Документы в архиве:
Название документа Автор.doc
Автор: Моисеенко Элла Анатольевна
Должность: учитель информатики
Категория: 1
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 56 станица Варениковская, Крымский район, Краснодарский край
E-mail: ella_mo@mail.ru
Тема урока: «Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей.»
Предмет: Информатика и ИКТ.
Класс: 9.
Ключевые слова: информатика, урок информатики в 9 классе, моделирование, информационные модели, практическая работа «Информационные модели».
Оборудование: компьютерный класс, учительский компьютер, проектор, экран, приложения MS Word (OOWriter), MS PowerPoint (OOImpress).
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная на компьютере.
Аннотация: На уроке учащиеся знакомятся с основными типами информационных моделей и их классификацией, выполняют практические задания по построению информационных моделей различных типов.
Название документа план-конспект.doc
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей»
ФИО (полностью)
Моисеенко Элла Анатольевна
Место работы
МБОУ СОШ № 56 ст. Варениковская Крымского района Краснодарского края
Должность
Учитель информатики
Предмет
Информатика и ИКТ
Класс
9
Тема и номер урока в теме
Раздел 2. Информационное моделирование
1-й урок. Тема урока: «Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей»
Базовый учебник
«Информатика и ИКТ» Базовый уровень для 9 класса Авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К.
Цель урока: Ввести понятие модели. Познакомить с основными типами информационных моделей и их классификацией.
Задачи:
- обучающие: Формирование представления у учащихся о понятии модели и моделирования.
- развивающие:
Изучить понятие модель и моделирование. Классифицировать модели по типу.
- воспитательные: Повышение познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Тип урока (комбинированный):
фронтальная – учебная лекция;
эвристический диалог;
фронтальный опрос
практическая работа.
Необходимое техническое оборудование:
компьютерный класс, учительский компьютер, проектор, экран, приложения MS Word (OOWriter), MS PowerPoint (OOImpress).
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Организационный момент
Приветствие ребят, проверка рабочего места, отсутствующих на уроке.
1
2
Постановка целей урока
Презентация
Слайд № 1
Формулировка темы и цели урока
1
3
Актуализация опорных знаний
Презентация Слайд № 2
Демонстрация, учитель задаёт вопросы учащимся:
С различными моделями мы сталкиваемся еще в раннем детстве.
- вспомните, какие игрушки были любимыми в детстве?
-назовите реальные объекты, моделями которых являются эти игрушки?
Ответы на вопросы
3
4
Изучение нового материала
Презентация Слайды № 3-7, 13-14
Демонстрация, объяснение содержания.
Восприятие информации, запись краткого конспекта в тетради
7
5
Закрепление нового материала
Презентация Слайд № 8-12
Объяснение условия задания:
-учитель раздает карточки с заданием
-правильные ответы выводятся на экран
-Выполнение задания
-Проверка ответов
3
6
Практическая работа
Текстовый процессор MS Word
(OOWriter)
Презентация Слайд № 15
Инструктирование по выполнению практической работы- построение табличной, иерархической или сетевой модели по выбору учащихся.
(Текстовые задания выдаются учащимся на карточках)
Выполнение практического задания
20
7
Подведение итогов урока
Текстовые документы с выполненным заданием
Анализ результатов выполнения учащимися практической работы
Предъявление файла с практической работой
4
8
Домашнее задание
Презентация
Слайд № 16
Объяснение содержания домашней работы
Записывают задание в дневники
1
Используемая литература:
Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Семакин И.Г. Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Название документа приложение 1(презентация).ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема: «Понятие модели. Виды моделей» Моисеенко Элла Анатольевна учитель информатики МБОУ СОШ № 56 ст. Варениковской Крымского района
Объект Модель Некоторая часть окружающей нас реальной действительности (предмет, процесс, явление), которая может быть рассмотрена как единое целое. Материальный или мысленно представляемый объект, замещающий объект-оригинал и сохраняющий его существенные особенности.
Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей Цели моделирования: Понять как устроен реальный объект Научиться управлять объектом или процессом Оптимизировать управление объектом или процессом Прогнозировать прямые или косвенные последствия различных воздействий на объект
Этапы моделирования Объект Модель Изучение модели Получение знаний об объекте
Проверь себя! Задание 1: Выберите из предложенного списка пары объектов, находящихся в отношениях «объект-модель». Компьютерная программа Атлас мира Великобритания Припев Карта Великобритании Функциональная схема компьютера Комната Куплет Песня Графическое изображение комнаты Компьютер Глобус Пушкин А. С. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Памятник А. С. Пушкину
Задание 1: ОТВЕТЫ Великобритания – карта Великобритании Компьютер - функциональная схема компьютера Комната - графическое изображение комнаты А. С. Пушкин - памятник А. С. Пушкину
Проверь себя! Задание 2: Заполни таблицу: Имя объекта Краткое описание (существенные характеристики Материальный бумажный носитель информации. Атмосферные осадки в виде капель воды, размером от 0,1 до 5-7 мм. Излияние магмы на поверхность земли в виде лавы. Форма организации учебного процесса. Демократическое волеизъявление гражданина по поводу выбора главы государства, от которого зависит будущее страны. Горизонтальная поверхность на опоре, предназначенная для работы на ней.
Задание 2: Ответы Имя объекта Стол Книга Дождь Извержение вулкана Урок Выборы президента Краткое описание (существенные характеристики Материальный бумажный носитель информации. Атмосферные осадки в виде капель воды, размером от 0,1 до 5-7 мм. Излияние магмы на поверхность земли в виде лавы. Форма организации учебного процесса. Демократическое волеизъявление гражданина по поводу выбора главы государства, от которого зависит будущее страны. Горизонтальная поверхность на опоре, предназначенная для работы на ней.
Проверь себя! Задание 3: Классифицируйте модели по типам: Глобус, рисунок цветка, макет дома, карта, формула, периодическая система химических элементов Менделеева, модель самолета, муляж яблока, манекен материальные информационные Глобус Макет дома Модель самолета Муляж яблока Манекен Рисунок цветка Карта Формула Периодическая система химических элементов Менделеева
Системный подход в моделировании Система – совокупность взаимосвязанных объектов, называемых элементами системы. Система = элементы + связи между ними Системный эффект – при объединении элементов в систему у системы появляются новые свойства, которыми не обладал ни один из элементов системы.
Структура информационных систем Табличная – для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств. Изображается в виде таблицы. Иерархическая – результат классификации объектов. Все элементы распределены по уровням. Каждый элемент более высокого уровня может содержать несколько элементов нижнего уровня. Но каждый элемент нижнего уровня входит в состав только одного элемента верхнего уровня. Обычно изображается в виде ориентированного графа. Сетевая – для отражения систем, в которых связи между элементами имеют произвольный характер. Обычно изображается в виде неориентированного графа.
Практическая работа: Создайте в текстовом редакторе одну из предложенных моделей
Название документа приложение 2 (закрепление).docx
Задание 1: Выберите из предложенного списка пары объектов, находящихся в отношениях «объект-модель».
Компьютерная программа, атлас мира, Великобритания, припев, карта Великобритании, Функциональная схема компьютера, комната, куплет, песня, графическое изображение комнаты, компьютер, глобус, Пушкин А. С., роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», памятник А. С. Пушкину
Объект
Модель
Задание 2: Заполни таблицу:
Имя объекта
Существенные характеристики объекта
Горизонтальная поверхность на опоре, предназначенная для работы на ней.
Материальный бумажный носитель информации.
Атмосферные осадки в виде капель воды, размером от 0,1 до 5-7 мм.
Излияние магмы на поверхность земли в виде лавы.
Форма организации учебного процесса.
Демократическое волеизъявление гражданина по поводу выбора главы государства.
Задание 3: Классифицируйте модели по типам:
Глобус, рисунок цветка, макет дома, карта, формула, периодическая система химических элементов Менделеева, модель самолета, муляж яблока, манекен.
Материальные (натурные) модели
Информационные модели
Название документа приложение 3 (практическая работа).doc
Тема «Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей.»
Задания к уроку
Постройте табличную информационную модель по следующим данным.
Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгейзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики – 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгейзе – 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы – 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура – 36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче Солнца в 22000 раз. Расстояние до Акрукса – 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72500 раз. Расстояние до Антареса – 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса – 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды – 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана – 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба – 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля – 820 световых лет.
Составьте сетевую информационную модель. В первом ряду укажите имена своих друзей, во втором – их увлечения. Изобразите дугами связи: имя - увлечение.
Составьте иерархическую информационную модель родословного дерева потомков Владимира Мономаха.
Потомки Владимира Мономаха
Владимир Мономах умер в 1125 г. Он оставил 4 сыновей: Мстислава (1132), Ярополка (1139), Вячеслава Туровского (1154) и Юрия Долгорукого (1157). После Мстислава осталось 3 сына: Изяслав Волынский (1154), Всеволод Новгородский (1138) и Ростислав Смоленский (1168). У Изяслава Волынского был сын Мстислав (1170), у Мстислава сын Роман (1205), у Романа — Даниил Галицкий (1264). Ростислав Смоленский имел 4 сыновей: Романа (1180), Рюрика (1215), Давида (1197) и Мстислава Храброго (1180). После Романа
Ростиславича остался сын Мстислав Киевский (1224), после Мстислава Храброго — сын Мстислав Удалой (1228). Юрий Долгорукий имел 3 сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода (1212). Сыновьями Всеволода были Константин (1217), Юрий (1238) и Ярослав (1246). У Ярослава Всеволодовича было 3 сына: Александр Невский (1263), Андрей Суздальский (1264) и Ярослав Тверской (1272). Сыновья Александра Невского: Дмитрий Переяславский (1294), Андрей Городецкий (1304) и Даниил Московский (1303). У Андрея Суздальского был сын Василий (?), у Ярослава Тверского — сын Михаил (1318).
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная на компьютере.
Аннотация: На уроке учащиеся знакомятся с основными типами информационных моделей и их классификацией, выполняют практические задания по построению информационных моделей различных типов.
Цель урока: Ввести понятие модели. Познакомить с основными типами информационных моделей и их классификацией.
Задачи:
- обучающие: Формирование представления у учащихся о понятии модели и моделирования.
- развивающие:
Изучить понятие модель и моделирование. Классифицировать модели по типу.
- воспитательные: Повышение познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Тип урока (комбинированный):
Необходимое техническое оборудование:
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент |
| Приветствие ребят, проверка рабочего места, отсутствующих на уроке. |
| 1 |
2 | Постановка целей урока | Презентация | Формулировка темы и цели урока |
| 1 |
3 | Актуализация опорных знаний | Презентация Слайд № 2 | Демонстрация, учитель задаёт вопросы учащимся: | Ответы на вопросы | 3 |
4 | Изучение нового материала | Презентация Слайды № 3-7, 13-14 | Демонстрация, объяснение содержания. | Восприятие информации, запись краткого конспекта в тетради | 7 |
5 | Закрепление нового материала | Презентация Слайд № 8-12 | Объяснение условия задания: |
-Выполнение задания | 3 |
6 | Практическая работа | Текстовый процессор MS Word
Презентация Слайд № 15 | Инструктирование по выполнению практической работы- построение табличной, иерархической или сетевой модели по выбору учащихся. | Выполнение практического задания | 20 |
7 | Подведение итогов урока | Текстовые документы с выполненным заданием | Анализ результатов выполнения учащимися практической работы | Предъявление файла с практической работой | 4 |
8 | Домашнее задание | Презентация | Объяснение содержания домашней работы | Записывают задание в дневники | 1 |
Используемая литература:
Приложения: Архив ZIP, объемом 664 Кб (2-2-6-21.zip)
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 02.05.2014 |
Раздел | Информатика |
Подраздел | |
Просмотров | 11316 |
Номер материала | 594 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: