Инфоурок Информатика Другие методич. материалыСоставление циклических алгоритмов для исполнителя Робот 9 класс

Составление циклических алгоритмов для исполнителя Робот 9 класс

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Исполнитель Робот_1.ppt

Скачать материал "Составление циклических алгоритмов для исполнителя Робот 9 класс"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по студенческому спорту

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Исполнитель РоботСКИ. 
Циклический алгоритм

    1 слайд

    Исполнитель Робот
    СКИ.
    Циклический алгоритм

  • ПовторениеОпределите понятие Исполнитель. Приведите примеры.
Чем формальный и...

    2 слайд

    Повторение
    Определите понятие Исполнитель. Приведите примеры.
    Чем формальный исполнитель отличается от неформального? Приведите примеры.
    Что такое СКИ? Назовите СКИ Калькулятор.
    Какие требования накладываются на алгоритмы, предназначенные для выполнения исполнителем?

  • Исполнитель РоботСКИ:
вверх
вниз
влево
вправо
закрась
Проверка 
отсутствия ст...

    3 слайд

    Исполнитель Робот
    СКИ:
    вверх
    вниз
    влево
    вправо
    закрась
    Проверка
    отсутствия стены и цвета клетки:
    сверху свободно снизу свободно
    справа свободно слева свободно закрашено

  • УпражненияПетя составил алгоритм, переводящий Робота из клетки А в клетку Б с...

    4 слайд

    Упражнения
    Петя составил алгоритм, переводящий Робота из клетки А в клетку Б с закрашиванием каких-то клеток. Что должен сделать Коля с этим алгоритмом, чтобы перевести Робота из Б в А с закрашиванием тех же клеток?
    Петя составил алгоритм, при выполнении которого Робот вернулся в исходное положение. Коля стер одну из команд. При выполнении Колиного алгоритма Робот также вернулся в исходное положение. Какую команду стер Коля?

  • УпражненияСоставьте алгоритм, с помощью которого Робот сможет попасть в точку...

    5 слайд

    Упражнения
    Составьте алгоритм, с помощью которого Робот сможет попасть в точку Б во всех трех лабиринтах.

  • Команда «Повторить»Повторить … раз
    последовательность команд
конецПовтори...

    6 слайд

    Команда «Повторить»
    Повторить … раз
    последовательность команд
    конец
    Повторить 5 раз
    вверх; вверх; вправо; вниз; вниз; вправо
    конец
    * *
    * *
    * *


  • УпражненияСоставьте алгоритмы, под управлением которых Робот закрасит следующ...

    7 слайд

    Упражнения
    Составьте алгоритмы, под управлением которых Робот закрасит следующие клетки:

  • Цикл «Пока»

нц пока 
     последовательность команд
кцЗакрасить все клетки д...

    8 слайд

    Цикл «Пока»


    нц пока <условие>
    последовательность команд
    кц
    Закрасить все клетки до стены справа от робота
    нц пока справа свободно
    вправо
    закрась
    кц

  • УпражненияЗакрасить все клетки до стены справа от робота и вернуться в исходн...

    9 слайд

    Упражнения
    Закрасить все клетки до стены справа от робота и вернуться в исходное положение
    нц пока справа свободно
    вправо
    закрась
    кц
    нц пока закрашено
    влево
    кц

  • Составные условияОбразуются из
одного или
нескольких простых
условий и служеб...

    10 слайд

    Составные условия
    Образуются из
    одного или
    нескольких простых
    условий и служебных
    слов И, ИЛИ, НЕ.
    Пусть
    А = сверху свободно
    В = справа свободно и
    А выполнено (=1)
    В выполнено (=1)

  • ЗаданиеИспользуя команды повторить и пока перевести Робота из исходного полож...

    11 слайд

    Задание
    Используя команды повторить и пока перевести Робота из исходного положения в точку Б, если количество клеток по вертикали и длина стен в лабиринте неизвестны.
    повторить 5 раз
    нц пока не справа свободно
    вверх
    кц
    вправо
    нц пока не справа свободно
    вниз
    кц
    вправо
    конец

  • ЗаданиеИзвестно, что Робот находится рядом с входом в коридор (длина коридора...

    12 слайд

    Задание
    Известно, что Робот находится рядом с входом в коридор (длина коридора неизвестна). Составить алгоритм для закрашивания Роботом всех клеток коридора и возвращения его в исходное положение.

  • ДЗИзвестно, что Робот находится рядом с входом в коридор (длина коридора неиз...

    13 слайд

    ДЗ
    Известно, что Робот находится рядом с входом в коридор (длина коридора неизвестна). Составить алгоритм для закрашивания Роботом всех клеток коридора и возвращения его в исходное положение.
    а)
    б)
    Составьте алгоритм для закрашивания Роботом клеток:

  • До встречи!!!

    14 слайд

    До встречи!!!

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ К-т урока.doc

Тема урока: Составление циклических алгоритмов для исполнителя Робот

Цели урока:

  1. образовательная:
    • обобщение и систематизация знаний по теме Алгоритмы,
    • формирование навыков практического применения знаний;
  2. воспитательная:
    • воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки, аккуратности при выполнении работы;
    • повышение информационной культуры учащихся;
  3. развивающая:
    • формирование и развитие у учащихся познавательных интересов;
    • развитие умения оперировать ранее полученными знаниями, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • проектор,
  • компьютерный класс

План урока

  1. Организационный момент - 2 мин.
  2. Актуализация знаний - 8 мин.
  3. Объяснение материала и выполнение упражнений - 20 мин.
  4. Закрепление материала - 10 мин.
  5. Вопросы учеников, ДЗ, подведение итогов урока –5 мин.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих.

На предыдущих уроках мы говорили об алгоритмах, рассматривали их типы, виды, свойства, составляли алгоритмы для решения разных задач. Сегодня мы будем использовать алгоритмы для управления исполнителями. И для начала вспомним, что же такое «исполнитель».

Актуализация знаний

Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

Ø  Определите понятие Исполнитель. Приведите примеры.

Ø  Чем формальный исполнитель отличается от неформального? Приведите примеры.

Ø  Что такое СКИ? Назовите СКИ Калькулятор.

Ø  Какие требования накладываются на алгоритмы, предназначенные для выполнения исполнителем?

Объяснение нового материала с использование проектора

Среда исполнителя Робот – клетчатое поле, ограниченное стеной. Внутри поля между некоторыми клетками также может быть стена. Исполнитель Робот может перемещаться на одну клетку с помощью команд перемещения вправо, влево, вверх, вниз. Также он может закрашивать клетки, на которых стоит, командой закрась. Если между клетками стена, то Робот не может ее пройти. Команды проверки отсутствия стены и закрашенности клетки: сверху свободно, снизу свободно, справа свободно, слева свободно, закрашено (рис. 1).

Упражнения:

1.      Петя составил алгоритм, переводящий Робота из клетки А в клетку Б с закрашиванием каких-то клеток. Что должен сделать Коля с этим алгоритмом, чтобы перевести Робота из Б в А с закрашиванием тех же клеток?

2.      Петя составил алгоритм, при выполнении которого Робот вернулся в исходное положение. Коля стер одну из команд. При выполнении Колиного алгоритма Робот также вернулся в исходное положение. Какую команду стер Коля?

3.      См. рис.2

Рис. 1

Рис.2

Рассмотрим задачу: составить алгоритм для перемещения Робота в точку Б (рис. 3). Очевидно, что здесь выделяются последовательности повторяющихся команд. В этом случае удобно воспользоваться алгоритмической структурой Цикл. Вопрос: какие циклические структуры алгоритма вы помните (ответ: цикл-до, цикл-после, цикл с заданным количеством повторений). В данном случае нам известно количество поворений, поэтому воспользуемся командой Повторить (рис. 4):

Рис. 3

Рис. 4

В окончательном варианте алгоритм выполнения этой задачи будет выглядеть так:

Повторить 5 раз

   вверх; вверх; вправо; вниз; вниз; вправо

конец

Упражнения (рис. 5).

А теперь рассмотрим следующую задачу: закрасить все клетки до стены справа от Робота при условии, что количество клеток до стены неизвестно (рис. 6). В этом случае воспользуемся алгоритмической конструкцией Цикл-после (т.е. цикл выполняется после проверки условия).

Рис. 5

Рис. 6

Упражнение: в предыдущей задаче нужно закрасить все клетки справа от Робота и вернуться в исходное положение.

Ответ:        нц пока справа свободно

    вправо

    закрась

кц

нц пока закрашено

    влево

кц

Составные условия образуются из одного или нескольких простых условий и служебных слов И, ИЛИ, НЕ. Чтобы составное условие, объединяющее простые условия логической связкой ИЛИ было истинным, достаточно истинности одного из простых условий, входящих в него. Чтобы составное условие, объединяющее простые условия логической связкой И было истинным, необходимо, чтобы истинны были все простые условия, входящие в него (рис. 7).

Рис. 7

Рис. 8

Закрепление материала

Задания выполняются в рабочих тетрадях с последующим обсуждением предложенных учащимися решений.

Задание 1. Используя команды повторить и пока перевести Робота из исходного положения в точку Б, если количество клеток по вертикали и длина стен в лабиринте неизвестны (рис. 8).

Ответ:                  повторить 5 раз

   нц пока не справа свободно

        вверх

   кц

   вправо

   нц пока не справа свободно

        вниз

   кц

   вправо

конец

Задание 2. Известно, что Робот находится рядом с входом в коридор (длина коридора неизвестна).  Составить алгоритм для закрашивания Роботом всех клеток коридора и возвращения его в исходное положение (рис. 9).

Ответ:      вправо

нц пока не сверху свободно и не снизу свободно

       закрась

       вправо

кц

влево

нц пока закрашено

       влево

кц

Рис. 9

Рис. 10

ДЗ, подведение итогов урока

Ответы на вопросы учащихся, домашнее задание (рис. 10), выставление оценок за работу на уроке.

Сегодня мы научились управлять Роботом, использовать циклические алгоритмы для оптимизации задачи составления алгоритма, поняли, что при составлении алгоритмов надо быть предельно внимательными и точными. На следующем уроке мы продолжим знакомиться с различными вариантами алгоритмов для Робота. Благодарю всех за внимание.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Составление циклических алгоритмов для исполнителя Робот 9 класс"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ‚ ¦­®!.txt

Данный материал был скачан с сайта www.metod-kopilka.ru

============================================================

 

!!!!!!!!Орфография и форматирование автора материала!!!!!!!!!!

 

========================================

Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики,

учащихся и всех-всех, кто интересуется ИТ:

http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

 

Организационные, методические и нормативные документы,

лабораторно-практические работы (комплекс занятий по MS Word, MS Excel,

MS Access, MS PowerPaint, Paint, Move Maker и др. прикладным программам),

лекции,конспекты, дидактический материал, занимательная информатика,

экзамен, проектная деятельность, презентации.

Все в свободном доступе! Без регистрации!

 

 

=========================================

P.S. Единственным источником дохода сайта является переход по рекламным ссылкам.

Если ресурс оказался Вам полезен, потратьте 1 минуту времени и кликните любой рекламный блок на сайте.

Заранее благодарна.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Составление циклических алгоритмов для исполнителя Робот 9 класс"

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока: образовательная: обобщение и систематизация знаний по теме Алгоритмы, формирование навыков практического применения знаний; воспитательная: воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки, аккуратности при выполнении работы; повышение информационной культуры учащихся; развивающая: формирование и развитие у учащихся познавательных интересов; развитие умения оперировать ранее полученными знаниями, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Тип урока: комбинированный. Оборудование: проектор, компьютерный класс План урока Организационный момент - 2 мин. Актуализация знаний - 8 мин. Объяснение материала и выполнение упражнений - 20 мин. Закрепление материала - 10 мин. Вопросы учеников, ДЗ, подведение итогов урока –5 мин. Ход урока Организационный момент Приветствие, проверка присутствующих. На предыдущих уроках мы говорили об алгоритмах, рассматривали их типы, виды, свойства, составляли алгоритмы для решения разных задач. Сегодня мы будем использовать алгоритмы для управления исполнителями. И для начала вспомним, что же такое «исполнитель».Актуализация знаний Учащиеся отвечают на следующие вопросы: Определите понятие Исполнитель. Приведите примеры. Чем формальный исполнитель отличается от неформального? Приведите примеры. Что такое СКИ? Назовите СКИ Калькулятор. Какие требования накладываются на алгоритмы, предназначенные для выполнения исполнителем? Объяснение нового материала с использование проектора Среда исполнителя Робот – клетчатое поле, ограниченное стеной. Внутри поля между некоторыми клетками также может быть стена. Исполнитель Робот может перемещаться на одну клетку с помощью команд перемещения вправо, влево, вверх, вниз. Также он может закрашивать клетки, на которых стоит, командой закрась. Если между клетками стена, то Робот не может ее пройти. Команды проверки отсутствия стены и закрашенности клетки: сверху свободно, снизу свободно, справа свободно, слева свободно, закрашено (рис. 1).Упражнения: Петя составил алгоритм, переводящий Робота из клетки А в клетку Б с закрашиванием каких-то клеток. Что должен сделать Коля с этим алгоритмом, чтобы перевести Робота из Б в А с закрашиванием тех же клеток? Петя составил алгоритм, при выполнении которого Робот вернулся в исходное положение. Коля стер одну из команд. При выполнении Колиного алгоритма Робот также вернулся в исходное положение. Какую команду стер Коля? См. рис.2 Рис. 1 Рис.2 Рассмотрим задачу: составить алгоритм для перемещения Робота в точку Б (рис. 3). Очевидно, что здесь выделяются последовательности повторяющихся команд. В этом случае удобно воспользоваться алгоритмической структурой Цикл. Вопрос: какие циклические структуры алгоритма вы помните (ответ: цикл-до, цикл-после, цикл с заданным количеством повторений). В данном случае нам известно количество поворений, поэтому воспользуемся командой Повторить (рис. 4): Рис. 3 Рис. 4 В окончательном варианте алгоритм выполнения этой задачи будет выглядеть так:Повторить 5 раз вверх; вверх; вправо; вниз; вниз; вправоконец Упражнения (рис. 5). А теперь рассмотрим следующую задачу: закрасить все клетки до стены справа от Робота при условии, что количество клеток до стены неизвестно (рис. 6). В этом случае воспользуемся алгоритмической конструкцией Цикл-после (т.е. цикл выполняется после проверки условия). Рис. 5 Рис. 6 Упражнение: в предыдущей задаче нужно закрасить все клетки справа от Робота и вернуться в исходное положение. Ответ: нц пока справа свободно вправо закраськцнц пока закрашено влевокц Составные условия образуются из одного или нескольких простых условий и служебных слов И, ИЛИ, НЕ. Чтобы составное условие, объединяющее простые условия логической связкой ИЛИ было истинным, достаточно истинности одного из простых условий, входящих в него. Чтобы составное условие, объединяющее простые условия логической связкой И было истинным, необходимо, чтобы истинны были все простые условия, входящие в него (рис. 7). Рис. 7 Рис. 8 Закрепление материала Задания выполняются в рабочих тетрадях с последующим обсуждением предложенных учащимися решений.Задание 1. Используя команды повторить и пока перевести Робота из исходного положения в точку Б, если количество клеток по вертикали и длина стен в лабиринте неизвестны (рис. 8). Ответ: повторить 5 раз нц пока не справа свободно вверх кц вправо нц пока не справа свободно вниз кц вправо конецЗадание 2. Известно, что Робот находится рядом с входом в коридор (длина коридора неизвестна). Составить алгоритм для закрашивания Роботом всех клеток коридора и возвращения его в исходное положение (рис. 9). Ответ: вправонц пока не сверху свободно и не снизу свободно закрась вправокцвлевонц пока закрашено влевокц Рис. 9 Рис. 10 ДЗ, подведение итогов урока Ответы на вопросы учащихся, домашнее задание (рис. 10), выставление оценок за работу на уроке. Сегодня мы научились управлять Роботом, использовать циклические алгоритмы для оптимизации задачи составления алгоритма, поняли, что при составлении алгоритмов надо быть предельно внимательными и точными. На следующем уроке мы продолжим знакомиться с различными вариантами алгоритмов для Робота. Благодарю всех за внимание. Литература: 1. Л Босова. Информатика и ИКТ. Учебник для 7 класса. М., Бином, Лаборатория знаний, 2010. 2. А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Я.Н. Зайдельман. Информатика 7-9 кл. М., Дрофа, 2003. Дополнительно: Демонстрационный материал к уроку информатики в 9 классе «Составление циклических алгоритмов для исполнителя Робот» (14 слайдов) Слайд 1 Слайд 3 Слайд 7

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 765 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.02.2020 2583
    • ZIP 1.9 мбайт
    • 32 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Аджимуратова Зарина Тагировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Аджимуратова Зарина Тагировна
    Аджимуратова Зарина Тагировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70989
    • Всего материалов: 218

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теоретические и методологические основы преподавания информатики с учётом требований ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 154 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 717 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Информатика")

Учитель информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Фитнес: особенности построения смешанных групповых тренировок

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек