Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПамятка "Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему"

Памятка "Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему"

Скачать материал

Памятка

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

 

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

 

В задании 15.1 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.

 

Формулировка задания 15.1

Напишите  сочинение-рассуждение, раскрывая  смысл высказывания (имя автора высказывания):  «Цитата». 

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами автора высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. 

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не  оценивается.  Если  сочинение  представляет  собой  пересказанный  или полностью  переписанный  исходный  текст  без  каких  бы  то  ни  было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

 

Основные требования к сочинению.

НЕОБХОДИМО:
1.
 раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;
2. раскрывать смысл высказывания
 на лингвистическом материале;
3. привести
 не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ; 
4. соблюдать объём сочинения: он должен составлять
 не менее 70 слов.

МОЖНО:
1. приводя примеры,
 указывать номера нужных предложений или применять цитирование;
2. писать работу
 в научном или публицистическом стиле;
3. начать сочинение
 с высказывания.

НЕЛЬЗЯ: 
1. писать сочинение
 без опоры на прочитанный текст;
2. вместо сочинения
 пересказывать или переписывать исходный текст.

 

Структура сочинения-рассуждения

  ТЕЗИС

  (ЦИТАТА)

 


   (ОБЪЯСНЯЕМ СМЫСЛ)

 

                               ДОВОД (АРГУМЕНТ) 1                               ДОВОД  (АРГУМЕНТ) 2

         

                                

                           ИЛЛЮСТРАЦИЯ (ФАКТ) 1                        ИЛЛЮСТРАЦИЯ (ФАКТ) 2

    

ВЫВОД

 

Ø  Рассуждение — тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Ø  Тезис — это высказанная мысль, то есть выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: «Какая МЫСЛЬ обосновывается?»

Ø  Аргументы и доводы — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Они выступают в роли основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: «С помощью чего ведется обоснование тезиса?».

 

Пошаговая инструкция по написанию сочинения 15.1.

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

 

Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Например:

о богатстве, выразительности, точности русской речи;

о средствах выражения мыслей;

о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;

о взаимосвязи лексики и грамматики;

о роли синтаксиса в человеческом общении;

о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.


Шаг 3.  Составляем план сочинения

1. Цитируем высказывание.

2. Объясняем смысл высказывания.

3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.

4. Делаем вывод.

 

Шаг 4. Пишем сочинение

1)      Цитируем высказывание и объясняем его смысл (первый абзац)

Используем речевые клише:

Глаголы говорения:

сказал

утверждал

рассуждал

отмечал

считал и т.д.

Для объяснения смысла высказывания используем следующие речевые модели:

·         Действительно, …

·         на самом деле, …

·         не могу не согласиться с автором высказывания

·         я понимаю это высказывание так: …

Переход от тезиса к аргументации (последнее предложение абзаца):

§  Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры.

§   Убедимся в этом, обратившись к тексту ...

§   Докажем это на примерах, взятых из текста ...

§   Попробую доказать это на примерах, взятых из текста …

§   Обратимся к тексту ...

§   Докажем эту мысль на примерах из текста...

§   Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 

§   Это можно доказать примерами из текста …

§   Доказательством могут служить примеры из текста …

§   Об этом свидетельствуют примеры из текста …

Пример первого абзаца сочинения:

1)      К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Убедимся в этом, обратившись к тексту ...

 

2)      Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

 

3)      Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

 

4)      В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Докажем эту мысль на примерах из текста...

 

2)      Аргументируем свой ответ примерами из прочитанного текста (второй и третий абзацы):

приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

 

Требования к аргументации:

-        примеров должно быть 2;

-        примеры должны быть из прочитанного текста;

-        в аргументации необходимо

      назвать языковое явление

      объяснить его значение

      привести примеры из текста

      указать роль в тексте

При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д.

Не забывайте, что они отделяются запятой.

 

Примеры аргументации:

Аргумент 1.

Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

 

Аргумент 2.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

3)      Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ... 

Итак, ...

Следовательно, ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение можно сказать, что ...

Обобщая сказанное, ...

Из этого следует, что ...

 

Пример заключения:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

 


УДАЧИ!

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Памятка "Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Шеф-повар

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Материал представляет собой памятку для написания сочинения на лингвистическую тему на ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Памятка включает формулировку задания 15.1 (С2), основные требования к сочинению, структуру сочинения-рассуждения, пошаговую инструкцию с речевыми клише и примерами.

Данная памятка выдаётся каждому учащемуся и используется во время подготовки к выполнению задания 15.1. Памятка позволяет учащимся структурировать свои знания и умения в создании текста типа рассуждение. Пошаговая инструкция позволяет отработать алгоритм построения текста заданного типа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 105 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья "Использование метода ассоциативного запоминания на уроках русского языка в 5-8 классах (из опыта работы с учащимися с ОВЗ)
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: Повторение изученного в V-VII классах
  • 01.10.2020
  • 493
  • 1
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 14061
    • DOCX 26.3 кбайт
    • 146 скачиваний
    • Рейтинг: 1 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рулько Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рулько Татьяна Владимировна
    Рулько Татьяна Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 81202
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 337 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 183 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 14 регионов