- Учебник: «Информатика», Босова Л.Л., Босова А.Ю.
- Тема: 1.2.2. Математические модели
- 30.12.2020
- 908
- 2
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Реформирование отечественного образования на современном этапе тесно связано с переходом к информационному обществу, с интеграцией в мировое образовательное сообщество, для которого характерно активное освоение новых информационных и коммуникационных технологий. Этот процесс рассматривается как создание единой образовательной электронной среды, цель которой - сделать учебный процесс более эффективным, успешно интегрироваться в систему реализации самых различных подходов и методик. Одним из таких подходов является компетентностно-ориентировочный. Ведь именно активное практическое применение полученных знаний для самых широких целей - первостепенная задача и для учителя, и для ученика. Для достижения этой цели должны быть решены задачи не только повсеместного внедрения компьютеров в образовательные учреждения (компьютеризация), но также информатизации, подразумевающей интеграцию ИКТ с реальным учебным процессом. Данной проблемой я начал интересоваться очень давно. Ещё будучи студентом, я задумывался над тем, как использовать отдельно взятые информационно-коммуникационные технологии в педагогическом процессе, таким образом постоянно повышая данную компетентность. Я работал над изучением метода компьютеризированного проекта и его влияния на повышение информационно-коммуникационной компетентности обучающихся, над разработкой и внедрением в практику электронно-образовательных ресурсов, изучал влияние интернет-технологий на образовательный процесс. И лишь некоторое время спустя я начал понимать системную составляющую компьютеризации и осознал необходимость компетентностного подхода к всё набирающему обороты процессу компьютеризации школ. Актуальность Информационно-образовательная среда была в школе всегда, но изобретение компьютеров и создание новых дидактических принципов работы позволило сделать её значительно более мобильной. Переход от «знаньевоцентрического» подхода в обучении (знания ради знаний) к «компетентностному» обучению предполагает воспитание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни. Пока круг компетенций, которым будут учить школьников, не определен окончательно, как и само понятие компетенция. Но за основу взяты способность брать на себя ответственность, участвовать в демократических процедурах, общаться и обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. В рамках рассматриваемого проекта сформировано следующее определение ИКТ–компетентности. Под ИКТ–компетенцией подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков (Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н.). Для пояснения введенного понятия приведу примеры заданий, проверяющих навыки и когнитивные деятельности, составляющие ИКТ–компетентность Доступ — найти и открыть соответствующее сообщение электронной почты в ящике входящих писем; Управление — найти и организовать соответствующую информацию из писем электронной почты; Интеграция — проанализировать преимущества рекомендуемых чистящих средств для выведения пятен; Оценка — принять решение, какое средство для выведения пятен целесообразно заказать через Интернет–магазин, основываясь на информации сайтов продавцов соответствующих товаров; Создание — представить свои рекомендации по решению некоторого вопроса в формате письма электронной почты. Под информационно-коммуникационной компетентностью (ИКТ-компетентностью) понимают «совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а так же способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий». Данная проблема актуальна, так как цели и задачи информатизации образования предопределены новыми требованиями рынка труда, запросами мирового сообщества к специалистам, и включают не только получение базовых знаний, но умений и навыков продуктивно использовать информационные ресурсы, постоянно овладевать новыми знаниями, умениями и навыками в области ИКТ. Так, согласно данным Министерства труда, из 54 специальностей, которые будут переживать бурный рост в период между 2010 и 2020 годами, только восемь не будут требовать знания ИКТ. Формирование единой электронной образовательной среды в рамках различных программ, проектов и концепций идет своим темпом. Итак, опираясь на теорию активизации информационных потоков через модернизацию информационной среды, мною была определена цель исследования: -изучить теоретические основы дидактической модели преподавания иностранных языков в школе в условиях современной компьютерно-информационной среды, принцип применения компетентностно-ориентировочного подхода в ИКТ-технологиях, формирование информационно-коммуникационных компетенций, выявить пути и способы активизации информационных потоков. Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи: Выявление принципов функционирования информационной среды на современном уровне; Определение модулей КИОС; Решение практических задач по формированию компетенций при помощи этих модулей; Активизация информационных потоков во внешней и внутренней среде КИОС; Способствовать созданию КИОС как среды для формирования необходимых компетенций на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности. Новизна опыта Данный опыт, несомненно отличается своей новизной и недостаточной изученностью. Этому способствует сама жизнь: в положении ученика находятся и учитель, и ученик, т.к. вынуждены непрерывно осваивать новые идеи и технологии, термины и их определения, программное и аппаратное обеспечение ИКТ, чтобы получать нужную информацию, вырабатывать необходимые навыки и умения. Сейчас многие педагоги ищут эффективные дидактические решения в содержании, методах и организационных формах обучения в новых условиях. Одним из таких решений и является компетентностно-ориентировочный подход. В процессе работы над проблемой я сформировал гипотезу исследования :Влияние КИОС на процесс преподавания иностранных языков значительно повысит эффективность процесса обучения и формирования компетенций школьников, обеспечит подготовку на уровне современных требований общества. В своей практической работе над КИОС я придерживался следующих положений: Информатизация педагогического процесса должна осуществляться с учётом тенденций развития общества; В основе КИОС должен лежать системный подход; Должен быть создан ряд условий: понимание сути функционирования системы, наличие информационной компетенции учителя и ученика, психологической грамотности у педагога и школьника, компьютерной безопасности процесса обучения. Традиционный процесс обучения иностранным языкам будет постепенно перестроен благодаря внедрению компьютерно-информационных методов. Как результат -достижение следующих возможностей : Простота диалогового общения, доступ к гигантским объёмам информации Возможность визуализации Сочетание высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса; Увеличение скорости передачи информации обучаемому, повышения уровня его понимания; Развитие интуиции, логического и образного мышления. И как следствие -существенное расширение традиционных форм обучения, построение новых, более эффективных форм. Конечно, не обойтись и без стойкой психологической платформы, микроклимата в учреждении предусматривающего: Предельное взаимопонимание сторон Демократичность взглядов Простор для реализации творческих идей Конструктивную позицию администрации школы. Я определил этапы работы над проблемой: концептуальный (подготовка технико-экономического обоснования, анализ требований к знаниям и умениям), структурный (детальная разработка структуры, выбор коммуникативных и контролирующих технологий), производственный (создание среды, апробирование в учебном процессе). Также мною проведён анализ методов повышения мобильности информационных потоков, и я определил основные: Системный; Коммуникативный; Интерактивный; Информационный. Результативность Итак, в своей практической деятельности я работаю по следующим направлениям КИОС:1. Внутренняя среда (интранет) Проведение системы компьютеризированных уроков несомненно важный компонент КИОС, но главное - не перестараться: медиа-излишества зачастую вредят процессу урока, за внешней яркостью теряется содержание, поэтому при подготовке надо быть предельно осторожным, подчёркивая только необходимое. Разработка тестовых программ. На уроках зачастую не удаётся опросить в достаточной мере всех учащихся, поэтому я прибегаю к электронному тестированию, создаю необходимые тесты, шкалу оценивания. Данная методика уже показала свою потрясающую эффективность: значительно экономится время на уроке, снижается негатив по поводу низкой отметки, повышается мотивация: ученики стремятся показать машине, на что они способны. Создание ЦОР Для проведения интерактивного урока необходимо создание цифровых образовательных ресурсов - важного инструмента формирования положительной мотивации и повышения познавательной активности учащихся. Электронная предметная библиотека В процессе работы накапливается много ценной информации по предмету, электронные книги с параллельным переводом, топики, словари, статьи и различные учебные материалы. Каталогизация такой информации просто необходима, составление электронного каталога - одна из сторон моей работы. Научно-методическая информационно-коммуникационная деятельность Теоретическое обоснование и использование тех или иных информационно-коммуникационных методик необходимо для практической реализации поставленных целей. Внеурочная работа. Проведение общешкольных медиа-конкурсов по немецкому языку, участие в научно-практических конференциях, проведение декады немецкого языка в медиа-формате 2. Внешняя среда (интернет) Работа с личными сайтами и блогами Работа с сайтами и блогами школы Презентация ЦОР Обмен информацией, распространение педагогического опыта на образовательных порталах сети интернет Сетевые проекты участие в сетевых проектах значительно повышает уровень реального живого общения школьников. На данный момент школьники нашей школы работают в нескольких таких проектах. Сетевые конкурсы; участие в сетевых конкурсах существенно влияет на уровень самооценки своих знаний, помогает перешагнуть языковой барьер. Интернет-конференции позволяют общаться со значительной аудиторией в режиме офф-лайн. Дистанционные курсы. Форумы, блоги живое предметное общение на немецкоязычных форумах, а также в образовательных сообществах расширяет компетентность ученика по предмету и значительно способствует успешной работе учителя. Электронное портфолио составление электронного портфолио учителя, размещённое на образовательном портале. Работа с электронными СМИ позволяет поднимать на уроках самые актуальные вопросы немецкоязычного сообщества и мира. Электронный документооборот. Заключение Итак, современное состояние информатизации в России характеризуется задачей формирования единой образовательной электронной среды как среды формирования ключевых компетенций школьников. Обучение навыкам компьютерно-опосредованной коммуникации уже сегодня востребовано обществом. Среди таких навыков эффективная работа с ИКТ, критическая оценка информационных ресурсов, коллективная работа, презентация и самопрезентация, которые позволят создавать эффективную коммуникацию в электронной образовательной, профессиональной среде общения. Может быть, то, о чём я говорил -многим и не в диковинку, но наша цель - не гоняться за диковинками, а системно, целенаправленно и эффективно работать. Информационные технологии стремительно развиваются, и нам жизненно необходимо не отстать от этого развития. Работу в данном направлении я считаю очень важной и собираюсь продолжать её дальше. Библиография: • www.ito.suМатериалы XVI Международной конференции «Информационные технологии в образовании» (ИТО-2006) • www.ict.edu.ruИнформационно-коммуникационные технологии в образовании • Дылян Г.Д. Модели управления процессами комплексной информатизации общегосреднего образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 • Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. • Извозчиков В.А. Школа информационной цивилизации: «Интеллект-XXI »: Над чем думать, что знать и что делать директору школы. – М.: Просвещение, 2002. • Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. • Информационные технологии в российском образовании. – М.: Эврика, 2003. • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. • Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 • Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: 30.05.2012
6 625 761 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ефремова Елизавета Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.