Литература,
8 класс
Тема: Патриотизм и
вера в силы народа в повести «Тарас Бульба » Н. В. Гоголя
Цель 1. В ходе
анализа повести «Тарас Бульба» раскрыть данную тему.
2. Развивать
у учащихся умение высказывать свои мысли, красиво и выразительно читать.
3.
Воспитывать интерес к чтению художественных произведении
Эпиграф
Поэма о любви и
родине, о ненависти к захватчикам
В.Г. Белинский.
- В ходе анализа
мы постараемся раскрыть тему сегодняшнего нашего урока «Патриотизм и вера в
силы народа в повести «Тарас Бульба».
- Дома вы должны
были прочитать повесть
- Как вы
справились с домашним заданием, мы проверим с помощью тестовых заданий.
І. Тестовые
вопросы:
1. Где происходят
события, описанные в повести « Тарас Бульба»?
А) Россия, б)
Украина, В) Молдова
2. В каком веке
происходило событие?
А) XV, б) XVI, в) XIII
3. Кем были
захватчики?
А) польские
помещики, б) французы, в) кавказцы
4. Запорожской
Сечью называли:
А) деревню, б)
крепость, в) защитные укрепления
5. Сколько сыновей
было у Тараса Бульбы?
А) один, б) двое,
в) трое
(ученики меняются
тетрадями для взаимопроверки тестовых заданий)
Ключи:1 б.2 б.3
а,4 в, 5 б.
Патриотизм
–словарная работа
II. Вопросы
к тексту:
1. Откуда
вернулись сыновья Тараса Бульбы?
2. Как выглядели
молодые люди, прочитайте обрывок из учебника
3. Что даётся в
данном обрывке? (описание внешности героев) Как называется такой приём?
(портрет)
Что такое портрет?
4. Зачем Тарас
стал биться с Остапом на кулаках?
5 . Тарасу
понравилось поведение сына? (ответ)
Прочитайте отрывок:
- … Да он славно бьется!
6 . Куда Тарас решил
отправить своих сыновей? Для чего?
Словарная
работа
В данной главе вам
встретились следующие незнакомые слова :
Почелокаемся
(укр) – поцелуемся
Дюжие – крепкие,
сильные, здоровые
Никому не спускай
–ни перед кем не отступай.
Учитель: В повести
значительное внимание уделено фигурам сыновей. Перед нами две судьбы, два пути
в жизни. У Остапа и Андрея разные характеры, разные взгляды на жизнь. В чем эта
разность проявилась, скажете вы.
Вопросы:
1.
Какой
проступок совершил Андрий?
2.
Найдите
в тексте и прочитайте те строки, в которых говорится о том, как встретился
Андрий с отцом.
3.
Почему
Андрий не произнёс ни слова , стоя перед отцом ?
4.
За
что Тарас Бульба убил своего сына?
5.
Какие
черты характера Тараса проявились в описанных здесь событиях?
6.
С
чем Гоголь сравнивает смертельно раненного Андрия? (найдите в тексте эти строки)
7.
Как
называется такой художественный прием?
Найдите сравнения
Словарная работа
Утупивши в землю
очи – опустить глаза, т. е. глядя в землю
Ни жив, ни мёртв – зәресі ұшып, есі
кетіп
Бесславно – даңқсыз,
атақсыз
Учитель :
Противоположная натура Андрию Остап
Уже при
встрече с отцом он выделился своим поведением.
1.
–
Какие черты характера проявились при встрече? (гордый, человек с чувством
собственного достоинства).
2.
-
Расскажите, что случилось с Остапом?
3.
-
Как вел себя Остап перед казнью?
4.
–
Почему в последнюю минуту жизни Остапу захотелось услышать голос отца?
5.
–
Прочитайте по учебнику этот отрывок.
6.
–
Что чувствовал Тарас во время казни Остапа?
Что
выражали его слова «Добре, сынку, добре!».
Словарная
работа:
Эшафот –
помост, где производилась казнь.
Стала
подаваться сила – он стал слабеть, терять силы.
Неведомые
– неизвестные, незнакомые.
Учитель:
На примере поступков, поведении двух героев составим диаграмму Венна.
Остап
1.
Прямодушный
2.
Честный
3.
Мужественный
4.
Выше
ставит ратные подвиги и чувство товарищества.
5.
Патриот
Родные
братья крепкие сильные
Андрий
1.
Спокойный
2.
Внимательный
3.
Забывает
о воинском долге.
4.
О
дружбе с товарищами.
5.
Выбирает
любовь
Учитель:
- В начале урока мы говрили о таком литературном приеме как портрет.
-
Составьте
словесный портрет двух героев.
Остап:
- смуглый, густые черные брови,твердый взгляд, мужественные черты лица.
Андрий: - светлый,
чернобровый, красивый.
Учитель:
Центральный образ повести – Тарас Бульба. Вы уже сказали, что он стоит
за независимость Родины, выше всего ценит воинское братство, честь и доблесть.
В
своей речи о товариществе перед боем он говорит, что «нет уз святее
товарищества». Поэтому он и убивает сына Андрия за то, что он предал товарищей,
Родину, но тяжело переживал смерть Остапа.
1. Как мстил
Тарас за смерть Остапа?
2. Как враги
захватли Тараса? Прочитайте из учебника.
3. Какую
казнь придумали для Тараса? (прочитайте из учебника).
4. О чем
думал Тарас в последние минуты жизни? (чтение отрывка).
Учитель:
Составим кластер
о Тарасе Бульбе с помощью эпитетов.
Тарас
Бульба – смелый, большой, мудрый, вольнолюбивый, решительный, мужественный,
честный, целеустремленный, преданный.
Учитель:
- Эти эпитеты характеризуются какого героя?
-
Какой из сыновей похож на Тараса по духу, по внутреннему сложению. Чем?
-
Как вы думаете, они победители? (да, потому что погибли за верное дело, за
родную землю, за любовь к Родине).
Вернемся
к эпиграфу: «Поэма о любви к Родине и ненависть к захватчикам».
Почему
Белинский назвал повесть поэмой о любви.
(герои
повести отдают свои жизни во имя любви к Родине), погибают с мыслью о родной
земле.
Учитель:
Поведение героев в трудную минуту для родины служит проявлением истинного
отношения к ней.
Как
бы ни было прекрасно, велико чувство Андрия, оно меркнет перед чувствами и
подвигом Остапа, Тараса и других, погибших с мыслью о родине.
Родину,
как и родителей, мы не выбираем. Поэтому мы ее должны любить такой, какая она
есть, так как едим хлеб этой земли.
III. Иллюстрация
к повести «Тарас Бульба».
IV. Дом.
задание.
Гоголь
– мастер словесной живописи. В повести особое место уделено описанию природы,
степи в главе «Степи, как вы хороши!».
Вопрос:
- Как называется художественный прием, где описывается природа? (пейзаж).
Дома:
прочитать главу «Степи, как вы хороши!».
Просмотр
фрагмента из фильма «Тарас Бульба».
Комментирование
оценок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.