Инфоурок Информатика Другие методич. материалыКонспект урока «Построение информационной модели для решения поставленной задачи» 9 класс

Конспект урока «Построение информационной модели для решения поставленной задачи» 9 класс

Скачать материал

Конспект урока «Построение информационной модели для решения поставленной задачи» 9 класс

Цели урока:  
- проверить усвоение главы «Компьютерные сети», помочь учащимся усвоить понятие «информационная модель», дать основные понятия, необходимые для создания простейших информационных моделей на компьютере. 
- воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость. 
- развивать познавательные интересы, навыки работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование:  доска, компьютеры, проектор, компьютерная презентация, тест. 

План урока: 
I. Орг. момент. (1 мин) 
II. Компьютерный тест по теме «Компьютерные сети». (10 мин) 
III. Теоретическая часть. (15 мин) 
IV. Практическая часть. (10 мин) 
V. Вопросы учеников. (5 мин) 
VI. Д/з (2 мин) 
VII. Итог урока. (2 мин) 


Ход урока:

I. Орг. момент. 
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. 

II. Актуализация.  
На прошлом уроки мы закончили изучение главы «Информационные ресурсы компьютерных сетей». Предлагаю пройти компьютерный тест по этой теме. 

III. Изучения нового материала.  

1. Понятие модели 
Объект – некоторая часть окружающего нас мира, которая может быть рассмотрена как единое целое. 
Свойства объекта – совокупность признаков объекта, по которым его можно отличить от других объектов
Модель – это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении. 
Моделирование – построение моделей для изучения объектов, процессов, явлений. 

2. Материальные и информационные модели 
По способу представления модели делятся на материальные и информационные.

  • Информационные 
  • Знаковые 
  • Вербальные 
  • Компьютерные 
  • Некомпьютерные 
  • Материальные 

Материальные модели иначе можно назвать предметными или физическими. Они воспроизводят геометрические свойства оригинала и имеют реальное воплощение. 

Примеры материальных моделей:  
1. Детские игрушки (куклы – модель ребенка, мягкие игрушки-звери – модель живых зверей, машинки – модели реальных автомобилей и т.д.). 
2. Глобус – модель планеты Земля. 
3. Школьные пособия (скелет человека – модель реального скелета, модель атома кислорода и т.д.) 
4. Физические и химические опыты. 

Информационные модели нельзя потрогать или увидеть, они не имеют материального воплощения, потому что строятся только на информации. 
Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром. 
К информационным моделям можно отнести вербальные и знаковые модели. 
Вербальная модель – информационная модель в мысленной или разговорной форме. 

Примеры вербальных моделей:  
1. Модель поведения человека при переходе через улицу. Человек анализирует ситуацию на дороге (сигналы светофора, наличие и скорость машин и вырабатывает модель своего движения) 
2. Идея, возникшая у изобретателя - модель изобретения. 
3. Музыкальная тема, промелькнувшая в голове композитора – модель будущего музыкального произведения. 

Знаковая модель – информационная модель, выраженная специальными знаками, т.е. средствами любого формального языка. 
Примеры знаковых моделей: 
1. Чертеж кухонной мебели – модель мебели для кухни. 
2. Схема Московского метрополитена – модель метро г. Москвы. 
3. График изменения курса евро – модель роста курса евро. 
Вербальные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ (например, пути по определенному адресу), может быть облечен в знаковую форму, например, в схему. И наоборот, знаковая модель помогает сформировать в сознании верный мысленный образ. 
По способу реализации информационные знаковые модели делятся на компьютерные и некомпьютерные. 

Компьютерная модель – это модель, реализованная средствами программной среды. 
3. Этапы моделирования 
В процессе моделирования выделяют 4 этапа : 
1. Постановка задачи. 
2. Разработка модели. 
3. Компьютерный эксперимент. 
4. Анализ результатов моделирования. 

IV. Практическая часть
Построить родословное дерево потомков Владимира Мономаха.

Потомки Владимира Мономаха
Владимир Мономах умер в 1125 г. Он оставил четырех сыновей: Мстислава (год смерти — 1132), Ярополка (1139), Вячеслава Туровского (1154) и Юрия Долгорукого (1157). После Мстислава остались три сына: Изяслав Волынский (1154), Всеволод Новгородский (1138) и Ростислав Смоленский (1168). У Изяслава Волынского был сын Мстислав (1170), у Мстислава — сын Роман (1205), у Романа — Даниил Галицкий (1264). Ростислав Смоленский имел четырех сыновей: Романа (1180), Рюрика (1215), Давида (1197) и Мстислава Храброго (1180). После Романа Ростиславича остался сын Мстислав Киевский (1224), после Мстислава Храброго — сын Мстислав Удалой (1228). Юрий Долгорукий имел трех сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода (1212). Сыновьями Всеволода были Константин (1217), Юрий (1238) и Ярослав (1246). У Ярослава Всеволодовича было три сына: Александр Невский (1263), Андрей Суздальский (1264) и Ярослав Тверской (1272). Сыновья Александра Невского: Димитрий Переяславский (1294), Андрей Городецкий (1304) и Даниил Московский (1303). У Андрея Суздальского был сын Василий (годы его жизни неизвестны), у Ярослава Тверского — сын Михаил (1318).
Глядя на полученное дерево, ответьте на вопрос: сколько поколений князей оно отражает?

V.Вопросы учеников

VI. Домашняя работа

VII. Итог урока

Список используемой литературы:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 9 класса. Семакин И.Г. – 2009.
  2. «Информатика и ИКТ» 8 - 9 класс, автор Угринович Н. Д.

 

28.05.2013

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока «Построение информационной модели для решения поставленной задачи» 9 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока: - проверить усвоение главы «Компьютерные сети», помочь учащимся усвоить понятие «информационная модель», дать основные понятия, необходимые для создания простейших информационных моделей на компьютере. - воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость. - развивать познавательные интересы, навыки работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.Оборудование: доска, компьютеры, проектор, компьютерная презентация, тест. План урока: I. Орг. момент. (1 мин) II. Компьютерный тест по теме «Компьютерные сети». (10 мин) III. Теоретическая часть. (15 мин) IV. Практическая часть. (10 мин) V. Вопросы учеников. (5 мин) VI. Д/з (2 мин) VII. Итог урока. (2 мин) Ход урока: I. Орг. момент. Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. II. Актуализация. На прошлом уроки мы закончили изучение главы «Информационные ресурсы компьютерных сетей». Предлагаю пройти компьютерный тест по этой теме. III. Изучения нового материала. 1. Понятие модели Объект – некоторая часть окружающего нас мира, которая может быть рассмотрена как единое целое. Свойства объекта – совокупность признаков объекта, по которым его можно отличить от других объектов Модель – это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении. Моделирование – построение моделей для изучения объектов, процессов, явлений. 2. Материальные и информационные модели По способу представления модели делятся на материальные и информационные. Информационные Знаковые Вербальные Компьютерные Некомпьютерные Материальные Материальные модели иначе можно назвать предметными или физическими. Они воспроизводят геометрические свойства оригинала и имеют реальное воплощение. Примеры материальных моделей: 1. Детские игрушки (куклы – модель ребенка, мягкие игрушки-звери – модель живых зверей, машинки – модели реальных автомобилей и т.д.). 2. Глобус – модель планеты Земля. 3. Школьные пособия (скелет человека – модель реального скелета, модель атома кислорода и т.д.) 4. Физические и химические опыты. Информационные модели нельзя потрогать или увидеть, они не имеют материального воплощения, потому что строятся только на информации. Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром. К информационным моделям можно отнести вербальные и знаковые модели. Вербальная модель – информационная модель в мысленной или разговорной форме. Примеры вербальных моделей: 1. Модель поведения человека при переходе через улицу. Человек анализирует ситуацию на дороге (сигналы светофора, наличие и скорость машин и вырабатывает модель своего движения) 2. Идея, возникшая у изобретателя - модель изобретения. 3. Музыкальная тема, промелькнувшая в голове композитора – модель будущего музыкального произведения. Знаковая модель – информационная модель, выраженная специальными знаками, т.е. средствами любого формального языка. Примеры знаковых моделей: 1. Чертеж кухонной мебели – модель мебели для кухни. 2. Схема Московского метрополитена – модель метро г. Москвы. 3. График изменения курса евро – модель роста курса евро. Вербальные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ (например, пути по определенному адресу), может быть облечен в знаковую форму, например, в схему. И наоборот, знаковая модель помогает сформировать в сознании верный мысленный образ. По способу реализации информационные знаковые модели делятся на компьютерные и некомпьютерные. Компьютерная модель – это модель, реализованная средствами программной среды. 3. Этапы моделирования В процессе моделирования выделяют 4 этапа : 1. Постановка задачи. 2. Разработка модели. 3. Компьютерный эксперимент. 4. Анализ результатов моделирования. IV. Практическая часть. Построить родословное дерево потомков Владимира Мономаха. Потомки Владимира Мономаха Владимир Мономах умер в 1125 г. Он оставил четырех сыновей: Мстислава (год смерти — 1132), Ярополка (1139), Вячеслава Туровского (1154) и Юрия Долгорукого (1157). После Мстислава остались три сына: Изяслав Волынский (1154), Всеволод Новгородский (1138) и Ростислав Смоленский (1168). У Изяслава Волынского был сын Мстислав (1170), у Мстислава — сын Роман (1205), у Романа — Даниил Галицкий (1264). Ростислав Смоленский имел четырех сыновей: Романа (1180), Рюрика (1215), Давида (1197) и Мстислава Храброго (1180). После Романа Ростиславича остался сын Мстислав Киевский (1224), после Мстислава Храброго — сын Мстислав Удалой (1228). Юрий Долгорукий имел трех сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода (1212). Сыновьями Всеволода были Константин (1217), Юрий (1238) и Ярослав (1246). У Ярослава Всеволодовича было три сына: Александр Невский (1263), Андрей Суздальский (1264) и Ярослав Тверской (1272). Сыновья Александра Невского: Димитрий Переяславский (1294), Андрей Городецкий (1304) и Даниил Московский (1303). У Андрея Суздальского был сын Василий (годы его жизни неизвестны), у Ярослава Тверского — сын Михаил (1318). Глядя на полученное дерево, ответьте на вопрос: сколько поколений князей оно отражает? V.Вопросы учеников. VI. Домашняя работа VII. Итог урока. Список используемой литературы: Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 9 класса. Семакин И.Г. – 2009. «Информатика и ИКТ» 8 - 9 класс, автор Угринович Н. Д. 28.05.2013

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 852 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.03.2020 1126
    • DOCX 23.2 кбайт
    • 24 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Токарева Татьяна Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Токарева Татьяна Михайловна
    Токарева Татьяна Михайловна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 89945
    • Всего материалов: 225

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Использование нейросетей в учебной и научной работе: ChatGPT, DALL-E 2, Midjourney

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 619 человек из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 956 человек

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель информатики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 493 человека из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 523 человека

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Мини-курс

Психические защиты и психоаналитический взгляд на личное развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек