Инфоурок Информатика Другие методич. материалыКонспект урока на тему «Алгоритмы и исполнители» 1-ый урок

Конспект урока на тему «Алгоритмы и исполнители» 1-ый урок

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Автор.docx

  • ФИО полностью – Павлова Юлия Михайловна
  • Должность – учитель информатики
  • квалификационная категория (если есть),
  • место работы – МБОУ СОШ № 27
  • Республика/край, город/населенный пункт - г. Сургут, ХМАО Тюменской области
  • контактный для пользователей e-mail – joolia@bk.ru

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему «Алгоритмы и исполнители» 1-ый урок"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Алгоритмы и исполнители.pptx

Скачать материал "Конспект урока на тему «Алгоритмы и исполнители» 1-ый урок"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Алгоритмы и исполнителиАвтор – Павлова Юлия Михайловна

    1 слайд

    Алгоритмы и исполнители

    Автор – Павлова Юлия Михайловна

  • Алгоритмы и исполнителиОпределение алгоритма
Определение исполнителя алгоритм...

    2 слайд

    Алгоритмы и исполнители
    Определение алгоритма
    Определение исполнителя алгоритма
    Системы команд и отказов исполнителя
    Режимы работы исполнителя

  • Что такое алгоритм? - это описание последовательности действий (план), исполн...

    3 слайд

    Что такое алгоритм?
    - это описание последовательности действий (план), исполнение которых приводит к решению задачи за конечное число шагов.
    Алгоритм 

  • Что такое «Исполнитель»?Исполнитель - объект, способный выполнять алгоритм....

    4 слайд

    Что такое «Исполнитель»?
    Исполнитель - объект, способный выполнять алгоритм.

    Примеры: живые существа, робот, сложная бытовая техника.

  • Какие команды может выполнить каждый из исполнителей?человек ; 
животное; 
ст...

    5 слайд

    Какие команды может выполнить каждый из исполнителей?
    человек ;
    животное;
    стиральная машина;
    робот;

  • Система команд исполнителя- это набор команд, которые может исполнять конкрет...

    6 слайд

    Система команд исполнителя
    - это набор команд, которые может исполнять конкретный исполнитель.

    СКИ

  • Отказы исполнителейвозникает, если мы дадим исполнителю команду, которой нет...

    7 слайд

    Отказы исполнителей
    возникает, если мы дадим исполнителю команду, которой нет в его СКИ.

    возникает, если мы не создадим условия для выполнения понятной команды.
    Ошибка
    «не могу»
    Ошибка
    «не понимаю»

  • Можете выполнить задание?Найти производную функции у=2х2+3х-2Мы не можем выпо...

    8 слайд

    Можете выполнить задание?
    Найти производную функции у=2х2+3х-2
    Мы не можем выполнить это задание, т.к. не знаем, что такое ПРОИЗВОДНАЯ,
    Алгоритм должен быть ПОНЯТЕН исполнителю.

    Возникает ошибка НЕ ПОНИМАЮ

  • Шаги алгоритма должны быть 
ДОСТУПНЫ исполнителю
Возникает ошибка НЕ МОГУМоже...

    9 слайд

    Шаги алгоритма должны быть
    ДОСТУПНЫ исполнителю
    Возникает ошибка НЕ МОГУ
    Можете выполнить задание?
    Купить автомобиль

  • - это объект, выполняющий алгоритм, не вникая в содержание поставленной задач...

    10 слайд

    - это объект, выполняющий алгоритм, не вникая в содержание поставленной задачи, а только строго исполняя команды.

    Формальный исполнитель

  • Формальные исполнителиНеформальные исполнители

    11 слайд

    Формальные исполнители
    Неформальные исполнители

  • Свойства алгоритмовПоследовательность;
Четкость;
Конечность;
Массовость;
Рез...

    12 слайд

    Свойства алгоритмов

    Последовательность;
    Четкость;
    Конечность;
    Массовость;
    Результативность.

  • Виды алгоритмовЛинейный алгоритм 
- описание действий, которые выполняются в...

    13 слайд

    Виды алгоритмов
    Линейный алгоритм
    - описание действий, которые выполняются в заданном порядке;
    Циклический алгоритм
    - описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено условие;
    Разветвляющий алгоритм
    - алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

  • Формы представления алгоритмовВ устной форме;
В письменной форме на естествен...

    14 слайд

    Формы представления алгоритмов
    В устной форме;
    В письменной форме на естественном языке (список);
    В письменной форме на формальном языке (программа на компьютере);
    В графической форме (блок-схема).

  • Элементы блок-схемы

    15 слайд

    Элементы блок-схемы

  • СКИ Чертежникаопустить перо
поднять перо
сместиться в точку (x, y)
сместитьс...

    16 слайд

    СКИ Чертежника

    опустить перо
    поднять перо
    сместиться в точку (x, y)
    сместиться на вектор (x, y)
    установить цвет («красный»)

  • п 3.1, 
РТ с 85- 88 № 1, 2, 6, 7.Домашнее задание

    17 слайд

    п 3.1,
    РТ с 85- 88 № 1, 2, 6, 7.
    Домашнее задание

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ УМК Павлова.docx

Урок 1.

Алгоритмы и исполнители.

По ходу урока дети не делают записей в тетради, в конце урока получают конспект урока в электронном виде на сайте школы, в дневнике (для самостоятельной распечатки), или в печатном виде, а также основные термины дублируются в заданиях 1, 2 домашней работы.

Тип урока - комбинированный.

Цель урока: систематизировать представления учащихся об исполнителях алгоритмов,

дать представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя. Рассмотреть виды алгоритмов и формы записи алгоритмов.

Задачи урока:

Образовательные:

·         Сформировать понятия алгоритма, исполнителя, СКИ;

·         Рассмотреть виды алгоритмов, привести примеры алгоритмов;

·         Познакомить с формами записи алгоритмов (ввести понятие “блок-схема”);

·         Формировать знания и умения составления алгоритмов;

·         Познакомить с исполнителем Чертежник.

Развивающие:

·         Способствовать развитию познавательного интереса;

·         Способствовать повышению творческой активности;

·         Развивать навык самостоятельного изучения нового материала.

Воспитательные:

·         Способствовать формированию трудолюбия и любознательности, позитивного отношения к изучению нового материала;

·         Способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки с заданиями, презентация.

Ход урока

Приветствие

Обсуждение Самостоятельная работа (дети вспоминают ранее изученный материал)

Перечень обсуждаемых вопросов:

1.      Что такое алгоритм? (Алгоритм – описание последовательности действий (план), исполнение которых приводит к решению задачи за конечное число шагов). Привести примеры.

2.      Дайте определение понятию «Исполнитель».  (Исполнитель - объект, способный выполнять алгоритм).

3.      Кто или что может выполнять какую-либо последовательность команд? (живые существа, робот, сложная бытовая техника).

4.      Рассмотреть какие команды может выполнить каждый из названных исполнителей (человек – переходить дорогу, готовить салат; животное – охотиться, растить потомство; стиральная машина – стирать на разных программах, отжимать, сушить; робот – собирать различные устройства на заводе; робот – ходить, брать предметы и т.д.)

Вывод: Каждый исполнитель создан для решения определенного класса задач и имеет свой набор команд, которые он может исполнять.

СКИ (система команд исполнителя) - набор команд, которые может исполнять конкретный исполнитель.

Для того чтобы исполнитель мог выполнить алгоритм, необходимо, чтобы были выполнены определенные условия. Например, для стиральной машины  - это наличие воды, электричества, стиральный порошок.

Привести свои примеры.

Если мы дадим исполнителю команду, которой нет в его СКИ, это приведет к ошибке «не понимаю», если мы не создадим условия для выполнения понятной команды, возникнет ошибка «не могу».

Привести свои примеры.

Алгоритм можно выполнять, не вникая в содержание поставленной задачи, а только строго исполняя команды. В таком случае исполнитель является формальным.

Примеры (техника, иногда человек)

 

Работа в группах.  Продуктивное взаимодействие и сотрудничества со сверстниками

Обсудите с соседями по парте  - каким требованиям должны отвечать команды алгоритма и сам алгоритм. (подводим к свойствам алгоритма)

Свойства алгоритмов:

1. Последовательность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке);

2. Четкость (любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае);

3. Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения);

4. Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными);

5. Результативность (алгоритм должен приводить к правильному результату).

 

Виды алгоритмов:

1. Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются в заданном порядке);

2. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено условие);

3. Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий).

 

Задание на карточках для тех же групп. 

Продуктивное взаимодействие и сотрудничества со сверстниками

Рассмотрите примеры алгоритмов, разделите их на три группы, опираясь на знания о видах алгоритмов.

Алгоритм деления отрезка АВ пополам:

1.Поставить ножку циркуля в точку А;
2.Установить раствор циркуля равным длине отрезка АВ;
3.Провести окружность;
4.Поставить ножку циркуля в точку В;
5.Провести окружность;
6.Через точки пересечения окружностей провести прямую;
7.Отметить точку пересечения этой прямой с отрезком АВ.

деление отрезка пополам

Файл:15-03-048.jpg

алг ромб

нач

сместиться в точку (2, 2)

опустить перо

сместиться на вектор (0, 2)

сместиться на вектор (2, 0)

сместиться на вектор (0, -2)

сместиться на вектор (-2, 0)

кон

 

Ветвление

НАЧАЛО

переведи в точку (1, 1)

опусти перо

ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ

сдвинь на вектор (0, 1)

сдвинь на вектор (5, 0)

сдвинь на вектор (0, -1)

сдвинь на вектор (-5, 0)

сдвинь на вектор (0, 1)

КОНЕЦ

 

Алгоритм

 

ЕСЛИ низко ласточки летают, ТО будет дождь, ИНАЧЕ дождя не будет;

Алгоритм

 

 

нет 

 


С помощью каких элементов может быть записан алгоритм? В форме чего?

Исследовательская деятельность (проанализировать карточки и сделать вывод)

Формы представления алгоритмов:

  • В устной форме.
  • В письменной форме на естественном языке (список).
  • В письменной форме на формальном языке (программа на компьютере).
  • В графической форме (блок-схема – наглядный способ записи алгоритма, с помощью условных обозначений).

Графический объект

Назначение

Начало, конец  алгоритма

Выполняемое действие

Условие выполнения действий записывается внутри ромба

Ввод или вывод данных

images266

Последовательность выполнения действий

 

Исполнитель Чертежник.

Чертежник – это исполнитель предназначенный для построения рисунков на координатной плоскости.  Использует координаты точек.

Чертежник имеет перо, которое можно поднимать, опускать и перемещать. При перемещении опущенного пера за ним остается след — отрезок от предыдущего положения пера до нового. При перемещении поднятого пера никакого следа на плоскости не остается. В начальном положении перо Чертежника всегда поднято и находится в точке (0, 0).

СКИ Чертежника

·         опустить перо

·         поднять перо

·         сместиться в точку (x, y)

·         сместиться на вектор (x, y)

·         установить цвет («красный»)

Чертежник

Откройте учебник на с 121, Рассмотрите рисунок 3.2. Назовите координаты точек, в которых находился Чертежник до выполнения команды сместиться в точку (2, 3).

В каком случае в результате выполнения команды переведи в точку (2, 3) из различных показанных на рис. 3.2 начальных положений не будет прочерчен ни один отрезок?

Рассмотрим пример написания алгоритма рисования ромба для исполнителя Чертежник в программе Кумир.

Дети диктуют, учитель пишет программу (используются компьютер, проектор, доска).

Алгоритм выполнения:

1.      Пуск – Кумир;

2.      Вставка - использовать Чертежник;

3.      алг ромб (название алгоритма)

4.      нач (начало)

5.      кон (конец)

6.      Пишем программу

установить цвет ("оранжевый")

сместиться в точку (3, 5)

опустить перо

сместиться в точку (5, 9)

сместиться в точку (7, 5)

сместиться в точку (5, 1)

сместиться в точку (3, 5)

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная практическая работа за компьютером. (при наличии времени) Самостоятельная работа

Нарисовать прямоугольник, изображенный на рисунке (цвет произвольный).

использовать Чертежник
алг ромб
нач
. установить цвет ("красный")
. сместиться в точку (1,1)
. опустить перо
. сместиться в точку (1,4)
. сместиться в точку (7,4)
. сместиться в точку (7,1)
. сместиться в точку (1,1)
кон

 

Дз: п 3.1, РТ с 85- 88 № 1, 2, 6, 7.


Алгоритмы и исполнители.

Алгоритм – описание последовательности действий (план), исполнение которых приводит к решению задачи за конечное число шагов). Привести примеры.

Исполнитель - объект, способный выполнять алгоритм.

Кто или что может выполнять какую-либо последовательность команд? (живые существа, робот, сложная бытовая техника).

Каждый исполнитель создан для решения определенного класса задач и имеет свой набор команд, которые он может исполнять.

СКИ (система команд исполнителя) - набор команд, которые может исполнять конкретный исполнитель.

Для того чтобы исполнитель мог выполнить алгоритм, необходимо, чтобы были выполнены определенные условия. Например, для стиральной машины  - это наличие воды, электричества, стиральный порошок.

Если мы дадим исполнителю команду, которой нет в его СКИ, это приведет к ошибке «не понимаю», если мы не создадим условия для выполнения понятной команды возникнет ошибка «не могу».

Алгоритм можно выполнять, не вникая в содержание поставленной задачи, а только строго исполняя команды. В таком случае исполнитель является формальным.  (техника, иногда человек)

 

Свойства алгоритмов:

1.       Последовательность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке);

2.       Четкость (любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае);

3.       Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения);

4.       Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными);

5.       Результативность (алгоритм должен приводить к правильному результату).

 

Виды алгоритмов:

1.       Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются в заданном порядке);

2.       Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено задание);

3.       Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)

Формы представления алгоритмов:

•     В устной форме.

•     В письменной форме на естественном языке (список).

•     В письменной форме на формальном языке (программа на компьютере).

•     В графической форме (блок-схема – наглядный способ записи алгоритма, с помощью условных обозначений).

Графический объект

Назначение

Начало, конец  алгоритма

Выполняемое действие

Условие выполнения действий записывается внутри ромба

Ввод или вывод данных

images266

Последовательность выполнения действий

 

СКИ Чертежника

•              опустить перо

•              поднять перо

•              сместиться в точку (x, y)

•              сместиться на вектор (x, y)

•              установить цвет («красный»)


Урок 2.

Исполнитель Чертежник. Среда Кумир.

Тип урока - получение новых знаний

Цель урока: Обеспечить усвоение навыков работы с исполнителем Чертежник в среде Кумир.

Задачи урока:

Образовательные

·         Обеспечить в ходе урока контроль знаний и умений терминов прошлого урока;

·         Обеспечить закрепление навыка работы с командой «Сместиться в точку» исполнителя Чертежник;

·         Подвести учащихся к пониманию сущности работы с Чертежником;

·         Сформировать навыки работы с командой «Сместиться на вектор»

·         Обеспечить понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального режима труда;

·         Сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя.

Развивающие

·         Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, используя создание ситуации успеха;

·         Формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы;

·         Развивать творческие способности учащихся, их познавательную активность, при выполнении практических самостоятельных работ, где необходимо учить видеть путь к решению поставленной проблемы; анализировать задачу, уметь правильно применять теорию для ее решения, выбрать способ решения.

Воспитательные

·         Воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства;

·         добиваться систематического выполнения домашнего задания, посильности заданий, не допускающих перегрузки;

·         Воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда;

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

 

Ход урока

 

Фронтальный опрос по основным терминам

 

Вместе на интерактивной доске напишем команду для рисования заданного прямоугольника, используя абсолютное смещение.

Продуктивное взаимодействие и сотрудничества со сверстниками

Программа:

использовать Чертежник
алг ромб
нач
. установить цвет ("черный")
. сместиться в точку (-2,-4)
. опустить перо
. сместиться в точку (-2,4)
. сместиться в точку (2,4)
. сместиться в точку (2,-4)
. сместиться в точку (-2,-4)
кон










 

Сегодня мы будем работать с Чертежником, используя команду сместиться на вектор (x,y).

Рассмотрим на примере:

Чертежник находится в точке (0,0), нужно сместиться в точку (5,7), используя команду сместиться на вектор (x,y).  В этой команде x – указывает на сколько клеток нужно сместиться по оси X, и соответственно y  – указывает на сколько клеток нужно сместиться по оси Y.

На какой вектор нам нужно сместиться? сместиться на вектор (5,7)

Если мы находимся в точке (1,1), и нужно сместиться в точку (5,7)? сместиться на вектор (4,6).

Если мы изначально в точке (5,5)? сместиться на вектор (0,2).

 

Если значение координаты увеличивается, то числа положительные, иначе отрицательные.

Т.е. когда мы перемещаемся вверх и вправо, то числа положительные, вниз и влево – отрицательные.

 

Напишем команду для рисования домика, используя относительное смещение. Работаем вместе, учитель на интерактивной доске, дети в тетради. Продуктивное взаимодействие и сотрудничества со сверстниками

 

Программа:

 

использовать Чертежник
алг дом
нач
. установить цвет ("черный")
. сместиться на вектор (1,4)
. опустить перо
. сместиться на вектор (5,0)
. сместиться на вектор (0,-3)
. сместиться на вектор (-5,0)
. сместиться на вектор (0,3)
. сместиться на вектор (-1,0)
. сместиться на вектор (3,2)
. сместиться на вектор (4,-2)
. сместиться на вектор (-1,0)
кон

Для того чтобы нарисовать прямоугольник в другом месте координатной плоскости, например  начиная в точке с координатами (5, 5), достаточно изменить в этой программе только первую строку:

переведи в точку (5, 5)

С помощью команды абсолютного смещения рисунок «привязывается» к строго определенным точкам координатной плоскости. Она используется чаще всего для установки начального положения пера Чертежника.

Команды относительного смещения применяются для создания рисунков, у которых точное место не важно или которые нужно воспроизводить в разных местах.

 

Самостоятельная работа в среде Кумир. / Проверка дз Самостоятельная работа Используя команду сместиться на вектор (x,y), написать программу для рисования:

·         Звезды, по заданным координатам;

·         Своего имени.

Программа:

использовать Чертежник
алг звезда
нач
. установить цвет ("красный")
. сместиться на вектор (1,1)
. опустить перо
. сместиться на вектор (3,6)
. сместиться на вектор (3,-6)
. сместиться на вектор (-7,4)
. сместиться на вектор (8,0)
. сместиться на вектор (-7,-4)
кон

 

Дз.: РТ с 89 № 8 - 9

 


 

Урок 3

Исполнитель Чертежник. Вспомогательные алгоритмы.

Тип урока - получение новых знаний

Цель урока: закрепить представления учащихся об исполнителях алгоритмов, научить

учащихся управлять исполнителем Чертежник с использованием вспомогательных

алгоритмов.

Задачи урока:

Образовательные

·         Обеспечить в ходе урока контроль знаний и умений терминов по теме «Алгоритмы и исполнители»;

·         Подвести учащихся к пониманию сущности работы с Чертежником;

·         Сформировать навыки работы со вспомогательными алгоритмами;

·         Обеспечить понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального режима труда;

·         Сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя.

Развивающие

·         Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, используя создание ситуации успеха;

·         Развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении используя для этого проблемные ситуации, творческие задания, поощрение настойчивости при решении задач, устранение опеки при оказании помощи в выполнении заданий и прочее;

·         Формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы;

·         Развивать творческие способности учащихся, их познавательную активность, при выполнении практических самостоятельных работ, где необходимо учить видеть путь к решению поставленной проблемы; анализировать задачу, уметь правильно применять теорию для ее решения, выбрать способ решения.

Воспитательные

·         Воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства;

·         Воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда;

·         Воспитание интереса к предмету, к учению;

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Ход урока

Блиц-опрос учащихся на знание основных определений: исполнитель, формальный

исполнитель, неформальный исполнитель.  

 

Визуальная проверка и обсуждение домашнего задания.

 

Что такое вспомогательный алгоритм

Сейчас решим следующую задачу. Продуктивное взаимодействие и сотрудничества со сверстниками / Исследовательская деятельность

Требуется составить программу, по которой исполнитель напишет на экране слово МАМА.

Как будем писать программу?

(написать одну длинную программу, по которой исполнитель шаг за шагом нарисует буквы;  Написать алгоритм для рисования МА и повторить его 2 раза; Написать алгоритм рисования буквы М, буквы А, и затем обратиться к ним)

Можно написать программу рисования буквы М, буквы А, и затем обратиться к ним.

Алгоритм, по которому решается некоторая подзадача из основной задачи и который, как правило, выполняется многократно, называется вспомогательным алгоритмом.

Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования, называется подпрограммой или процедурой.

 

Обращение к вспомогательному алгоритму (процедуре) в системе Кумир осуществляется путем написания имени вспомогательного алгоритма.

Рассмотрим на примере.

Программа написания слова МАМА:

использовать Чертежник
алг мама
нач
. установить цвет ("красный")
. сместиться на вектор (1,1)
. буква_м
. буква_а
. буква_м
. буква_а
кон

 

Теперь вместе напишем алгоритм написания букв А и М.

алг буква_м
нач
. опустить перо
. сместиться на вектор (0,4)
. сместиться на вектор (2,-2)
. сместиться на вектор (2,2)
. сместиться на вектор (0,-4)
. поднять перо
. сместиться на вектор (1,0)
кон

алг буква_а
нач
. опустить перо
. сместиться на вектор (2,4)
. сместиться на вектор (2,-4)
. поднять перо
. сместиться на вектор (-3,2)
. опустить перо
. сместиться на вектор (2,0)
. поднять перо
. сместиться на вектор (2,-2)
кон

 

Задания для самостоятельного выполнения за компьютером (учебник с 133, № 9, 8) Самостоятельная работа / Исследовательская деятельность

9. Оформите в виде процедур алгоритмы рисования букв М, И, Р. Составьте алгоритмы рисования слов МИР, РИМ, МИМ.

Картинка

8. Составьте алгоритм рисования изображенных ниже фигур так, чтобы в процессе рисования перо не отрывалось от бумаги и ни одна линия не проводилась дважды. Используйте команду сместиться на вектор.

Фигуры

 

Дз: РТ с 93 № 16


 

Урок 4.

Исполнитель Чертежник. Кумир. Цикл «Повторить n раз».

Тип урока – получение новых знаний

Цель урока: Сформировать навыки работы с циклом на примере работы с исполнителем Чертежник.

Задачи урока:

Образовательные

•   Подвести учащихся к пониманию сущности работы с Чертежником;

•   Сформировать навыки работы с циклом;

•   Обеспечить понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального режима труда;

•   Сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя.

Развивающие

•   Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный             интерес и способности, используя создание ситуации успеха;

•   Развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации;

•   Развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении используя для этого проблемные ситуации, творческие задания, поощрение настойчивости при решении задач, устранение опеки при оказании помощи в выполнении заданий и прочее;

•   Формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы;

•   Развивать творческие способности учащихся, их познавательную активность, при выполнении практических самостоятельных работ, где необходимо учить видеть путь к решению поставленной проблемы; анализировать задачу, уметь правильно применять теорию для ее решения, выбрать способ решения.

Воспитательные

•   Воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства;

•   добиваться систематического выполнения домашнего задания, посильности заданий, не допускающих перегрузки;

•   Воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда;

•   Воспитание интереса к предмету, к учению;

•   Воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу.

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Ход урока

При составлении алгоритмов часто встречаются случаи, когда некоторую последовательность команд нужно выполнять несколько раз подряд. Для упрощения записи алгоритма в таких случаях можно использовать специальную конструкцию повторения (цикл).

Команды, которые нужно повторить заключаются между командами нц x раз и кц.

Например, алгоритм рисования ряда из пяти ромбов (рис. 3.10) с помощью цикла можно записать так:

Ромб

1.      Напишем программу рисования ромба. Продуктивное взаимодействие и сотрудничества со сверстниками / Исследовательская деятельность

использовать Чертежник
алг ромб
нач
. установить цвет ("красный")
. сместиться на вектор (2,1)
. опустить перо
. сместиться на вектор (-1,2)
. сместиться на вектор (1,2)
. сместиться на вектор (1,-2)
. сместиться на вектор (-1,-2)
. поднять перо
. сместиться на вектор (3,0)
кон

2.  Запишем алгоритм, используя процедуру.

 

использовать Чертежник
алг ряд
нач
. ромб
кон
алг ромб
нач
. установить цвет ("красный")
. сместиться на вектор (2,1)
. опустить перо
. сместиться на вектор (-1,2)
. сместиться на вектор (1,2)
. сместиться на вектор (1,-2)
. сместиться на вектор (-1,-2)
. поднять перо
. сместиться на вектор (3,0)
кон

















3.  Добавляем цикл и поправляем программу.

использовать Чертежник
алг ряд
нач
. установить цвет ("красный")
. сместиться на вектор (2,1)
. нц 5 раз
. . ромб
. кц
кон

алг ромб
нач
. опустить перо
. сместиться на вектор (-1,2)
. сместиться на вектор (1,2)
. сместиться на вектор (1,-2)
. сместиться на вектор (-1,-2)
. поднять перо
. сместиться на вектор (3,0)
кон



















Практическая работа

Самостоятельная работа / Исследовательская деятельность

1.      Предложите вариант решения задачи о почтовом индексе Сургута (628400) с использованием конструкции повторения.

2.      Напишите программу для рисования снежинок.
 
Картинка

3.      Составьте алгоритмы управления Чертежником, после исполнения которых, будут получены следующие рисунки:

Картинка

Дз: с 95-97  № 19 (различные буквы по уровню сложности)


 

Список литературы и Интернет-ресурсов;

1.        Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

2.        Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

3.        Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

4.        А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать. Методическое пособие. – М., Лаборатория базовых знаний, 2000.

5.        http://www.inform.sch901.edusite.rul

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему «Алгоритмы и исполнители» 1-ый урок"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ‚ ¦­®!.txt

Данный материал был скачан с сайта www.metod-kopilka.ru

============================================================

 

!!!!!!!!Орфография и форматирование автора материала!!!!!!!!!!

 

========================================

Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики,

учащихся и всех-всех, кто интересуется ИТ:

http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

 

Организационные, методические и нормативные документы,

лабораторно-практические работы (комплекс занятий по MS Word, MS Excel,

MS Access, MS PowerPaint, Paint, Move Maker и др. прикладным программам),

лекции,конспекты, дидактический материал, занимательная информатика,

экзамен, проектная деятельность, презентации.

Все в свободном доступе! Без регистрации!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему «Алгоритмы и исполнители» 1-ый урок"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

По ходу урока дети не делают записей в тетради, в конце урока получают конспект урока в электронном виде на сайте школы, в дневнике (для самостоятельной распечатки), или в печатном виде, а также основные термины дублируются в заданиях 1, 2 домашней работы. Тип урока - комбинированный.Цель урока: систематизировать представления учащихся об исполнителях алгоритмов, дать представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя. Рассмотреть виды алгоритмов и формы записи алгоритмов. Задачи урока: Образовательные: Сформировать понятия алгоритма, исполнителя, СКИ; Рассмотреть виды алгоритмов, привести примеры алгоритмов; Познакомить с формами записи алгоритмов (ввести понятие “блок-схема”); Формировать знания и умения составления алгоритмов; Познакомить с исполнителем Чертежник. Развивающие: Способствовать развитию познавательного интереса; Способствовать повышению творческой активности; Развивать навык самостоятельного изучения нового материала. Воспитательные: Способствовать формированию трудолюбия и любознательности, позитивного отношения к изучению нового материала; Способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников. Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки с заданиями, презентация. Ход урока ПриветствиеОбсуждение Самостоятельная работа (дети вспоминают ранее изученный материал) Перечень обсуждаемых вопросов: Что такое алгоритм? (Алгоритм – описание последовательности действий (план), исполнение которых приводит к решению задачи за конечное число шагов). Привести примеры. Дайте определение понятию «Исполнитель». (Исполнитель - объект, способный выполнять алгоритм). Кто или что может выполнять какую-либо последовательность команд? (живые существа, робот, сложная бытовая техника). Рассмотреть какие команды может выполнить каждый из названных исполнителей (человек – переходить дорогу, готовить салат; животное – охотиться, растить потомство; стиральная машина – стирать на разных программах, отжимать, сушить; робот – собирать различные устройства на заводе; робот – ходить, брать предметы и т.д.) Вывод: Каждый исполнитель создан для решения определенного класса задач и имеет свой набор команд, которые он может исполнять. СКИ (система команд исполнителя) - набор команд, которые может исполнять конкретный исполнитель. Для того чтобы исполнитель мог выполнить алгоритм, необходимо, чтобы были выполнены определенные условия. Например, для стиральной машины - это наличие воды, электричества, стиральный порошок. Привести свои примеры. Если мы дадим исполнителю команду, которой нет в его СКИ, это приведет к ошибке «не понимаю», если мы не создадим условия для выполнения понятной команды, возникнет ошибка «не могу». Привести свои примеры. Алгоритм можно выполнять, не вникая в содержание поставленной задачи, а только строго исполняя команды. В таком случае исполнитель является формальным. Примеры (техника, иногда человек) Работа в группах. Продуктивное взаимодействие и сотрудничества со сверстниками Обсудите с соседями по парте - каким требованиям должны отвечать команды алгоритма и сам алгоритм. (подводим к свойствам алгоритма)Свойства алгоритмов: 1. Последовательность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке); 2. Четкость (любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае); 3. Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения); 4. Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными); 5. Результативность (алгоритм должен приводить к правильному результату). Виды алгоритмов: 1. Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются в заданном порядке); 2. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено условие); 3. Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий). Задание на карточках для тех же групп. Продуктивное взаимодействие и сотрудничества со сверстниками Рассмотрите примеры алгоритмов, разделите их на три группы, опираясь на знания о видах алгоритмов. Алгоритм деления отрезка АВ пополам: 1.Поставить ножку циркуля в точку А; 2.Установить раствор циркуля равным длине отрезка АВ; 3.Провести окружность; 4.Поставить ножку циркуля в точку В; 5.Провести окружность; 6.Через точки пересечения окружностей провести прямую; 7.Отметить точку пересечения этой прямой с отрезком АВ. алг ромб нач сместиться в точку (2, 2) опустить перо сместиться на вектор (0, 2) сместиться на вектор (2, 0) сместиться на вектор (0, -2) сместиться на вектор (-2, 0) кон НАЧАЛО переведи в точку (1, 1) опусти перо ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ сдвинь на вектор (0, 1) сдвинь на вектор (5, 0) сдвинь на вектор (0, -1) сдвинь на вектор (-5, 0) сдвинь на вектор (0, 1) КОНЕЦ ЕСЛИ низко ласточки летают, ТО будет дождь, ИНАЧЕ дождя не будет; С помощью каких элементов может быть записан алгоритм? В форме чего?Исследовательская деятельность (проанализировать карточки и сделать вывод) Формы представления алгоритмов:В устной форме. В письменной форме на естественном языке (список). В письменной форме на формальном языке (программа на компьютере). В графической форме (блок-схема – наглядный способ записи алгоритма, с помощью условных обозначений). Исполнитель Чертежник. Чертежник – это исполнитель предназначенный для построения рисунков на координатной плоскости. Использует координаты точек. Чертежник имеет перо, которое можно поднимать, опускать и перемещать. При перемещении опущенного пера за ним остается след — отрезок от предыдущего положения пера до нового. При перемещении поднятого пера никакого следа на плоскости не остается. В начальном положении перо Чертежника всегда поднято и находится в точке (0, 0). СКИ Чертежника опустить перо поднять перо сместиться в точку (x, y) сместиться на вектор (x, y) установить цвет («красный») Откройте учебник на с 121, Рассмотрите рисунок 3.2. Назовите координаты точек, в которых находился Чертежник до выполнения команды сместиться в точку (2, 3). В каком случае в результате выполнения команды переведи в точку (2, 3) из различных показанных на рис. 3.2 начальных положений не будет прочерчен ни один отрезок? Рассмотрим пример написания алгоритма рисования ромба для исполнителя Чертежник в программе Кумир. Дети диктуют, учитель пишет программу (используются компьютер, проектор, доска). Алгоритм выполнения: См. полный конспект урока Пуск – Кумир; Вставка - использовать Чертежник; алг ромб (название алгоритма) нач (начало) кон (конец) Пишем программу установить цвет ("оранжевый") сместиться в точку (3, 5) опустить перо сместиться в точку (5, 9) сместиться в точку (7, 5) сместиться в точку (5, 1) сместиться в точку (3, 5) Самостоятельная практическая работа за компьютером. (при наличии времени) Самостоятельная работа Нарисовать прямоугольник, изображенный на рисунке (цвет произвольный). использовать Чертежник алг ромб нач . установить цвет ("красный") . сместиться в точку (1,1) . опустить перо . сместиться в точку (1,4) . сместиться в точку (7,4) . сместиться в точку (7,1) . сместиться в точку (1,1) кон Домашнее задание: : п 3.1, РТ с 85-88 № 1, 2, 6, 7.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 290 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.09.2020 897
    • ZIP 2.1 мбайт
    • 18 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Белозерова Любовь Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Белозерова Любовь Ивановна
    Белозерова Любовь Ивановна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 78571
    • Всего материалов: 204

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методы и инструменты современного моделирования

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 20 регионов

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 24 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 107 человек из 38 регионов

Мини-курс

Социальная и поведенческая психология

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 18 регионов

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе