Инфоурок Информатика Другие методич. материалыОрганизация проектной деятельности по предмету «Информатика и ИКТ»

Организация проектной деятельности по предмету «Информатика и ИКТ»

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Организация проектной деятельности по предмету «Информатика и ИКТ».doc

Организация проектной деятельности по предмету «Информатика и ИКТ»

 

В настоящее время проектные технологии прочно вошли в учебный процесс и ассоциируются  с нестандартным и творческим подходом к решению поставленной проблемы или задачи.
В учебном процессе проектный метод от других методов деятельности отличают:

  1. наличие проблемы (задачи), требующей исследования для ее решения;
  2. наличие практической значимости предполагаемого результата проектной деятельности;
  3. самостоятельность работы учащихся;
  4. структурирование содержательной части проекта;
  5. использование исследовательских методов в соответствии с этапами работы (определение проблемы, задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; выбор способа оформления конечных результатов; сбор, систематизация и анализ материала; подведение итогов; выводы).

В своей статье я хочу поделиться, каким образом метод проектов осуществляется в нашей школе  на уроках информатики и во внеурочное время.
Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Я совмещаю традиционную и личностно-ориентированную системы обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок:
- сначала  даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание;
-  затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика и ИКТ;
- после этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний.
Все началось несколько лет назад, с  изучения программы Power Point. Мы знакомились  с этой программой, ее назначением,  возможностями. Каждый урок преподносил порцию теоретического материала, а затем полученные знания закреплялись на компьютерах. Просто отрабатывать навыки и  умения  мне показалось не интересным. Тогда  перед  учащимся была поставлена цель: выбрать любую тему и создать в среде Power Point мультимедийный (с использованием звука, видео) продукт. Другими словами началась работа по методу проектов. Ребята увлеченно собирали материал, расширяя свои знания в той или иной предметной области. Мало собрать информацию - надо ее осмыслить, выбрать самое важное, подать так, чтобы твоя презентация не была  скучной. Это была действительно поисковая, исследовательская, дизайнерская, аналитическая работа. Итогом стала школьная научно-практическая конференция. На этом этапе ребята уже защищали свои проекты.
Метод проектов применяется не только при изучении именно этой программы. Например, при прохождении темы «Растровый редактор Paint» учащиеся младшего и среднего звена получают задание (краткосрочный проект) – создать праздничную открытку, приглашение, визитную  карточку и др. Изучая текстовый редактор, мы выполняем такие мини-проекты, как  «Пригласительный билет», «Газетная полоса» (статьи для классных стенгазет с использованием списков, таблиц, графических инструментов программы Word). Примеры  учебных проектов, выполненных в Excel: «Геометрическое решение уравнений», «Социологический опрос».  При изучении языка программирования Turbo Pascal учащимся были интересны такие темы проектов, как «Программирование психологических тестов», «Калькулятор». А в рамках сайтостроения в качестве примера, можно рассматривать процесс создания  мультимедийных проектов «Замки Луары» и «Русские улицы Парижа» которые были выполнены на двух языках (русском и французском) в программе FrontPage. Проект «Я офис-мейкер» предусматривает работу с документами в среде  MSWord, Publisher, Excel, Access. На протяжении 10 лет на базе нашей школы проводятся Городские Георгиевские чтения и полное компьютерное сопровождение осуществляется учащимися школы (Программа Чтений, Буклет, Свидетельство участника, База данных, баннеры и постеры).
Одно из направлений проектной деятельности учащихся школы – участие в международных, общенациональных, региональных и городских сетевых проектах. Участвуя в таких проектах, как «Гражданин Самары – гражданин России», «История школы в истории города», «Самарский левша», «Эхо войны», «Гагаринский взлет», «Забытый памятник незабытой войны», «Компьютерная страна» и др.  учащиеся получают представление о современных направлениях развития ИКТ, об уровне владения средствами ИКТ другими ребятами из других школ, регионов, стран. При этом процесс освоения коммуникативных технологий переходит на новую ступень – не надуманного, а реального общения (регистрация, оформление заявки, получение регистрационного номера, отправка работы, улаживание проблемных вопросов). В основе такой учебной деятельности положено сотрудничество, так как учитель заранее не знает тему проекта и сам выступает в роли ученика.
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий можно сделать вывод, что метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство повышения качества образовательного процесса.
Все вышеперечисленное дает ребенку возможность, выйдя из стен школы стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью. На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для учащихся превращается в   увлекательную  захватывающую   деятельность.

Литература:

  1. Голуб Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Издательский дом Федоров г.Самара, 2008
  2. Ларина Э.С. Проектная деятельность учащихся.Волгоград:Учитель, 2009
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.:Просвещение, 2006
  4. www.iteach.ru
  5. www.samara.edu.ru

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Организация проектной деятельности по предмету «Информатика и ИКТ»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Корреспондент

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ‚ ¦­®!.txt

Данный материал был скачан с сайта www.metod-kopilka.ru

============================================================

 

!!!!!!!!Орфография и форматирование автора материала!!!!!!!!!!

 

========================================

Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики,

учащихся и всех-всех, кто интересуется ИТ:

http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

 

Организационные, методические и нормативные документы,

лабораторно-практические работы (комплекс занятий по MS Word, MS Excel,

MS Access, MS PowerPaint, Paint, Move Maker и др. прикладным программам),

лекции,конспекты, дидактический материал, занимательная информатика,

экзамен, проектная деятельность, презентации.

Все в свободном доступе! Без регистрации!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Организация проектной деятельности по предмету «Информатика и ИКТ»"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В настоящее время проектные технологии прочно вошли в учебный процесс и ассоциируются с нестандартным и творческим подходом к решению поставленной проблемы или задачи. В учебном процессе проектный метод от других методов деятельности отличают: наличие проблемы (задачи), требующей исследования для ее решения; наличие практической значимости предполагаемого результата проектной деятельности; самостоятельность работы учащихся; структурирование содержательной части проекта; использование исследовательских методов в соответствии с этапами работы (определение проблемы, задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; выбор способа оформления конечных результатов; сбор, систематизация и анализ материала; подведение итогов; выводы). В своей статье я хочу поделиться, каким образом метод проектов осуществляется в нашей школе на уроках информатики и во внеурочное время. Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Я совмещаю традиционную и личностно-ориентированную системы обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок: - сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание; - затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика и ИКТ; - после этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний. Все началось несколько лет назад, с изучения программы Power Point. Мы знакомились с этой программой, ее назначением, возможностями. Каждый урок преподносил порцию теоретического материала, а затем полученные знания закреплялись на компьютерах. Просто отрабатывать навыки и умения мне показалось не интересным. Тогда перед учащимся была поставлена цель: выбрать любую тему и создать в среде Power Point мультимедийный (с использованием звука, видео) продукт. Другими словами началась работа по методу проектов. Ребята увлеченно собирали материал, расширяя свои знания в той или иной предметной области. Мало собрать информацию - надо ее осмыслить, выбрать самое важное, подать так, чтобы твоя презентация не была скучной. Это была действительно поисковая, исследовательская, дизайнерская, аналитическая работа. Итогом стала школьная научно-практическая конференция. На этом этапе ребята уже защищали свои проекты. Метод проектов применяется не только при изучении именно этой программы. Например, при прохождении темы «Растровый редактор Paint» учащиеся младшего и среднего звена получают задание (краткосрочный проект) – создать праздничную открытку, приглашение, визитную карточку и др. Изучая текстовый редактор, мы выполняем такие мини-проекты, как «Пригласительный билет», «Газетная полоса» (статьи для классных стенгазет с использованием списков, таблиц, графических инструментов программы Word). Примеры учебных проектов, выполненных в Excel: «Геометрическое решение уравнений», «Социологический опрос». При изучении языка программирования Turbo Pascal учащимся были интересны такие темы проектов, как «Программирование психологических тестов», «Калькулятор». А в рамках сайтостроения в качестве примера, можно рассматривать процесс создания мультимедийных проектов «Замки Луары» и «Русские улицы Парижа» которые были выполнены на двух языках (русском и французском) в программе FrontPage. Проект «Я офис-мейкер» предусматривает работу с документами в среде MSWord, Publisher, Excel, Access. На протяжении 10 лет на базе нашей школы проводятся Городские Георгиевские чтения и полное компьютерное сопровождение осуществляется учащимися школы (Программа Чтений, Буклет, Свидетельство участника, База данных, баннеры и постеры). Одно из направлений проектной деятельности учащихся школы – участие в международных, общенациональных, региональных и городских сетевых проектах. Участвуя в таких проектах, как «Гражданин Самары – гражданин России», «История школы в истории города», «Самарский левша», «Эхо войны», «Гагаринский взлет», «Забытый памятник незабытой войны», «Компьютерная страна» и др. учащиеся получают представление о современных направлениях развития ИКТ, об уровне владения средствами ИКТ другими ребятами из других школ, регионов, стран. При этом процесс освоения коммуникативных технологий переходит на новую ступень – не надуманного, а реального общения (регистрация, оформление заявки, получение регистрационного номера, отправка работы, улаживание проблемных вопросов). В основе такой учебной деятельности положено сотрудничество, так как учитель заранее не знает тему проекта и сам выступает в роли ученика. В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий можно сделать вывод, что метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство повышения качества образовательного процесса. Все вышеперечисленное дает ребенку возможность, выйдя из стен школы стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью. На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для учащихся превращается в увлекательную захватывающую деятельность. Литература: Голуб Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Издательский дом Федоров г.Самара, 2008 Ларина Э.С. Проектная деятельность учащихся.Волгоград:Учитель, 2009 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.:Просвещение, 2006 www.iteach.ru www.samara.edu.ru 29.06.2011

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 892 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.08.2020 245
    • ZIP 10.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фатхутдинова Лилия Асгатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фатхутдинова Лилия Асгатовна
    Фатхутдинова Лилия Асгатовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85055
    • Всего материалов: 218

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель информатики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 490 человек из 72 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 515 человек

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Информатика")

Учитель информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая зрелость и стрессоустойчивость: основы развития личности и поддержки

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 219 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе