Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Столичный учебный центр 8-800-7777-300 (звонок бесплатный)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038767 от 26 сентября 2017 г.
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Курсы профессиональной переподготовки
112 курсов по цене от 8 260 руб.
Смотреть
Курсы повышения квалификации
268 курсов по цене от 1 960 руб.
Смотреть
Главная / Информатика / Статья «Реализация активных методов обучения на уроках информатики как средства развития информационной компетентности обучающихся»

Статья «Реализация активных методов обучения на уроках информатики как средства развития информационной компетентности обучающихся»

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

16 предметов

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

Принять участие

Статья «Реализация активных методов обучения на уроках информатики как средства развития информационной компетентности обучающихся»

Методическая аннотация

Одним из требований Федеральных государственных стандартов второго поколения к метапредметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу, является формирование и развитие учебной общепользовательской компетентности в области использования ИКТ как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Немаловажная роль в этом процессе отводится предмету «информатика».

Статья

Как учитель информатики я организую учебно-познавательную деятельность так, чтобы обучающимся стали интересны информативные ресурсы, которые раздвигают горизонты, дают новую полезную информацию: например, возможность познакомиться с жизнью в других странах, с их природными условиями, их историей и т.д.
Для успешного образования и в первую очередь самообразования, ученик должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых можно считать информационную компетенцию
Обучающиеся с одной стороны - хотят по окончании получить практический конкретный результат, а с другой стороны – у них не развито умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию, то есть они не обладают информационной компетентностью. Поэтому, изучив методическую литературу, пришла к выводу, что использование активных методов обучения с применением ИКТ, может решить данную проблему.
Система активного обучения в моей деятельности представляет собой целостный механизм, состоящий из элементов, которые направлены на решение поставленных задач по достижению цели:

Система активного обучения

Среди огромного многообразия активных методов обучения я выделила несколько методов, сгруппированных по этапам образовательного мероприятия, которые использую на уроках информатики для развития информационной компетентности:

  1. Активные методы вхождения в тему:

Метод: «Иллюстративные ожидания»
Сущность: обобщение иллюстратором опасений и ожиданий члена группы при изучении нового раздела.
Форма выражения: графический образ: схема, таблица, эскиз.
Что развивает : метод формирует умение рационально использовать технические средства, развивает у учащихся умение представлять информацию, выраженную устной речью графическими образами.
Пример: в 8 классе при изучении раздела «Архитектура ЭВМ», предлагаю обучающимся объединиться в пары, высказаться о том, что они ожидают в процессе изучения темы и какие опасения испытывают. Выбранный иллюстратор во время выступления подготовит в графическом редакторе небольшой набросок, изображающий сказанное.
Иллюстрированные ожидания по теме «Архитектура ЭВМ» у обучающихся выглядят так:

Архитектура ЭВМ

  1. Активные методы работы над темой:

Метод «Древо мудрости»
Сущность: работа над темой, возможность выбора задания.
Форма выражения: вопросы по теме, основанные на различных уровнях мышления.
Что развивает: метод развивает критическое мышление: умение видеть проблему, пути ее решения, находить нужную информацию, сотрудничать, принимать мнение других, оценивать свою работу и работу своих товарищей.
Пример: я пишу записку (или каждый ученик), в которой задаю вопрос по тексту учебника. Заворачиваем записку, крепим ее скрепкой к дереву. В конце урока обучающиеся по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и как можно более полно дома готовит ответ на вопрос.
Листочки разных цветов: желтые, зеленые, красные. Вопросы распределены по уровням сложности:
желтые (уровень знания, понимания и применения)
-Назовите свойства алгоритма.
-Приведите примеры исполнителей из жизни (сказок).
-Почему Робот является формальным исполнителем?
-Напишите алгоритм «Переход через дорогу»
- Как будет выглядеть рабочее поле после выполнения Роботом приведенного алгоритма?
зеленые (уровень анализа и синтеза)
-Приведите примеры задач, которые нельзя решить с помощью цикла «N раз», а цикл «Пока» позволяет это сделать.
- Изобразить блок-схему и определить тип алгоритма фрагмента стихотворения.
-Как вы думаете, может ли старая, умная собака передать алгоритм поведения (например, на охоте или на прогулке) молодой и бестолковой?
- Напишите алгоритм, при выполнении которого Робот выдаст сообщение «Не могу».
красные (уровень оценки)
- Какими качествами должен обладать исполнитель, чтобы быть полезным человеку?
- Всегда ли можно жить по алгоритму?
Метод «Деловая игра»
Сущность: Имитационная игра, учащиеся принимают роль.
Форма выражения: Выполнение заданий в соответствии с замыслом игры и ролью.
Что развивает: Метод развивает умение принимать решения и быстро увидеть результат, приобретая, таким образом, свой собственный опыт.
Пример: Деловая игра представляет собой коллективное мероприятие, где взаимодействуют несколько игроков, принимающих решения в ситуации, моделирующей реальную, а я направляю игру, анализирую и оцениваю действия игроков. Например, «Редакция журнала», «Компьютерная фирма», «Научно-исследовательский институт».

  1. Активные методы подведения итогов и рефлексии

Метод «Наш новый компьютер»
Сущность: подведение итогов работы, определение каждым участником того, что было полезным, а что оказалось бесполезным.
Форма выражения: контуры технических устройств с записями обучающихся.
Что развивает: метод развивает умение осмыслить свои собственные действия, позволяет оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Пример: «Монитор» – что увидел нового на уроке, «клавиатура» – чему научился, «процессор» – что понял, «мышка» – эмоции. Всё зачитывается.
Система, построенная на основе АМО, позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.
Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.
Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного сообщества.



16.02.2013



  • Информатика
Описание:

Методическая аннотация

Одним из требований Федеральных государственных стандартов второго поколения к метапредметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу, является формирование и развитие учебной общепользовательской компетентности в области использования ИКТ как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Немаловажная роль в этом процессе отводится предмету «информатика».

Статья

Как учитель информатики я организую учебно-познавательную деятельность так, чтобы обучающимся стали интересны информативные ресурсы, которые раздвигают горизонты, дают новую полезную информацию: например, возможность познакомиться с жизнью в других странах, с их природными условиями, их историей и т.д.
Для успешного образования и в первую очередь самообразования, ученик должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых можно считать информационную компетенцию
Обучающиеся с одной стороны - хотят по окончании получить практический конкретный результат, а с другой стороны – у них не развито умение при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию, то есть они не обладают информационной компетентностью. Поэтому, изучив методическую литературу, пришла к выводу, что использование активных методов обучения с применением ИКТ, может решить данную проблему.
Система активного обучения в моей деятельности представляет собой целостный механизм, состоящий из элементов, которые направлены на решение поставленных задач по достижению цели:

art01.jpg
Среди огромного многообразия активных методов обучения я выделила несколько методов, сгруппированных по этапам образовательного мероприятия, которые использую на уроках информатики для развития информационной компетентности:
  1. Активные методы вхождения в тему:

Метод: «Иллюстративные ожидания»
Сущность: обобщение иллюстратором опасений и ожиданий члена группы при изучении нового раздела.
Форма выражения: графический образ: схема, таблица, эскиз.
Что развивает : метод формирует умение рационально использовать технические средства, развивает у учащихся умение представлять информацию, выраженную устной речью графическими образами.
Пример: в 8 классе при изучении раздела «Архитектура ЭВМ», предлагаю обучающимся объединиться в пары, высказаться о том, что они ожидают в процессе изучения темы и какие опасения испытывают. Выбранный иллюстратор во время выступления подготовит в графическом редакторе небольшой набросок, изображающий сказанное.
Иллюстрированные ожидания по теме «Архитектура ЭВМ» у обучающихся выглядят так:

art02.jpg
  1. Активные методы работы над темой:

Метод «Древо мудрости»
Сущность: работа над темой, возможность выбора задания.
Форма выражения: вопросы по теме, основанные на различных уровнях мышления.
Что развивает: метод развивает критическое мышление: умение видеть проблему, пути ее решения, находить нужную информацию, сотрудничать, принимать мнение других, оценивать свою работу и работу своих товарищей.
Пример: я пишу записку (или каждый ученик), в которой задаю вопрос по тексту учебника. Заворачиваем записку, крепим ее скрепкой к дереву. В конце урока обучающиеся по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и как можно более полно дома готовит ответ на вопрос.
Листочки разных цветов: желтые, зеленые, красные. Вопросы распределены по уровням сложности:
желтые (уровень знания, понимания и применения)
-Назовите свойства алгоритма.
-Приведите примеры исполнителей из жизни (сказок).
-Почему Робот является формальным исполнителем?
-Напишите алгоритм «Переход через дорогу»
- Как будет выглядеть рабочее поле после выполнения Роботом приведенного алгоритма?
зеленые (уровень анализа и синтеза)
-Приведите примеры задач, которые нельзя решить с помощью цикла «N раз», а цикл «Пока» позволяет это сделать.
- Изобразить блок-схему и определить тип алгоритма фрагмента стихотворения.
-Как вы думаете, может ли старая, умная собака передать алгоритм поведения (например, на охоте или на прогулке) молодой и бестолковой?
- Напишите алгоритм, при выполнении которого Робот выдаст сообщение «Не могу».
красные (уровень оценки)
- Какими качествами должен обладать исполнитель, чтобы быть полезным человеку?
- Всегда ли можно жить по алгоритму?
Метод «Деловая игра»
Сущность: Имитационная игра, учащиеся принимают роль.
Форма выражения: Выполнение заданий в соответствии с замыслом игры и ролью.
Что развивает: Метод развивает умение принимать решения и быстро увидеть результат, приобретая, таким образом, свой собственный опыт.
Пример: Деловая игра представляет собой коллективное мероприятие, где взаимодействуют несколько игроков, принимающих решения в ситуации, моделирующей реальную, а я направляю игру, анализирую и оцениваю действия игроков. Например, «Редакция журнала», «Компьютерная фирма», «Научно-исследовательский институт».

  1. Активные методы подведения итогов и рефлексии

Метод «Наш новый компьютер»
Сущность: подведение итогов работы, определение каждым участником того, что было полезным, а что оказалось бесполезным.
Форма выражения: контуры технических устройств с записями обучающихся.
Что развивает: метод развивает умение осмыслить свои собственные действия, позволяет оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Пример: «Монитор» – что увидел нового на уроке, «клавиатура» – чему научился, «процессор» – что понял, «мышка» – эмоции. Всё зачитывается.
Система, построенная на основе АМО, позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.
Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.
Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного сообщества.



16.02.2013
Скачать материал
Автор Шайсултанова Наталья Сергеевна
Дата добавления 16.02.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 6022
Номер материала 1531
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы