Инфоурок Литература КонспектыПатриотизм и вера в силы народа в повести «Тарас Бульба » Н. В.Гоголя

Патриотизм и вера в силы народа в повести «Тарас Бульба » Н. В.Гоголя

Скачать материал

Литература, 8 класс

 

Тема: Патриотизм и вера в силы народа в повести «Тарас Бульба » Н. В.    Гоголя

Цель 1. В ходе анализа повести «Тарас Бульба»  раскрыть данную тему.

          2. Развивать у учащихся умение высказывать свои мысли, красиво и выразительно читать.

         3. Воспитывать интерес к чтению художественных произведении

 

Эпиграф

Поэма о любви и родине, о ненависти к захватчикам

                                                                                В.Г. Белинский.

 

- В ходе анализа мы постараемся раскрыть тему сегодняшнего нашего урока «Патриотизм и вера в силы народа в повести «Тарас Бульба».

- Дома вы должны были прочитать повесть

- Как вы справились с домашним заданием,  мы проверим с помощью тестовых заданий.

І. Тестовые вопросы:  

1. Где происходят события, описанные в повести « Тарас Бульба»?

    А) Россия, б) Украина, В) Молдова

2. В каком веке происходило событие?

    А) XV,      б) XVI,    в) XIII

3. Кем были захватчики?

А) польские помещики, б) французы, в) кавказцы

4. Запорожской Сечью называли:

 А) деревню, б) крепость, в) защитные укрепления

5. Сколько сыновей было у Тараса Бульбы?

А) один, б) двое, в) трое

(ученики меняются тетрадями для взаимопроверки тестовых заданий)

Ключи:1 б.2 б.3 а,4 в, 5 б.

Патриотизм –словарная работа

II. Вопросы к тексту:

1. Откуда вернулись сыновья Тараса Бульбы?

2. Как выглядели молодые люди, прочитайте обрывок из учебника

3. Что даётся в данном обрывке? (описание внешности героев) Как называется такой приём? (портрет)

Что такое портрет?

4. Зачем Тарас стал биться с Остапом на кулаках?

5 . Тарасу понравилось поведение сына? (ответ)

Прочитайте отрывок: - … Да он славно бьется!

6 . Куда Тарас решил отправить своих сыновей? Для чего?

Словарная работа

 

В данной главе вам встретились следующие незнакомые слова :

 Почелокаемся (укр) – поцелуемся

Дюжие – крепкие, сильные, здоровые

Никому не спускай –ни перед кем не отступай.

Учитель: В повести значительное внимание уделено фигурам сыновей. Перед нами две судьбы, два пути в жизни. У Остапа и Андрея разные характеры, разные взгляды на жизнь. В чем эта разность проявилась, скажете вы.

Вопросы:

1.           Какой проступок совершил Андрий?

2.           Найдите в тексте и прочитайте те строки, в которых говорится о том, как встретился Андрий с отцом.

3.           Почему Андрий не произнёс ни слова , стоя перед отцом ?

4.           За что Тарас Бульба убил своего сына?

5.           Какие черты характера Тараса проявились в описанных здесь событиях?

6.           С чем Гоголь сравнивает смертельно раненного Андрия? (найдите в тексте эти строки)

7.           Как называется такой художественный прием?

Найдите сравнения

Словарная работа

Утупивши в землю очи – опустить глаза, т. е. глядя в землю

Ни жив, ни мёртв – зәресі ұшып, есі кетіп

Бесславно – даңқсыз, атақсыз

Учитель : Противоположная натура Андрию Остап

Уже при встрече с отцом он выделился своим поведением.

1.           – Какие  черты характера проявились при встрече? (гордый, человек с чувством собственного достоинства).

2.           - Расскажите, что случилось с Остапом?

3.           - Как вел себя Остап перед казнью?

4.                  – Почему в последнюю минуту жизни Остапу захотелось услышать голос отца?

5.           – Прочитайте по учебнику этот отрывок.

6.           – Что чувствовал Тарас во время казни Остапа?

Что выражали его слова «Добре, сынку, добре!».

Словарная работа:

Эшафот – помост, где производилась казнь.

Стала подаваться сила – он стал слабеть, терять силы.

Неведомые – неизвестные, незнакомые.

Учитель: На примере поступков, поведении двух героев составим диаграмму Венна.

Остап

1.           Прямодушный

2.           Честный

3.           Мужественный

4.           Выше ставит ратные подвиги и чувство товарищества.

5.           Патриот

Родные братья крепкие сильные

Андрий

1.           Спокойный

2.           Внимательный

3.           Забывает о воинском долге.

4.           О дружбе с товарищами.

5.           Выбирает любовь

Учитель: - В начале урока мы говрили о таком литературном приеме как портрет.

-               Составьте словесный портрет двух героев.

Остап: - смуглый, густые черные брови,твердый взгляд, мужественные черты лица.

Андрий: - светлый, чернобровый, красивый.

Учитель: Центральный образ повести – Тарас Бульба. Вы уже сказали, что он стоит за независимость Родины, выше всего ценит воинское братство, честь и доблесть.   

В своей речи о товариществе перед боем он говорит, что «нет уз святее товарищества». Поэтому он и убивает сына Андрия за то, что он предал товарищей, Родину, но тяжело переживал смерть Остапа.

1.     Как мстил Тарас за смерть Остапа? 

2.     Как враги захватли Тараса? Прочитайте из учебника.

3.     Какую казнь придумали для Тараса? (прочитайте из учебника).

4.     О чем думал Тарас в последние минуты жизни? (чтение отрывка).

Учитель: Составим кластер о Тарасе Бульбе с помощью эпитетов.

Тарас Бульба – смелый, большой, мудрый, вольнолюбивый, решительный, мужественный, честный, целеустремленный, преданный.  

Учитель: - Эти эпитеты характеризуются какого героя?

- Какой из сыновей похож на Тараса по духу, по внутреннему сложению. Чем?

- Как вы думаете, они победители? (да, потому что погибли за верное дело, за родную землю, за любовь к Родине).

Вернемся к эпиграфу: «Поэма о любви к Родине и ненависть к захватчикам».

Почему Белинский назвал повесть поэмой о любви.

(герои повести отдают свои жизни во имя любви к Родине), погибают с мыслью о родной земле.

Учитель: Поведение героев в трудную минуту для родины служит проявлением истинного отношения к ней.

Как бы ни было прекрасно, велико чувство Андрия, оно меркнет перед чувствами и подвигом Остапа, Тараса и других, погибших с мыслью о родине.

Родину, как и родителей, мы не выбираем. Поэтому мы ее должны любить  такой, какая она есть, так как едим хлеб этой земли.                           

III. Иллюстрация к повести «Тарас Бульба».

IV. Дом. задание.

Гоголь – мастер словесной живописи. В повести особое место уделено описанию природы, степи в главе «Степи, как вы хороши!».

Вопрос: - Как называется художественный прием, где описывается природа? (пейзаж).

Дома: прочитать главу «Степи, как вы хороши!».

Просмотр фрагмента из фильма «Тарас Бульба».

Комментирование оценок.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Патриотизм и вера в силы народа в повести «Тарас Бульба » Н. В.Гоголя"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инструктор по туризму

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Литература, 8 классТема: Патриотизм и вера в силы народа в повести «Тарас Бульба » Н. В.ГоголяЦель 1. В ходе анализа повести «Тарас Бульба»раскрыть данную тему.2. Развивать у учащихся умение высказывать свои мысли, красиво и выразительно читать.3. Воспитывать интерес к чтению художественных произведенииЭпиграфПоэма о любви и родине, о ненависти к захватчикам В.Г. Белинский.- В ходе анализа мы постараемся раскрыть тему сегодняшнего нашего урока «Патриотизм и вера в силы народа в повести «Тарас Бульба».- Дома вы должны были прочитать повесть- Как вы справились с домашним заданием, мы проверим с помощью тестовых заданий.І. Тестовые вопросы: 1. Где происходят события, описанные в повести « Тарас Бульба»?А) Россия, б) Украина, В) Молдова2. В каком веке происходило событие?А) XV, б) XVI,в) XIII 3. Кем были захватчики?А) польские помещики, б) французы, в) кавказцы4. Запорожской Сечью называли: А) деревню, б) крепость, в) защитные укрепления5. Сколько сыновей было у Тараса Бульбы?А) один, б) двое, в) трое(ученики меняются тетрадями для взаимопроверки тестовых заданий)Ключи:1 б.2 б.3 а,4 в, 5 б.Патриотизм –словарная работаII. Вопросы к тексту:1. Откуда вернулись сыновья Тараса Бульбы?2. Как выглядели молодые люди, прочитайте обрывок из учебника3. Что даётся в данном обрывке? (описание внешности героев) Как называется такой приём? (портрет)Что такое портрет?

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 948 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
  • Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
  • 30.12.2020
  • 725
  • 1
«Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.02.2020 248
    • DOCX 44.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Абрамчук Ирина Мироновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Абрамчук Ирина Мироновна
    Абрамчук Ирина Мироновна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 63646
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 211 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 459 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Мини-курс

Волонтерство: сущность, мотивация, и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе