
«Костромская губерния – одна из самых лучших губерний в России; несмотря на то,
что она северная, хлеб и всё остальное поспевают в своё время. Грозы бывают
красивее, чем в Альпах…» – эти слова звучат на первых уроках знакомства
школьников с творчеством А.Н. Островского. Стараюсь вызвать неподдельный
интерес к личности писателя, а также воспитать чувство любви и восхищения
родным краем. Многие дети бывали в доме-музее писателя в Щелыкове, поэтому сами
могут рассказать о том, что им запомнилось, что их заинтересовало, удивило.
На уроках часто использую форму заочного
путешествия в Щелыково, а обучающиеся выступают в роли экскурсоводов. Также
использую историко-краеведческий материал о родословии Островских, о дружбе
А.Н. Островского и А.Н. Григорова, А.Ф. Писемского, А.А. Потехина. С интересом
ребята слушают воспоминания Марии Михайловны Шателен, внучки А.Н. Островского,
и рассматривают страницы семейного альбома. Эти материалы беру в
историко-краеведческом культурно-просветительском журнале «Губернский дом».
Что вы открыли для себя в писателе А.Н.
Островском? Какие названия пьес запомнили, и что вас поразило при этом? Эти
вопросы для размышления даются школьникам заранее. Ребята сами выбирают форму
выступления на уроке, причём предлагается объединяться в группы. Это может быть
«защита» афиши к одной из пьес драматурга, инсценирование отрывка из пьесы,
презентация драматического произведения, выразительное чтение монолога,
написание отзыва.
Очень важная заслуга А.Н.
Островского-писателя – умение проникнуть в быт купечества, в историю разных
поколений. В беседе школьники отмечают, что для развития человека нужно
понимать, какова действительность, её качества, насколько она человечна, может
ли человек брать у неё истинно человеческое, прививает ли ему эта жизнь, среда
хорошие привычки, помогает ли воспитывать в себе нравственные качества. Ребята
понимают, что в этом вечном движении, в борьбе за добрые отношения между людьми
каждый из нас ответственен. В произведениях драматурга много света, юмора,
теплоты, простора.
Увлекательно и интересно проходят уроки по
драме Островского «Бесприданница». Именно в Щелыкове драматург работает над
«Бесприданницей». О чём думает он в тиши кабинета? Почему именно сейчас, когда
ушла из жизни преданно любящая его женщина, обращается он к теме любви? Были ли
сказаны нужные слова? Или сердце болело оттого, что опоздал их
произнести? Что хотел нам сказать Островский? А газеты того времени наперебой:
«Как измельчал талант нашего первого драматурга!», «о, Островский пережил свой
талант!» Но почему так трогает «неудавшаяся пьеса», почему заставляет думать,
плакать, волноваться? В чём тайна «Бесприданницы»?
Эти проблемные вопросы мы с ребятами
пытаемся разрешить на уроке. Предварительное творческое задание к уроку: вы –
журналист, приезжаете в город Бряхимов и, познакомившись с жизнью города и его
обитателями, пишете очерк. Школьники отмечают, что Островский в деталях
обрисовывает неторопливо идущую жизнь провинциального города на Волге. Пьеса
посвящена изображению узкого круга — провинциальных дворян и дельцов,
приспособившихся к европейскому образу жизни «чистой публики». Драма
«Бесприданница» отражает конкретно-исторические условия, породившие Кнуровых,
Вожеватых, Паратовых. Конечно, на уроке смотрим отрывки из кинофильма «Жестокий
романс» Э. Рязанова, сцены из которого были сняты в Костроме.
Обычно названия пьес Островского –
поговорки, пословицы, то есть фразы со смыслом: («Правда хорошо, а счастье
лучше», «Сердце не камень», «Без вины виноватые»... Даже в названии пьесы
«Гроза» есть подтекст. В «Бесприданнице» на первый взгляд нет подтекста. Ну кто
такая бесприданница?! Но во времена Островского слово «бесприданница» имело ещё
одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется
приданое. Разница есть, и по-иному звучит название пьесы, и мы задумываемся.
Кто она, Лариса Огудалова? Что для неё главное: приданое? деньги? А может быть,
что-то ещё? А загадки продолжаются. Анализируя список действующих лиц,
отмечаем, что Лариса – единственная, чья фамилия не указана. Почему? Чем она
отличается от других? Приходим к выводу, что у Островского имена и фамилии
говорящие («огудать» – обмануть) и героиня не вписывается в этот круг.
Итак, поднимается занавес. Что мы должны
увидеть? (На доске эскиз декорации к драме.) Читая ремарку, находим
художественные детали, которые нас настораживают. Да, свобода, пространство,
воля, но... за решёткой, там, вдалеке. А здесь... кофейня, здесь музыка,
цыгане, вино, шум. И в этом мире живёт героиня. Что мы о ней знаем? Что делает
Лариса в то время, когда все разговаривают... о ней? Но самое неожиданное – её
первые слова. Я стараюсь направить внимание обучающихся на реплики действующих
лиц, на манеру поведения.
Когда человек приходит, логично сказать
«здравствуйте», а первыми словами Ларисы в пьесе являются слова «до свидания».
Почему? Анализируя первое действие, приходим к выводу, что героиня стоит на
пороге жизни, она уходит, но куда? С кем она прощается? Слова «я на распутье»
доказывают это. Какие же пути у Ларисы?
Работа над пьесой «Бесприданница» носит
поисковый, исследовательский характер. Наблюдаем за жизненным процессом, за
внутренним миром Ларисы через конкретные столкновения юной героини с разными
людьми в различных обстоятельствах. Переживания её психологически тонки.
Школьники улавливают, как нарастает в её душе необычайная острота лирического
конфликта при воспоминании о Паратове. Лариса не скрывает от Карандышева, что
продолжает любить Сергея Сергеевича. Ученики рассуждают, почему она любит
именно Паратова.
Для выражения чувств героини Островский
использует эмоционально-окрашенную речь. Эмоциональность достигается особым
подбором слов, определённой интонационно-синтаксической их организацией. Сцены
глубокого драматизма, огромного скопления эмоциональной энергии убеждают, что
Островский не просто наблюдатель, не просто судья своего времени – это человек,
сознающий ответственность за всё, что происходит в его стране, в его эпоху.
Ребята говорят, что и сейчас довольно много людей, похожих на Кнуровых,
Паратовых, для которых главное – деньги, расчёт, они любят только себя и своё
благополучие, легко калечат судьбы людей. Очень важно сделать так, чтобы этих
людей стало меньше. Как изменяется мода наодежду, можно изменить и моду
на богатство, на взятки, на нечестность…
Актуальность сюжета ещё и в том, что
многие девушки совершают безрассудные, опрометчивые поступки, которые могут
привести к печальной судьбе, к трагедии. Пьеса заставляет задуматься над
вечными вопросами: Что нужно человеку для счастья? Что важнее: любовь или
богатство? Есть ли настоящая любовь? Умирая, Лариса всех прощает. Согласны ли
ребята с нею? Сознание спасительной силы христианской любви звучит в последних
прощальных словах Ларисы.
На уроке звучат романсы из фильма. Своё
настроение, впечатление от образа Ларисы Огудаловой прошу выразить в синквейне.
Это небольшое произведение, которое составляется по определённым правилам:
первая строка – существительное (которое обозначает объект). Вторая – два
прилагательных (описание признаков и свойств объекта). Третья – три глагола
(описание характерных действий). Четвёртая – фраза из четырёх слов (что вы
думаете о данном персонаже). Пятая строка – существительное (выражающее суть
объекта). Например, синквейн о Ларисе может выглядеть так:
Лариса
Поэтически одарённая, тонкая натура
Ищет понимания, любит, страдает
Испытывает горькое разочарование в людях
Гибель
В заключение урока предлагаю ребятам
размышление: «Может ли драма искоренять пороки?» В качестве домашнего задания
можно дать и такое творческое задание: «Пистолет Карандышева дал осечку. Какой
могла стать судьба Ларисы в этом случае?»
Пьесы А.Н. Островского имеют
общечеловеческое звучание. Школьники отмечают, что они затрагивают вечные темы:
борьбы старого с новым, любви, греха, свободы человека, власти денег. Из этих
творений поистине можно извлечь полезные уроки.
Для более глубокого и осмысленного
изучения творчества великого русского драматурга был разработан учебный проект
«Мир А.Н. Островского», где главный проблемный вопрос: современны ли пьесы
Островского? Проект рассматривает учебные вопросы: Какова роль пейзажных
зарисовок в пьесах? На одном ли языке говорят герои Островского? Каково
значение «ненужных лиц» (второстепенных персонажей) в пьесах Островского?
Какова роль народных песен и русских романсов в творчестве Островского? Что
нового привнёс Островский в русский театр?
Ученики ищут информацию в библиотеках,
интернете, организуется поездка в музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково»,
работники музея приезжают в школу с лекциями, школьники посещают спектакль по
творчеству Островского. После обобщения материала ребята составляют презентации
– отчёты о проделанной работе, выступают с докладами. В завершение проводится
итоговая игра «Добрый гений русского театра».
Развитию интереса к творчеству А.Н.
Островского, на мой взгляд, помогает и активное участие наших детей в различных
муниципальных и региональных конкурсах, которые популяризируют театр,
воспитывают художественный, эстетический вкус детей, реализуют их творческие
способности.
Так, наши ребята становились победителями
и призёрами областного конкурса юного актёра «Улыбайтесь, господа!» и
театрального конкурса «Откройте занавес!», посвящённого 190-летию со дня
рождения великого русского драматурга Александра Николаевича Островского.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.