Документы в архиве:
Название документа Текстовый режим.doc
Новосельцев Сергей Викторович
учитель информатики и ИКТ
категория: высшая
МБУ «ГЦОКО»
г. Кострома
Тема урока: Текстовый режим.
Предмет: Информатика.
Класс: 10-11.
Ключевые слова: информатика, Паскаль, Pascal, модуль Crt, текстовый режим в Паскале, символьные величины, строковые величины, символьные и строковые функции в Паскале.
Оборудование: компьютерный класс, Turbo Pascal 7.0.
Тип урока: лекция с практическими заданиями на компьютере.
Текстовый режим (Pascal)
При работе с экраном в текстовом режиме (через модуль CRT) весь экран разбивается на отдельные строки, а каждая строка - на отдельные позиции, в каждую из которых можно поместить один символ (в том числе и пробел). Таким образом, весь экран разбивается на отдельные неделимые прямоугольные элементы. Всего в одной экранной строке можно вывести 80 символов, количество строк зависит от вида текстового режима - 25 (или 50). Первая строка располагается в верхней части экрана, символы выводятся слева направо.
Для каждого элемента можно задать цвет фона (задний план) и цвет символа (передний план).
Все команды текстового режима находятся в специальном модуле CRT, чтобы их использовать необходимо после заголовка программы вставить строку:
Uses Crt; { подключение модуля CRT }
Рассмотрим подробнее команды.
1). CLRSCR; - очистка экрана.
2). GOTOXY(x,y); - задать координаты, где x – целое число от 1 до 80, обозначает номер столбца (отступ вправо от первой позиции в строке), y – целое число от 1 до 25(50), обозначает номер строки (отступ вниз от первой верхней строки экрана).
3). TEXTCOLOR(c); - цвет символов, можно задавать двумя способами числом от 0 до 15 или словом,
Таблица цветов:
0 – black (чёрный) 8 – darkgray (темно серый)
1 – blue (синий) 9 – lightblue (светло синий)
2 – green (зелёный) 10 – lightgreen (светло зеленый)
3 – cyan (голубой) 11 – lightcyan (светло голубой)
4 – red (красный) 12 – lightred (светло красный)
5 – magenta (малиновый) 13 – lightmagenta (светло малиновый)
6 – brown (коричневый) 14 – yellow (желтый)
7 – lightgray (серый) 15 – white (белый)
4). TEXTBACKGROUND(c); - цвет фона, задается аналогично цвету символов, но используются только цвета от 0 до 7.
5). WINDOW(x1,y1,x2,y2); - ограничить окно, где x1,y1 – координаты левого верхнего угла окна, x2,y2 – координаты правого нижнего угла окна.
6). CLREOL; - стирает символы до конца строки.
7). DELAY(d); - установить задержку выполнения программы, где d – определяет длительность паузы.
8). KEYPRESSED - эта функция позволяет определить нажата клавиша (значение true) или нет (значение false), значение функции – boolean – логический тип.
9). READKEY – функция, которая присваивает код нажатой клавиши, значение функции – char – символьный тип.
10). WHEREX – эта функция определяет текущую позицию курсора в строке, значение – byte – целое число.
11). WHEREY – эта функция определяет текущую строку курсора, значение – byte – целое число.
12). SOUND(t); - включает встроенный звуковой динамик с заданной частотой t (измеряется в герцах).
13). NOSOUND; - выключает встроенный звуковой динамик.
Примеры:
1). Окрасить весь экран в синий цвет, вывести окно с тенью и надписью.
Program P1; { заголовок программы }
Uses Crt; { подключение модуля CRT }
Begin { начало программы}
Textbackground(1); ClrScr; { окрасить весь экран в синий цвет }
Window(22,6,37,16); { границы окна изображающего тень }
Textbackground(0); ClrScr; { закрасить окно тени чёрным цветом }
Window(20,5,35,15); { границы изображаемого окна }
Textbackground(7); ClrScr; { закрасить окно серым цветом }
Gotoxy(5,2); { задать координаты вывода }
Write('Hello!'); { вывести сообщение }
Readln; { задержка до нажатия клавиши Enter }
End. { конец программы }
Примечание. Координаты вывода сообщения отсчитываются относительно текущего окна, а именно: 20,5 – левый верхний угол окна, теперь это точка 1,1; ширина окна 15 (35-20), высота окна 10 (15-5), поэтому для вывода посередине используются координаты 5,2.
2). На чёрном экране, в центре экрана зеленым цветом ввести сумму в рублях, в начале 20-й строки желтым цветом на синем фоне вывести полученную сумму в долларах.
Program P2; { заголовок программы }
Uses Crt; { подключение модуля CRT }
Const kurs=31.53; { константа – курс рубля }
Var d,r: real; { переменные программы }
Begin { начало программы }
Window(1,1,80,25); { окно во весь экран }
Textbackground(0); ClrScr; { окрасить в чёрный цвет }
Gotoxy(30,12); { координаты для ввода }
Textcolor(2); { цвет – зелёный }
Write('Vvedite summy v rublyah: '); { вывести пояснение к вводу }
Readln(r); { ввод суммы в рублях }
d:=r/kurs; { получение суммы в долларах }
Gotoxy(1,20); { координаты вывода ответа }
Textcolor(14); Textbackground(1); { цвет – жёлтый, фон – синий }
Write('Summa v dollarah=',d:8:2); { вывод суммы в долларах }
Readln; { ждать нажатия клавиши Enter }
End. { конец программы }
Задания
1). Закрасить четверти экрана разными цветами и в центре каждой вывести надпись.
2). Запросить с клавиатуры пароль (целое число). Если пароль введен правильно (123), то окрасить экран в зелёный цвет, иначе – на синем экране вывести сообщение 'Net dostupa!'.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Тип урока: лекция с практическими заданиями на компьютере.
Оборудование: компьютерный класс, Turbo Pascal 7.0
Текстовый режим (Pascal)
При работе с экраном в текстовом режиме (через модуль CRT) весь экран разбивается на отдельные строки, а каждая строка - на отдельные позиции, в каждую из которых можно поместить один символ (в том числе и пробел). Таким образом, весь экран разбивается на отдельные неделимые прямоугольные элементы. Всего в одной экранной строке можно вывести 80 символов, количество строк зависит от вида текстового режима - 25 (или 50). Первая строка располагается в верхней части экрана, символы выводятся слева направо.
Для каждого элемента можно задать цвет фона (задний план) и цвет символа (передний план).
Все команды текстового режима находятся в специальном модуле CRT, чтобы их использовать необходимо после заголовка программы вставить строку:
Uses Crt; {подключение модуля CRT}
Рассмотрим подробнее команды.
Таблица цветов:
0 – black | (чёрный) | 8 – darkgray | (темно-серый) |
1 – blue | (синий) | 9 – lightblue | (светло-синий) |
2 – green | (зелёный) | 10 – lightgreen | (светло-зеленый) |
3 – cyan | (голубой) | 11 – lightcyan | (светло-голубой) |
4 – red | (красный) | 12 – lightred | (светло-красный) |
5 – magenta | (малиновый) | 13 – lightmagenta | (светло-малиновый) |
6 – brown | (коричневый) | 14 – yellow | (желтый) |
7 – lightgray | (серый) | 15 – white | (белый) |
Примеры:
1) Окрасить весь экран в синий цвет, вывести окно с тенью и надписью.
Program P1; | {заголовок программы} |
Uses Crt; | {подключение модуля CRT} |
Begin | {начало программы} |
Textbackground (1); ClrScr; | {окрасить весь экран в синий цвет} |
Window (22,6,37,16); | {границы окна изображающего тень} |
Textbackground (0); ClrScr; | {закрасить окно тени чёрным цветом} |
Window (20,5,35,15); | {границы изображаемого окна} |
Textbackground (7); ClrScr; | {закрасить окно серым цветом} |
Gotoxy (5,2); | {задать координаты вывода} |
Write ('Hello!'); | {вывести сообщение} |
Readln; | {задержка до нажатия клавиши Enter} |
End. | {конец программы} |
Примечание. Координаты вывода сообщения отсчитываются относительно текущего окна, а именно: 20,5 – левый верхний угол окна, теперь это точка 1,1; ширина окна 15 (35-20), высота окна 10 (15-5), поэтому для вывода посередине используются координаты 5,2.
2) На чёрном экране, в центре экрана зеленым цветом ввести сумму в рублях, в начале 20_й строки желтым цветом на синем фоне вывести полученную сумму в долларах.
Program P2 | {заголовок программы} |
Uses Crt; | {подключение модуля CRT} |
Const kurs=31.53; | {константа – курс рубля} |
Var d,r: real; | {переменные программы} |
Begin | {начало программы} |
Window (1,1,80,25); | {окно во весь экран} |
Textbackground (0); ClrScr; | {окрасить в чёрный цвет} |
Gotoxy (30,12); | {координаты для ввода} |
Textcolor (2); | {цвет – зелёный} |
Write ('Vvedite summy v rublyah:'); | {вывести пояснение к вводу} |
Readln (r); | {ввод суммы в рублях} |
d:=r/kurs; | {получение суммы в долларах} |
Gotoxy (1,20); | {координаты вывода ответа} |
Textcolor (14); Textbackground (1); | {цвет – жёлтый, фон – синий} |
Write ('Summa v dollarah=',d:8:2;) | {вывод суммы в долларах} |
Readln; | {ждать нажатия клавиши Enter} |
End. | {конец программы} |
Задания.
1) Закрасить четверти экрана разными цветами и в центре каждой вывести надпись.
2) Запросить с клавиатуры пароль (целое число). Если пароль введен правильно (123), то окрасить экран в зелёный цвет, иначе – на синем экране вывести сообщение Net dostupa!
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 04.11.2012 |
Раздел | Информатика |
Подраздел | |
Просмотров | 2848 |
Номер материала | 559 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: