Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Информатика / Интегрированный урок (История Курского края+компьютерный практикум). «Создание электронной картотеки «Культура Курского края 17-18 веков» курс II

Интегрированный урок (История Курского края+компьютерный практикум). «Создание электронной картотеки «Культура Курского края 17-18 веков» курс II

Скачать материал

Название документа avtor.doc

Авторы: Шелдунова Наталья Семеновна

Должность: преподаватель

Образовательное учреждение: ОГОУ СПО «Обоянский библиотечный колледж»

г. Обоянь, Курской области

Категория: высшая

Дремова Галина Владимировна

Должность: преподаватель

Категория: высшая

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 34

г. Таганрог Ростовской области

E-mail: konsultant_d@mail.ru


Тема урока: «Создание электронной картотеки «Культура Курского края 17-18 веков»

Предметы: История Курского края, компьютерный практикум.

Курс: 2.

Ключевые слова: развития культуры 17 века, памятники культуры, Выдающиеся деятели науки и культуры 17 века, условия развития культуры 18 века, информатика, задания на компьютере, задания в программе Microsoft Office Word.

Оборудование: компьютерный класс, программы Pоwer Point, Microsoft Office Word

Тип урока: урок получения новых знаний и развитие способностей их применения при решении профессиональных задач.

Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная на компьютере.


Название документа kollegam.doc


Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию представляется проект открытого урока, проходящего в форме бинарного урока. В один урок объединены две дисциплины «История Курского края», «Компьютерный практикум». Тема урока: «Культура Курского края в 17-18 веках», «Работа с текстовым редактором MS Word».

Урок актуален по нескольким причинам:

  1. В содержательном аспекте знание истории и культуры своего края является гуманитарной составляющей образования и уровня культуры современного человека.

  2. Содержание урока позволяет реализовать обучающие, развивающие и воспитательные цели урока и сформировать следующие компетенции у студентов:

общие компетенции, включающие в себя способность и готовность:

  • Сознавать необходимость и способность учиться на протяжении всей жизни.

  • Уметь структурировать знания, формировать способность к наращиванию накопленных знаний, способность обучаться самостоятельно.

  • Организовывать собственную деятельность, оценивать эффективность и качество своей работы.

  • Проявлять инициативу и ответственность.

  • Осуществлять поиск, интерпретацию и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пользователями.

профессиональные компетенции:

в области информационной деятельности:

  • Способность использовать прикладное программное обеспечение к созданию новых информационных продуктов.

в области культурно-воспитательной деятельности:

  • Готовность к приобщению пользователей библиотек к культуре Курского края.

  • Готовность к реализации досуговой и воспитательной функций библиотеки.

4. Важной стороной актуальности данного урока выступают особенности юношеского возраста студентов, где будет приводиться урок. Главная трудность – отсутствие учебной мотивации. Мы делаем попытку сформировать мотивацию освоения краеведческих знаний, как для дальнейшей профессиональной деятельности, так и для гуманитарного развития каждого человека.

5. На уроке будет поставлена проблема предоставление библиотекарем качественной информации пользователям.


Цели урока:

  • Воспитательная: интереса к прошлому, сопоставление событий прошлого и настоящего, оценки событий прошлого с позиции нравственности и настоящего.

  • Патриотическая позиция

  • Обучающая: освоение студентами новой техники закрепления знаний с помощью выполнения странички альбома «Культура Курского края в 17-18 веках».

При работе с текстовым материалом студенты должны выработать умения:

  • выделить ключевые моменты текста,

  • выразить кратко (в одной или двух фразах) содержание объемного текста по плану;

  • найти в тексте предложения, наиболее полно отражающие его содержание.

  • извлекать нужную информацию их текста:

  1. Название памятника культуры/ ФИО выдающегося земляка.

  2. Дата создания / Дата жизнедеятельности.

  3. Место нахождения, архитектор/ Вклад в культуру Курского края.

  4. Библиографическое описание источника информации.

File






Дворцово-парковый ансамбль «Марьино»


Фото





2


Название документа lekciya.doc

Изложение лекции по теме: «Культура Курского края в 17-18 в.»


Рассказывать о культурном облике Курского края первой половины 17 века трудно. Высокая роль православной церкви, низкий уровень жизни после «Смутного времени», подъем национального самосознания, и усиление крепостного права повлекли за собой социальные волнения, народные бунты восстания, самым крупным из которых было восстание под руководством Степана Разина. В тоже время расширение торговых связей с Украиной и Белоруссией. Способствовали развитию и взаимодействию народной культуры.

В силу того, что Курская земля, стояла в центре смутного времени, многие памятники культуры не сохранились.

Больше всего из-за пожаров и разорений пострадала архитектура 17 века. Многие архитектурные соружения были перестроены и утратили свой первоначальный вид, т.к. вплоть до конца первой половины 17 века, все строения возводились из дерева.

Памятником деревянного зодчества можно назвать Николаевский монастырь, расположенный в г. Рыльске (ФОТО) На экране вы видите уже фотографию монастыря 19 века, когда он был перестроен и обложен камнем.

Время возникновения монастыря точно не установлено, по свидетельству краеведов, на одной из монастырских икон имелась надпись, что она поступила в монастырь в 1462 году. В письменных источниках монастырь встречается в 1505 г. В писцовых книгах 1625-1626 гг. отмечалось, что в Николаевском монастыре хранились грамоты Ивана Грозного. В начала 17 века в годы «смуты» и польской интервенции монастырь был разрушен поляками и возродился только в первой половине 18 века. В 1614 г. иегумен монастыря поехал в Москву для оформления монастырских документов, но по дороге был убит. Тогда и исчезли все документы монастыря.


Если Николаевский монастырь можно назвать визитной карточкой г. Рыльска, то своеобразным символом г. Курска является здание Знаменского собора Рождество-Богородецкого мужского монастыря. (ФОТО)

Его сооружение связано с героической обороной г. Курска в 1612 г. от польско-литовских интервентов.

Полякам не удалось взять крепость, и они отступили.

В благодарность за избавление жители Курска дали обед построить монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нем чудотворную икону «Знамение». В 1615 году началось строительство и в 1618 г. икона вернулась в Курск. Наличие иконы не спасло монастырь от пожара. Будучи деревянным в 1631 г. он сгорел от удара молнии, а в 1634 г. восстановленный монастырь был разорен поляками и татарами.

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича началось строительство каменной церкви на средства государственной казны и народные пожертвования. В 1680г. был построен Знаменский собор, который мы видим на слайде.

Примерно в это же время, во второй половине 17 века, в Обояни возникает Богородицко-Знаменский мужской монастырь (фото стр.152).

Давайте вспомним, как сложилась судьба данного памятника культуры?

Обоянский Богородицко-Знаменский мужской монастырь основан в 1663 году. Свое название он получил от своей главной церкви Знамение пресвятой Богородицы. Известно, что в 1700 и 1719 г. деревянные строения были полностью уничтожены пожаром. Монахи перешли в Белгородский Николаевский монастырь. В 1730 г. были возведены две каменные церкви.

В 1769 г. в нем было 9 человек монахом и настоятелем. После пожара в 1769 г. в нем обитало 3 монаха. В 1867 г – 29 монахов.

В 1818 г. монастырь был обложен с трех сторон каменной оградой, а с восточной стороны двор закрывал каменный корпус длиной 22 сажени с куполом и пролетом.

Внутри монастырской ограды, возле большого оврага находились две каменные церкви, построенные в 1730 г., монастырское кладбище, а в южной стороне, на краю малого оврага - новый в два с половиной этажа каменный корпус.

При монастыре было открыто низшее духовное училище для детей священнослужителей Обоянского уезда и городов Суджи, Богатово, Корочи, Старого Оскола.

Монастырь и церкви были уничтожены большевиками в 1924 г.


Во второй половине 17 века монастыри возникают и в Щигровском уезде, который до 1905 г. был небольшой женской богадельней. Но наибольшую известность приобретает Коренная Рождества Богородицы пустынь. (фото)

Монастырь расположен на одном из нагорных холмов правого берега р. Тускарь. В 17 в. монастырь Коренная пустынь был деревянным и восстанавливался на средства Курского Знаменского монастыря.


В силу того, что православная религия была своеобразной формой социально-политической, духовной и культурной жизни русского человека, развитие храмовой архитектуры тесно связано развитие иконописи.

Живопись:

В 17 в. центром иконописи стала - Борисовка, Грайворонского уезда. Промысел этот получил развитие после основания в 1710-1714 гг. Борисовского женского монастыря.

Некоторые исследователи- краеведы высказывают предположение, что и икона «Знамения» Божьей матери (ФОТО), возможно курского письма.

Известно, что для росписи Успенского Собора в Киеве был приглашен курский мастер Макар Григорьев.


Прикладное искусство 17 века в основном существовало в вышивке тканей, резьбе по дереву, но в силу тягот «Смутного времени» мало, что сохранилось.

В первой половине 17 века Курск был известен народными песнями, играми, плясками. Зачастую духовные и светские власти расценивали их как дела «бесовские» и «сатанинские». Так, в 1649 г. один из курский боярин подал челобитную о том, чтобы в Соборном Уложении был принят закон о запрете песен и игр. Когда он узнал, что челобитная не нашла своего отражения в Соборном Уложении, то подал вторую, с просьбой запретить праздничные игрища, сатанинские песни, сказания и плясания. Но не смотря на запреты, угрозы и наказания народное творчество развивается и обогащается украинской, белоруской, польской культурой.


Выдающие деятели Курского края в 17 веке:

Среди курян, оставивших след в истории 17 века выделяется имя Афанасия Ивановича Мезенцева, работавшего в разрядном приказе над новыми картами Московского царства. Он один из авторов «Книги Большого чертежа». В 1627 г. составил новую карту Московского царства, дополнив ее картами Орловского, Белгородского и Курского краев.

К сожалению, рассматривая «Золотую книгу русской культуры» Владимира Соловьева я не нашла в ней имя нашего земляка. В ст. «К неведомым далям» говорится о содержании «Книги Большого Чертежа» и нет ссылки на ее автор. Рассказать пользователям об одном из авторов «Книги Большого чертежа» Афанасии Ивановиче Мезенцеве – ваша задача, не только как библиотекарей профессионалов, но и как патриотов своей родины..


Если А.И. Мезенцева можно считать одним из первых картографов, то основателей русской библиографии мы называем Симеона Агафонниковича Медведева (Сильвестра Медведева). Он родился в 1641 г. в деревне Новоселовка Щигровского уезда в бедной семье, но отец смог дать ему образование. В 16 лет был принят на службу писарем Курской губной избы (Бывшее название уголовного суда). Его способности были замечены, и он был взят на службу подъячим приказа Тайных дел. В 1672 г. Медведев принимает монашество под именем Сильвестра. В 1675-77 гг. служит в Коренной пустыни. В приказе Тайных дел занимается цензурой книг, которые издаются в России и книг, которые привозятся из - за границы.

Его главный труд: «Оглавления книг, кто их сложил» - является первым образцом библиографии. В нем указывалось место и год издания книги, автор перевода, редактор, издатель, количество страниц.

Одна из известных работ - песнопения, посвященные Сергию Радонежскому.

Земляком и другом Сильвестра Медведева был сын курского подъячего Карион Истомин, работавший вместе с ним над новым изданием «Апостола» первопечатника Ивана Федорова.

Истомин написал «Созерцание краткое лет 1681-1682, в них же что содеятся в гражданстве» - своеобразная летопись, которую отредактировал С. Медведев. Карион Истомин подготовил и первый иллюстрированный Букварь, был сторонником обучения девочек. В трактате «Домострой» излагал правила поведения учащихся. Кариона Истомина мы считаем и первым детским писателем.

Вывод: Таким образом, в 17 веке развитие получила архитектура, иконопись, народное творчество, зарождается светская литература.


Культура края в 18 веке

На рубеже 17-18 вв. в русской культуре был осуществлен переход к искусству нового времени: на смену религиозной культуре приходят светские формы и виды творчества, расширяются связи с Западной Европой. Большую роль играют реформы Петра 1. Новые хозяйственные, политические, военные потребности государства конца 17 в. вызвали строительство городов. Так, после большого пожара в 1781 году был составлен новый план города, который утвердила сама Екатерина 2.

План предусматривал четыре части:

  • Городскую (современный центр),

  • Закурную (между Курой и Тускарью),

  • Стрелецкую и Пушкарную слободы.

Центральная площадь получила название Красной. От нее шли две главных дороги: Московская/ул. Ленина (фото стр. 63). и Херсонская/ ул. Дзержинского.(фото стрр.99-100). Эти фотографии показывают жизнь города в конце 18 нач. 19 века, и мы узнаем отдельные здания.

В 1778 г. был построен Кафедральный Казанский собор на ул. Серафима Соровского (фото стрр. 78).

Какая жители Курска хранят легенду, связанную с именем Серафима Саровского.

У Курян есть легенда, что он построен по проекту знаменитого архитектора Растрелли. Или его учеников. Финансировал строительство купец Карп Первышев в честь Преподобного Сергия Радонежского. Немалый вклад внесли в строительство Исидор и Агафья Мошнины, родители будущего серафима Саровского.

Предание говорит, что задолго до середины 18 века на этом месте находился деревянный храм, в честь Сергия Радонежского и Казанской Божьей матери. Во время пожара Курска в 1751 г. Сергиевский храм сгорел. Прихожане расчищали пепел и обнаружили совершенно не тронутую огнем икону Казанской Божьей Матери. Жители в этом особый знак Пресвятой Богородицы и решили построить в ее честь каменный храм. Особенно большой вклад сделал Купец Карп Первышев. Подряд на строительство взял курский купец Исидор Машнин, в семье которого родился мальчик. Достоила храм его жена Агафья, а осветил храм епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф.

С историей строительства храма связана жизнь преподобного Серафима Саровского (фото). Подробно с его жизнью Вы знакомились на уроках литературы Курского края.

Практически в это же время в 1790 г. в Обояни строится Храм Смоленской иконы Божьей Матери. (Фото). Со строительством храма связано множество легенд

Наряду с Храмовой архитектурой начинается строительство магазинов, учебных заведений, мануфактур и дорог.

В честь проезда Екатерины 2 через Курск были выложена новая дорога и построены Херсонские триумфальные ворота 1787 г., представлявшие собой каменные столбы, выкрашенные под мрамор, с фигурами ангелов наверху (фото стрр. 108).

В 30-х годах 20 века ворота были снесены.

Среди светской архитектуры 18 века необходимо отметить здание, расположенное на улице Ю. Пионеров, известное как палаты воевод Ромадановских . (фото)

Здание обращает внимание своеобразно оформленным крыльцом в виде башенки – теремка, примкнувшей к главному фасаду. Дом похож на крепость. В 20 веке здание принадлежало различным организациям. Сегодня находится в стадии реконструкции.

18 век – век строительства Дворцово парковых ансамблей. В старинном селе Ивановское сохранился памятник архитектуры 18 века – палаты гетмана Мазепы. (ФОТО) Которые впоследствии стали частью Дворцово-паркового ансамбля Марьино (ФОТО). Давайте вспомним историю. Кому принадлежали земли села Ивановское?


В век просвещения в России начинают издаваться книги светского содержания, с 1711 г. выходит в свет первая печатная газета «Ведомости». В Курске в 1792 году начинает работать первая типография.

Характерной особенностью Курского книгопечатания было издание художественной литературы. Курские учителя и образованные чиновники составляли ядро курских писателей. Так, например, в 1785 г. курский землемер Иван Башилов описал курский фольклор в книге «Топографическое описание Курского наместничества» и дал подробное описание Курска и его уездных городов, описал нравы и обычаи курян. Благодаря его книге сегодня мы можем узнать, как выглядел русский народный костюм.


Интерес к литературе прививал театр.

Театр

До Петра 1 в России не было общедоступного профессионального театра. Петр 1 был любителем театральных зрелищ и распорядился построить в Москве общедоступный театр «комедиальную храмину».

В начале 90-х годов открывается первый в истории Курска театр. Только для дворян ставились спектакли и в доме графа Волкенштейна, где начинает свою театральную карьеру крепостной крестьянин, ставший в последствии великим актером М.С. Щепкиным. (фото) Основатель реалистического направления в русском театре.

В 18 веке курские купцы начинают осваивать Сибирь и Аляску. В отечественную историю вошло имя Рыльского купца Григория Шелехова. Его имя носит один из городов в Иркутской области и его именем назван пролив в Охотском море. Каков вклад Г.И. Шелихова в отечественную науку?

Его называют «Русским Колумбом». Ему принадлежит мировое первенство в описании флоры, фауны и населения Аляски.

В истории культуры Курского края оставил след и епископ Белгородский и Обоянский святитель Иоасаф, в миру Иоаким Горленко, родился в Полтавской губернии. В 1748 г. возглавил Белгородскую и Обоянскую епархию. Ведя аскетический образ жизни был примером для мирских граждан, сурово относился к священникам, пренебрегавших постами и нарушавшими церковные таинства. Ему удалось сделать оседлыми многих цыган. Он помогал бедным и обездоленным. После его смерти тело осталось нетленным. Сегодня рака с останками святого находится в Белгородском Храме Святой Троицы. Церковные документы свидетельствуют о множестве исцелений больных от прикосновения к раке святого Иоасафа. Белгородцы считают святым и то место на горе над городом, где в мае 1754 г. в последний раз стоял святитель и осенил крестным знамением город. Сегодня на Харьковской горе в этом месте стоит памятник-крест в честь святителя Иоасафа.


Вывод: Таким образом, в культуре Курского края 18 в. по прежнему большое место занимает религиозная культура, получают развитие: городская архитектура, светская литература, театральное искусство, Расширяются торговые связи, осуществляется исследования берегов Аляски.


6


Название документа plan.doc

Тема: «Создание электронной картотеки «Культура Курского края 17-18 веков»

Предметы: История Курского края, компьютерный практикум.

Курс: 2

Ключевые слова: развития культуры 17 века, памятники культуры, Выдающиеся деятели науки и культуры 17 века, условия развития культуры 18 века, информатика, задания на компьютере, задания в программе Microsoft Office Word.

Оборудование: компьютерный класс, программы Pоwer Point, Microsoft Office Word,

Тип урока: урок получения новых знаний и развитие способностей их применения при решении профессиональных задач.

Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная на компьютере.

Цели урока:

образовательные:

познакомить студентов с особенностями развития культуры Курского края в 17-18 веках;

обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Текстовый процессор Word» (повторить алгоритмы форматирования текста, вставки рисунка из файла, изменения размеров рисунка, изменения параметров форматирования рисунка);

воспитательные:

показать значимость изучения истории культуры Курского края для практической деятельности в библиотеке, способствовать воспитанию ответственности библиотекаря за предоставление качественной информации пользователям;

содействовать выработке у студентов правильной организации режима работы за компьютером;

развивающие:

развивать историческую память и воображение в процессе реконструкции культурной среды эпохи;

развивать навыки самостоятельной работы с текстовым редактором MS Word, используя различные приемы оформления создаваемого документа, способствовать формированию творческой инициативы.


Формируемые компетенции

профессиональные:

структурирование знания, формирование способности к наращиванию накопленных знаний;

осуществление поиска, интерпретация и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

использование прикладного программного обеспечения для создания новых информационных продуктов;

приобщение пользователей библиотек к изучению культуры Курского края;

личностные:

ответственность, самостоятельность в принятии решений.

Методическая цель урока: освоение методики проведения бинарного урока, основанного на компетентностном подходе к обучению.


Форма организации учебного процесса: комбинированный урок с опережающими элементами обучения.


Тип занятия: урок получения новых знаний и развитие способностей их применения при решении профессиональных задач.


Вид занятия: бинарный урок.


Междисциплинарные связи:

библиотечный каталог, литература Курского края, библиотековедение, библиографоведение, информатика, ТСБР, детская литература, культура Курского края.


Средства обучения:

  1. Книжная выставка «Истории свидетели живые».

  2. Презентация «Путешествие по истории культуры 17-18 веков».

  3. Опорный конспект по теме «Культура Курского края 17-18 веков».

  4. Образцы разделителей.

  5. Компьютеры с операционной системой Windows XP.

  6. Программное обеспечение Microsoft Office: Word 2003.

  7. Мультимедийный проектор. Экран.

  8. Лазерный принтер Samsung.

  9. Методические указания по выполнению практической работы.

  10. Электронные карточки с заданием.



Название документа tech.karta.doc

Технологическая карта урока


Ход занятия

Содержание учеб­ного материала

Методы и средства обучения

Пример­ное вре-

мя

Задача

Организационный момент.



1 мин.

Отметка отсутствующих студентов

Сообщение темы, целей и задач урока, мотивация учебной деятель­ности студентов, объяснение кри­териев оценки деятельности студентов. Разъяснение домашнего задания.

Создание электронной картотеки «Культура Курского края 17-18 веков».

Цели:

1.Познакомить студентов с особенностями развития культуры Курского края в 17-18 веках.

2. Показать значимость знания истории культуры Курского края для практической деятельности в библиотеке.

3.Развивать историческую память и воображение в процессе реконструкции культурной среды эпохи.


Сообщение.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

4 мин.

Настроить студентов на работу. Дать домашнее задание.


Изложение нового материала.

1.Особенности развития культуры Курского края в 17 веке.

1.1.Изобразительное искусство и архитектура.

1.2. Курская Коренная Рождество - Богородицкая пустынь.

1.3. Выдающиеся деятели науки и культуры 17 века:

1.3.1.Афанасий Иванович Медведев.

1.3.2. Сильвестр Медведев.

1.3.3. Карион Истомин.

2. Развитие культуры Курского края в 18 веке. 2.1.Архитектура.

2.1.1.Городская архитектура.

2.1.2. Храмовая архитектура.

2.1.3. Дворцово-парковый ансамбль «Марьино».

2.2. Литература Курского края.

2.3. Развитие театра. М.С. Щепкин.

2.4. Исследования и открытия курских купцов. Г.И. Шелихов.

Метод: заочная экскурсия с элементами беседы, с опорой на знания, полученные студентами по темам: «Курский край в период смутного времени», «История развития г.Обояни», с использованием опережающего метода обучения и презентация фотографий «Культура Курского края в 17-18 веках».

20 мин.

Дать студентам основные теоретические сведения по теме «История культуры Курского края в 17-18 веках»

Показать значимость знания истории культуры Курского края для практической деятельности в библиотеке.

Развивать историческую память и воображение в процессе реконструкции культурной среды эпохи.


Актуализация

опорных знаний в ходе изложения нового материала по вопросам.

1. Как проходила оборона Курской крепости в 1612 году?

2. Какова судьба Богородецко – Знаменского мужского монастыря в г. Обояни?

3.Каким образом жизнь великого святого Серафима Саровского связана со строительством Сергиево-Казанского Кафедрального собора в г. Курске?

4. Кому принадлежали земли в с. Ивановское Рыльского уезда?

5. Какова история создания Коренной пустыни?

6. Какой вклад в развитие русского театра внес М.С. Шепкин?

7. Назовите имя одного из основателя отечественной библиографии.

8. Кого называют «Русским Колумбом?».

Метод: творчески-воспроизводящий.

15 мин.

Проверка усвоения теоретического материала, изученного по темам: «Курский край в период смутного времени»,

«История развития г. Обояни».

Оценка результата самостоятельной работы студентов по теме: «Культура Курского края 17-18 в.».



Закрепление нового материала.

Вопросы:

1. В чем особенность развития культуры Курского края 17 века?

2. Что повлияло на развитие культуры Курского края в 18 веке?

3. Назовите видных деятелей науки и культуры 18 века.

Беседа по вопросам.

Метод: репродуктивный.

5 мин.

Проверка усвоения и понимания студентами изученного материала.

Актуализация

опорных знаний по компьютерному практикуму.

1.С помощью какой программы можно создавать текстовые документы?

2.С чего нужно начинать работу в текстовом процессоре MS Word при создании нового документа?

3. Как выделить отдельное слово?

4.Какие действия можно производить со шрифтом?

5.Как вставить рисунок или фотографию из файла в документ?

6.Каким способом можно изменить стиль обтекания текстом для рисунка или графического объекта?

Фронтальный

опрос.

Метод обучения – репродуктивный.

4 мин.

Повторение пройденного материала по приобретению практических навыков работы на компьютере.

Сообщение темы, постановка задачи.

Создание электронной картотеки «Культура Курского края 17-18 веков».

Демонстрация образца фрагмента картотеки.

Образцы разделителей и карточек.

Метод: объяснительно-иллюстративный

3 мин.

Знакомство студентов с задачами урока.

Выполнение практического задания с использованием компьютера


Создание разделителей и карточек с библиографической записью для электронной картотеки «Культура Курского края 17-18 веков».

Электронные карточки с заданиями.

Методические указания по выполнению практической работы.

Метод: творческовоспроизводящий.

20 мин.


Закрепление практических навыков и умений работы на компьютере по набору и форматированию текста, вставки в текст рисунка, сохранению документа.


Печать на принтере разделителей и карточек, выполненных студентами.

Создание нового информационного продукта..

Методические указания по выполнению работы.

В ходе урока, по мере выполнения студентами основного задания.

Распечатка документов на принтере.


Подведение итогов.

Комментирование оценок.

Демонстрация работ студентов.

Самоанализ работ студентов.

Метод: творческо-воспроизводящий.

10 мин.

Развивать у студентов способность анализировать результаты работы.

Постановка домашнего задания.

Подготовить текст экскурсии «История моего города (села)». «История моего города (села)».

Оформить сообщение с помощью MS Word.

Работу представить в электронном виде.

Самостоятельная работа студентов.

2 мин.



Всего: 90 мин.




Преподаватель истории Курского края Н.С. Шелдунова

Преподаватель информатики Г.В.Дремова

Интегрированный урок (История Курского края+компьютерный практикум). «Создание электронной картотеки «Культура Курского края 17-18 веков» курс II
Скачать материал
  • Информатика
Описание:

Вашему вниманию представляется  проект  открытого урока, проходящего в форме бинарного урока. В один урок объединены две дисциплины «История Курского края», «Компьютерный практикум». Тема урока: «Культура Курского края в 17-18 веках», «Работа с текстовым редактором MS Word».

Урок актуален по нескольким причинам:

    • В содержательном аспекте знание истории и культуры своего края является гуманитарной составляющей образования и уровня культуры современного человека.
    • Содержание урока позволяет реализовать обучающие, развивающие и воспитательные цели урока и сформировать следующие  компетенции у студентов:

общие компетенции, включающие в себя способность и готовность:

  • Сознавать необходимость и способность учиться на протяжении всей жизни.
  • Уметь структурировать знания, формировать способность к наращиванию накопленных знаний, способность обучаться самостоятельно.
  • Организовывать собственную деятельность, оценивать эффективность и качество своей работы.
  • Проявлять инициативу и ответственность.
  • Осуществлять поиск, интерпретацию и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пользователями.

профессиональные  компетенции:

в области информационной деятельности:

  • Способность использовать прикладное программное обеспечение к созданию новых информационных продуктов.

в области культурно-воспитательной деятельности:

  • Готовность к приобщению пользователей библиотек к культуре Курского края.
  • Готовность к реализации досуговой и воспитательной функций библиотеки.

4. Важной стороной актуальности данного урока выступают особенности юношеского возраста студентов, где будет приводиться урок. Главная трудность – отсутствие учебной мотивации. Мы делаем попытку сформировать мотивацию освоения краеведческих знаний, как для дальнейшей профессиональной деятельности, так и для гуманитарного развития каждого человека.
5.  На уроке будет поставлена проблема предоставление библиотекарем качественной информации пользователям.

Цели урока:

  • Воспитательная: интереса к прошлому, сопоставление событий прошлого и настоящего, оценки событий прошлого с позиции  нравственности и настоящего.
  • Патриотическая позиция
  • Обучающая: освоение студентами новой техники закрепления знаний с помощью выполнения странички альбома «Культура Курского края в 17-18 веках».

При работе с текстовым материалом студенты должны выработать умения:

  • выделить ключевые моменты текста,
  • выразить кратко (в одной или двух фразах) содержание объемного текста по плану;
  • найти в тексте предложения, наиболее полно отражающие его содержание.
  • извлекать нужную информацию их текста:
  • Название памятника культуры/ ФИО выдающегося земляка.
  • Дата создания / Дата жизнедеятельности.
  • Место нахождения, архитектор/ Вклад в культуру Курского края.
  • Библиографическое описание источника информации.
dr1.jpg

Рассказывать о культурном облике Курского края первой половины 17 века трудно. Высокая роль  православной церкви, низкий уровень жизни после «Смутного времени», подъем национального самосознания, и усиление крепостного права повлекли за собой социальные волнения, народные бунты восстания, самым крупным из которых было восстание под руководством Степана Разина. В тоже время расширение торговых связей с Украиной и Белоруссией. Способствовали развитию и взаимодействию народной культуры.
 В силу того, что Курская земля, стояла в центре смутного времени,  многие памятники культуры не сохранились.
Больше всего из-за пожаров и разорений пострадала архитектура 17 века. Многие архитектурные соружения были перестроены и утратили свой первоначальный вид, т.к. вплоть до конца первой половины 17 века, все строения возводились из дерева.
Памятником деревянного зодчества можно назвать Николаевский монастырь, расположенный в г. Рыльске (Фото) На экране вы видите уже Фотографию монастыря 19 века, когда он был перестроен  и обложен  камнем.
Время возникновения монастыря точно не установлено, по свидетельству краеведов, на одной из монастырских икон имелась надпись, что она поступила в монастырь в 1462 году. В письменных источниках монастырь встречается  в 1505 г. В писцовых книгах 1625-1626 гг. отмечалось, что в Николаевском монастыре хранились грамоты Ивана Грозного. В начала 17 века в годы «смуты» и польской интервенции монастырь был разрушен поляками и возродился только в первой половине 18 века.  В 1614 г. иегумен монастыря поехал в Москву для оформления монастырских документов, но по дороге был убит. Тогда и исчезли все документы монастыря.

Если Николаевский монастырь можно назвать визитной карточкой  г. Рыльска, то своеобразным символом г. Курска является здание Знаменского собора Рождество-Богородецкого мужского монастыря. (Фото)
 Его сооружение связано с героической обороной  г. Курска в 1612 г. от польско-литовских интервентов.
Полякам не удалось взять крепость,  и они отступили.
В благодарность за избавление жители Курска дали обед построить монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нем чудотворную икону «Знамение». В 1615 году началось строительство и в 1618 г. икона вернулась в Курск. Наличие иконы не спасло монастырь от пожара. Будучи деревянным в 1631 г. он сгорел от удара молнии, а в 1634 г. восстановленный монастырь был разорен поляками и татарами.
В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича началось строительство каменной церкви на средства государственной казны и народные  пожертвования. В 1680г. был построен Знаменский собор, который мы видим на слайде.
Примерно в это же время, во второй половине 17 века, в Обояни возникает Богородицко-Знаменский мужской монастырь (Фото).
Давайте вспомним, как сложилась судьба данного памятника культуры?
Обоянский Богородицко-Знаменский мужской монастырь основан в 1663 году. Свое название он получил от своей главной церкви Знамение пресвятой Богородицы. Известно, что в 1700 и 1719 г. деревянные строения были полностью уничтожены пожаром. Монахи перешли в Белгородский Николаевский монастырь. В 1730 г. были возведены две каменные церкви.
В 1769 г. в нем было 9 человек монахом и настоятелем. После пожара в 1769 г. в нем обитало 3 монаха. В 1867 г – 29 монахов.
В 1818 г. монастырь был обложен с трех сторон каменной оградой, а с восточной стороны двор закрывал каменный корпус длиной 22 сажени с куполом и пролетом.
Внутри монастырской ограды, возле большого оврага находились две каменные церкви, построенные в 1730 г., монастырское кладбище, а в южной стороне, на краю малого оврага  - новый в два с половиной этажа каменный корпус.
При монастыре было открыто низшее духовное училище для детей священнослужителей Обоянского уезда и городов Суджи, Богатово, Корочи, Старого Оскола.
Монастырь и церкви были уничтожены большевиками в 1924 г.

 Во второй половине 17 века монастыри возникают и в Щигровском уезде, который до 1905 г. был небольшой женской богадельней. Но наибольшую известность приобретает Коренная Рождества Богородицы пустынь. (Фото)
Монастырь расположен на одном из нагорных холмов правого берега р. Тускарь. В 17 в. монастырь Коренная пустынь был деревянным  и восстанавливался на средства Курского Знаменского монастыря.

В силу того, что православная религия была своеобразной формой социально-политической, духовной и культурной жизни русского человека,  развитие храмовой архитектуры тесно связано развитие иконописи.
Живопись:
В 17 в. центром иконописи стала - Борисовка,  Грайворонского уезда.   Промысел этот получил развитие после основания в 1710-1714 гг. Борисовского женского монастыря.
Некоторые исследователи- краеведы высказывают предположение, что и икона «Знамения» Божьей матери  (Фото), возможно курского письма.
Известно, что для росписи Успенского Собора в Киеве был приглашен курский мастер Макар Григорьев.

Прикладное искусство 17 века в основном существовало в вышивке тканей, резьбе по дереву, но в силу тягот «Смутного времени» мало, что сохранилось.
В первой половине 17 века Курск был известен народными песнями, играми, плясками. Зачастую духовные и светские власти расценивали их как дела «бесовские» и «сатанинские». Так, в 1649 г. один из курский боярин подал челобитную о том, чтобы  в Соборном Уложении был принят закон о запрете песен и игр. Когда он узнал, что челобитная не нашла своего отражения в Соборном Уложении, то подал вторую, с просьбой запретить праздничные игрища, сатанинские песни, сказания и плясания. Но не смотря на запреты, угрозы и наказания народное творчество развивается и обогащается украинской, белоруской, польской культурой.

Выдающие деятели Курского края в 17 веке:

Среди курян, оставивших след в истории 17 века выделяется имя Афанасия Ивановича Мезенцева, работавшего в разрядном приказе  над новыми картами Московского царства. Он один из авторов «Книги Большого чертежа». В 1627 г. составил новую карту Московского царства, дополнив ее картами Орловского, Белгородского и Курского краев.
К сожалению, рассматривая «Золотую книгу русской культуры» Владимира Соловьева я не нашла в ней имя нашего земляка. В ст. «К неведомым далям» говорится о содержании «Книги Большого Чертежа»  и нет ссылки на ее автор. Рассказать пользователям об одном из  авторов «Книги Большого чертежа» Афанасии Ивановиче Мезенцеве – ваша задача, не только как библиотекарей профессионалов, но и как патриотов своей родины..

Если А.И. Мезенцева можно считать одним из первых картографов, то основателей русской библиографии мы называем Симеона Агафонниковича Медведева (Сильвестра Медведева). Он родился в 1641 г. в деревне Новоселовка Щигровского уезда в бедной семье, но отец смог дать ему образование. В 16 лет  был принят на службу писарем Курской губной избы (Бывшее название уголовного суда). Его способности были замечены, и он был взят на службу подъячим приказа Тайных дел. В 1672 г. Медведев принимает монашество под именем Сильвестра. В 1675-77 гг. служит в Коренной пустыни. В приказе Тайных дел занимается цензурой книг, которые издаются в России и книг, которые привозятся из - за границы.
Его главный труд: «Оглавления книг, кто их сложил» - является первым образцом библиографии. В нем указывалось место и год издания книги, автор перевода, редактор, издатель, количество страниц.
Одна из известных работ -  песнопения, посвященные Сергию Радонежскому.
Земляком и другом Сильвестра Медведева был сын курского подъячего Карион Истомин, работавший вместе с ним над новым изданием «Апостола» первопечатника Ивана Федорова.
Истомин написал «Созерцание краткое лет 1681-1682, в них же что содеятся в гражданстве» - своеобразная летопись, которую отредактировал С. Медведев. Карион Истомин подготовил и первый иллюстрированный Букварь, был сторонником обучения девочек. В трактате «Домострой» излагал правила поведения учащихся. Кариона Истомина мы считаем и первым детским писателем.
Вывод: Таким образом, в 17 веке развитие получила архитектура, иконопись, народное творчество, зарождается светская литература.

Культура края в 18 веке
На рубеже 17-18 вв. в русской культуре был осуществлен переход к искусству нового времени: на смену религиозной культуре приходят светские формы и виды творчества, расширяются связи с Западной Европой. Большую роль играют реформы Петра 1.  Новые хозяйственные, политические, военные потребности государства конца 17 в. вызвали строительство городов. Так, после большого пожара  в 1781 году был составлен новый план города, который утвердила сама Екатерина 2. 
План предусматривал четыре части:

  • Городскую (современный центр),
  • Закурную (между Курой и Тускарью),
  • Стрелецкую и Пушкарную слободы.

Центральная площадь получила название Красной. От нее шли две главных дороги: Московская/ул. Ленина (Фото).  и Херсонская/ ул. Дзержинского.(Фото).  Эти Фотографии показывают жизнь города в конце 18 нач. 19 века, и мы узнаем отдельные здания.
В 1778 г. был построен Кафедральный Казанский собор на ул. Серафима Соровского (Фото).  
Какая жители Курска хранят легенду, связанную с именем Серафима Саровского.
У Курян есть легенда, что он построен по проекту знаменитого архитектора Растрелли. Или его учеников. Финансировал строительство купец Карп Первышев в честь Преподобного Сергия Радонежского. Немалый вклад внесли в строительство Исидор и Агафья Мошнины, родители будущего серафима Саровского.
Предание говорит, что задолго до середины 18 века на этом месте находился деревянный храм, в честь Сергия Радонежского и Казанской Божьей матери. Во время пожара Курска в 1751 г. Сергиевский храм сгорел. Прихожане расчищали пепел и обнаружили совершенно не тронутую огнем икону Казанской Божьей Матери. Жители в этом особый знак Пресвятой Богородицы и решили построить в ее честь каменный храм. Особенно большой вклад сделал Купец Карп Первышев. Подряд на строительство взял курский купец Исидор Машнин, в семье которого родился мальчик. Достоила храм его жена Агафья, а осветил храм епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф.
С историей строительства храма связана жизнь преподобного Серафима Саровского (Фото).  Подробно с его жизнью Вы знакомились на уроках литературы Курского края.
Практически в это же время в 1790 г. в Обояни строится Храм Смоленской иконы Божьей Матери. (Фото). Со строительством храмасвязано множество легенд
Наряду с Храмовой архитектурой начинается строительство магазинов, учебных заведений, мануфактур и дорог.
В честь проезда Екатерины 2 через Курск были выложена новая дорога и построены Херсонские триумфальные ворота 1787 г., представлявшие собой каменные столбы, выкрашенные под мрамор, с фигурами ангелов наверху (Фото).  
В 30-х годах 20 века ворота были снесены.
Среди светской архитектуры 18 века необходимо отметить здание, расположенное на улице Ю. Пионеров, известное как палаты воевод Ромадановских .  (Фото)
Здание обращает внимание своеобразно оформленным крыльцом в виде башенки – теремка, примкнувшей к главному фасаду. Дом похож на крепость. В 20 веке здание принадлежало различным организациям. Сегодня находится в стадии реконструкции.
18 век – век строительства Дворцово парковых ансамблей. В старинном селе Ивановское сохранился памятник архитектуры 18 века – палаты  гетмана Мазепы. (Фото) Которые впоследствии стали частью Дворцово-паркового ансамбля Марьино (Фото). Давайте вспомним  историю. Кому принадлежали земли села Ивановское?

В век просвещения в России начинают издаваться книги светского содержания, с 1711 г. выходит в свет первая печатная газета «Ведомости».  В Курске в 1792 году начинает работать первая типография.
Характерной особенностью Курского книгопечатания было издание художественной литературы. Курские учителя и образованные чиновники составляли ядро курских писателей. Так, например, в 1785 г. курский землемер Иван Башилов описал курский фольклор в книге «Топографическое описание Курского наместничества» и дал подробное описание Курска и его уездных городов, описал нравы и обычаи курян. Благодаря его книге сегодня мы можем узнать, как выглядел  русский народный костюм.

Интерес к литературе прививал театр.

Театр

До Петра 1 в России не было общедоступного профессионального театра. Петр 1 был любителем театральных зрелищ и распорядился построить в Москве общедоступный театр «комедиальную храмину».
В начале 90-х годов открывается первый в истории Курска театр.  Только для дворян ставились спектакли и в доме графа Волкенштейна, где начинает свою театральную карьеру крепостной крестьянин, ставший в последствии великим актером  М.С. Щепкиным. (Фото) Основатель реалистического направления в русском театре.
В 18 веке курские купцы начинают осваивать Сибирь и Аляску. В отечественную историю вошло имя Рыльского купца Григория Шелехова. Его имя носит один из городов в Иркутской области и его именем назван пролив в Охотском море. Каков вклад Г.И. Шелихова в отечественную науку?
Его называют «Русским Колумбом». Ему принадлежит мировое первенство в описании флоры, фауны и населения Аляски.
В истории культуры Курского края оставил след и епископ Белгородский и Обоянский святитель Иоасаф,  в миру Иоаким Горленко, родился в  Полтавской губернии. В 1748 г. возглавил Белгородскую и Обоянскую епархию. Ведя аскетический образ жизни  был примером для мирских граждан, сурово относился к священникам, пренебрегавших постами и нарушавшими церковные таинства. Ему удалось сделать оседлыми многих цыган. Он помогал бедным и обездоленным. После его смерти тело осталось нетленным. Сегодня рака с останками святого находится в Белгородском Храме Святой Троицы.  Церковные документы свидетельствуют о множестве исцелений больных от прикосновения к раке святого Иоасафа. Белгородцы считают святым и то место на горе над городом, где в мае 1754 г. в последний раз стоял святитель и осенил крестным знамением город. Сегодня на Харьковской горе в этом месте стоит памятник-крест в честь святителя Иоасафа.

Вывод: Таким образом, в культуре Курского края 18 в. по прежнему большое место занимает религиозная культура, получают развитие: городская архитектура, светская литература, театральное искусство, Расширяются торговые связи, осуществляется исследования берегов Аляски.


dop.pngПриложения: Дополнительный материал к интегрированному уроку, объемом 58,6 Кб

  1. Лекция .doc
  2. План урока .doc
  3. Технологическая карта урока .doc


25.06.2013


Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 11 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Шелдунова Наталья Семеновна. Дремова Галина Владимировна
Дата добавления 25.06.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 4396
Номер материала 747
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓