Выбранный для просмотра документ Bogacheva_pismo.doc
Скачать материал "Конспект урока на тему «Этапы моделирования» 9 класс"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Bogacheva_prezent.ppt
Скачать материал "Конспект урока на тему «Этапы моделирования» 9 класс"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Этапы компьютерного моделирования
Презентация по теме «Моделирование»
к учебнику Н.В. Макаровой, 9 класс
Автор: Богачева Галина Владимировна
Должность: учитель информатики и ИКТ
Категория: высшая
Образовательное учреждение: ГОБУ лицей № 144
г. Санкт-Петербург.
E-mail: bog-gal@yandex.ru
Web сайт: http://www.gimn144.spb.ru/
2 слайд
I этап. Постановка задачи
Описание задачи
Цель моделирования
Анализ объекта
3 слайд
Описание задачи
Задача формулируется на обычном языке;
Если завтра утром группа выйдет из туристического лагеря в 10 часов утра, ребята успеют на 12-часовую электричку?
Определяется объект моделирования;
Представляется конечный результат.
По характеру постановки задачи можно разделить на две основные группы:
«Что будет, если?» (исследовать изменение характеристик объекта при воздействии на него)
Как изменится скорость автомобиля через 6 сек, если он движется прямолинейно и равноускоренно с начальной скоростью 3 м/с и ускорением 0,5 м/с2?
«Как сделать, чтобы?» (какое произвести воздействие, чтобы параметры объекта удовлетворяли заданному условию?)
Какого объёма должен быть воздушный шар, наполненный газом гелием, чтобы он мог подняться с грузом 100 кг?
4 слайд
Определение целей моделирования
Цели определяются в соответствии с поставленной задачей;
Поставленные цели оказывают направляющее влияние на весь процесс моделирования.
5 слайд
Например, рассмотрим модель самолета:
для кассира по продажам авиабилетов существенными признаками будут расположение рядов кресел, количество кресел в ряду, стоимость билета для каждого места, наличие свободных мест;
для авиадиспетчера существенные признаки – скорость и высота самолета, направление и вид движения, взаиморасположение с другими самолетами, находящимися в контролируемом районе;
для технолога цеха, где происходит сборка самолета существенные признаки – наименование и количество деталей, порядок и способ их соединения, необходимое оборудование для обеспечения заданной надежности соединений, и прочее.
6 слайд
Анализ объекта
Чётко выделяются моделируемый объект и его основные свойства. Результат анализа объекта появляется в процессе выявления его составляющих (элементарных объектов) и определения связей между ними.
7 слайд
Хорошо поставленная задача:
описаны все связи между исходными данными и результатом
известны все исходные данные
решение существует
задача имеет единственное решение
Примеры плохо поставленных задач:
Винни Пух и Пятачок построили ловушку для слонопотама. Удастся ли его поймать?
Малыш и Карлсон решили по–братски разделить два орешка – большой и маленький. Как это сделать?
Найти максимальное значение функции y = x2 (нет решений).
Найти функцию, которая проходит через точки (0,1) и (1,0) (неединственное решение).
8 слайд
II этап. Разработка модели
Информационная модель
Знаковая модель
Компьютерная модель
9 слайд
Разработка информационной
модели
Выделяются объекты моделирования и дается их развернутое содержательное описание (природа объектов, их зависимости, связи, свойства, характеристики);
Учитываются только существенные свойства в зависимости от выбранной цели;
10 слайд
Задача «Движение автомобиля»
Что моделируется?
- Процесс движения объекта «автомобиль»
Вид движения
- Равноускоренное
Что известно о движении?
- Начальная скорость (v0), ускорение (а), максимальная развиваемая автомобилем скорость (vmax)
Что надо найти?
- Скорость (vj) в заданные моменты времени (ti)
Как задаются моменты времени?
- От нуля через равные интервалы (t2-t1)
Это ограничивает расчеты?
- vi < vmax
Такие характеристики объекта, как цвет, тип кузова, год выпуска и общий пробег, степень изношенности шин и многие другие, в данной постановке учитывать не будем.
11 слайд
В результате выстраивается описательная информационная модель, т.е. вербальная;
Формализация модели. Переход от описательной модели к конкретному математическому наполнению. Указывается перечень параметров, которые влияют на поведение объекта – исходные данные, и которые желательно получить – результат. Формализуются зависимости между выделенными параметрами, накладываются ограничения на их допустимые значения. Результат – математическая модель.
12 слайд
Движение автомобиля. Информационная модель
13 слайд
Математическая модель к задаче «Движение автомобиля»
14 слайд
Разработка компьютерной модели
Формализованная модель преобразуется в компьютерную с помощью множества программных комплексов и сред (графические среды, текстовые редакторы, среды программирования, электронные таблицы и пр.);
От выбора программной среды зависит алгоритм построения компьютерной модели и форма его представления.
15 слайд
III этап. Компьютерный эксперимент
План моделирования – должен чётко отражать последовательность работы с моделью
Технология моделирования
16 слайд
План моделирования (последовательность работы с моделью)
Так как модель может содержать ошибки, то первым пунктом в плане моделирования всегда разработка теста, а затем – тестирование модели. В программировании это трансляция и отладка программы;
Можно использовать тестовый набор исходных данных, для которых конечный результат заранее известен;
17 слайд
Тестирование - это проверка модели на простых исходных данных с известным результатом.
Примеры:
устройство для сложения многозначных чисел – проверка на однозначных числах
модель движения корабля – если руль стоит ровно, курс не должен меняться; если руль повернуть влево, корабль должен идти вправо
модель накопления денег в банке – при ставке 0% сумма не должна изменяться.
18 слайд
Технология моделирования
(исследование модели)
Исследование заключается в проведении серии экспериментов, удовлетворяющих целям моделирования.
Эксперимент – это опыт, который производится с объектом или моделью.
Он заключается в выполнении некоторых действий, чтобы определить, как реагирует экспериментальный образец на эти действия.
Эксперимент сопровождается осмыслением итогов. Это служит основой для анализа результатов принятия решений.
19 слайд
Примеры:
устройство для сложения чисел – работа с многозначными числами
модель движения корабля – исследование в условиях морского волнения
модель накопления денег в банке – расчеты при ненулевой ставке
20 слайд
IV этап. Анализ результатов моделирования
Нужно ответить на вопрос: «Продолжать исследование, либо заканчивать?»
Если результаты не соответствуют целям поставленной задачи, значит на предыдущих этапах были допущены ошибки (неправильно отобранные свойства объекта, ошибки в формулах на этапе формализации, неудачный метод или среда моделирования, нарушение технологических приемов при построении модели).
Если ошибки выявлены, то требуется корректировка модели, т.е. возврат к одному из предыдущих этапов. Процесс повторяется до тех пор, пока результаты эксперимента не будут отвечать целям моделирования.
21 слайд
Источники:
Макарова Н.В. Информатика 9 – Санкт-Петербург: Питер, 2007.
Макарова Н.В. Информатика 7-9 Задачник по моделированию – Санкт-Петербург: Питер, 2007.
Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. – М.:ВАКО, 2007
Филиппова Е.В. Этапы компьютерного моделирования, –
Поляков К.Ю. Модели и моделирование, – http://kpolyakov.narod.ru/index.htm
Конспект урока «Этапы компьютерного моделирования» –http://ivan101.narod.ru/gos/pril/18etapy-postr-modeley.htm
Пособие «Моделирование», – http://umk-model.narod.ru/p6.html
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Bogacheva_yrok.doc
Скачать материал "Конспект урока на тему «Этапы моделирования» 9 класс"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ ‚ ¦®!.txt
Скачать материал "Конспект урока на тему «Этапы моделирования» 9 класс"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Оборудование: план урока «Этапы моделирования». Презентация к уроку. Формы работы: фронтальный опрос, лекция, объяснительно – иллюстративный (презентация). Цель урока: выделить этапы моделирования. Сформулировать основные задачи на каждом этапе моделирования. Задачи урока: Образовательные: научить обобщать материал и выделять главное, научить применять полученные знания на практике; Воспитательная: формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала; Развивающая: развитие памяти, внимательности, познавательного интереса к предмету. Структура урока: Организационный момент Актуализация знаний Теоретический материал урока (объяснение новой темы) Подведение итогов Задание на практику. Ход урока: Организационный момент. Актуализация знаний: фронтальный опрос по теме, изучаемой на предыдущих уроках – закрепление понятий модель, моделирование, информационная модель, формализация, классификация моделей. Изучение новой темы. Подведение итогов урока. Задание на практику: Расчёт параметров геометрической модели. Учебник Макаровой, тема 3.2, стр137. В конце урока – закрепить теоретический материал – тема 3.2, стр. 47 Литература, эор: Макарова Н.В. Информатика 9 – Санкт-Петербург: Питер, 2007. Макарова Н.В. Информатика 7-9 Задачник по моделированию – Санкт-Петербург: Питер, 2007. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. – М.:ВАКО, 2007. Филиппова Е.В. Этапы компьютерного моделирования. Поляков К.Ю. Модели и моделирование http://kpolyakov.narod.ru/index.htm Конспект урока «Этапы компьютерного моделирования» http://ivan101.narod.ru/gos/pril/18etapy-postr-modeley.htm Пособие «Моделирование» http://umk-model.narod.ru/p6.html Дополнительно: Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Этапы моделирования» Слайд 1 Слайд 12 Здесь представлен лишь скриншот презентации. Полный вариант содержит 21 слайд. Материалы к уроку: в архиве ZIP (2-2-6-3.zip 345 Кб) Конспект урока с иллюстрациями в формате .DOC Презентация в формате .PPT
6 655 669 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Егорова Юлия Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
8 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.