Инфоурок Информатика Другие методич. материалыИнтегрированный урок (Информатика и ИКТ + Физика). «Логические основы компьютера» 10 класс

Интегрированный урок (Информатика и ИКТ + Физика). «Логические основы компьютера» 10 класс

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

s_pismo.doc vorobeva_yrok.doc vorobieva_pril1.doc vorobieva_pril2.ppt ‚ ¦­®!.txt Методическая копилка учителя информатики.url

Выбранный для просмотра документ s_pismo.doc

Автор: Воробьева Анжелика Анатольевна

Должность: преподаватель математики и информатики

Категория: высшая

Образовательное учреждение: ГОУ СПО СПбХУ им. Н.К. Рериха (техникум)

г. Санкт-Петербург

E-mail: ang.vorobyeva@gmail.com

Для занятия рекомендуется сделать контактные схемы конъюнкции, дизъюнкции, инверсии.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок (Информатика и ИКТ + Физика). «Логические основы компьютера» 10 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ vorobeva_yrok.doc

Тема: «Логические основы компьютера».

Предмет: Информатика и ИКТ + Физика

Класс: 10 класс

Литература:

1.      Фиошин М.Е., Ресин А.А., Юнусов С.М. под ред. Кузнецова А.А. Информатика и ИКТ (профильный уровень): учебник для 10 11 классов М. Дрофа 2008

2.      Угринович Н.Д. Учебник для 10 класса, «Профильный уровень.»  3-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010.

Ключевые слова: информатика, физика, презентация, компьютер, устройства, логика, схема.

Задачи урока:

1. Образовательная.

Знать:

·         сформировать восприятие компьютера, как инструмента, работающего по законам логики;

·         основные базовые элементы логических схем;

·         функциональное назначения электронных логических схем;

·         повторить логические функции;

·         повторить упрощение логических выражений;

Уметь:

·         составлять и упрощать логические схемы;

2. Воспитательная:

  • развивать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;

·         формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;

  • прививать интерес к предмету.

3. Развивающая:

  • развитие логического мышления, памяти, внимательности;
  • развитие познавательного интереса:

o   связь между темами курса предмета (история развития ПК- логика);

o   связь между предметами (информатика-физика);

o   практическое применение теоретического материала;

o   постановка новых вопросов.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • раздаточный материал;
  • компьютер;
  • проектор;
  • электрические контактные схемы.

План урока:

№ п/п

Этап урока

Приемы и методы

Время, мин

1

Организационная часть

·        проверка подготовки учащихся к уроку;

·        проверка отсутствующих;

·        объявление темы, целей и хода урока.

2 мин

2

 Основная часть

·       Актуализация знаний;

·       Объяснение нового материала;

·       Практическая часть;

10 мин

20 мин

10 мин

3

 Заключительная часть

·       подведение итогов;

·       домашнее задание.

3 мин

Ход урока:

1.      Организационная часть

2.      Основная часть

2.1.           Актуализация знаний.

·         На одном из предыдущих уроков я просила вас ответить на вопрос нужно ли изучать раздел «Логика» в курсе информатике? Все ответили положительно. Прошу вас обосновать ответы.

Основная задача этого урока узнать, что компьютер функционирует по законам логики.

·         Устный опрос (слайд №1):

    • Что такое логика?
      Ответ: Наука о законах и формах мышления
    • Какие значения могут принимать логические функции.
      Ответ: 1 и 0
    • Основной системой счисления в компьютере является?
      Ответ: Двоичная
    • Все виды информации в компьютере кодируются с использованием каких двоичных кодов?
      Ответ: 1 и 0
    • Чем в компьютере реализуются эти значения 0 и 1.
      Ответ: 1 кодируется более высоким уровнем напряжения, чем 0.

Делаем вывод (слайд №2-№4):

В логике и компьютере общее 1 и 0.

1 – истинность высказывания в логике, наличие напряжение в компьютере.

0 – ложность высказывания в логике, отсутствие напряжения в компьютере.

Математический аппарат алгебры логики очень удобен для описания того, как функционируют аппаратные средства компьютера.

·        Одни и те же устройства могут применяться для обработки логических переменных, и обработки информации в компьютере.

·        На этапе конструирования аппаратных средств алгебра логики позволяет значительно упростить логические функции, описывающие функционирование схем компьютера.

2.2.           Объяснение нового материала.

1.      Назовите логические функции – конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. Подготовьте таблицу в тетради. (Приложение 1)

2.      Какие значения принимают эти функции при различных исходных данных?

·         Конъюнкция (И) принимает истинное значение только при всех истинных исходных данных, запишем таблицу истинности (слайд 5).

Рассмотрим электрическую контактную схему №1,  

реализующую эту операцию, лампочка горит только в том случае если оба контакта (ключа) находятся в положении «включено». В физике такое соединение называют последовательным. Заполните таблицу.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1: Конъюнктор – электронная логическая схема, которая реализует логическую функцию конъюнкцию.

·         Дизъюнкция (ИЛИ) принимает истинное значение, когда истинно хотя бы одно из исходных данных. Запишите таблицу истинности для дизъюнкции. Рассмотрим электрическую контактную схему №2,  

реализующую эту операцию, лампочка не горит только в одном случае, когда оба контакта (ключа) находятся в положении «выключено». В физике такое соединение называют параллельным. Заполните таблицу.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2: Дизъюнктор – электронная логическая схема, реализующая логическую функцию дизъюнкцию.

·         Инверсия (НЕ) принимает противоположное значение исходному выражению. Запишем таблицу истинности для инверсии. Рассмотрим электрическую контактную схему №3,  

реализующую эту операцию, лампочка не горит, хотя контакт находиться в положении «выключено». В качестве переключателя используется автоматический ключ. Когда тока на нем нет, пластина замыкает контакты и лампочка горит. Если на ключ подать напряжение, то вследствие явления электромагнитной индукции пластина прижимается и цепь размыкается. Лампочка не горит. Заполните таблицу.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 3: Инвертор – электронная логическая схема, которая реализует логическую функцию инверсию.

·         Импликация (следование) выражается через дизъюнкцию и отрицание.

·         Эквиваленция (равносильно) выражается через отрицание, дизъюнкцию и конъюнкцию.

Таким образом операций отрицания, дизъюнкции и конъюнкции достаточно чтобы описать и обработать любую логическую функцию, описывающую работу устройств компьютера.

3.      Недостатками базовых контактных схем являлись их низкая надежность и низкое быстродействие, большие размеры и потребление энергии. Поэтому попытка использовать такие схемы в ЭВМ не оправдала себя. Появление вакуумных и полупроводниковых приборов позволило создавать логические элементы с быстродействием от 1 миллиона переключений в секунду. Именно такие электронные схемы нашли своё применение в качестве элементарной базы ЭВМ. Вся теория, изложенная для контактных схем, была перенесена на электронные схемы.

4.      ОПРЕДЕЛЕНИЕ 4: Вентиль (базовые логические элементы) – элементы, реализующие базовые логические операции. Их названия и условные обозначения являются стандартными и используются при составлении и описании логических схем компьютера. Из вентилей составляют более сложные схемы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 5: Триггер – электронная схема, применяемая для запоминания одного разряда двоичного кода, и имеет два устойчивых состояния.

Поскольку один триггер может запомнить только один разряд двоичного кода, то для запоминания байта нужно 8 триггеров, для запоминания килобайта, соответственно, 8х2=8192 триггеров. Современные микросхемы памяти содержат миллионы триггеров.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 6: Сумматор – это электронная логическая схема, выполняющая суммирование двоичных чисел.

·         Из вентилей составляют более сложные схемы. Причем схему, выполняющую определенные функции можно построить из различных по сочетанию и количеству вентилей. Поэтому значение формального представления логической схемы чрезвычайно велико. Алгебра логики дала в руки конструкторов мощное средство разработки, анализа и совершенствования логических схем. В самом деле, гораздо проще, быстрее и дешевле изучать свойства и доказывать правильность работы схемы с помощью выражающей ее формулы, чем создавать реальное техническое устройство.

Логические схемы необходимо строить из минимального возможного количества элементов, что в свою очередь обеспечивает большую скорость работы и увеличивает надежность устройства.

2.3. Практическая часть.

Задача: Дана логическая схема. Упростите её, используя минимальное количество вентилей. Нарисуйте новую схему.

Решение:

1.      Построим логическое выражение к схеме

2.      Упростим его


Применяя распределительный закон для дизъюнкции, закон исключения третьего, умножения на логическую 1.

3.      Построим упрощенную схему.

4.      Предложить построить контактную схему.

3.      Заключительная часть

3.1.           Подведение итогов

·         Устройства ПК работают по законам логики.

·         Основные логические схемы – вентиль, регистр, сумматор.

·         Законы человеческого мышления и принципы построения логических элементов компьютера в своей основе имеют традиционную двузначную логику.

Но конечно, законы человеческого мышления не всегда подчиняются двузначной логике, поэтому сейчас и рассматривается множество различных логик: многозначные, паранепротиворечивые, интуиционистские, конструктивистские и пр.

3.2.           Домашнее задание

Построить логические выражения к схеме, упростить, нарисовать новые схемы.

Дополнительно (по желанию):

  • Построить логические схемы для триггера и сумматора.
  • Подготовить сообщения на тему «Виды логики».
Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок (Информатика и ИКТ + Физика). «Логические основы компьютера» 10 класс"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ vorobieva_pril1.doc

Приложение 1

(таблица в тетради)

Организационная диаграмма

Функция

Таблица истинности

Схема

Контактная

Логическая

Конъюнкция

А

В

Результат

1

1

1

1

0

0

0

1

0

0

0

0

Дизъюнкция

А

В

Результат

1

1

1

1

0

1

0

1

1

0

0

0

 

 

Инверсия

А

Результат

1

0

0

1

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок (Информатика и ИКТ + Физика). «Логические основы компьютера» 10 класс"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ vorobieva_pril2.ppt

Скачать материал "Интегрированный урок (Информатика и ИКТ + Физика). «Логические основы компьютера» 10 класс"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРААвтор: Воробьева Анжелика Анатольевна
Должность:...

    1 слайд

    ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРА
    Автор: Воробьева Анжелика Анатольевна
    Должность: преподаватель математики и информатики
    Категория: высшая
    Образовательное учреждение: ГОУ СПО СПбХУ им. Н.К. Рериха (техникум)
    г. Санкт-Петербург
    E-mail: ang.vorobyeva@gmail.com

  • Что такое логика? 

Какие значения могут принимать логические функции? 
Осно...

    2 слайд

    Что такое логика?

    Какие значения могут принимать логические функции?

    Основной системой счисления в компьютере является?

    Все виды информации в компьютере кодируются с использованием каких двоичных кодов?

    Чем в компьютере реализуются эти значения 0 и 1.

    1 и 0

  • 3 слайд

  • Вывод: 1.Основной системой  счисления в компьютере является двоичная (1 и 0)...

    4 слайд

    Вывод:
    1.Основной системой счисления в компьютере является двоичная (1 и 0)
    2.Значений логических переменных тоже два (1 и 0)


    Математический аппарат алгебры логики удобен для описания того, как функционируют аппаратные средства компьютера.
    1.Одни и те же устройства могут применяться для обработки
    и логических переменных
    и информации, представленной в двоичной системе счисления в компьютере.
    2. На этапе конструирования аппаратных средств алгебра логики позволяет значительно упростить логические функции, описывающие функционирование схем компьютера.

  • АВАВАААВВВАВ&КонъюнкцияКонъюнктор&АВ

    5 слайд

    А
    В
    А
    В
    А
    А
    А
    В
    В
    В
    А
    В
    &
    Конъюнкция
    Конъюнктор
    &
    А
    В

  • АВВВВВАААААВVДизъюнкцияАВДизъюнктор1АВ

    6 слайд

    А
    В
    В
    В
    В
    В
    А
    А
    А
    А
    А
    В
    V
    Дизъюнкция
    А
    В
    Дизъюнктор
    1
    А
    В

  • АААИнверсияААИнверторААА

    7 слайд

    А
    А
    А
    Инверсия
    А
    А
    Инвертор
    А
    А
    А

  • 8 слайд

  • Таким образом операций отрицания, дизъюнкции и конъюнкции достаточно чтобы оп...

    9 слайд

    Таким образом операций отрицания, дизъюнкции и конъюнкции достаточно чтобы описать и обработать любую логическую функцию, описывающую работу устройств компьютера.

  • КонъюнкцияДизъюнкцияИнверсия

    10 слайд

    Конъюнкция
    Дизъюнкция
    Инверсия

  • Алгоритм  построения логических схем:

Определить число логических переменных...

    11 слайд

    Алгоритм построения логических схем:

    Определить число логических переменных.
    Определить количество базовых логических операций и их порядок.
    Изобразить для каждой логической операции соответствующий ей вентиль и соединить вентили в порядке выполнения логических операций.

  • Построить логическую схему соответствующую логическому выражению:...

    12 слайд

    Построить логическую схему соответствующую логическому выражению:

    F=AvB&A
    1
    2
    А
    В
    &
    1
    1
    0
    0
    1
    1
    F=1v0&1=
    1

  • Построить логическую схему соответствующую логическому выражению: F=A&Bv(B...

    13 слайд

    Построить логическую схему соответствующую логическому выражению:


    F=A&Bv(BvA)

    1
    2
    3
    4
    А
    В
    1
    &
    1
    1
    0
    F=1&0v(0v1)=
    0
    1
    0
    1
    0
    0
    0

  • F=A v B & C, если А=1, В=1, С=1.Задание 1.Постройте логические схемы, соотве...

    14 слайд

    F=A v B & C, если А=1, В=1, С=1.
    Задание 1.
    Постройте логические схемы, соответствующие логическим выражениям и найдите значения логических выражений:

  • &1САВ111001F=1v1&1=1F=AvB&C, если А=1, В=1, С=1F=AvB&C, если А=1, В=1, С=1

    15 слайд

    &
    1
    С
    А
    В
    1
    1
    1
    0
    0
    1
    F=1v1&1=1
    F=AvB&C, если А=1, В=1, С=1
    F=AvB&C, если А=1, В=1, С=1

  • F=(AvB&C),если А=0, В=1, С=1.

    16 слайд

    F=(AvB&C),если А=0, В=1, С=1.

  • F=(AvB&C),если А=0, В=1, С=1. 

1&1ВСА01110F=(0v1&1)=0

    17 слайд

    F=(AvB&C),если А=0, В=1, С=1.



    1
    &
    1
    В
    С
    А
    0
    1
    1
    1
    0
    F=(0v1&1)=0

  • Составить логическое выражение по соответствующей логической схеме F = (А&В...

    18 слайд

    Составить логическое выражение по соответствующей логической схеме
    F = (А&В v В&C)
    &
    &
    1
    А
    В
    С
    &
    1
    C
    А
    В
    = В & (A v C)

  • Задание:
 Дана логическая схема. Упростите её, используя минимальное 
количес...

    19 слайд

    Задание:
    Дана логическая схема. Упростите её, используя минимальное
    количество вентилей. Нарисуйте новую схему.

  • Решение:
Построим логическое выражение к схеме


2. Упростим выражение

3. На...

    20 слайд

    Решение:
    Построим логическое выражение к схеме


    2. Упростим выражение


    3. Нарисуем схему

  • Вентиль (базовый логический элемент) – элемент, реализующий базовую логическу...

    21 слайд

    Вентиль (базовый логический элемент) – элемент, реализующий базовую логическую операцию.
    Триггер –электронная схема, применяемая для запоминания одного разряда двоичного кода, имеет два устойчивых состояния.
    Сумматор – это электронная логическая схема, выполняющая суммирование двоичных чисел.

  • Триггер (rigger-защелка, спусковой крючок) - это устройство, позволяющее зап...

    22 слайд

    Триггер
    (rigger-защелка, спусковой крючок) - это устройство, позволяющее запоминать, хранить и считывать информацию.
    S (set) - установочный вход
    R (reset) -вход сброса
    Q – выход

    для записи 1 бита подается сигнал на вход S=1 Q=1
    для сброса данных и подготовки к приему нового бита, подается сигнал на вход сброса R =1 Q=0
    подача 1 на R и S запрещена

  • ТриггерR11SQ0001111

    23 слайд

    Триггер
    R
    1
    1
    S
    Q
    0
    0
    0
    1
    1
    1
    1

  • ТриггерR11SQ011100

    24 слайд

    Триггер
    R
    1
    1
    S
    Q
    0
    1
    1
    1
    0
    0

  • ПолусумматорСхема выполняет сложение двоичных одноразрядных чисел и называетс...

    25 слайд

    Полусумматор
    Схема выполняет сложение двоичных одноразрядных чисел и называется полусумматором, так как не учитывает перенос из младшего разряда в старший (выход Р).

  • Полусумматор&1&АВРS1101101101001100101110010000Суммирование одноразрядных дво...

    26 слайд

    Полусумматор
    &
    1
    &
    А
    В
    Р
    S
    1
    1
    0
    1
    1
    0
    1
    1
    0
    1
    0
    0
    1
    1
    0
    0
    1
    0
    1
    1
    1
    0
    0
    1
    0
    0
    0
    0
    Суммирование одноразрядных двоичных чисел без учета переноса из младшего разряда

  • 27Логическое выражение, по которому можно определить сумму S, записывается сл...

    27 слайд

    27
    Логическое выражение, по которому можно определить сумму S, записывается следующим образом:
    S = (A v B) & ¬ (A&B)
    A
    B
    &

    &

    V

    ¬

    S

  • Сумматор — это логическая электронная схемa, выполняющая сложение двоичных чи...

    28 слайд

    Сумматор — это логическая электронная схемa, выполняющая сложение двоичных чисел. Сумматор является главной частью процессора.

    A
    A
    P0
    P
    S

  • Законы человеческого мышления не всегда подчиняются двузначной логике, поэтом...

    29 слайд

    Законы человеческого мышления не всегда подчиняются двузначной логике, поэтому сейчас и рассматривается множество различных логик:
    многозначные,
    паранепротиворечивые,
    интуиционистские,
    конструктивистские.
    ?

  • Домашняя работа
Построить логические выражения к схеме, упростить, нарисовать...

    30 слайд

    Домашняя работа

    Построить логические выражения к схеме, упростить, нарисовать новые схемы.
    Дополнительно:
    Логические схемы триггера и сумматора;
    Сообщение на тему «Виды логики».

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ‚ ¦­®!.txt

Данный материал был скачан с сайта www.metod-kopilka.ru

============================================================

 

!!!!!!!!Орфография и форматирование автора материала!!!!!!!!!!

 

========================================

Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики,

учащихся и всех-всех, кто интересуется ИТ:

http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

 

Организационные, методические и нормативные документы,

лабораторно-практические работы (комплекс занятий по MS Word, MS Excel,

MS Access, MS PowerPaint, Paint, Move Maker и др. прикладным программам),

лекции,конспекты, дидактический материал, занимательная информатика,

экзамен, проектная деятельность, презентации.

Все в свободном доступе! Без регистрации!

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок (Информатика и ИКТ + Физика). «Логические основы компьютера» 10 класс"

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Задачи урока: 1. Образовательная. Знать:сформировать восприятие компьютера, как инструмента, работающего по законам логики; основные базовые элементы логических схем; функциональное назначения электронных логических схем; повторить логические функции; повторить упрощение логических выражений. Уметь:составлять и упрощать логические схемы; 2. Воспитательная: развивать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей; формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний; прививать интерес к предмету. 3. Развивающая:развитие логического мышления, памяти, внимательности; развитие познавательного интереса:связь между темами курса предмета (история развития ПК- логика); связь между предметами (информатика-физика); практическое применение теоретического материала; постановка новых вопросов. Оборудование: презентация к уроку; раздаточный материал; компьютер; проектор; электрические контактные схемы. План урока: Организационная часть 2 мин. проверка подготовки учащихся к уроку; проверка отсутствующих; объявление темы, целей и хода урока. Основная часть Актуализация знаний; 10 мин. Объяснение нового материала; 20 мин. Практическая часть; 10 мин Заключительная часть 3 мин. подведение итогов; домашнее задание. Ход урока: 1. Организационная часть. 2. Основная часть. 2.1. Актуализация знаний. На одном из предыдущих уроков я просила вас ответить на вопрос нужно ли изучать раздел «Логика» в курсе информатике? Все ответили положительно. Прошу вас обосновать ответы. Основная задача этого урока узнать, что компьютер функционирует по законам логики. Устный опрос (слайд №1): Что такое логика? Ответ: Наука о законах и формах мышления Какие значения могут принимать логические функции.Ответ: 1 и 0 Основной системой счисления в компьютере является? Ответ: Двоичная Все виды информации в компьютере кодируются с использованием каких двоичных кодов? Ответ: 1 и 0 Чем в компьютере реализуются эти значения 0 и 1. Ответ: 1 кодируется более высоким уровнем напряжения, чем 0. Делаем вывод (слайд №2-№4): В логике и компьютере общее 1 и 0. 1 – истинность высказывания в логике, наличие напряжение в компьютере. 0 – ложность высказывания в логике, отсутствие напряжения в компьютере. Математический аппарат алгебры логики очень удобен для описания того, как функционируют аппаратные средства компьютера. Одни и те же устройства могут применяться для обработки логических переменных, и обработки информации в компьютере. На этапе конструирования аппаратных средств алгебра логики позволяет значительно упростить логические функции, описывающие функционирование схем компьютера. 2.2. Объяснение нового материала. Назовите логические функции – конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. Подготовьте таблицу в тетради. (Приложение 1) Какие значения принимают эти функции при различных исходных данных? Конъюнкция (И) принимает истинное значение только при всех истинных исходных данных, запишем таблицу истинности (слайд 5). Рассмотрим электрическую контактную схему №1, реализующую эту операцию, лампочка горит только в том случае если оба контакта (ключа) находятся в положении «включено». В физике такое соединение называют последовательным. Заполните таблицу. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1: Конъюнктор – электронная логическая схема, которая реализует логическую функцию конъюнкцию. Дизъюнкция (ИЛИ) принимает истинное значение, когда истинно хотя бы одно из исходных данных. Запишите таблицу истинности для дизъюнкции. Рассмотрим электрическую контактную схему №2, реализующую эту операцию, лампочка не горит только в одном случае, когда оба контакта (ключа) находятся в положении «выключено». В физике такое соединение называют параллельным. Заполните таблицу. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2: Дизъюнктор – электронная логическая схема, реализующая логическую функцию дизъюнкцию. Инверсия (НЕ) принимает противоположное значение исходному выражению. Запишем таблицу истинности для инверсии. Рассмотрим электрическую контактную схему №3, реализующую эту операцию, лампочка не горит, хотя контакт находиться в положении «выключено». В качестве переключателя используется автоматический ключ. Когда тока на нем нет, пластина замыкает контакты и лампочка горит. Если на ключ подать напряжение, то вследствие явления электромагнитной индукции пластина прижимается и цепь размыкается. Лампочка не горит. Заполните таблицу. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 3: Инвертор – электронная логическая схема, которая реализует логическую функцию инверсию. Импликация (следование) выражается через дизъюнкцию и отрицание. Эквиваленция (равносильно) выражается через отрицание, дизъюнкцию и конъюнкцию. Таким образом, операций отрицания, дизъюнкции и конъюнкции достаточно чтобы описать и обработать любую логическую функцию, описывающую работу устройств компьютера. Недостатками базовых контактных схем являлись их низкая надежность и низкое быстродействие, большие размеры и потребление энергии. Поэтому попытка использовать такие схемы в ЭВМ не оправдала себя. Появление вакуумных и полупроводниковых приборов позволило создавать логические элементы с быстродействием от 1 миллиона переключений в секунду. Именно такие электронные схемы нашли своё применение в качестве элементарной базы ЭВМ. Вся теория, изложенная для контактных схем была перенесена на электронные схемы. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 4: Вентиль (базовые логические элементы) – элементы, реализующие базовые логические операции. Их названия и условные обозначения являются стандартными и используются при составлении и описании логических схем компьютера. Из вентилей составляют более сложные схемы. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 5: Триггер – электронная схема, применяемая для запоминания одного разряда двоичного кода, и имеет два устойчивых состояния. Поскольку один триггер может запомнить только один разряд двоичного кода, то для запоминания байта нужно 8 триггеров, для запоминания килобайта, соответственно, 8х210=8192 триггеров. Современные микросхемы памяти содержат миллионы триггеров. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 6: Сумматор – это электронная логическая схема, выполняющая суммирование двоичных чисел. • Из вентилей составляют более сложные схемы. Причем схему, выполняющую определенные функции можно построить из различных по сочетанию и количеству вентилей. Поэтому значение формального представления логической схемы чрезвычайно велико. Алгебра логики дала в руки конструкторов мощное средство разработки, анализа и совершенствования логических схем. В самом деле, гораздо проще, быстрее и дешевле изучать свойства и доказывать правильность работы схемы с помощью выражающей ее формулы, чем создавать реальное техническое устройство. Логические схемы необходимо строить из минимального возможного количества элементов, что в свою очередь обеспечивает большую скорость работы и увеличивает надежность устройства. 2.3. Практическая часть. Задача: Дана логическая схема. Упростите её, используя минимальное количество вентилей. Нарисуйте новую схему. Решение: Построим логическое выражение к схеме Упростим егоПрименяя распределительный закон для дизъюнкции, закон исключения третьего, умножения на логическую 1. Построим упрощенную схему. Предложить построить контактную схему. 3. Заключительная часть 3.1. Подведение итогов Устройства ПК работают по законам логики. Основные логические схемы – вентиль, регистр, сумматор. Законы человеческого мышления и принципы построения логических элементов компьютера в своей основе имеют традиционную двузначную логику. Но конечно, законы человеческого мышления не всегда подчиняются двузначной логике, поэтому сейчас и рассматривается множество различных логик: многозначные, паранепротиворечивые, интуиционистские, конструктивистские и пр. 3.2. Домашнее задание Построить логические выражения к схеме, упростить, нарисовать новые схемы. Дополнительно (по желанию): • Построить логические схемы для триггера и сумматора. • Подготовить сообщения на тему «Виды логики». Литература: Фиошин М.Е., Ресин А.А., Юнусов С.М. под ред. Кузнецова А.А. Информатика и ИКТ (профильный уровень): учебник для 10 11 классов М. Дрофа 2008 Угринович Н.Д. Учебник для 10 класса, «Профильный уровень.» 3-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. Дополнительно: Демонстрационный материал к уроку: «Логические основы компьютера». Здесь представлены лишь фрагменты презентации. Полный вариант содержит 30 слайда. Презентация Приложения: Архив ZIP, объемом 1.1 Mb (integr-3.zip) Конспект урока - в формате .doc Презентация - в формате .ppt Таблица - в формате .doc

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 832 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.07.2020 1375
    • ZIP 1 мбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шаренко Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шаренко Татьяна Александровна
    Шаренко Татьяна Александровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 69155
    • Всего материалов: 229

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания с применением дистанционных технологий

Учитель информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Курс профессиональной переподготовки

Информационные технологии в профессиональной деятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель информационных технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 191 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 971 человек

Курс повышения квалификации

Теоретические и методологические основы преподавания информатики с учётом требований ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 151 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 717 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе