Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Педагогическая дифференциация умственно отсталых учащихся
Барышникова Татьяна Анатольевна
Зам. директора по УВР
2 слайд
М.С. Певзнер подчеркивала, что у/о дети даже одной клинической группы имеют неодинаковые возможности обучения – это связано с глубиной и распространенностью нарушений.
На Украине (1969) проводилось экспериментальное обучение в младших классах вспомогательной школы в условиях дифференцированного распределения учащихся на сильных и слабых.
Опыт обучения детей с учетом глубины их дефекта накоплен в зарубежных странах (например, в бывшей ГДР весь состав учащихся делился на классы А, В, С, а позднее на первое и второе отделения).
В.В. Воронкова в основу деления учащихся на группы положила нарушения психофизических функций, участвующих в формировании навыка фонетически правильного письма.
В.Г. Петрова (1977) предложила выделять группы школьников в зависимости от возможностей их продвижения в обучении от младших к старшим классам в процессе овладения связной письменной речью.
Была предпринята попытка дифференциации учащихся по степени самостоятельности выполнения заданий в процессе трудового обучения (Г.М. Дульнев, Е.А. Ковалева, С.Л. Мирский, В.Т. Хохрина).
3 слайд
Показатели обучаемости умственно отсталых учащихся
Коррекционное воздействие прежде всего должно быть направлено на повышение познавательных возможностей школьников.
Основными показателями обучаемости у/о следует считать обобщенность мыслительной деятельности, в том числе перенос знаний и умений в относительно новые условия; осознанность, определяемую соотношением словесно-логических и практических компонентов мыслительной деятельности, а также самостоятельность в решении заданий.
Еще одним важным показателем является восприимчивость учащихся к помощи, их реакция на характер и объем помощи со стороны взрослых.
4 слайд
Характеристика учащихся по возможностям обучения
По возможностям обучения у/о учащихся условно можно разделить на 4 группы:
Первую группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
В условиях фронтального обучения при изучении нового материала им бывает нужна дополнительная помощь в умственных действиях, которую они достаточно эффективно используют.
Приобретенные знания и умения, как правило, не теряют, могут применять их при выполнении аналогичного или несколько измененного задания и на практике.
5 слайд
Характеристика учащихся по возможностям обучения
Учащиеся второй группы в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но оказываются не в состоянии без дополнительной помощи сделать элементарные выводы и обобщения. Для учащихся характерен невысокий уровень самостоятельности при выполнении всех видов работ, они нуждаются как в активизирующей, так и в организационной помощи учителя. Перенос знаний в новые условия в основном не затруднен, но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью взрослого. Объяснения своих действий у учащихся этой группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с незначительной степенью обобщенности.
Ученики довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении новых изделий, но допускают ошибки, связанные с особенностями конструкций изделий, взаиморасположением деталей, прибегают к пробным действиям, обращаются за помощью к педагогу.
6 слайд
Характеристика учащихся по возможностям обучения
К третьей группе относятся ученики, с трудом усваивающие программный материал и нуждающиеся в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для учащихся характерно слабое осознание сообщаемого материала (правила, теоретические сведения). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное; с трудом понимают мате-риал во время фронтальных занятий, нуждаются в дополнительном объяснении. Характерна низкая самостоятельность, замедленный темп усвоения учебного материала. Но ученики, как правило, в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут применить их при выполнении аналогичного задания, однако видоизмененное задание воспринимается ими как новое. Эти особенности свидетельствуют о низкой способности учащихся данной группы к обобщению, выбору нужного из суммы полученных знаний и умений и применению их согласно поставленной задаче. В процессе обучения инертность несколько преодолевается. Значительная помощь бывает нужна им в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новыми трудностями. Деятельность учащихся нужно постоянно организовывать, пока они не поймут главного в изучаемом материале, после чего школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это свидетельствует хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.
7 слайд
Характеристика учащихся по возможностям обучения
К четвертой группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом спецшколы на самом низком уровне. Только фронтального обучения для них оказывается недостаточно, они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и помощи во время выполнения работ. Сделать выводы даже с малой степенью самостоятельности, использовать имеющийся опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки не всеми учениками используется верно, они не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснения для исправления. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Эти учащиеся способны усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предусмотрено программой спецшколы.
Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в более высокую группу или занимать более благополучное положение внутри группы.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
М.С. Певзнер подчеркивала, что у/о дети даже одной клинической группы имеют неодинаковые возможности обучения – это связано с глубиной и распространенностью нарушений.На Украине (1969) проводилось экспериментальное обучение в младших классах вспомогательной школы в условиях дифференцированного распределения учащихся на сильных и слабых. Опыт обучения детей с учетом глубины их дефекта накоплен в зарубежных странах (например, в бывшей ГДР весь состав учащихся делился на классы А, В, С, а позднее на первое и второе отделения). В.В. Воронкова в основу деления учащихся на группы положила нарушения психофизических функций, участвующих в формировании навыка фонетически правильного письма. В.Г. Петрова (1977) предложила выделять группы школьников в зависимости от возможностей их продвижения в обучении от младших к старшим классам в процессе овладения связной письменной речью. Была предпринята попытка дифференциации учащихся по степени самостоятельности выполнения заданий в процессе трудового обучения (Г.М. Дульнев, Е.А. Ковалева, С.Л. Мирский, В.Т. Хохрина).
6 625 325 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Доронина Анна Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.