Педагогическая статья.
«Совершенствование
познавательной деятельности на уроках химии через проблемное обучение с
использованием демонстрационных опытов».
Обучение и развитие – процессы, находящиеся в сложных взаимоотношениях, и не могут
выступать отдельно друг от друга. Успех интеллектуального развития школьника
достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со
своими воспитанниками. И от умения учителя «и наполнить сосуд, и зажечь факел»,
от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит
степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, что
убедительно доказывает современная психология и педагогика. В
условиях огромного информационного потока и низкой мотивации учебной
деятельности у учащихся трудно добиться высокого качества в учебе учащихся.
Вот и получается, что предмет химии
в школьном курсе оказывается очень трудным для усвоения учащимися. Трудно
сегодня, трудно завтра и становится неинтересно, потому что непонятно. А вот
если на первое место поставить интерес, то тогда можно перебороть трудности.
Известно, что большая часть,
проводимых в школе опытов имеет иллюстративный характер и используется только
для подтверждения изучаемых явлений. Учащимся целесообразно предлагать не
только иллюстративные опыты, но и демонстрационные опыты проблемного характера,
так как они обеспечивают активизацию познавательной деятельности учащихся, учат
самостоятельно мыслить, развивают интерес к предмету, улучшают знания,
расширяют научный кругозор и часть выводят на новый уровень понимания ранее
изученных вопросов школьной программы.
Всему этому способствуют
проводимые мною демонстрационные
опыты, которые могут служить как материалом для создания проблемных ситуаций,
так и использоваться для их решения.
Электролиз является одним из
основных понятий в химии и часто при его изучении возникают определенные
трудности: учащимся сложно составлять схемы электролиза, т.к. они недостаточно
хорошо понимают его механизм. Многие вопросы
промышленности, металлургии связаны с явлением электролиза солей, поскольку он
является основой их устойчивости и равновесия. Актуальность
электролиза объясняется тем, что многие вещества получают именно этим способом.
Например, такие металлы как никель, натрий, чистый водород и другие, получают
только с помощью этого метода.
В связи с тем, что сокращается
количество часов химии, и на данную тему отводится только один урок,
целесообразно применить принцип минимизации содержания. Это позволит учителю
сэкономить время и сформировать не только понятие об электролизе, но и сделать
необходимый акцент на изучении его механизма. Я предлагаю на уроке использовать
проблемный подход и учащиеся должны найти правильный ответ с помощью
демонстрационных опытов. Использование принципа наглядности позволяет учащимся
лучше понять и осмыслить материал.
Цель
демонстрационных опытов: с помощью
демонстрационного эксперимента способствовать усвоению научных знаний,
помогающих раскрыть понятие процесса электролиза;
Опыт №1. Электролиз
раствора хлорида меди (II).
В
начале урока проходит этап подготовки учащихся к активному сознательному
усвоению знаний.
Учитель:
Почему при опускании электродов в одни растворы лампочка загорается, а в
другие - нет?
Учащиеся:
Лампочка загорается, если в растворе есть заряженные частицы. В первом случае
это – электролит, а во втором – нет.
Учитель:
Что такое электролиты?
Учащиеся:
Это вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток
за счёт образования ионов.
Учитель:
А какие классы веществ относятся к электролитам?
Учащиеся:
Соли, щёлочи, кислоты.
Учитель:
Как называются положительно заряженные ионы?
Учащиеся:
Катионы.
Учитель:
Почему они получили такое название?
Учащиеся:
Идущие к катоду, т. е. к отрицательному электроду.
Учитель:
Как называются отрицательно заряженные ионы?
Учащиеся:
Анионы.
Учитель:
К какому электроду они направляются?
Учащиеся:
К положительному - аноду.
Проблема:
Что
произойдёт, если в раствор электролита опустить электроды, которые присоединены
к источнику электрического тока?
Учитель: Ответить на этот вопрос нам
поможет материал сегодняшнего урока.
Оборудование
и реактивы: прибор
для электролиза, раствор хлорида меди, индикаторная бумага, раствор сульфата
натрия, лакмус.
Прибор для электролиза водных
растворов солей может быть изготовлен из U-образной трубки, в отверстия которой
на пробках вставляют угольные электроды. Электроды подключают к источнику
постоянного тока, под напряжением 12 В.
Отрицательный полюс источник
подключается к левому электроду, это катод. Положительный полюс
источника подключается к правому электроду - это анод.
Ход
работы:
В U-образной трубки наливаем раствор соли
хлорида меди CuCl2. Опускаем электроды и подключаем катод к
отрицательному, а анод к положительному полюсу электрического тока.
Наблюдение: Катод покрывается металлом красного цвета,
на аноде - выделяется газ, плохо растворимый в воде. Для идентификации
полученного газа, опускаем в правое колено индикаторную бумагу, пропитанную
йодо- крахмальным раствором, она окрашивается в темно- синий цвет.
Учитель: Для определения продуктов
электролиза, составим его схему.
Уравнения
реакций:
СuСI2, р-р
СuСI2
→ Сu2+ + 2Сl¯ (ЭД)
Н2O
→ 2Н++ ОН-
Суммарное уравнение электролиза:
Сu2+
+ 2Сl¯ → Сu° + Cl2 ° ↑
CuCl2
→ Сu° + Cl2 ° ↑
Обсуждение:
В результате
обсуждения, ученики определяют продукты электролиза: катод покрывается
слоем меди, а на аноде выделился газ - хлор.
Вывод:
Электролиз - это окислительно– восстановительные
процессы, протекающие на электродах при прохождении электрического тока через
раствор электролита.
Опыт №2. Электролиз раствора сульфата
натрия.
Учитель: Проведём
электролиз раствора сульфата натрия и сравним результаты этих двух опытов и
попробуем сделать вывод о последовательности разрядке катионов и анионов.
Ход
работы:
В U-образной трубки наливаем раствор соли
сульфата натрия Na2SO4.
Это бесцветный раствор. В каждое колено трубки добавляем раствор лакмуса. Затем
опускаем в каждое колено графитовые электроды и подсоединяем к источнику
постоянного тока.
Наблюдение: Вначале окраска лакмуса фиолетовая, т.е. раствор соли имеет
нейтральную среду. Уже в первую минуту видны признаки реакции. Во-первых:
изменение окраски индикатора. В правом колене – цвет лакмуса стал красный, в
левом окраска стала синей. Во-вторых: можно наблюдать выделение пузырьков газа
на обоих электродах.
Учитель: Окрашивание лакмуса в красный
цвет говорит о кислой среде, а синее окрашивание характерно для щёлочи.
Уравнения
реакций:
Na2SO4, p-p
Na2SO4 → 2Na+ + SO42-(ЭД)
Суммарное уравнение электролиза:
2Н2О → 2H2º↑ + O2º↑
Na2SО4 + 3H2О ↔ H2↑ + 2NaОH +
½О2↑ + H2SО4
Учитель: При
электролизе растворов сульфата натрия на катоде выделяется водород и образуется
щелочь, а на аноде выделяется кислород и образуется серная кислота. Свойства
выделяющихся газов можно проверить. Поднести пробирку, собрать газ и поднести
лучину: в кислороде она загорится, а в водороде будет слышен характерный
хлопок.
Проблема:
Почему
при электролизе раствора сульфата натрия невозможно выделение металлического
натрия?
Учитель: Подведём итог. Для опытов мы
взяли соли металлов, разных по своей химической активности. Анионы кислотных остатков
тоже отличаются по своему составу.
В результате обсуждения, учащиеся делают
вывод:
Вывод:
1) последовательность
разрядки катионов на катоде зависит от положения металла в электрохимическом
ряду напряжений;
2) последовательность
разрядки анионов на аноде зависит от природы аниона;
Учитель: При электролизе водных растворов
солей активных металлов, нельзя получить сами металлы. Их можно получить только
из расплавов этих солей.
После разбора демонстрационных опытов
учащиеся знакомятся с инструкцией для определения результатов электролизных
растворов и заносят её в тетрадь.
Инструкция
Для определения результатов электролизных
растворов существуют следующие правила:
Процесс на катоде не зависит от материала
катода, а зависит от положения металла в электрохимическом ряду напряжений.
1. Если катион электролита находится в
начале ряда напряжений (по Al включительно),
то на катоде идёт процесс восстановления воды (выделяется Н2).
Катионы металла не восстанавливаются, остаются в растворе.
2. Если катион электролита находится в
ряду напряжений между алюминием и водородом, то на катоде восстанавливаются
одновременно и ионы металла, и молекулы воды.
3. Если катион электролита находится в
ряду напряжений после водорода, то на катоде идёт только процесс восстановления
ионов металла.
4. Если в растворе находится смесь
катионов разных металлов, то первым восстанавливается катион того металла,
который имеет наибольшее алгебраическое значение электродного потенциала.
Катодные
процессы в водных растворах солей.
Электрохимический
ряд напряжений металлов
|
Li, K, Ca, Na, Mg, Al
|
Mn, Zn, Fe, Ni, Sn, Pb
|
H2
|
Cu, Hg, Ag, Pt, Au
|
-
не восстанавливается
2Н2О + 2ē = Н2↑
+ 2ОН‾
|
+nē
=
2Н2О + 2ē = Н2↑ + 2ОН‾
|
|
+
nē
=
|
Процесс
на аноде зависит от материала анода и от природы аниона
1. Если анод растворимый (железо, медь,
цинк, серебро и все металлы, которые окисляются в процессе электролиза), то
независимо от природы аниона всегда идёт окисление металла анода.
2. Если анод нерастворимый, инертный
(уголь, графит, платина, золото), то:
А) при электролизе растворов солей
бескислородных кислот (кроме фторидов) на аноде идёт процесс окисления аниона;
Б) при электролизе растворов солей оксокислот
и фторидов на аноде идёт процесс окисления воды (выделяется кислород); анион не
окисляется, остаётся в растворе. При электролизе растворов щелочей идёт
окисление гидроксид-ионов
Анодные
процессы в водных растворах.
Анод
|
Кислотный
остаток
|
Бескислородный
|
кислородсодержащий
|
Растворимый
|
Окисление
металла анода
- nē
=
анод раствор
|
Нерастворимый
|
Окисление
аниона
(кроме
фторидов)
- mē
=
|
В щелочной среде:
4ОН‾ – 4ē = О2↑ + 2Н2О
В кислой, нейтральной средах:
2Н2О – 4ē = О2↑
+ 4Н+
|
Анионы
по их способности окисляться располагаются в следующем порядке:
,, ,,, SO, ,
.
Список
литературы
1.
Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения /
Н.М.Мочалова. – Казань: ТБК, 1999.- 158 с.
2.Дорно
И.В. Проблемное обучение в школе/И.В.Дорно. - М.: Просвещение, 1993. - 202 с.
3.Брызгалова
С.И. Проблемное обучение в начальной школе:учеб.пособие / С.И.Брызгалова. –
Калининград,1995. – 208 с.
4.Махмутов
М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И.Махмутов. - М.:
Просвещение, 1997. – 374 с.
5.Щукина
Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /
Г.И.Щукина. - М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
6.Вивюрский
В.Я. Методика хим. эксперимента в средней школе : метод.пособие для учителей /
Вивюрский В.Я. -М.: Просвещение, 1993. – 197
с.
7.Чернобельская Г. М. Методика обучения
химии в средней школе: учеб.для студ. высш. учеб. заведений / Г.
М.Чернобельская. - М.: Владос, 2000. – 336 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.