Инфоурок Информатика Другие методич. материалыУправление исполнителем Робот 7 класс

Управление исполнителем Робот 7 класс

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Bolgova_pismo.doc Bolgova_prezent.ppt Bolgova_yrok.doc ‚ ¦­®!.txt Методическая копилка учителя информатики.url

Выбранный для просмотра документ Bolgova_pismo.doc

Автор: Болгова Наталья Анатольевна

Должность: учитель информатики и ИКТ

Категория: 1 квалификационная

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны.

Республика/край, город/поселение: Липецкая область, Тербунский район, с. Тербуны

E-mail: bolgovana@yandex.ru

Web сайт: http://bolgovana.narod.ru/index.html

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Управление исполнителем Робот 7 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Bolgova_prezent.ppt

Скачать материал "Управление исполнителем Робот 7 класс"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Исполнитель РоботАвтор: Болгова Наталья Анатольевна
Должность: учитель инфор...

    1 слайд

    Исполнитель
    Робот
    Автор: Болгова Наталья Анатольевна
    Должность: учитель информатики и ИКТ
    Категория: 1 квалификационная
    Образовательное учреждение: МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с.Тербуны Липецкой область.
    Республика/край, город/поселение: Липецкая область, Тербунский район, с. Тербуны
    E-mail: bolgovana@yandex.ru
    Web сайт: http://bolgovana.narod.ru/index.html

  • Вопросы для повторения: Дайте понятие алгоритма.
 Что такое исполнитель?
 Наз...

    2 слайд

    Вопросы для повторения:
    Дайте понятие алгоритма.
    Что такое исполнитель?
    Назовите типы исполнителей.
    Приведите примеры неформальных исполнителей.
    Приведите примеры формальных исполнителей.
    Охарактеризуйте исполнителя Чертежник

  • 2012© Болгова Н.А.3Задание 1Чертёжнику задали для исполнения следующий алгори...

    3 слайд

    2012
    © Болгова Н.А.
    3
    Задание 1
    Чертёжнику задали для исполнения следующий алгоритм:
    НАЧ
    Переведи в точку (0 ; 0)
    Опусти перо
    НЦ Повторить 3 раза
    сдвинь на вектор (–3, –2)
    сдвинь на вектор (2, 1)
    сдвинь на вектор (3, 0)
    КЦ
    КОН
    Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?
    1) сдвинь на вектор (–3, –6)
    2) сдвинь на вектор (–6, 3)
    3) сдвинь на вектор (6, –3)
    4) сдвинь на вектор (3, 6)

  • 2012© Болгова Н.А.4НАЧ
Переведи в точку (0 ; 0)
Опусти перо
НЦ Повторить 3 ра...

    4 слайд

    2012
    © Болгова Н.А.
    4
    НАЧ
    Переведи в точку (0 ; 0)
    Опусти перо
    НЦ Повторить 3 раза
    сдвинь на вектор (–3, –2)
    сдвинь на вектор (2, 1)
    сдвинь на вектор (3, 0)
    КЦ
    КОН
    Какую команду надо выполнить Чертёжнику,
    чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?
    1) сдвинь на вектор (–3, –6)
    2) сдвинь на вектор (–6, 3)
    3) сдвинь на вектор (6, –3)
    4) сдвинь на вектор (3, 6)

  • 2012© Болгова Н.А.5Исполнитель робот

    5 слайд

    2012
    © Болгова Н.А.
    5
    Исполнитель робот

  • вверх
вниз
вправо
влево
закрасить
2012© Болгова Н.А.6СКИ Робота:

    6 слайд

    вверх
    вниз
    вправо
    влево
    закрасить

    2012
    © Болгова Н.А.
    6
    СКИ Робота:

  • Задание 2.Составить алгоритм движения Робота из клетки А в клетку В вдоль сте...

    7 слайд

    Задание 2.
    Составить алгоритм движения Робота из клетки А в клетку В вдоль стены при условии, что Робот не разрушится.
    2012
    © Болгова Н.А.
    7

  • Решение:алг Робот
     арг клетка А
     рез клетка В
нач
    

2012© Болгова...

    8 слайд

    Решение:
    алг Робот
    арг клетка А
    рез клетка В
    нач



    2012
    © Болгова Н.А.
    8

  • Решение:алг Робот
     арг клетка А
     рез клетка В
нач
    вниз
    2012©...

    9 слайд

    Решение:
    алг Робот
    арг клетка А
    рез клетка В
    нач
    вниз

    2012
    © Болгова Н.А.
    9

  • Решение:алг Робот
     арг клетка А
     рез клетка В
нач
    вниз
    вправо...

    10 слайд

    Решение:
    алг Робот
    арг клетка А
    рез клетка В
    нач
    вниз
    вправо

    2012
    © Болгова Н.А.
    10

  • Решение:алг Робот
     арг клетка А
     рез клетка В
нач
    вниз
    вправо...

    11 слайд

    Решение:
    алг Робот
    арг клетка А
    рез клетка В
    нач
    вниз
    вправо
    вправо

    2012
    © Болгова Н.А.
    11

  • Решение:алг Робот
     арг клетка А
     рез клетка В
нач
    вниз
    вправо...

    12 слайд

    Решение:
    алг Робот
    арг клетка А
    рез клетка В
    нач
    вниз
    вправо
    вправо
    вниз

    2012
    © Болгова Н.А.
    12

  • Решение:алг Робот
     арг клетка А
     рез клетка В
нач
    вниз
    вправо...

    13 слайд

    Решение:
    алг Робот
    арг клетка А
    рез клетка В
    нач
    вниз
    вправо
    вправо
    вниз
    вниз


    2012
    © Болгова Н.А.
    13

  • Решение:алг Робот
     арг клетка А
     рез клетка В
нач
    вниз
    вправо...

    14 слайд

    Решение:
    алг Робот
    арг клетка А
    рез клетка В
    нач
    вниз
    вправо
    вправо
    вниз
    вниз
    кон

    2012
    © Болгова Н.А.
    14

  • 2012© Болгова Н.А.15 Вопросы для закрепления:Робот является формальным или не...

    15 слайд

    2012
    © Болгова Н.А.
    15
    Вопросы для закрепления:
    Робот является формальным или неформальным исполнителем?
    Обоснуйте свой ответ.

  • 2012© Болгова Н.А.16 Вопросы для закрепления:2) Укажите  команды СКИ Робота...

    16 слайд

    2012
    © Болгова Н.А.
    16
    Вопросы для закрепления:
    2) Укажите команды СКИ Робота
    (кликни мышкой на команде)
    вверх
    вниз
    влево
    вправо
    вперед
    назад
    налево
    направо
    закрасить
    переведи в точку (х, у)
    сдвинь на вектор(a, b)
    далее

  • 2012© Болгова Н.А.17Ответ верныйк вопросу 2

    17 слайд

    2012
    © Болгова Н.А.
    17
    Ответ верный
    к вопросу 2

  • 2012© Болгова Н.А.18Ответ неверныйк вопросу 2

    18 слайд

    2012
    © Болгова Н.А.
    18
    Ответ неверный
    к вопросу 2

  • 2012© Болгова Н.А.19 Вопросы для закрепления:3) Какое действие выполнит испол...

    19 слайд

    2012
    © Болгова Н.А.
    19
    Вопросы для закрепления:
    3) Какое действие выполнит исполнитель Робот, получив команду направо ?
    (налево, вперед или назад)?

  • Закрепление.Выполни в тетради задания :
№ 22 (стр 99), 
24 (стр 100), 
26 (а)...

    20 слайд

    Закрепление.
    Выполни в тетради задания :
    № 22 (стр 99),
    24 (стр 100),
    26 (а) (стр 101),
    27 (а) (стр 103)

  • Задание 22

    21 слайд

    Задание 22

  • № 22        1 способ2012© Болгова Н.А.22алг Робот
нач 
      вниз
      вниз...

    22 слайд

    № 22 1 способ
    2012
    © Болгова Н.А.
    22
    алг Робот
    нач
    вниз
    вниз
    вправо
    кон

  • 2012© Болгова Н.А.23№ 22           2 способалг Робот
нач 
      вправо...

    23 слайд

    2012
    © Болгова Н.А.
    23
    № 22 2 способ
    алг Робот
    нач
    вправо
    вниз
    вниз
    кон

  • 2012© Болгова Н.А.24№ 22         3 способ алг Робот
нач 
      вниз
      впр...

    24 слайд

    2012
    © Болгова Н.А.
    24
    № 22 3 способ
    алг Робот
    нач
    вниз
    вправо
    вниз
    кон

  • № 242012© Болгова Н.А.25Проверка

    25 слайд

    № 24
    2012
    © Болгова Н.А.
    25
    Проверка

  • 2012© Болгова Н.А.26№ 24

    26 слайд

    2012
    © Болгова Н.А.
    26
    № 24

  • Составь алгоритм к задаче.2012© Болгова Н.А.27

    27 слайд

    Составь алгоритм к задаче.
    2012
    © Болгова Н.А.
    27

  • 2012© Болгова Н.А.28№ 24алг лабиринт
нач 
      вправо 
      вниз
      влев...

    28 слайд

    2012
    © Болгова Н.А.
    28
    № 24
    алг лабиринт
    нач
    вправо
    вниз
    влево
    вниз
    вправо
    вниз
    вниз
    влево
    кон

  • № 26 (а)2012© Болгова Н.А.29АЛГ рисунок
НАЧ
ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ
 узор_1
вправо; в...

    29 слайд

    № 26 (а)
    2012
    © Болгова Н.А.
    29
    АЛГ рисунок
    НАЧ
    ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ
    узор_1
    вправо; вправо; вправо
    КОН

    ПРОЦ узор_1
    НАЧ
    вверх; закрасить; вниз вправо; закрасить; влево вниз; закрасить; вверх влево; закрасить; вправо
    КОН

    Проверка

  • Решение:2012© Болгова Н.А.30

    30 слайд

    Решение:
    2012
    © Болгова Н.А.
    30

  • 2012© Болгова Н.А.31физкультминутка

    31 слайд

    2012
    © Болгова Н.А.
    31
    физкультминутка

  • 2012© Болгова Н.А.32Окно Робота, в котором графически отображаются шаги Робот...

    32 слайд

    2012
    © Болгова Н.А.
    32
    Окно Робота, в котором графически отображаются шаги Робота после запуска команды меню выполнение
    Меню ВСТАВКА, в котором находятся все необходимые для составления алгоритма команды
    Выполнение алгоритма
    Система программирование КуМир

  • № 232012© Болгова Н.А.33

    33 слайд

    № 23
    2012
    © Болгова Н.А.
    33

  • 201234© Болгова Н.А.Литература:Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7...

    34 слайд

    2012
    34
    © Болгова Н.А.
    Литература:
    Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
    Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
    Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
    Поурочные разработки для 7 класса (4 четверть). – авторская мастерская Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
    Картинки для презентации: http://shop.ppkom.ru/
    http://shop.ppkom.ru/

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Bolgova_yrok.doc

Методическая разработка урока

Тема урока: «Управление исполнителем Робот».

Раздел программы: «Алгоритмика».

Предмет: информатика и ИКТ.

Класс: 7.

Ключевые слова: разработка урока и презентация по информатике 7 класс (по учебнику Л.Л. Босовой).

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, авторская презентации «Исполнитель Робот» (приложение 1), система программирования КуМир (свободного пользования  ПО НИИСИ РАН, версия 1.7.3), «Информатика и ИКТ 7 класс», рабочие тетради на печатной основе.

Литература, эор:

  • Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  • Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
  • Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  • Поурочные разработки для 7 класса (4 четверть) – авторская мастерская Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
  • Картинки для презентации: http://shop.ppkom.ru/
  • Система программирования КуМир (сайт разработчика: http://lpm.org.ru/kumir2)

Цели урока.

Образовательные:

1)      расширить представления учащихся об исполнителях алгоритма;

2)      изучить исполнителя Робот, его среду и СКИ (систему команд исполнителя).

Развивающие:

1)      развитие навыков управления исполнителем Робот;

2)      развитие умения использовать полученные знания при составлении алгоритмов;

3)      развитие практических навыков работы в системе программирования КуМир;

4)      развитие навыков самостоятельной работы и познавательного интереса к предмету.

Воспитательные:

1)      воспитание информационной культуры учащихся.

Задачи урока:

1)      познакомить с формальным исполнителем Робот, его рабочей средой;

2)      изучить систему команд исполнителя Робот;

3)      научить учащихся управлять Роботом;

4)      развивать навыки составления алгоритмов для исполнителя Робот на алгоритмическом языке и в системе программирования;

5)      закрепить изученный материал;

6)      развитие практических навыков работы с компьютером.

План урока.

               I.    Организационный момент (1 мин).

            II.    Проверка домашнего задания (5-7 мин).

          III.    Сообщение темы и цели урока (1 мин).

         IV.    Объяснение нового материала (6 мин).

            V.    Закрепление изученного материала (12 - 14 мин).

         VI.    Физкультминутка (3 мин).

       VII.    Практическая часть урока (10 мин).

    VIII.    Домашнее задание. (1 мин).

         IX.    Выставление оценок (1 мин).

            X.    Итог урока (2 мин).

Ход урока

              I.     Организационный момент (слайд 1).

1)      Приветствие учащихся;

2)      Проверка посещаемости учащихся и отметка отсутствующих;

3)      Проверка готовности учащихся к уроку.

          II.      Проверка домашнего задания.

1. Актуализация опорных знаний.

На прошлом уроке  мы познакомились с формальным исполнителем алгоритмов Чертежник, изучили его рабочую среду и научились управлять Чертежником. Повторим ранее изученный материал. Вам предстоит ответить на вопросы.

2. Фронтальный опрос теории (слайд 2)

-        Дайте понятие алгоритма.

-        Что такое исполнитель?

-        Назовите типы исполнителей. (Формальный и неформальный).

-        Приведите примеры неформальных исполнителей. (Человек, служебная собака и т. д.).

-        Приведите примеры формальных исполнителей. (Компьютер, Чертежник).

-        Охарактеризуйте исполнителя Чертежник (СКИ, рабочая среда).

3. Устное задание (слайд 3)

Чертёжнику задали для исполнения следующий алгоритм:

НАЧ

Переведи в точку (0; 0)

Опусти перо

НЦ Повторить 3 раза

сдвинь на вектор (–3, –2)

сдвинь на вектор  (2, 1)

сдвинь на вектор (3, 0)

КЦ

КОН

Вопрос. Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?

Варианты ответов:

1) сдвинь на вектор (–3, –6)                 2) сдвинь на вектор (–6, 3)

3) сдвинь на вектор (6, –3)                   4) сдвинь на вектор  (3, 6)

Комментарий к выполнению. Задание можно выполнить устно или в рабочих тетрадях (не на печатной основе). В случае затруднения, можно вызвать одного учащегося к доске, который отметит пути передвижения Чертежника на рис.1 (наличие интерактивной доски позволяет делать записи на презентации) (слайд 4). Правильный ответ: 3

4. Проверка домашнего задания.

Если было задано письменное задание в рабочей тетради, то можно проверить выборочно, просмотрев тетради у нескольких учеников.

       III.       Сообщение темы и цели урока (слайд 5)

Сегодня на уроке мы познакомимся с исполнителем Робот, изучим его рабочую среду СКИ, научимся составлять алгоритмы для исполнителя Робот. Откройте рабочие тетради и запишите тему урока «Управление исполнителем Робот».

       IV.       Теоретическая часть

1. Объяснение нового материала (слайд 6).

Исполнитель Робот (также как и Чертежник) является формальным исполнителем, т.е одну и ту же команду он всегда выполняет одинаково. Робот может перемещаться по прямоугольному клетчатому полю, может быть представлен в форме точки, звездочки, ромба, круга и т.д., но занимает ровно одну клетку. Начальное положение Робота обозначается (чаще всего) в виде точки, звездочки и т.д., конечное – в виде буквы. Следует отметить и систему команд исполнителя. В СКИ (систему команд исполнителя) входят:

Команда СКИ Робота

Пояснение движения Робота

вверх

Робот переходит на 1 клетку вверх

вниз

Робот переходит на 1 клетку вниз

влево

Робот переходит на 1 клетку влево

вправо

Робот переходит на 1 клетку вправо

закрасить

Робот закрашивает клетку, в которой находится, причем одну и ту же клетку он может закрашивать несколько раз

Следует заметить, что если Вы допустили ошибку в команду СКИ, например, записали команду «вниз» вместо «вниз» или «направо» вместо «вправо», то Робот данную команду не выполнит и сообщит об ошибке. Между клетками на рабочем поле могут быть размещены стены, которые обозначаются в виде отрезков на границе между клетками. Сквозь стену Робот проходить не может, он разрушается, следовательно, алгоритм не будет выполнен. В случае работы в среде программирования КуМир  происходит отказ действия и выдается сообщение об ошибке.

2. Пример алгоритма для Робота

Комментарий к выполнению. Учитель приводит пример алгоритма движения Робота, в наглядной форме объясняет каждой действие исполнителя.

Задание 2. Составить алгоритм движения Робота из клетки А в клетку В вдоль стены при условии, что Робот не разрушится (рис. 2), (слайд 7).

Решение: (слайд 8 – 14)

алг Робот

нач

вниз

вправо

вправо

вниз

вниз

кон

           V.     Закрепление изученного материала.

Мы «познакомились» с новым исполнителем алгоритма Роботом. Давайте повторим основные свойства исполнителя Робот. Ответьте пожалуйста на вопросы.

1. Вопросы для закрепления: (слайд 15 - 19)

1)        Робот является формальным или неформальным исполнителем? Обоснуйте свой ответ.

2)        Укажите команды СКИ Робота: вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, направо, налево, закрасить, переведи в точку (х, у), сдвинь на вектор (a, b).

3)        Какое действие выполнит исполнитель Робот, получив команду направо (налево, вперед или назад)? (ответ – Робот не выполнит никакое действие и выдаст сообщение об ошибке)

2. Работа в тетрадях на печатной основе (слайд 21)

№ 22 (стр. 99), 24 (стр. 100), 26 (а) (стр. 101), *№ 27 (а) (стр. 103) (слайд 20).

Комментарии, решения и ответы

Задание № 22. (слайд 22 -24)

Один учащийся выходит к доске, остальные выполняют задание самостоятельно.

Решение.

1 способ

2 способ

3 способ

алг Робот

нач

вниз

вниз

вправо

Рис.3

 
кон

алг Робот

нач

вправо

вниз

вниз

Рис.4

 
 кон

алг Робот

нач

вниз

вправо

вниз

Рис.5

 
кон

Задание № 24. (слайд 25 - 28)

Порядок выполнения задания:

1)      Учащимся предлагается выполнить вначале задание устно. Следует спросить нескольких учащихся;

2)      вызвать к доске одного учащегося, который нарисует на слайде движение Робота в виде ломаной (слайд 25);

3)      предлагается проверить решение, кликнув мышью по гиперссылке «Проверка» (слайд 26);

4)      учащийся  записывает алгоритм на алгоритмическом языке на слайде (у доски), остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях самостоятельно (слайд 27);

5)      учитель и учащиеся проверяю алгоритм и исправляют ошибки  (слайд 28).

Решение.

алг лабиринт

нач

вправо

вниз

влево

вниз

вправо

вниз

вниз

влево

кон

Задание № 26. а) (слайд 29 -30)

Комментарий к выполнению. Самостоятельная работа учащихся. В случае затруднения, к доске вызывается 1 ученик и создает рисунок на слайде презентации (слайд 29) .

Решение (слайд 30).

Рис.7

 

 

        VI.     Физкультминутка (слайд 31)

Физкультминутка выполняется сидя на кресле, туловище, руки, ноги расслаблены.

Примерный комплекс упражнений для физкультминутки.

Упражнения для снятия напряжения глаз

1.      Закрыть глаза на 5 сек, открыть на 5 сек. И т.д. Повторить 3 раза

2.      Нарисовать глазами (голова неподвижна) поочередно вертикальную линию, горизонтальную линию, две диагонали, прямоугольник, окружность, треугольник.

3.      Найти маленькую точку (на стене, цветах) желательно зеленого или голубого цвета и смотреть на нее не отрываясь в течение 8 с.

4.      Широко раскрыть глаза, не моргать в течение 7 сек., затем быстро поморгать – 7 с.

5.      Закрыть глаза и массировать их

Упражнения  для снятия утомления плечевого пояса

1. Выполнить наклоны головы вперед, назад, влево, вправо – 2 раза

2. Руки опустить, поднять плечи, задержать на 3 сек., опустить - 3 раза

Упражнения для спины

Руки на плечи, медленно прогнуться вперед (позвоночник должен напоминать знак вопроса), и медленно выгнуться назад (позвоночник напоминает вогнутую дугу или скобку «(«) – 3 раза выполнять медленно.

    VII.       Продолжение закрепления материала

Комментарий к выполнению.

Задание № 27 (а) (слайд 32)

1 вариант работы. Сильные учащиеся работают самостоятельно. Так как в задании необходимо составить алгоритм, содержащий процедуру (вспомогательный алгоритм), то одного учащегося вызывают к доске.

2 вариант работы. Разбить класс на группы и выполнить данное задание по группам. В группе допускается обсуждение алгоритма. В ходе работы учитель следит за тем, чтобы все учащиеся выполняли задание.

Проверка: устный опрос нескольких учащиеся класса или групп.

Решение.

1 способ

Вспомогательный алгоритм:

проц угол

нач

вниз; вниз; вниз; вниз;

закрасить; вверх; закрасить; вверх

закрасить; вверх; закрасить; вверх

закрасить; вправо; закрасить; вправо

закрасить; вправо; закрасить; вправо

закрасить

кон

основной алгоритм:

алг рисунок 1

нач

повторить 3 раза

угол

вниз; вниз

влево; влево

кон

 

2 способ

Вспомогательный алгоритм:

проц угол

нач

закрасить; вправо; закрасить; вправо

закрасить; вправо; закрасить; вправо

закрасить; влево; влево; влево; влево

закрасить; вниз; закрасить; вниз

закрасить; вниз; закрасить; вниз

закрасить

кон

основной алгоритм:

алг рисунок 1

нач

повторить 3 раза

угол

вправо; вправо

вверх; вверх

кон

(возможны и другие варианты записи алгоритма)

       VIII. Практическая часть

Практическая часть урока – работа с системой программирования КуМир. Учащимся предлагается составить программу (на алгоритмическом языке) к задаче № 23 (стр. 99 рабочей тетради). На слайде 33 отмечены кнопки для создания алгоритма.

Задание 1. (№ 23)

Напишите программу восстановления рисунка Маши для исполнителя Робот.

Порядок выполнения работы в приложении КуМир:

1.    Запустить приложение КуМир: Пуск-программу - НИИСИ РАН – Комплект учебных миров - Кумир.

(Окно приложения уже содержит шаблон алгоритма, рис 9)

2.    Меню Вставка – использовать Робот

3.    Напечатать название алгоритма.

4.    Напечатать алгоритм:

алг рисунок

нач

вправо; закрасить; вправо; закрасить; вправо

вниз; закрасить; вниз; закрасить; вниз

влево; закрасить; влево; закрасить; влево

вверх; закрасить; вверх; закрасить.

кон

(возможны и другие варианты алгоритма)

5.      Показать рабочую область Робота: Меню Робот – показать окно Робота.

6.      Запустить программу на выполнение: Меню Выполнение – шаг или выполнить непрерывно.

7.      Отладка программы (в случае ошибки): Меню Выполнение – прервать, устранить ошибки и запустить программу вновь

Проверка – слайд 34

Задание 2. Придумать свой узор и составить программу для Робота

Самостоятельная работа учащихся.

       IX.      Итог урока.

Итак, наш урок подходит к концу. Что же сегодня мы узнали?

Вопросы для учащихся:

- Какие неформальные исполнители алгоритмов Вам известны?

- Назовите команды  СКИ исполнителя Робот.

- В каком случае Робот не сможет выполнить данную Вами команду?

варианты ответов:

1)если допущена синтаксическая ошибка в записи команды;

2) если на пути Робота стоит стена;

3) если дана команда, не входящая в СКИ (например, вместо «вправо» дали «направо»)

          X. Выставление оценок.

        XI. Домашнее задание (слайд 35).

§ 3.3 (стр. 135-136), рабочая тетрадь - № 25, 26 (б), № 27 (б)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Управление исполнителем Робот 7 класс"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ‚ ¦­®!.txt

Данный материал был скачан с сайта www.metod-kopilka.ru

============================================================

 

!!!!!!!!Орфография и форматирование автора материала!!!!!!!!!!

 

========================================

Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики,

учащихся и всех-всех, кто интересуется ИТ:

http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

 

Организационные, методические и нормативные документы,

лабораторно-практические работы (комплекс занятий по MS Word, MS Excel,

MS Access, MS PowerPaint, Paint, Move Maker и др. прикладным программам),

лекции,конспекты, дидактический материал, занимательная информатика,

экзамен, проектная деятельность, презентации.

Все в свободном доступе! Без регистрации!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Управление исполнителем Робот 7 класс"

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, авторская презентации «Исполнитель Робот» (приложение 1), система программирования КуМир (система свободного пользования ПО НИИСИ РАН, версия 1.7.3), «Информатика и ИКТ 7 класс», рабочие тетради на печатной основе. Цели урока: Образовательные: расширить представления учащихся об исполнителях алгоритма; изучить исполнителя Робот, его среду и СКИ (систему команд исполнителя). Развивающие: развитие навыков управления исполнителем Робот; развитие умения использовать полученные знания при составлении алгоритмов; развитие практических навыков работы в системе программирования КуМир; развитие навыков самостоятельной работы и познавательного интереса к предмету. Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся. Задачи урока: познакомить с формальным исполнителем Робот, его рабочей средой; изучить систему команд исполнителя Робот; научить учащихся управлять Роботом; развивать навыки составления алгоритмов для исполнителя Робот на алгоритмическом языке и в системе программирования; закрепить изученный материал; развитие практических навыков работы с компьютером. Структура урока: I. Организационный момент (1 мин). II. Проверка домашнего задания (5-7 мин). III.Сообщение темы и цели урока (1 мин). IV. Объяснение нового материала (6 мин). V. Закрепление изученного материала (12 - 14 мин). VI. Физкультминутка (3 мин). VII.Практическая часть урока (10 мин). VIII. Домашнее задание. (1 мин). IX. Выставление оценок (1 мин). X. Итог урока (2 мин). Ход урока: I. Организационный момент (слайд 1). Приветствие учащихся; Проверка посещаемости учащихся и отметка отсутствующих; Проверка готовности учащихся к уроку. II. Проверка домашнего задания. 1. Актуализация опорных знаний. На прошлом уроке мы познакомились с формальным исполнителем алгоритмов Чертежник, изучили его рабочую среду и научились управлять Чертежником. Повторим ранее изученный материал. Вам предстоит ответить на вопросы. 2. Фронтальный опрос теории (слайд 2). Дайте понятие алгоритма. Что такое исполнитель? Назовите типы исполнителей. (Формальный и неформальный). Приведите примеры неформальных исполнителей. (Человек, служебная собака и т. д.). Приведите примеры формальных исполнителей. (Компьютер, Чертежник). Охарактеризуйте исполнителя Чертежник (СКИ, рабочая среда). 3. Устное задание (слайд 3). Чертёжнику задали для исполнения следующий алгоритм: НАЧ Переведи в точку (0; 0) Опусти пероНЦ Повторить 3 раза сдвинь на вектор (–3, –2) сдвинь на вектор (2, 1) сдвинь на вектор (3, 0)КЦ КОН Вопрос. Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение? Варианты ответов: 1) сдвинь на вектор (–3, –6) 2) сдвинь на вектор (–6, 3) 3) сдвинь на вектор (6, –3) 4) сдвинь на вектор (3, 6) Комментарий к выполнению. Задание можно выполнить устно или в рабочих тетрадях (не на печатной основе). В случае затруднения, можно вызвать одного учащегося к доске, который отметит пути передвижения Чертежника на рис.1 (наличие интерактивной доски позволяет делать записи на презентации) (слайд 4). Правильный ответ: 3 4. Проверка домашнего задания. Если было задано письменное задание в рабочей тетради, то можно проверить выборочно, просмотрев тетради у нескольких учеников. III. Сообщение темы и цели урока (слайд 5). Сегодня на уроке мы познакомимся с исполнителем Робот, изучим его рабочую среду СКИ, научимся составлять алгоритмы для исполнителя Робот. Откройте рабочие тетради и запишите тему урока «Управление исполнителем Робот». IV. Теоретическая часть . 1. Объяснение нового материала (слайд 6). Исполнитель Робот (также как и Чертежник) является формальным исполнителем, т.е одну и ту же команду он всегда выполняет одинаково. Робот может перемещаться по прямоугольному клетчатому полю, может быть представлен в форме точки, звездочки, ромба, круга и т.д., но занимает ровно одну клетку. Начальное положение Робота обозначается (чаще всего) в виде точки, звездочки и т.д., конечное – в виде буквы. Следует отметить и систему команд исполнителя. В СКИ (систему команд исполнителя) входят: Команда СКИ Робота Пояснение движения Робота вверх Робот переходит на 1 клетку вверх вниз Робот переходит на 1 клетку вниз влево Робот переходит на 1 клетку влево вправо Робот переходит на 1 клетку вправо закрасить Робот закрашивает клетку, в которой находится, причем одну и ту же клетку он может закрашивать несколько раз Следует заметить, что если Вы допустили ошибку в команду СКИ, например, записали команду «вниз» вместо «вниз» или «направо» вместо «вправо», то Робот данную команду не выполнит и сообщит об ошибке. Между клетками на рабочем поле могут быть размещены стены, которые обозначаются в виде отрезков на границе между клетками. Сквозь стену Робот проходить не может, он разрушается, следовательно, алгоритм не будет выполнен. В случае работы в среде программирования КуМир происходит отказ действия и выдается сообщение об ошибке. 2. Пример алгоритма для Робота. Комментарий к выполнению. Учитель приводит пример алгоритма движения Робота, в наглядной форме объясняет каждой действие исполнителя. Задание 2. Составить алгоритм движения Робота из клетки А в клетку В вдоль стены при условии, что Робот не разрушится (рис. 2), (слайд 7). Решение: (слайд 8 – 14)алг Робот нач вниз вправо вправо вниз внизкон V. Закрепление изученного материала. Мы «познакомились» с новым исполнителем алгоритма Роботом. Давайте повторим основные свойства исполнителя Робот. Ответьте пожалуйста на вопросы. 1. Вопросы для закрепления (слайд 15 - 19) Робот является формальным или неформальным исполнителем? Обоснуйте свой ответ. Укажите команды СКИ Робота: вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, направо, налево, закрасить, переведи в точку (х, у), сдвинь на вектор (a, b). Какое действие выполнит исполнитель Робот, получив команду направо (налево, вперед или назад)? (ответ – Робот не выполнит никакое действие и выдаст сообщение об ошибке) 2. Работа в тетрадях на печатной основе (слайд 21) № 22 (стр. 99), 24 (стр. 100), 26 (а) (стр. 101), *№ 27 (а) (стр. 103) (слайд 20). Комментарии, решения и ответы. Задание № 22. (слайд 22 -24) Один учащийся выходит к доске, остальные выполняют задание самостоятельно. Решение. Задание № 24. (слайд 25 - 28) Порядок выполнения задания: учащимся предлагается выполнить вначале задание устно. Следует спросить нескольких учащихся; вызвать к доске одного учащегося, который нарисует на слайде движение Робота в виде ломаной (слайд 25); предлагается проверить решение, кликнув мышью по гиперссылке «Проверка» (слайд 26); учащийся записывает алгоритм на алгоритмическом языке на слайде (у доски), остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях самостоятельно (слайд 27); учитель и учащиеся проверяю алгоритм и исправляют ошибки (слайд 28). Решение. алг лабиринт нач вправо вниз влево вниз вправо вниз вниз влево кон Задание № 26, а) (слайд 29 -30) Комментарий к выполнению. Самостоятельная работа учащихся. В случае затруднения, к доске вызывается 1 ученик и создает рисунок на слайде презентации (слайд 29). Решение (слайд 30) VI. Физкультминутка (слайд 31). Физкультминутка выполняется сидя на кресле, туловище, руки, ноги расслаблены. Примерный комплекс упражнений для физкультминутки. Упражнения для снятия напряжения глаз Закрыть глаза на 5 сек, открыть на 5 сек. И т.д. Повторить 3 раза Нарисовать глазами (голова неподвижна) поочередно вертикальную линию, горизонтальную линию, две диагонали, прямоугольник, окружность, треугольник. Найти маленькую точку (на стене, цветах) желательно зеленого или голубого цвета и смотреть на нее не отрываясь в течение 8 с. Широко раскрыть глаза, не моргать в течение 7 сек., затем быстро поморгать – 7 с Закрыть глаза и массировать их Упражнения для снятия утомления плечевого пояса Выполнить наклоны головы вперед, назад, влево, вправо – 2 раза Руки опустить, поднять плечи, задержать на 3 сек., опустить - 3 раза Упражнения для спины Руки на плечи, медленно прогнуться вперед (позвоночник должен напоминать знак вопроса), и медленно выгнуться назад (позвоночник напоминает вогнутую дугу или скобку «(«) – 3 раза выполнять медленно. VII. Продолжение закрепления материала. Комментарий к выполнению. Задание № 27 (а) (слайд 32) 1 вариант работы. Сильные учащиеся работают самостоятельно. Так как в задании необходимо составить алгоритм, содержащий процедуру (вспомогательный алгоритм), то одного учащегося вызывают к доске. 2 вариант работы. Разбить класс на группы и выполнить данное задание по группам. В группе допускается обсуждение алгоритма. В ходе работы учитель следит за тем, чтобы все учащиеся выполняли задание. Проверка: устный опрос нескольких учащиеся класса или групп. Решение. 1 способВспомогательный алгоритм:проц угол нач вниз; вниз; вниз; вниз; закрасить; вверх; закрасить; вверх закрасить; вверх; закрасить; вверх закрасить; вправо; закрасить; вправо закрасить; вправо; закрасить; вправо закрасить кон основной алгоритм:алг рисунок 1нач повторить 3 раза угол вниз; вниз влево; влевокон 2 способВспомогательный алгоритмпроц угол нач закрасить; вправо; закрасить; вправо закрасить; вправо; закрасить; вправо закрасить; влево; влево; влево; влево закрасить; вниз; закрасить; вниз закрасить; вниз; закрасить; вниз закрасить кон основной алгоритмалг рисунок 1нач повторить 3 раза угол вправо; вправо вверх; вверхкон (возможны и другие варианты записи алгоритма) VIII. Практическая часть. Практическая часть урока – работа с системой программирования КуМир. Учащимся предлагается составить программу (на алгоритмическом языке) к задаче № 23 (стр. 99 рабочей тетради). На слайде 33 отмечены кнопки для создания алгоритма. Задание 1. (№ 23) Напишите программу восстановления рисунка Маши для исполнителя Робот. Порядок выполнения работы в приложении КуМир: 1. Запустить приложение КуМир: Пуск-программу - НИИСИ РАН – Комплект учебных миров - Кумир.(Окно приложения уже содержит шаблон алгоритма, рис 9) 2. Меню Вставка – использовать Робот 3. Напечатать название алгоритма. 4. Напечатать алгоритм:алг рисунокнач вправо; закрасить; вправо; закрасить; вправо вниз; закрасить; вниз; закрасить; вниз влево; закрасить; влево; закрасить; влево вверх; закрасить; вверх; закрасить.кон (возможны и другие варианты алгоритма) 5. Показать рабочую область Робота: Меню Робот – показать окно Робота. 6. Запустить программу на выполнение: Меню Выполнение – шаг или выполнить непрерывно. 7. Отладка программы (в случае ошибки): Меню Выполнение – прервать, устранить ошибки и запустить программу вновь Проверка – слайд 34Задание 2. Придумать свой узор и составить программу для Робота. Самостоятельная работа учащихся. IX. Итог урока. Итак, наш урок подходит к концу. Что же сегодня мы узнали?Вопросы для учащихся: - Какие неформальные исполнители алгоритмов Вам известны? - Назовите команды СКИ исполнителя Робот. - В каком случае Робот не сможет выполнить данную Вами команду?варианты ответов: 1)если допущена синтаксическая ошибка в записи команды; 2) если на пути Робота стоит стена; 3) если дана команда, не входящая в СКИ (например, вместо «вправо» дали «направо»). X. Выставление оценок. XI. Домашнее задание (слайд 35) § 3.3 (стр. 135-136), рабочая тетрадь - № 25, 26 (б), № 27 (б) Литература, эор: Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. Поурочные разработки для 7 класса (4 четверть) – авторская мастерская Босовой Л.Л.http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ Система программирования КуМир, сайт разработчика:http://lpm.org.ru/kumir2 Дополнительно: Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Управление исполнителем Робот» Слайд 6 Слайд 32 Здесь представлены лишь скриншоты презентации. Полный вариант содержит 34 слайда.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.06.2020 1481
    • ZIP 1.2 мбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шабанова Наталья Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шабанова Наталья Сергеевна
    Шабанова Наталья Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70300
    • Всего материалов: 226

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика и информатика")

Учитель математики и информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Курс повышения квалификации

Компьютерная грамотность для пенсионеров

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 159 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 85 человек

Мини-курс

Карьера и развитие в современном мире

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе