Педагогическая
рефлексия.
Выполнила:
Здоровенко Е.В.
Нижневартовск
2014г.
Оглавление
Введение.
1.Понятие рефлексии.
2. Виды
педагогической рефлексии.
3. Формы
рефлексии.
4. Функции
рефлексии.
5. Педагогическая и профессиональная рефлексия.
Выводы.
Список
используемой литературы.
Введение.
В нынешних социально-экономических условиях для любого учебного
заведения способность педагогического коллектива к осуществлению деятельности
рефлексивного характера стала одним из важнейших критериев его выживания,
продуктивности и успешности. Проблемы и задачи, с которыми в последнее время
приходится сталкиваться педагогическим коллективам, являются все более
творческими и не имеют шаблонного и однозначного пути решения. В связи с этим
наиболее конструктивным путем оказывается рефлексивное переосмысление и
преобразование учителями своего опыта. Развитие способности к рефлексии
помогает современному педагогу найти индивидуальный стиль профессиональной
деятельности, позволяет достигнуть адекватной профессионально-личностной
самооценки, прогнозировать и анализировать результаты своей деятельности,
повышает уровень самоорганизации.
Осуществляя рефлексию, педагог определяет, насколько
последовательным, целенаправленным и эффективным было его воздействие йа
учащихся, в какой степени достигнут предварительно намеченный результат.
В современных условиях преподавателю необходимо не только
выбирать в конкретных условиях соответствующие методы и методики обучения, но и
создавать собственные их модификации. Это возможно в том случае, если преподаватель
получил соответствующую подготовку, овладел средствами и способами рефлексии по
отношению к своей деятельности, освоил средства перехода от описания
деятельности к ее критике и нормированию, а также к сопоставлению разработанных
им методов с уже имеющимися.
1.Понятие рефлексии.
Педагогическая
рефлексия предполагает “взаимоотображение”, взаимооценку участников
педагогического процесса, “проникновение” педагога во внутренний мир ученика,
выявление состояния развития обучаемых.
Рефлексия
в педагогическом процессе – это процесс
самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся
педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию:
учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса,
средой, содержанием, педагогическими технологиями [1].
Пониманию
сущности и процедур осуществления педагогической рефлексии способствует
уяснение ее структуры. Рассмотрение структуры педагогической рефлексии считаем
целесообразным вести с учетом структуры педагогического процесса,
педагогического взаимодействия. Акцентируя внимание на том, что педагогический
процесс предполагает обмен деятельностями педагога и обучаемых, правомерно, на
наш взгляд, в структуре рефлексии выделить такие ее компоненты, как: рефлексия
педагогом деятельности ученика; рефлексия педагогом своей деятельности;
рефлексия педагогом педагогического взаимодействия; рефлексия обучаемыми своей
деятельности; рефлексия обучаемыми деятельности педагога; рефлексия учеником
имевшего место педагогического взаимодействия.
Педагогический
процесс организуется и осуществляется педагогом с целью создания условий для
развития обучаемых. Это означает, что все компоненты рефлексии в педагогическом
процессе обусловлены рефлексией воспитанника собственной деятельности в
педагогическом процессе. Данное обстоятельство обусловливает целесообразность
рефлексии деятельности педагога, рефлексии осуществленного взаимодействия.
2.Виды
педагогической рефлексии.
Отсутствие
единого подхода к пониманию и изучению феномена рефлексии предполагает
построение различных классификаций.
I. Степанов С.Ю. и Семенов И.Н. выделяют следующие типы рефлексии
и области ее научного исследования:
1. Кооперативная
рефлексия имеет прямое отношение к психологии
управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного
типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной
деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. При этом
рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса
деятельности, как его «выход» во внешнюю, новую позицию как по отношению к
прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к будущей,
проектируемой деятельности с целью обеспечения взаимопонимания и
согласованности действий в условиях совместной деятельности.
2. Коммуникативная
рефлексия рассматривается в исследованиях
социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с
проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как
важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия.
3. Личностная
рефлексия исследует собственные поступки субъекта,
образы собственного Я как индивидуальности. Анализируется в общей и
патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания
личности и механизмов построения Я-образа субъекта.
4. Предметом интеллектуальной
рефлексии являются знания об объекте и способы
действия с ним. В настоящее время работы в данном направлении явно преобладают
в общем объеме публикаций, отражающих разработку проблематики рефлексии в
психологии. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в
педагогической и инженерной психологии в связи с проблемами организации
когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения
решению типовых задач.
II. Н.И.Гуткина при экспериментальном изучении выделяет следующие
виды рефлексии:
1. Логическая –
рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание
деятельности индивида.
2. Личностная –
рефлексия в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития
самосознания.
3. Межличностная –
рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование
межличностной коммуникации.
III. Отечественные ученые С.В.Кондратьева, Б.П.Ковалев предлагают
виды рефлексии в процессах педагогического общения:
1. Социально-перцептивная
рефлексия, предметом которой является переосмысление,
перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него
сформировались об учащихся в процессе общения с ними.
2. Коммуникативная
рефлексия заключается в осознании субъектом того, как
его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я – глазами других»).
3. Личностная
рефлексия – осмысление собственного сознания и своих
действий, самопознание.
3. Формы рефлексии.
Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех
основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени:
ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.
Ситуативная рефлексия выступает в
виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность
субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный
момент, т.е. осуществляется рефлексия "здесь и теперь".
Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные
действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с
меняющимися условиями.
Ретроспективная рефлексия служит
для анализа и оценки уже полученного в прошлом опыта, затрагиваются
предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные
этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать выполненной
деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена
на более полное осознание, понимание и структурирование причины собственных
неудач и успехов.
Перспективная рефлексия включает в
себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности,
планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.
4. Функции рефлексии.
проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей
деятельности, вза Выделение функций рефлексии в педагогическом
процессе – это важнейшее условие оптимизации развития участников
педагогического процесса.
К функциям рефлексии в педагогическом
процессе можно отнести:
·
диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками
педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия,
отдельных педагогических средств;
·
имодействия, целеобразование в
деятельности;
·
организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной
деятельности и взаимодействия;
·
коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и
воспитанника;
·
смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического
процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
·
мотивационную – определение направленности и целевых установок
деятельности;
·
коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к
корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия [2].
Выделение функций, их реализация способствует
повышению развивающего потенциала рефлексии в педагогическом процессе,
позволяет выстроить процедуру рефлексивной деятельности педагога и обучаемых.
Являясь механизмом снятия проблемы, конфликта,
рефлексия может быть рассмотрена как культуросозидающая способность личности.
Рефлексия является процессом и результатом самоанализа субъектом сознания,
поведения, внутренних психических актов и состояний, собственного опыта,
личностных структур. Рефлексия – это личностное свойство и
одновременно – важнейший фактор развития личности, формирования ее культуры и
профессионализма.
5. Педагогическая рефлексия.
Представляется важным отметить несколько моментов, которые
акцентируют роль рефлексии в профессиональной деятельности:
во-первых, рефлексия необходима при освоении профессиональной
деятельности;
во-вторых, на ее основании осуществляется контроль и управление
процессом усвоения; в-третьих, рефлексия необходима при изменении условий
профессионально-образовательной деятельности; в-четвертых, она является одним
из основных механизмов развития самой деятельности.
А.А.Бизяева под педагогической
рефлексией понимает сложный психологический феномен,
проявляющийся в способности учителя входить в активную исследовательскую
позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью
критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития
личности ученика.
Таким образом, рефлексирующий
учитель – это думающий, анализирующий, исследующий
свой опыт педагог. Это, как сказал Д.Дьюи, «вечный ученик своей профессии» с
неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.
Отечественный исследователь С.С.Кашлев под рефлексией в
педагогическом процессе или педагогической
рефлексией понимает процесс и результат фиксирования субъектами (участниками
педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин
этого.
Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотображение,
взаимооценку участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия,
отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития учащихся и наоборот.
Выводы.
Безусловную
значимость в процессе познавательной деятельности имеет интеллектуальная
рефлексия, которая заключается в осознании и оценке своих действий,
составляющих сущность интеллектуальной деятельности субъекта познания.
Критериями развития рефлексивных способностей студента, на наш взгляд, могут
быть названы следующие: уяснение для себя содержания учебного материала;
владение рациональными приемами усвоения учебного материала; владение приемами
отработки изучаемого содержания (понимание логики изложения, выделение ключевых
понятий, умение пересказать своими словами); владение приемами систематизации
(составление обзоров, резюме, аннотаций, схем, таблиц); умение осуществлять
логическую квалификацию текста (выделение фактов, теоретических постулатов,
объяснительных принципов, выдвигаемых следствий); знание требований, которые
предъявляются к усвоенному материалу; умение составить систему проверочных
заданий для определения уровня усвоения.
Рефлексия
в педагогическом процессе – это:
·
а) процесс и результат фиксирования
участниками взаимодействия состояния собственного развития и причин,
обеспечивших его;
·
б) процесс самоидентификации субъекта
педагогического взаимодействия исходя их сложившейся ситуации;
·
в) взаимоотображение, взаимооценка
состоявшегося взаимодействия участников педагогического процесса:
·
г) отображение педагогом внутреннего мира
и состояния развития ученика и наоборот.
Следует
особо подчеркнуть значение педагогической рефлексии в процессе вузовской
подготовки специалистов. Преподаватель вуза, рефлексируя – обучает, помогает
студенту перейти из одного состояния своего развития к другому, более высокому,
а далее – к саморазвитию, становлению и самосовершенствованию собственной
личности, будущего профессионала в конкретной области знания.
Список литературы:
1.
Суворова, Н.Г. Интерактивное обучение : новые подходы / Н.Г. Суворова //
Учитель (Россия). – 2000. – № 1. – С. 25-27.
2.
Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике / С.С. Кашлев. – Минск :
Вышэйшая школа, 2004. – 176 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.