Инфоурок Информатика Другие методич. материалыСтатья «Интеграция информатики и математики»

Статья «Интеграция информатики и математики»

Скачать материал

Статья «Интеграция информатики и математики»

Что такое интеграция в рамках уроков информатики и математики?

Одно  из важнейших условий модернизации современного образования состоит в том, чтобы раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного, любящего Родину человека, воспринимающего  красоту окружающего мира, понимающего процессы, проистекающие в природе и обществе. Различные способы освоения мира – наука, искусство и философия дают возможность многомерного видения, именно поэтому на современном этапе определяющей тенденцией познавательного процесса является  интеграция.
Интеграция вошла в педагогику вначале 1980-х гг. Принятие педагогами этого термина было подготовлено развитием интегративных  процессов в образовании на протяжении предшествующих десятилетий, которые привели к глубокому взаимопроникновению наук друг в друга. Особенно, проникновением математики, физики и  информатики в другие отрасли знания, что было обусловлено научно – техническим прогрессом, развитием  компьютерной техники.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Результат интеграции – новая реальность, в которой каждый из компонентов сохраняет свои сущностные качества. Интеграция исключает уничтожение, подчинение, растворение одного в другом.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.
Во-первых, мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей. К развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
В-четвёртых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе.
В-пятых, интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Преимущества интегрированных уроков  заключаются в том, что они:

  • способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение перегрузку;
  • не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
  • интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы наблюдения учащихся в различных предметах.

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых  раскрываются  проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.
Интегрированные уроки являются важнейшей частью системы меж предметных связей. Каждый из этих уроков ведут два учителя-предметника, например, в нашем случае учитель математики и учитель информатики.  Материал таких уроков показывает единство процессов. Происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
На уроках информатики осуществляются  межпредметные связи информатика - математика. Задача учителя на этих уроках — сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий. Такие уроки так же позволяют наглядно показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их  к самостоятельному приобретению знаний. Каждый ученик работает активно, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес.
При создании интегрированного урока первое, что было сделано – это согласованы учебные программы по предметам: математика и информатика, обсуждены и сформулированы общие понятия, согласовано время их изучения, проведены взаимные консультации учителей.
Затем были  рассмотрены  подходы к изучению одних и тех же процессов.  И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.
На уроках математики очень эффективно закреплять и обобщать полученные знания при помощи презентаций, созданных самими учащимися. Например,  во второй четверти в 8-м классе можно провести урок – закрепления знаний интегрированного вида по теме «Четырехугольники».  При подготовке к этому уроку  ученики получают задание – подготовить презентацию по теме «Четырехугольники», используя материал учебника Геометрии, автор Атанасян Л.С.
В конце урока полезно просмотреть созданную детьми наглядную презентацию по теме «Симметрия», которая является заключительной в этой главе.
На первых уроках геометрии в 7 классе можно предложить наглядный урок «Углы», который получит своё продолжение на уроке информатики при повторении темы «Компьютерная графика. Рисунки в Paint».
Например, решение задач можно попросить учащихся оформить на компьютере.
Рассмотрим некоторые задачи и их решения с оформлением.
Задача 1.
Запишите обозначения всех углов, изображенных на рисунке.

задача 1

Решением этой задачи будет являться чертёж и ответ, выполненные в графическом редакторе Paint

задача 1 решение

Задача 2.
Проведите лучи hиpс началом в точке O  так, чтобы угол kp был развернутым. Запишите обозначения всех получившихся углов.

задача 2

Решение.

задача 2 решение

Задача 3.
Закрасьте внутреннюю область угла M.

задача 3

Решение.

задача 3 решение

 

Задача 4.
Проведите луч KO, который делит угол MKT на два угла, и луч KC, который не делит угол MKT на два угла.

Решение.

задача 3 решение

Таким образом, мы видим, что интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов, решают  множество отдельных задач и их совокупность. Формы урока могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения «деятельных сил» (И.Г. Песталоцци) ребёнка, данных ему от природы.

Список литературы:

  1. Геометрия, 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.-М.: Просвещение,2007.
  2. Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса. -М.: Просвещение,2007.
  3. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение,1984.
  4. Гусев В.А., Мордкович А.Г. Математика: Справ. Материалы: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1988. 
  5. «Анализ современного урока» С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина

 

12.02.2013

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья «Интеграция информатики и математики»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный дизайнер

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Что такое интеграция в рамках уроков информатики и математики? Одно из важнейших условий модернизации современного образования состоит в том, чтобы раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного, любящего Родину человека, воспринимающего красоту окружающего мира, понимающего процессы, проистекающие в природе и обществе. Различные способы освоения мира – наука, искусство и философия дают возможность многомерного видения, именно поэтому на современном этапе определяющей тенденцией познавательного процесса является интеграция. Интеграция вошла в педагогику вначале 1980-х гг. Принятие педагогами этого термина было подготовлено развитием интегративных процессов в образовании на протяжении предшествующих десятилетий, которые привели к глубокому взаимопроникновению наук друг в друга. Особенно, проникновением математики, физики и информатики в другие отрасли знания, что было обусловлено научно – техническим прогрессом, развитием компьютерной техники. Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Результат интеграции – новая реальность, в которой каждый из компонентов сохраняет свои сущностные качества. Интеграция исключает уничтожение, подчинение, растворение одного в другом. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин. Во-первых, мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей. К развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. В-четвёртых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе. В-пятых, интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей. Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они: способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение перегрузку; не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности; интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы наблюдения учащихся в различных предметах. Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых раскрываются проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Интегрированные уроки являются важнейшей частью системы меж предметных связей. Каждый из этих уроков ведут два учителя-предметника, например, в нашем случае учитель математики и учитель информатики. Материал таких уроков показывает единство процессов. Происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. На уроках информатики осуществляются межпредметные связи информатика - математика. Задача учителя на этих уроках — сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий. Такие уроки так же позволяют наглядно показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний. Каждый ученик работает активно, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес. При создании интегрированного урока первое, что было сделано – это согласованы учебные программы по предметам: математика и информатика, обсуждены и сформулированы общие понятия, согласовано время их изучения, проведены взаимные консультации учителей. Затем были рассмотрены подходы к изучению одних и тех же процессов. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. На уроках математики очень эффективно закреплять и обобщать полученные знания при помощи презентаций, созданных самими учащимися. Например, во второй четверти в 8-м классе можно провести урок – закрепления знаний интегрированного вида по теме «Четырехугольники». При подготовке к этому уроку ученики получают задание – подготовить презентацию по теме «Четырехугольники», используя материал учебника Геометрии, автор Атанасян Л.С. В конце урока полезно просмотреть созданную детьми наглядную презентацию по теме «Симметрия», которая является заключительной в этой главе. На первых уроках геометрии в 7 классе можно предложить наглядный урок «Углы», который получит своё продолжение на уроке информатики при повторении темы «Компьютерная графика. Рисунки в Paint». Например, решение задач можно попросить учащихся оформить на компьютере. Рассмотрим некоторые задачи и их решения с оформлением. Задача 1. Запишите обозначения всех углов, изображенных на рисунке. Решением этой задачи будет являться чертёж и ответ, выполненные в графическом редакторе Paint Задача 2. Проведите лучи hиpс началом в точке O так, чтобы угол kp был развернутым. Запишите обозначения всех получившихся углов. Решение. Задача 3. Закрасьте внутреннюю область угла M. Решение. Задача 4. Проведите луч KO, который делит угол MKT на два угла, и луч KC, который не делит угол MKT на два угла. Решение. Таким образом, мы видим, что интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов, решают множество отдельных задач и их совокупность. Формы урока могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения «деятельных сил» (И.Г. Песталоцци) ребёнка, данных ему от природы. Список литературы: Геометрия, 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.-М.: Просвещение,2007. Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса. -М.: Просвещение,2007. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение,1984. Гусев В.А., Мордкович А.Г. Математика: Справ. Материалы: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1988. «Анализ современного урока» С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина 12.02.2013

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 997 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.12.2020 229
    • DOCX 103.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сахаров Олег Игоревич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сахаров Олег Игоревич
    Сахаров Олег Игоревич
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 97154
    • Всего материалов: 236

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика и информатика")

Учитель математики и информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Figma: продвинутый дизайн

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 25 регионов