Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПамятка "Орфограммы" (приложение к описанию опыта работы)

Памятка "Орфограммы" (приложение к описанию опыта работы)

Скачать материал

А-1 Имя

 

А-2 выслово – слóво 

 

А-3      н+личное местоимение 

 

А-4 состав  

 

А-5 оебеглая

 

ЪЬ

    ъ

еёюя   

2-/3-/4-хъеёюя 

субъект  объект

 

 

Ь-1

чьн 

ньч  рьщ 

чьк     

 

 

 

Ь-2

…жь

…чь    

=она        

        …жь

…чь  

=он

  

…шь

…щь   

=её         

        …шь

…щ

их

 

Ь-3 …       = …ий

 

Ь-4 …рский  сентябрьский, октябрьский, ноябрьский⟫  январьский

 

Ь-5 ...ьдесят 50-80      ...ь 5-10    ... надцать   11-19

 

   ...ьсот     500-900                    ... дцать       20,30

 

Ь-6 r  что   сделать      ться

              чься

   r  что   сдела..т    ..ться         что   сделаешь    ..шься

        что   сделайте    ..ьтесь

              ..ься  

 

 

Ц-ó

   це безударное    цэ

 

Ц-       цыган цыпочки цыплёнок цып-цып

      ..цый  (он какой?)   ..цые  (они какие?)        ..цын  (фамилии от животных)    цы   

 

Ш-           аеиу    еши в чащу) 

                                  жюри  брошюра  

парашют

 

Ш-2 жшчщ ó ён.  причастия   ещё  тяжёлый ó ё..   глаголы е  безударное

                               е  безударное

 

Ш-3 жшчщё  шорох   шов  капюшон   это ожог   это поджог

 6

Б-1   Р’      я ё ю е и  ь Ртвёрдое а о у э ы

 

Б-2 ..цца  

 

ться / тся      шч    дз   ў   і 

 

Б-3 в = внутрь           из   в у кого? чего?        с    на

 

К-зверо ...     ...о...   сорока... сороконожка    

                ..                                                                           5/.../20,30,50,60,70,80 и ... 

        

 

 

К-2  чин  ча      ним ня       жим жа    мин мя

 

К-   мир  бир   пир   дир   тир   жиг   стил блист     чит           мер   бер   пер   дер  тер           стел  блест      сочета...

 

К-4   гор клон зар плав   пловец  пловчиха         раст ращ рос  росток  отрасль  нарост          лаг  лож         кас  кос

        скак    скоч    скачу  скачок         раз     раж                           равн  = одинаковый   равнение  равнина    ровн  = прямой мак   = окунуть мок   = пропитать

 

К-5  ..согласный  ы...   взимать  сверх и...    меж и...  иноприставка и...

 

К-6   гласная безударéния – удáрная (нельзя проверять словом с ЫВА / ИВА)

 

К-7 ..оро.. ..ра..

   ..оло.. ..ла.. ..ле..

 

К-8 согласная неясная (перед  ГЛАСНОЙ или В Й Р Л М Н)

 

К-9  согласная непроизносимая (перед  ГЛАСНОЙ / ВЙРЛМН / в конце слова)

 

П-1  с P              с

здесь    здание   здоровье   здравствуй

 

П-2  ..з звонкая БВГДЖЗ ЙРЛМН  без  раз  воз  вз  из  чрез    низ 

       ..с глухая                           бес  рас  вос  вс  ис  черес  нис

                             исчез        без  чего?    из  чего?    через  что?                кого?          кого?                кого?

 

П-3  пре  = пере       при  - присоединение                 при  чём?     = очень               - близость                                  ком?

                                            - неполнота действия/признака

 

П-4        P 

      ?

 

 

за   на  

по  до 

о   ото 

подо передо

      

 

надо 

со 

обо 

предо

      

 

разо 

во 

про 

недо 

      

 

рас  

взо 

 

 8

 

ОС-1  множ.   ам     ям         после мягкой   и шипящей   ей

            ами   ями       после твёрдой    

 

 

 

ов

        ах     ях         после гласной и  Ь    

 

 

 

ев

 

ОС-2 множ.   ия   если /единственное/ = ОНО  ии  если /единственное/ = ОНА ОН

 

ОС-3   ие  = ЕГО (rAкого/что?  )  

= ОНО

    ия  = ЕГО (rAкого/чего?)  

= ОНА            

 

 

ОС-4 /кто? что?/   ...мя   ...мени

                ...менем

 

ОС-5   /кто? что?/ муж- а   жен- а                    муж- я   жен- я                                     средн- о   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= горА

= землЯ  

= окнО

муж-ь            средн- е       = король

                                                                                 муж-                    = куст                  жен-              -  и   ью  

 

ОК-1

     

   

   

   

   

r = в/на/о нём  каком   ем 

r = им          каким   ым 

r = он            какой      ый   ий  

r = её/ей        какой    ей     

r = его         какого   его  

r = они        какие    ые

r                как

  

 

 

ОК-2 каковc

   r=она  ...а = ...ая (какова? = какая?)

        

r=оно   ...о = ...ое  (каково? = какое?)

        

r=они  ...и = ...ие  (каковы?=  какие?)

    

 

     ...ы = ...ые

ОГ-1       

   мы  хотим

ты хочешь     вы   хотите  он  хочет   они  хотят

 

ОГ-2  r    ...ло сь

    r=оно ...ло сь 

    r=она ...ла сь

    r=они ...ли сь 

 

ОГ-3  /что     сделать?/   

2        спр  и...   ат   ят   стелить - 1 спр                             видеть      зависеть    обидеть                                                                                                                                терпеть    смотреть  вертеть                                                                                                                         ...ать   держать   дышать     слышать  гнать

         

1 спр  е...   ут    ют

 10

ОЧ-1 ИВ    девяносто   сто   полтора(ста)   сорок     

    РДТП  девяноста   ста   полутора(ста) сорока    

 

ОЧ-2   ...... и десяти    (50  60  70  80)        ...... и   (5-19 20 30)

    ......  ьюдесятью            ...... ью

 

ОЧ-3 И   ......c сот   (500-900)   двести   триста   четыреста

    Р   ......c сот    

        Д    ......c ст ам 

    Т    ......c ст ами                    П    ......c ст ах             

 

С-1     д т з с ж    чик      ...   щик

                чица     щица                 чина     щина

 

С-2   оч...  Ù ок   ка         еч...  Ù ек   ка    ец   ца         ич...  Ù ик — ика   иц — ица

 

С-3  ость оватый   онок   очк  ов          ение          есть еватый   енок   ечк  ев милостивый  тельн  

             енк           чивый   еств     ота  чатый  ышк (средний род)  ливый   еский   ина        арь  изна   ушк          истый   ень    еса

 

С-4     ...цкий  Ù  / ...ч / ...ц     ..._кий     ..._ок           ...тский Ù           ...кий Ù  ..._  

 

С-5    г к х  онький

         .......  енький

 

СЧ-1 один / две / три / ...  надцать    четв / ... / десятеро          два / тридцать

 

СЧ-2   обоj...   X = оно / он

обеj...     X = она

 

СГ-1  что (с)делайте?  тесь

 

СГ-2  гласная сь 

 

СГ-3  ΄ыва ю безударный   _вá... = _ть  затмевать  застревать          ова         ΄и ва        ю  безударный                                                                                                    продл       евать  намереваться    ева  

СГ-4      глагол           причастие          деепричастие

    ●  ять   ял         явший          яв  ить   ил         ивший          ив    виде- зависе- обиде-

  ать   ал  аc   авший  аемый     ав  авши  ая

 

СПР-1 ущий  омый Ù 1 спр    ащий  имый Ù 2 спр ющий  емый         ящий

 

СПР-2 енн Ù ить

    _нн Ù  _ть

 

СН-1 .....о Ù .... ый                     ..... о                  из  до  с   ..... а


Русский язык. Справочные материалы                                               12

Д-1 из-за     из-под    по-над    по-за

Д-2 - то   - ка   - таки    ли вряд ли     едва ли

 

Д-3

  

  

кое - ?   ? - то              

     ? - либо

     ? - нибудь

      кое       

вопрос                           

будто

 

 

 

 

 

Д   

  

 

-   гласная

-   Имя   

полуслово

 

 

 

Д-5 ...............ый Ù .......   .......  

   ...............ый Ù .................

   .......-.......ый Ù .......ый                                               ый  глухонемой

           — цвет

          Ù ....... - .......

Д-6 во - ........ых(их)    по - ...ому                по - ...ему

             по - ...и

Д-7  ...... - ...... предмет  предметом всё равно  чуть-чуть точь-в-точь                 

Р-1

  

...верх  ...лев  ...перед  ...бок

...низ  ...прав  ...зад

 

 

 

Р-2

чтобы = каб 

тоже                      = также   зато = но   как будто

  

если  бы   

то же        так же    

  

хотя  бы    

         же         

 

Р-3   

 

ввиду = из-за = вследствие          в течение = в продолжение вроде = наподобие

Р-4

  

отчего  = почему   зачем  = с какой целью?      впоследствии оттого  = потому   затем  = потом

Р-5

  ? 

Н-1 кр.прил= характерный признак    кр.прич= завершённое действие  каков1буква ?                   (+кем? / +чем? /+где?) она  (очень) .....нна                она  .....на оно  (очень) .....нно                оно  .....но они  (очень) .....нны               они  .....ны          

Н-2 ‘существительное

   ....нный Ù....н(а)    ..иный  (живое)     достоин

   ..онный          ..яный  (неживое)          кожаный   ржаной    ..енный          деревянный   стеклянный          оловянный         ветреный             /безветренный/         

Н-3 ‘глагол

   ...ованный  кованый               невиданный                                                 неслыханный  

   ...еванный  жёваный         нежданный   негаданный      ........нный                виденный    читанный     |.......нный           |             священный    нечаянный  

   ........нный  Ù что сдела...        смышлёный

Русский язык. Справочные материалы                                              14

 

 

НЕНИ-1 ни разу = никогда    

не один = много    

     не раз   = часто   

 

ни один = никто    

НЕНИ-2 никто иной не ...    

не кто иной, как

     ничто иное не ...   

не что иное, как

 

НЕНИ-3

нéвопрос   нé      

вопрос

    

нивопрóс   ни      

вопрóс

 

НЕНИ-4

    

    

 

[вопрос +только не]?!          

(вопрос +бы ни), NO [......................]

[......................], NO (вопрос +бы не

НЕНИ-5

    

    

 

не мог...   не  /что сделать/ ни (), ни () = ()и()  не действие ни (один)

НЕ-1 неслово

 

 

НЕ-2 недослово

    не   додействие   (до   ...)

 

НЕ-3

не готов   не

обязан  не рад

   

не должен  не

нужен  не намерен  не склонен

 

НЕ-4

далеко не  ... 

отнюдь не  ...  нивопрóс не какой-то

   

 

вовсе   не  ... 

ничуть не ...   нивопрóс не как-то 

НЕ-5

 

не  слово ли  ...?

НЕ-6

не  слово,  а  антоним

 

 

НЕ-7

   

не  глагол

не  деепричастие   несмотря на                           невзирая на

 

НЕ-8 несуществительное =  [синоним] неприлагательное =  [синоним]

ненаречие (о/е)    =  [синоним]

 

НЕ-9 непричастие    (полное2/3буквы  одиночное)     не  ...........мый  Aкем/чем?

    не  ...........мый  ни...

                  не...........мый

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Памятка "Орфограммы" (приложение к описанию опыта работы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по оценке имущества

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Важнейшим элементом описываемой системы алгоритмизации деятельности учащихся по овладению русской орфографией (описание опыта см. ниже) является Таблица орфограмм (это и есть Памятка "Орфограммы"), которая представляет собой перечень "зашифрованных" определённым образом орфографических правил. 

ПРИНЦИПЫ, использованные при составлении таблицы: 

1) минимизация количества визуальных объектов (т.е. использование как можно меньшего количества знаков); 

2) достаточность используемых визуальных объектов для возможности восстановления зашифрованного с их помощью орфографического правила; 

3) формализация правила, т.е. такое его словесное воспроизведение, при котором для его практического применения требуется минимум сопутствующих лингвистических умений (т.е. понижение уровня научности при воспроизведении орфографической нормы); 

4) упрощение правила, т.е. ревизия существующей орфографической нормы с целью устранения того, с чем редко приходится сталкиваться учащимся, и наоборот, введением того, что постоянно вызывает трудности у учащихся); 

 

5) внутренняя алгоритмизация правила, т.е. такое его толкование, которое позволяет отразить необходимую последовательность действий по эффективному решению поставленной орфографической задачи. 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 793 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока на тему "Безударные гласные в корне слова"
  • Учебник: «Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.
  • Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
  • 01.10.2020
  • 494
  • 5
«Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 280
    • PDF 1.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лопатин Василий Васильевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лопатин Василий Васильевич
    Лопатин Василий Васильевич
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2530
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 339 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 707 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе