Инфоурок Информатика Другие методич. материалыКонспект урока «Окружающий мир как иерархическая система» 9 класс

Конспект урока «Окружающий мир как иерархическая система» 9 класс

Скачать материал

Конспект урока «Окружающий мир как иерархическая система» 9 класс

Интегрирующая дидактическая цель: сформировать представление об окружающем мире как иерархической системе.

Задачи урока:

  1. сформировать представление о разновидностях иерархической системы;
  2. познакомить учащихся с окружающим миром, для которого можно проводить моделирование.
  3. развитие логического мышления, расширение кругозора.
  4. развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Ход урока:

I. Изучение нового материала.

Уровень А. «Макро-, Микро-, Мега мир».

Мы живем в макромире, т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на:
Неживые

http://metod-kopilka.ru/images/lav_1.jpg

Живые

http://metod-kopilka.ru/images/lav_2.jpg

Искусственные

http://metod-kopilka.ru/images/lav_3.jpg

Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром.

http://metod-kopilka.ru/images/lav_4.jpg

Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, Солнце вместе с сотнями миллионов других звезд образует нашу галактику Млечный Путь, а миллиарды галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир.

http://metod-kopilka.ru/images/lav_5.jpg

В живой природе также существует иерархия: одноклеточные — растения и животные — популяции животных. Вершиной эволюции жизни на Земле является человек, который не может жить вне общества. Каждый человек в отдельности и общество в целом изучают окружающий мир и накапливают знания, на основании которых создаются искусственные объекты.

http://metod-kopilka.ru/images/lav_6.jpg

Системы и элементы

Окружающий нас мир состоит из множества различных объектов, каждый из которых имеет разнообразные свойства, и при этом объекты взаимодействуют между собой. Например, такие объекты, как планеты нашей Солнечной системы, имеют различные свойства (массу, геометрические размеры и пр.) и по закону всемирного тяготения взаимодействуют с Солнцем и друг с другом.

Определение! Система является совокупностью взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы.

Важным признаком системы является ее целостное функционирование. Система является не набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов.

Взаимосвязь элементов в системах может иметь различную природу. В неживой природе взаимосвязь элементов осуществляется с помощью физических взаимодействий:

  • в системах мегамира (например, в Солнечной системе) взаимодействие элементов осуществляется посредством всемирного тяготения;
  • в макротелах происходит электромагнитное взаимодействие между атомами;
  • в атомах элементарные частицы связаны ядерными и электромагнитными взаимодействиями.

Например, если сложить в кучу устройства, которые входят в состав компьютера (процессор, модули оперативной памяти, системную плату, жесткий диск, корпус, монитор, клавиатуру и мышь), то они не будут образовывать систему. Компьютер, т. е. целостно функционирующая система, образуется только после физического подключения устройств друг к другу, включения питания и загрузки операционной системы.

Если из системы удалить хотя бы один элемент, то она может перестать функционировать. Так, если удалить одно из устройств компьютера (например, процессор), компьютер выйдет из строя, т. е. прекратит свое существование как система.

Каждая система обладает определенными свойствами, которые, в первую очередь, зависят от набора составляющих ее элементов.

Свойства системы зависят также от структуры системы, т. е. от типа отношений и связей элементов системы между собой. Если системы состоят из одинаковых элементов, но обладают разной структурой, то их свойства могут существенно различаться.

Уровень В, С. «Макро-, Микро-, Мега мир».

Мы живем в макромире, т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком.
Обычно макрообъекты разделяют на:

  • неживые (камень, льдина, бревно и т. д.),
  • живые (растения, животные, сам человек),
  • искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компьютеры и др.).

Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром.
Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, Солнце вместе с сотнями миллионов других звезд образует нашу галактику Млечный Путь, а миллиарды галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир.
Все многообразие объектов мега-, макро- и микромира состоит из вещества, при этом все материальные объекты взаимодействуют друг с другом и поэтому обладают энергией. Поднятое над поверхностью Земли тело обладает механической энергией, нагретый чайник — тепловой, заряженный проводник — электрической, а ядра атомов — атомной.
Окружающий мир можно представить в виде иерархического ряда объектов: элементарных частиц, атомов, молекул, макротел, звезд и галактик. При этом на уровнях молекул и макротел в этом иерархическом ряду образуется ответвление — другой ряд, связанный с живой природой.
В живой природе также существует иерархия: одноклеточные — растения и животные — популяции животных.
Вершиной эволюции жизни на Земле является человек, который не может жить вне общества.
Каждый человек в отдельности и общество в целом изучают окружающий мир и накапливают знания, на основании которых создаются искусственные объекты.

http://metod-kopilka.ru/images/lav_6.jpg

Системы и элементы

Окружающий нас мир состоит из множества различных объектов, каждый из которых имеет разнообразные свойства, и при этом объекты взаимодействуют между собой. Например, такие объекты, как планеты нашей Солнечной системы, имеют различные свойства (массу, геометрические размеры и пр.) и по закону всемирного тяготения взаимодействуют с Солнцем и друг с другом.
Планеты входят в состав более крупного объекта — Солнечной системы, а Солнечная система — в состав нашей галактики «Млечный путь». С другой стороны, планеты состоят из атомов различных химических элементов, а атомы — из элементарных частиц. Можно сделать вывод, что практически каждый объект состоит из других объектов, то есть представляет собой систему.
Система является совокупностью взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы.
Важным признаком системы является ее целостное функционирование. Система является не набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов.
Взаимосвязь элементов в системах может иметь различную природу. В неживой природе взаимосвязь элементов осуществляется с помощью физических взаимодействий:

  • в системах мегамира (например, в Солнечной системе) взаимодействие элементов осуществляется посредством всемирного тяготения;
  • в макротелах происходит электромагнитное взаимодействие между атомами;
  • в атомах элементарные частицы связаны ядерными и электромагнитными взаимодействиями.

В живой природе целостность организмов обеспечивается химическими взаимодействиями между клетками, в обществе — социальными связями и отношениями между людьми, в технике — функциональными связями между устройствами и т. д.
Например, если сложить в кучу устройства, которые входят в состав компьютера (процессор, модули оперативной памяти, системную плату, жесткий диск, корпус, монитор, клавиатуру и мышь), то они не будут образовывать систему. Компьютер, т. е. целостно функционирующая система, образуется только после физического подключения устройств друг к другу, включения питания и загрузки операционной системы.
Если из системы удалить хотя бы один элемент, то она может перестать функционировать. Так, если удалить одно из устройств компьютера (например, процессор), компьютер выйдет из строя, т. е. прекратит свое существование как система.

http://metod-kopilka.ru/images/lav_7.jpg

Каждая система обладает определенными свойствами, которые, в первую очередь, зависят от набора составляющих ее элементов. Так, свойства химических элементов зависят от строения их атомов.
Атом водорода состоит из двух элементарных частиц (протона и электрона), и соответствующий химический элемент является газом.
Атом лития состоит из трех протонов, четырех нейтронов и трех электронов, и соответствующий химический элемент является щелочным металлом.

http://metod-kopilka.ru/images/lav_9.jpg

Свойства системы зависят также от структуры системы, т. е. от типа отношений и связей элементов системы между собой. Если системы состоят из одинаковых элементов, но обладают разной структурой, то их свойства могут существенно различаться. Например, алмаз и графит состоят из одинаковых атомов (атомов углерода), однако способы связей между атомами (кристаллические решетки) существенно различаются.
В кристаллической решетке алмаза взаимодействие между атомами очень сильное по всем направлениям, поэтому он является самым твердым веществом на планете и существует в форме кристаллов.
В кристаллической решетке графита атомы размещены слоями, между которыми взаимодействие слабое, поэтому он легко крошится и используется в грифелях карандашей.

http://metod-kopilka.ru/images/lav_10.jpg

II. Первичное закрепление знаний.

Уровень А.

Задание: контрольные вопросы
Цель: проверить уровень усвоения знаний по теме
Методические рекомендации для учащихся:
Ответьте на контрольные вопросы:

  • Что такое микромир?
  • Что такое макромир?
  • Что такое мегамир?
  • Образуют ли систему устройства, из которых состоит компьютер: до сборки? После сборки? После включения компьютера?

Уровень В.

Задание: задание на соответствие
Цель: проверить уровень усвоения знаний по теме
Методические рекомендации для учащихся:
Установить соответствие:

http://metod-kopilka.ru/images/lav_11.jpg

http://metod-kopilka.ru/images/lav_12.jpg

http://metod-kopilka.ru/images/lav_13.jpg

Уровень C.

Задание: «Системы элементов»
Цель: проверить уровень усвоения знаний по теме
Методические рекомендации для учащихся:
Задание 1.
Представьте себе перечисленные ниже объекты в виде системы взаимосвязанных элементов и перечислите эти элементы:

  1. веник
  2. велосипед
  3. зубная щетка
  4. чайник

Задание 2.
Для каждого из объектов, представленных в задании 1, осуществите системный анализ, т.е. укажите состав и структуру. Какие из компонент можно считать простыми элементами, какие – подсистемами?

III. Рефлексия.

  • О чем говорили на уроке?
  • Что было сложно?
  • Что было интересно?
  • Какие задания выполняли?
  • Как ты себя можешь оценить?

IV. Домашнее задание.

Уровень А.

  1. Теоретический материал урока
  2. Привести примеры макро-, микро - и мегамиров

Уровень В, С.

  1. Теоретический материал урока.
  2. Придумать примеры систем, выделить их элементы.

Литература, эор:

  1. http://festival.1september.ru/articles/567019/
  2. http://belomorsk.karelia.ru
  3. http://wallpaper-yaport.ru
  4. http://gamer.ru
  5. http://ronintex.ru
  6. http://monitor.ekenforum.ru
  7. http://daypic.ru/art/15639
  8. http://astronet.ru
  9. http://shkolazhizni.ru
  10. http://naf-st.ru
  11. http://edu.dvgups.ru
  12. http://colouringbook.org

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока «Окружающий мир как иерархическая система» 9 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Интегрирующая дидактическая цель: сформировать представление об окружающем мире как иерархической системе. Задачи урока: сформировать представление о разновидностях иерархической системы; познакомить учащихся с окружающим миром, для которого можно проводить моделирование. развитие логического мышления, расширение кругозора. развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры. Ход урока: I. Изучение нового материала. Уровень А. «Макро-, Микро-, Мега мир». Мы живем в макромире, т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на:Неживые Живые Искусственные Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром. Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, Солнце вместе с сотнями миллионов других звезд образует нашу галактику Млечный Путь, а миллиарды галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир. В живой природе также существует иерархия: одноклеточные — растения и животные — популяции животных. Вершиной эволюции жизни на Земле является человек, который не может жить вне общества. Каждый человек в отдельности и общество в целом изучают окружающий мир и накапливают знания, на основании которых создаются искусственные объекты. Системы и элементы Окружающий нас мир состоит из множества различных объектов, каждый из которых имеет разнообразные свойства, и при этом объекты взаимодействуют между собой. Например, такие объекты, как планеты нашей Солнечной системы, имеют различные свойства (массу, геометрические размеры и пр.) и по закону всемирного тяготения взаимодействуют с Солнцем и друг с другом. Определение! Система является совокупностью взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы. Важным признаком системы является ее целостное функционирование. Система является не набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов. Взаимосвязь элементов в системах может иметь различную природу. В неживой природе взаимосвязь элементов осуществляется с помощью физических взаимодействий: в системах мегамира (например, в Солнечной системе) взаимодействие элементов осуществляется посредством всемирного тяготения; в макротелах происходит электромагнитное взаимодействие между атомами; в атомах элементарные частицы связаны ядерными и электромагнитными взаимодействиями. Например, если сложить в кучу устройства, которые входят в состав компьютера (процессор, модули оперативной памяти, системную плату, жесткий диск, корпус, монитор, клавиатуру и мышь), то они не будут образовывать систему. Компьютер, т. е. целостно функционирующая система, образуется только после физического подключения устройств друг к другу, включения питания и загрузки операционной системы. Если из системы удалить хотя бы один элемент, то она может перестать функционировать. Так, если удалить одно из устройств компьютера (например, процессор), компьютер выйдет из строя, т. е. прекратит свое существование как система. Каждая система обладает определенными свойствами, которые, в первую очередь, зависят от набора составляющих ее элементов. Свойства системы зависят также от структуры системы, т. е. от типа отношений и связей элементов системы между собой. Если системы состоят из одинаковых элементов, но обладают разной структурой, то их свойства могут существенно различаться. Уровень В, С. «Макро-, Микро-, Мега мир». Мы живем в макромире, т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на: неживые (камень, льдина, бревно и т. д.), живые (растения, животные, сам человек), искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компьютеры и др.). Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром. Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, Солнце вместе с сотнями миллионов других звезд образует нашу галактику Млечный Путь, а миллиарды галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир. Все многообразие объектов мега-, макро- и микромира состоит из вещества, при этом все материальные объекты взаимодействуют друг с другом и поэтому обладают энергией. Поднятое над поверхностью Земли тело обладает механической энергией, нагретый чайник — тепловой, заряженный проводник — электрической, а ядра атомов — атомной. Окружающий мир можно представить в виде иерархического ряда объектов: элементарных частиц, атомов, молекул, макротел, звезд и галактик. При этом на уровнях молекул и макротел в этом иерархическом ряду образуется ответвление — другой ряд, связанный с живой природой. В живой природе также существует иерархия: одноклеточные — растения и животные — популяции животных. Вершиной эволюции жизни на Земле является человек, который не может жить вне общества. Каждый человек в отдельности и общество в целом изучают окружающий мир и накапливают знания, на основании которых создаются искусственные объекты. Системы и элементы Окружающий нас мир состоит из множества различных объектов, каждый из которых имеет разнообразные свойства, и при этом объекты взаимодействуют между собой. Например, такие объекты, как планеты нашей Солнечной системы, имеют различные свойства (массу, геометрические размеры и пр.) и по закону всемирного тяготения взаимодействуют с Солнцем и друг с другом. Планеты входят в состав более крупного объекта — Солнечной системы, а Солнечная система — в состав нашей галактики «Млечный путь». С другой стороны, планеты состоят из атомов различных химических элементов, а атомы — из элементарных частиц. Можно сделать вывод, что практически каждый объект состоит из других объектов, то есть представляет собой систему. Система является совокупностью взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы. Важным признаком системы является ее целостное функционирование. Система является не набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов. Взаимосвязь элементов в системах может иметь различную природу. В неживой природе взаимосвязь элементов осуществляется с помощью физических взаимодействий: в системах мегамира (например, в Солнечной системе) взаимодействие элементов осуществляется посредством всемирного тяготения; в макротелах происходит электромагнитное взаимодействие между атомами; в атомах элементарные частицы связаны ядерными и электромагнитными взаимодействиями. В живой природе целостность организмов обеспечивается химическими взаимодействиями между клетками, в обществе — социальными связями и отношениями между людьми, в технике — функциональными связями между устройствами и т. д. Например, если сложить в кучу устройства, которые входят в состав компьютера (процессор, модули оперативной памяти, системную плату, жесткий диск, корпус, монитор, клавиатуру и мышь), то они не будут образовывать систему. Компьютер, т. е. целостно функционирующая система, образуется только после физического подключения устройств друг к другу, включения питания и загрузки операционной системы. Если из системы удалить хотя бы один элемент, то она может перестать функционировать. Так, если удалить одно из устройств компьютера (например, процессор), компьютер выйдет из строя, т. е. прекратит свое существование как система. Каждая система обладает определенными свойствами, которые, в первую очередь, зависят от набора составляющих ее элементов. Так, свойства химических элементов зависят от строения их атомов. Атом водорода состоит из двух элементарных частиц (протона и электрона), и соответствующий химический элемент является газом. Атом лития состоит из трех протонов, четырех нейтронов и трех электронов, и соответствующий химический элемент является щелочным металлом. Свойства системы зависят также от структуры системы, т. е. от типа отношений и связей элементов системы между собой. Если системы состоят из одинаковых элементов, но обладают разной структурой, то их свойства могут существенно различаться. Например, алмаз и графит состоят из одинаковых атомов (атомов углерода), однако способы связей между атомами (кристаллические решетки) существенно различаются. В кристаллической решетке алмаза взаимодействие между атомами очень сильное по всем направлениям, поэтому он является самым твердым веществом на планете и существует в форме кристаллов. В кристаллической решетке графита атомы размещены слоями, между которыми взаимодействие слабое, поэтому он легко крошится и используется в грифелях карандашей. II. Первичное закрепление знаний. Уровень А. Задание: контрольные вопросыЦель: проверить уровень усвоения знаний по темеМетодические рекомендации для учащихся: Ответьте на контрольные вопросы: Что такое микромир? Что такое макромир? Что такое мегамир? Образуют ли систему устройства, из которых состоит компьютер: до сборки? После сборки? После включения компьютера? Уровень В. Задание: задание на соответствиеЦель: проверить уровень усвоения знаний по темеМетодические рекомендации для учащихся:Установить соответствие: Уровень C. Задание: «Системы элементов» Цель: проверить уровень усвоения знаний по теме Методические рекомендации для учащихся: Задание 1. Представьте себе перечисленные ниже объекты в виде системы взаимосвязанных элементов и перечислите эти элементы:веник велосипед зубная щетка чайник Задание 2. Для каждого из объектов, представленных в задании 1, осуществите системный анализ, т.е. укажите состав и структуру. Какие из компонент можно считать простыми элементами, какие – подсистемами? III. Рефлексия. О чем говорили на уроке? Что было сложно? Что было интересно? Какие задания выполняли? Как ты себя можешь оценить? IV. Домашнее задание. Уровень А. Теоретический материал урока Привести примеры макро-, микро - и мегамиров Уровень В, С. Теоретический материал урока. Придумать примеры систем, выделить их элементы. Литература, эор: http://festival.1september.ru/articles/567019/ http://belomorsk.karelia.ru http://wallpaper-yaport.ru http://gamer.ru http://ronintex.ru http://monitor.ekenforum.ru http://daypic.ru/art/15639 http://astronet.ru http://shkolazhizni.ru http://naf-st.ru http://edu.dvgups.ru http://colouringbook.org

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 945 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.03.2020 881
    • DOCX 199.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Маркина Надежда Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Маркина Надежда Юрьевна
    Маркина Надежда Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 91506
    • Всего материалов: 247

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Создание и обеспечение электронного архива с использованием информационно-коммуникационных технологий

Специалист по формированию электронного архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Курс повышения квалификации

Использование нейросетей в учебной и научной работе: ChatGPT, DALL-E 2, Midjourney

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 605 человек из 76 регионов
  • Этот курс уже прошли 940 человек

Курс повышения квалификации

Теоретические и методологические основы преподавания информатики с учётом требований ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 154 человека из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 714 человек

Мини-курс

Эффективная корпоративная коммуникация

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное взаимодействие с детьми: стратегии общения и воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 654 человека из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 513 человек

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека