Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыПедагогическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Победы

Педагогическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Победы

Скачать материал

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования  «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

 

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого

65-летию Победы над немецко-фашистскими захватчиками

«Они хотели жить всем смертям назло»

Эшафот

 

 

Выполнила студентка 2 курса, 253 группы, специальность «Английский язык. Немецкий язык»

Валерия Владимировна Булацкая

Руководитель:

старший преподаватель кафедры педагогики

Прудко Татьяна Михайловна

 

 

Гродно 2010

Суд – групповая форма инсценированной игры, коллективное обсуждение общественного зла, в данной ситуации – войны. Эшафот (франц. échafaud) - деревянный помост, воздвигавшийся в публичном месте для свершения смертной казни, исполнения позорящих наказаний. Эта форма требует ответственного подбора убедительных фактов, обличающих войну, наличие актёров, сыгравших судью, прокурора, адвоката, свидетелей. Участвуя в игре, подросток участвует в процессе самопознания, самовыражения и самоутверждения. Школьники должны сами найти необходимую информацию для участия в судебном процессе и обсуждениях. Задача учителя – заинтересовать школьников в самостоятельной работе, основанной на личном интересе.

Цели и задачи: Воспитание у учащихся ненависти к войне, любви к Родине, уважения к погибшим и сочувствия, сострадания к жертвам военных лет. Рассказать учащимся о преступлении против детства, о мужестве и стойкости сверстников. С помощью общего дела способствовать улучшению психологического климата в коллективе, сплочению учащихся, воспитать в них чувство доверия, взаимопомощи и взаимовыручки. Убедить учащихся в необходимости и целесообразности совместной деятельности по выработке умения доказывать свои позиции, аргументировано высказывать свои суждения.

Возраст: 7-8 классы.

Место проведения: Актовый зал.

Время проведения: 1,5-2 часа.

Оборудование и оформление: Одежда для участников судебного процесса (мантия для судьи, костюмы для прокурора, адвоката, помощников судей, плакат или рисунок женщины без лица, в чёрных одеждах, олицетворяющий войну); столы, стулья, трибуна, «скамья подсудимых»; наглядный материал: фотографии, таблицы, свидетельствующие о зверствах фашистов, плакаты и стенгазеты, выполненные учащимися.

Подготовительная работа.

Предварительно поговорить с учащимися о том, что им известно о жертвах военных лет, о концлагерях, пионерах-героях, их военных подвигах, выяснить, как дети относятся к их героизму, что, на взгляд учащихся, подвигло людей всех полов и возрастов на мужественную борьбу с захватчиками. Предложить школьникам посещение музея Великой Отечественной войны. Порекомендовать учащимся найти и изучить соответствующую литературу, поинтересоваться у родителей, бабушек и дедушек о том, что они знают о событиях военного времени. Затем дать задание написать сочинение «Недошедшее письмо» или «Письмо пионеру-герою», провести конкурс плакатов/стенгазет/рисунков на тему «У войны не женское лицо». Лучшие работы разместить в актовом зале.

В качестве домашнего задания: пригласить ветеранов принять участие в проведении мероприятия в качестве свидетелей. Создать инициативную группу, объяснить учащимся, какую роль играют на суде прокурор, адвокат, судьи, свидетели; распределить роли между желающими и проконсультировать каждого из них, помочь в подготовке костюмов, создании целостного образа того или иного участника заседания суда.

В период подготовки собрать ребят, выступающих в роли судьи, адвоката, прокурора, свидетелей, и объяснить им методику проведения суда, дать задание заранее продумать свою речь, аргументы, предлагаемые ими в качестве доказательства, обвинения. Помочь ребятам найти необходимый инвентарь, организовать репетиции. Проконсультировать школьников о правилах проведения судебного заседания. Приготовить небольшие статьи о тех людях и событиях, о которых будут рассказывать на суде.

 

Сценарий.

Судья: Встать, суд идёт. Слушается дело о погибших во времена военного лихолетья людей, о страшных зверствах фашистов, о жертвах оккупационного режима на территории Беларуси. Подсудимая в зал заседания прибыла. Интересы подсудимой представляет адвокат (судья представляет адвоката). Интересы свидетелей войны представляет прокурор (судья представляет прокурора). Слово предоставляется первому помощнику судьи.

Первый помощник судьи: В августе 1939 года между СССР и Германией был заключён пакт о ненападении. Замаскировав свои агрессивнее цели, гитлеровцы активизировали подготовку к войне с Советским союзом. Наряду с разработкой военно-стратегических планов тщательно готовилась программа чудовищных злодеяний на территориях, которые фашисты предполагали оккупировать.

Государственная тайная полиция фашистской Германии приступила к разработке генерального плана «Ост» - плана массового уничтожения и порабощения народов Восточной  Европы, включая народы Советского союза. Основной целью плана являлось утверждение политического и экономического и политического господства германского империализма на захваченных территориях, разобщение, выселение и превращение в рабов славянских народов, ликвидацию их государственной самостоятельности и национальной культуры.

Второй помощник судьи: Сотни тысяч людей отдали свои жизни в борьбе за Родину, свободу, жизнь и счастье своих родных и близких. Фашисты истребляли население, грабили и уничтожали всё на своём пути. Замолк детский смех, исчезли со счастливых лиц улыбки. Оккупанты безжалостно сжигали города и деревни вместе с их жителями, не слыша ни детского плача, ни криков женщин, ни мольбы стариков. Гитлеровцы свозили тысячи пленных в концлагеря, где над несчастными людьми проводись медицинские опыты: на них испытывали новые лекарства и оружие, у них брали кровь для лечения раненых. Нет смысла перечислять все те страдания, что были причинены несчастным людям в те далёкие сороковые…

Судья: Слово предоставляется стороне обвинения.

Прокурор: Война против Советского союза носила характер идеологического и расового геноцида в отношении населения, а так же суровой борьбы против евреев. Вместе с задачами по военному захвату территории СССР директивами гитлеровского командования были обозначены конкретные планы по включению германского вермахта в программу по массовому уничтожению отдельных групп местного населения по расовым, национальным, этническим, политическим или религиозным мотивам. В массовых масштабах политика уничтожения проводилась на всей оккупированной территории, но Беларусь понесла самые тяжёлые потери – 2.200.000 человек, в том числе 800.000 советских военнопленных и 700.000 еврейского населения.

Судья: Введите первого свидетеля войны.

Свидетель: Я свидетельствую от имени Г. Хойзера, свидетеля расстрела евреев в Благовщине, Минский район.

Утром, около 8 часов я поехал к месту экзекуции. Число расстрелянных мною евреев я не знаю, я стрелял. Здесь были еврейки, детей не было, их убили во время акции в гетто... В это время прибыло два эшелона с Запада. Мы направили евреев на станцию Минск-Товарная, а оттуда направили в гетто...

В сентябре и октябре 1942 г. я участвовал в трех акциях, связанных с прибытием с запада эшелонов. Два из них прибыли в сентябре. Во время одной акции я был начальником на месте экзекуций...Во время третьей акции (октябрь 1942 г.) снова прибыл эшелон с евреями рейха. Я снова стрелял

Судья: Суд благодарит вас за дачу показаний, вы можете занять своё место в зале суда. Г-н прокурор, имеются ли у вас ещё материалы для приобщения к делу?

Прокурор: Да, ваша честь. Прошу заслушать показания работника музея Великой Отечественной войны (школьник подходит к трибуне).

Работник музея: Уважаемый суд, разрешите зачитать выдержки из распоряжения полевой комендатуры о создании гетто в Минске от 19 июня 1941 года.

"I. С изданием настоящего распоряжения в г.Мннске выделяется специальная часть города исключительно для расселения евреев.

2. Все еврейское население города Минска в течение 5 суток после оглашения настоящего распоряжения обязано переселиться в еврейский район. Если кто из евреев после истечения этого срока будет обнаружен вне еврейского района, то будет арестован н строго наказан.

5. После окончания переселения еврейский жилой район должен быть обнесен каменной стеной и огражден от остальной части города. Стена должна быть воздвигнута жителями еврейского района".

Однако, как мы все знаем, от рук фашистов пострадали не только евреи.  Оккупанты создали на территории Беларуси систему тюрем и концентрационных лагерей, где без суда и обозначения срока заключения находились десятки тысяч людей. Более 260 лагерей смерти, их филиалов и отделений: для военнопленных, для гражданского населения, женския лагеря, пересыльные лагеря СС, штрафные, гетто, - действовали на оккупированной территории. Один из первых лагерей смерти был создан в деревне Дрозды возле Минска, где с лета по осенью 194 года удерживались военнопленные и гражданские люди в возрасте от 15 до 60 лет. Самым страшным не только в Беларуси, но и на всей территории захваченной советской земли был лагерь смерти Тростенец, где было уничтожено более 206 тысяч человек. Одним из самых больших лагерей смерти было минское гетто. В нём было убито около 100 тысяч человек.  В доказательство своих слов я хотел бы привести следующие факты: (зачитывает данные, затем помощник судьи вешает таблицу на доску)

Область

 

Уничтожено мирного населения (чел)

 

Убито, взято в плен (чел)

 

Вывезено в немецкое рабство

(чел)

 

Минская

 

317515

 

101590

 

29815

 

Могилёвская

 

71602

 

59134

 

21436

 

Витебская

 

151421

 

92891

 

68434

 

Гомельская

 

53630

 

114476

 

166745

 

Бобруйская

 

82194

 

54013

 

15275

 

Полоцкая

 

105211

 

157007

 

52599

 

Гродненская

 

111208

 

41300

 

53965

 

Полесская

 

37981

 

3120

 

23047

 

Брестская

 

159526

 

38858

 

30008

 

Барановичская

 

181179

 

88407

 

33773

 

Пинская

 

95385

 

24613

 

30861

 

Молодеченская

 

42373

 

34652

 

8828

 

 

 

1.409.225

 

810.09

 

377.776

 

 

Судья: Суд благодарит вас за дачу показаний, можете занять своё место в зале суда. (Обращается к школьникам) Какие свидетельства, документальные доказательства могут подтвердить факты зверств фашизма?

(Школьники приводят примеры, найденные ими в книгах, энциклопедиях; через судебного пристава судье передают фотографии, «Книгу памяти»; затем документальные материалы вывешиваются на доску).

Прокурор: В зале присутствуют школьники, чьи родственники принимали участие в борьбе против оккупантов. (Вперёд выходят ученики и рассказывают про судьбы своих родных, показывают их фото из семейных фотоальбомов. Помощники судьи пишут их фамилии в список погибших, вывешивают их фото на доску).

Судья: Все ли свидетели были выслушаны?

Прокурор: Нет, ваша честь. Прошу вызвать для дачи показаний свидетельницу Надежду Богданову, жертву фашистских пыток, дважды казнённую оккупантами партизанку.

Свидетельница: Я свидетельствую от лица Нади Богдановой.  Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она прикидывалась нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым она вывесила 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Её били шомполами, пытали, а когда привели ко рву – расстреливать, сил у неё уже не оставалось – упала в ров, на мгновение опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой.

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытали: её обливали на морозе ледяной водой, выжгли на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили Надю, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет она услышала по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко – её командир – говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненному, спасла жизнь. Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с ней, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны первой степени, медалями.

Прокурор: Имя Надежды Богдановой – не единственное в списке имён пионеров-героев, маленьких героев большой войны. Они сражались повсюду: на море, как Боря Кулешин, в небе, как Аркаша Каманин, в партизанском отряде, как Лёня Голиков, в Брестской крепости, в катакомбах – сражались рядом с отцами и братьями, коммунистами и комсомольцами. Их имена навеки вписаны в историю войны, их жизни навсегда останутся на её совести.

Судья: Уважаемые участники процесса, можете ли вы предоставить следствию дополнительные материалы о пионерах-героях?

(Школьники называют их фамилии, рассказывают о тех званиях и наградах, которые были присвоены погибшим за их подвиги; в конце список пионеров-героев вешается на доску).

Судья: Спасибо, ваши показания будут учтены при вынесении приговора. Слово предоставляется адвокату.

Адвокат: Война – это не цель, это средство и необходимость. В нашем мире выживает сильнейший, и война неизбежна. Однако она может быть и полезна, ведь она даёт развитие научно-техническому прогрессу, даёт возможность  более развитым народам и странам получить лучшие территории для экономического развития, а также предотвращает перенаселение планеты. Война обновляет общество,  оставляя лишь самых сильных и закалённых. В нашем же случае целью войны было выведение лучшей расы, самой жизнеспособной и могущественной. С приходом к господству новой, чистой германской нации на планете могла бы наступить атмосфера дружбы и взаимопонимания, гармонии с природой.                

Прокурор: Уважаемый суд и участники процесса, я хочу описать вам то, какими методами подсудимая пыталась привести человечество к гармонии и всеобщей дружбе и процветанию.  

За годы войны из 9200 населённых пунктов, разрушенных и сожжённых оккупантами в Беларуси в годы Великой Отечественной войны, 628 были уничтожены со всеми жителями, 4667 – с частью населения.

370.000 жителей Беларуси были изгнаны немцами на принудительные работы в Рейх в качестве рабочей силы. Вышеназванные люди получили название “остарбайтеры” (восточные работники). Не менее 100.000 после войны так и не вернулись домой.

За годы оккупации Беларусь утратила половину своего национального богатства. Почти полностью были уничтожены энергетические мощности, 90% станочного парка, на 40% сократились посевные площади, без крыши над головой остались почти 3 миллиона человек. После освобождения в республике насчитывалось 60 тысяч детей-сирот. Полностью были уничтожены 6177 и частично 2648 школьных помещений, 40 вузов, 24 научные учреждения, 200 библиотек, 2756 театров и клубов, 1377 больниц и амбулаторий, 2188 детских учреждений.

Судья: Суд считает необходимым заслушать некоторых живых свидетелей военных лет.

(Вызываются приглашённые ветераны Великой Отечественной войны. Они рассказывают о себе, о том, как перенесли войну их родственники, знакомые. Помощники судьи вносят в список погибших фамилии людей, упомянутых ветеранами).

Судья: Итак, все участники процесса были выслушаны, и суд приглашает вас вынести приговор. (Обращается к классу) Есть ли у сторон невыслушанные свидетели или не принятые к сведению суда доказательства? Может, кто-либо из участников процесса хочет что-то добавить, предоставить суду новые свидетельства или просто высказаться? (Ребята размышляют вслух)

Судья: Уважаемые участники процесса! Прошу вас вынести свой вердикт. Если подсудимая виновна – поднимите руки. Для вынесения приговора прошу всех встать! (Ребята поднимают руки)

Судья: Итак, рассмотрев материалы дела и приняв к сведению показания обеих сторон, суд постановил: признать войну виновной в гибели миллионов невинных людей, страданиях и муках тысяч узников концлагерей; в том, что она лишила детства детей, вынуждая их браться за оружие и вместе с взрослыми оборонять свою Родину. Война безжалостно отняла у людей самое дорогое, что у них было – их жизни, их надежду на счастливое и мирное будущее. Подсудимая приговаривается к самому суровому наказанию – казни, ибо ей нет и не будет места среди людей! Решение суда обжалованию не подлежит. Прошу всех садиться.

Классный руководитель: Дорогие ребята. Война ужасна, какие бы благие цели она не преследовала. Она уносит невинные жизни, калечит судьбы, лишает людей родных и близких. Сегодня над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины. И среди них те, кому было столько лет, сколько сегодня вам, а были и те, кто младше вас. На войне возраст не имеет значения – дети становились взрослыми, старики молодели, и всё это – во имя защиты своего отечества.

И пусть каждый из вас задаст себе вопрос: «А смог бы я поступить так? Что можно предпринять, чтобы никогда больше на нашей Земле не появилась эта тёмная дама со страшным именем «Война»?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти людей, ушедших на войну без возврата…

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Педагогическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Победы"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Эта форма КТД требует ответственного подбора убедительных фактов, обличающих войну, наличие актёров, сыгравших судью, прокурора, адвоката, свидетелей. Участвуя в игре, подросток участвует в процессе самопознания, самовыражения и самоутверждения. Школьники должны сами найти необходимую информацию для участия в судебном процессе и обсуждениях. Задача учителя – заинтересовать школьников в самостоятельной работе, основанной на личном интересе. Данная форма КТД носит одновременно воспитательный и образовательный характер, способствует развитию чувства патриотизма, ненависти к войне, миролюбия и терпимости.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 132 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 567
    • DOCX 33.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Владимировна Валерия . Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Владимировна Валерия
    Владимировна Валерия
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1473
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Работа классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 404 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 549 человек

Курс повышения квалификации

Организация работы с молодежью

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 171 человек

Курс повышения квалификации

Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 782 человека из 72 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 997 человек

Мини-курс

Управление спортивными событиями и организация деятельности в спортивной сфере

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек