Елена
Валерьевна Лунёва, руководитель музея «Магистраль в будущее» Частное
общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 23
среднего общего образования ОАО «РЖД», г. Слюдянка
Память, Родина, Победа
Пройдёт 100 лет, а
она, Победа, будет
такой же молодой,
как и в сорок пятом…
Ибо сказочно
молодыми, ослепительно молодыми
были солдаты,
которые её добывали.
Роберт Рождественский
На южном берегу озера Байкал расположился
небольшой город Слюдянка, многие жители которого – железнодорожники, а их дети
учатся в школе-интернате № 23. История этой школы насчитывает почти 60
лет. Первые директора школы: Стрельцов Алексей Александрович (1956-1959), Корниенко
Михаил Яковлевич (1959-1963), Пендриков Иван Романович (1963-1974) – были фронтовиками,
награждёнными орденами и медалями. Эти добрые, благородные, смелые,
образованные люди учили детей любить Родину, но о войне рассказывали очень
скупо.
Человек жив, пока жива память о нём. Поэтому школьный
музей по крупицам собирает историю своих героев и хранит память об их подвигах.
Память сердца
Иван
Романович Пендриков родился в 1920 году в Смоленской области в
крепкой крестьянской семье. Боясь раскулачивания, семья уехала в сибирский город
Нижнеудинск. После школы Иван Романович поступил в Иркутский государственный университет.
В 1943 году, будучи студентом третьего курса, ушёл Иван на войну. По окончании
курсов лейтенантов был отправлен в артиллерийскую разведку. Там и пригодились
топографические навыки, полученные в университете. При взятии Кёнигсберга он был
тяжело ранен. Бои в городе шли жестокие, кровопролитные. Иван был ранен в
коленную чашечку. А дальше были госпитали, бесконечные операции. Но ногу ему
удалось спасти. После госпиталя вернулся в родной город, где ждала любовь всей его
жизни – Зоенька Топчеева, тоже вернувшаяся с фронта.
Пендрикова
Зоя Ивановна (в девичестве Топчеева) родилась в 1922 году в
г. Нижнеудинске. Родители её были образованными людьми. Летом 1941 года сразу
после выпускных экзаменов была мобилизована в армию. По
окончанию курсов в городе Ейске, служила метеорологом при военных аэродромах,
расположенных вдоль линии фронта. .
Их отряд состоял из вчерашних школьниц, а командир, по рассказам
Зои Ивановны, был копией старшины Васкова, героя повести Б. Л. Васильева «А зори
здесь тихие», который по-доброму и снисходительно относился к своим подопечным
девчонкам. Жалел и опекал их, как собственных дочерей.
По воспоминаниям Галины Ивановны Кобелевой, дочери Ивана Романовича и Зои
Ивановны,
родители не любили говорить о военных трудностях. Однако отец с удовольствием
вспоминал весёлые истории того времени. Например, рассказывал, как они, молодые
солдаты-новобранцы, ехали в эшелоне на фронт. У одного из них вещи лежали не в
мешке, как у всех, а в чемодане. И решили тогда парни продать чемодан,
переложив поклажу в мешок, что и сделали на одной из станций. А вырученные
деньги благополучно прогуляли. Каждый раз, вспоминая эту историю, он задорно
смеялся. По пути следования эшелона остановки были очень короткие. И, как
водится, девочки и мальчики разбегались в разные стороны. Одна девчушка
замешкалась на стоянке и бросилась бежать за тронувшимся поездом. Огромные солдатские
штаны соскользнули с худенького девичьего тела. Весь поезд дружно хохотал. Смеялся
и папа, рассказывая эту историю. Видимо, не желая лишний раз терзать свою душу,
солдаты не любили говорить о страшных нечеловеческих страданиях, выпавших на их
долю. Они прятали их глубоко в своём сердце, а вспоминали о простом и весёлом.
В восьмидесятые годы на страницах одного из «самиздатовских»
изданий – сборника 656 артполка – Иван Романович поведал о событиях,
происходивших в годы Великой Отечественной войны. Один случай он не забывал
никогда: «Это было осенью 1944 года. Мы вели тяжёлые бои в районе Вайноде. К
вечеру я со своими подчинёнными (связистами и разведчиками) прибыл на КП
командира батальона. Все были очень утомлены, а поэтому, как только наладили
связь, быстро расположились на отдых и моментально уснули. Оказывается, даже
артналёт не смог нас разбудить. Он повторился и на следующий день. Все побежали
в укрытие. Я замешкался, перематывая портянку, а поэтому к щели подбежал
последним. Первая щель уже была занята. И мне пришлось пробежать дальше,
повалившись сверху на укрывшихся ранее. Когда закончился артобстрел, и мы вышли
из укрытий, были поражены случившимся: на месте первой щели, куда я не смог
попасть, зияла огромная воронка. Вот так я чудом остался жив, уйдя от своей
смерти».
Наконец война закончилась. Наступили трудные
послевоенные времена. В 1945 году Иван Романович возглавил вечернюю школу, там
же начал преподавать географию, а в 1947 году, несмотря на молодой возраст,
стал директором детского дома. Одновременно заочно окончил оставленный из-за
войны университет. Работать было очень трудно. Не хватало ни еды, ни одежды. В послевоенные
годы детей в детский дом привозили очень слабыми, измождёнными от голода, некоторые
умирали, будучи в высокой степени дистрофии. «Без слёз, мы не могли слушать
рассказы отца о том тяжёлом времени», – вспоминала дочь
Ивана Романовича. Однажды к нему прибежали учителя: «Мальчишки подрались»! «Слава
богу, – обрадовался
директор. – Жить
будут!»
Способности и трудолюбие, умение организовать работу
быстро оценило начальство, и его стали перебрасывать с места на место для
восстановления запущенных школ. А рядом всегда была добрая, мудрая,
трудолюбивая и покладистая жена, замечательная хозяйка – Зоя
Ивановна Пендрикова. Любимая мама, добрый друг и советчик для своих трёх дочерей.
С 1963 года по 1974 год Иван Романович возглавлял
Слюдянскую школу-интернат № 1 (ныне № 23), а Зоя Ивановна работала там же воспитателем и учителем домоводства.
В 1974 году Иван Романович оставил пост директора
школы-интерната, так как здоровье дало сбой, но, уйдя с работы, продолжал вести
активную жизнь. Работал в обществе «Знание», выступал с лекциями о политике и
экономике страны, разъезжая по всей Иркутской области. Бывший
разведчик-артиллерист, он в совершенстве овладел не менее острым оружием – оружием
слова. Слова, которое может поднимать, убеждать, окрылять, давать надежду. Он делал
всё, чтобы детство для послевоенных ребятишек стало школой доброты,
человечности, чуткости.
Годы идут, и сегодня рядом с нами всё меньше остаётся
тех, кто может поделиться воспоминаниями военных лет. Пройдёт не так много времени,
и возможность воссоздать «живую историю» войны будет упущена навсегда.
Наши ученики трепетно относятся к памяти педагогов
школы-интерната – героев Великой Отечественной войны. Экскурсии в школьный музей,
посвящённые памяти директора Пендрикова Ивана Романовича, сопровождаются выступлениями,
в которых с большой любовью рассказывается о музейных реликвиях – военном планшете
Ивана Романовича и его альбоме, подаренными дочерями на одной из встреч со
школьниками.
Предложение нашего коллектива установить мемориальную
доску, посвящённую памяти Ивана Романовича на здании школы-интерната № 23, было
поддержано администрацией города Слюдянки, а во время митинга накануне великого
праздника в торжественной обстановке была открыта мемориальная доска с надписью:
«Пендриков Иван Романович – директор
школы-интерната № 1 МПС с 1963 года по 1974 год, участник Великой Отечественной
войны. Посвятил свою жизнь делу народного образования. За подвиги на фронтах
Великой Отечественной войны награждён орденами Красной Звезды, Отечественной
войны I степени
и медалью «За взятие Кёнигсберга».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.