Главная / Информатика / Статья «Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности обучающихся»

Статья «Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности обучающихся»

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

Статья «Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности обучающихся»

На современном этапе развития образовательного пространства одним из способов активизации учебной деятельности обучающихся является использование информационных технологий. Внедрение в образовательный процесс электронных информационно-образовательных ресурсов, например электронных учебников и учебных пособий, будет способствовать развитию самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской деятельности обучающихся повышению их познавательного и профессионального интереса.

Электронное учебное пособие включает в себя следующие обязательные компоненты (блоки):

  • средства изучения теоретических основ дисциплины (информационная составляющая);

  • средства поддержки практических занятий;

  • лабораторный практикум,

  • средства контроля знаний при изучении дисциплины;

  • средства взаимодействия между преподавателем и обучаемыми в процессе изучения дисциплины;

  • методические рекомендации по изучению, как всей дисциплины, так и отдельных объектов в ее составе;

Вышеуказанные компоненты взаимосвязаны между собой следующим образом: пособие разбито на разделы, содержащие подразделы; каждый подраздел содержит теоретические сведения и блок самоконтроля;
Структура пособия определяется тем, что в основном электронные учебники используются для организации самостоятельной работы обучающихся и должны четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены, а также взаимосвязаны между собой. Подготовленный к электронному изданию в виде электронного учебника предметный материал должен отвечать следующим требованиям:

  • четкая структуризация предметного материала (по разделам, темам, параграфам) и определенный порядок изучения его компонентов;

  • сложность и глубина структуризации предметного материала;

  • наличие рекомендаций по изучению дисциплины;

  • компактность представленного информационного материала;

  • краткость и ясность в изложении основных моментов;

  • наличие внутренних (например, словарь терминов) и внешних (например, на какую-либо используемую программу) ссылок между элементами учебного материала;

  • графическое оформление и наличие иллюстративного материала (поясняющие схемы, рисунки, видео- и аудиовставки и др.);

  • включение промежуточного и текущего контроля знаний и т.д.

Основная особенность электронного учебного пособия состоит в сочетании необходимого теоретического материала с большим числом разнообразных, тщательно подобранных тестов, каждый из которых сопровождается комментариями.
После выбора ответа, независимо от того был правильно выбран ответ или нет, обучающийся должен иметь возможность познакомиться с подробным решением этой или аналогичной задачи. Это помогает студенту глубже осмыслить изучаемый материал.
По статистическим данным, обучаемый с первого раза усваивает примерно 1/4 часть услышанного, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно. Педагоги и психологи утверждают, что наибольший объем, а именно - 3/4, изучаемого материала, усваивается в действии. Следовательно, электронные учебные пособия с успехом могут создавать сами обучающиеся, так как в процессе создания обучающийся сможет оперировать большим количеством не только теоретического материала по предмету, но также будет составлять практические и проверочные задания, контрольные тесты и др.
В условиях недостаточного количества учебников по разнообразным дисциплинам значимость пособий, изготовленных обучающимися самостоятельно, еще более возрастает. Для обучающегося процесс создания учебного пособия связан, прежде всего, с осознанием и пониманием тематики учебного материала, охватываемого данным учебным пособием. Таким образом, включаясь в процесс конструирования, обучающийся сможет более тщательно изучить предметный материал, по которому создается электронное учебное пособие.
Обучающиеся, являющиеся авторами и разработчиками электронных учебных пособий, могут демонстрировать свои работы, на конкурсах, научно-практических конференциях, а также участвовать с результатами этой работы в предметных декадах по данной учебной дисциплине, защитах курсовых и дипломных работ, на лекционных и семинарских занятиях и др. В свою очередь данная работа будет способствовать активизации учебной деятельности обучающихся и накоплению профессиональных навыков, которые будут ими использоваться при прохождении производственной практики.

Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе позволяет более глубоко изучить материал, ознакомиться более подробно с интересующими или трудными темами. Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всем ее многообразии и комплексности. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность обучающихся, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала.
Очень важен тот факт, что обучающийся имеет возможность и на лекции, и на практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование которого в образовательном процессе формирует целостный образ изучаемого предмета.

Литература

Матыкин В.Ю. Создание и использование электронных учебных пособий. Режим доступа: http://festival.1september.ruЂ32004\index.php?member=103576
Общая структура электронных учебных пособий. Режим доступа: http://method.saitar.com/index/0-14
Разработка и внедрение электронных гиперссылочных учебников для разных форм обучения www.hse-kstu.ru/userFiles



Статья «Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности обучающихся»
Скачать материал
  • Информатика
Описание:

На современном этапе развития образовательного пространства одним из способов активизации учебной деятельности обучающихся является использование информационных технологий. Внедрение в образовательный процесс электронных информационно-образовательных ресурсов, например электронных учебников и учебных пособий, будет способствовать развитию самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской деятельности обучающихся повышению их познавательного и профессионального интереса.

Электронное учебное пособие включает в себя следующие обязательные компоненты (блоки):

  • средства изучения теоретических основ дисциплины (информационная составляющая);
  • средства поддержки практических занятий;
  • лабораторный практикум,
  • средства контроля знаний при изучении дисциплины;
  • средства взаимодействия между преподавателем и обучаемыми в процессе изучения дисциплины;
  • методические рекомендации по изучению, как всей дисциплины, так и отдельных объектов в ее составе;

Вышеуказанные компоненты взаимосвязаны между собой следующим образом: пособие разбито на разделы, содержащие подразделы; каждый подраздел содержит теоретические сведения и блок самоконтроля;
Структура пособия определяется тем, что в основном электронные учебники используются для организации самостоятельной работы обучающихся и должны четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены, а также взаимосвязаны между собой. Подготовленный к электронному изданию в виде электронного учебника предметный материал должен отвечать следующим требованиям:

  • четкая структуризация предметного материала (по разделам, темам, параграфам) и определенный порядок изучения его компонентов;
  • сложность и глубина структуризации предметного материала;
  • наличие рекомендаций по изучению дисциплины;
  • компактность представленного информационного материала;
  • краткость и ясность в изложении основных моментов;
  • наличие внутренних (например, словарь терминов) и внешних (например, на какую-либо используемую программу) ссылок между элементами учебного материала;
  • графическое оформление и наличие иллюстративного материала (поясняющие схемы, рисунки, видео- и аудиовставки и др.);
  • включение промежуточного и текущего контроля знаний и т.д.

Основная особенность электронного учебного пособия состоит в сочетании необходимого теоретического материала с большим числом разнообразных, тщательно подобранных тестов, каждый из которых сопровождается комментариями.
После выбора ответа, независимо от того был правильно выбран ответ или нет, обучающийся должен иметь возможность познакомиться с подробным решением этой или аналогичной задачи. Это помогает студенту глубже осмыслить изучаемый материал.
По статистическим данным, обучаемый с первого раза усваивает примерно 1/4 часть услышанного, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно. Педагоги и психологи утверждают, что наибольший объем, а именно - 3/4, изучаемого материала, усваивается в действии. Следовательно, электронные учебные пособия с успехом могут создавать сами обучающиеся, так как в процессе создания обучающийся сможет оперировать большим количеством не только теоретического материала по предмету, но также будет составлять практические и проверочные задания, контрольные тесты и др.
В условиях недостаточного количества учебников по разнообразным дисциплинам значимость пособий, изготовленных обучающимися самостоятельно, еще более возрастает. Для обучающегося процесс создания учебного пособия связан, прежде всего, с осознанием и пониманием тематики учебного материала, охватываемого данным учебным пособием. Таким образом, включаясь в процесс конструирования, обучающийся сможет более тщательно изучить предметный материал, по которому создается электронное учебное пособие.
Обучающиеся, являющиеся авторами и разработчиками электронных учебных пособий, могут демонстрировать свои работы, на конкурсах, научно-практических конференциях, а также участвовать с результатами этой работы в предметных декадах по данной учебной дисциплине, защитах курсовых и дипломных работ, на лекционных и семинарских занятиях и др. В свою очередь данная работа будет способствовать активизации учебной деятельности обучающихся и накоплению профессиональных навыков, которые будут ими использоваться при прохождении производственной практики.

Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе позволяет более глубоко изучить материал, ознакомиться более подробно с интересующими или трудными темами. Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всем ее многообразии и комплексности. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность обучающихся, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала.
Очень важен тот факт, что обучающийся имеет возможность и на лекции, и на практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование которого в образовательном процессе формирует целостный образ изучаемого предмета.

Литература

Матыкин В.Ю. Создание и использование электронных учебных пособий. Режим доступа: http://festival.1september.ruЂ32004\index.php?member=103576
Общая структура электронных учебных пособий. Режим доступа: http://method.saitar.com/index/0-14
Разработка и внедрение электронных гиперссылочных учебников для разных форм обучения www.hse-kstu.ru/userFiles



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Кириленко Татьяна Александровна
Дата добавления 12.11.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 5456
Номер материала 1517
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓